- Преподавателю
- История
- Календарно - тематическое планирование 5 класс история
Календарно - тематическое планирование 5 класс история
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Головина М.В. |
Дата | 18.08.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Календарно-тематический планирование.
Тип урока
Элементы содержания.
Вид контроля.
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
план
факт
Предметные результаты
Метапредметные УУД
Личностные результаты
Введение (1 час).
1
Что изучает наука история.
Источники исторических знаний
Открытия новых
Знаний (ОЗН)
Что изучает история. Измерение времени в истории. Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.
Устный опрос
Научиться овладевать целостным представлением о предмете «История»
Регулятивные Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
Коммуникативные Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.
Познавательные Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник.
Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом
Жизнь первобытных людей (7 часов)
Первобытные собиратели и охотники (3 часа)
2
Древнейшие люди. Входной контроль (20 мин)
Рефлексия(Р)
Древнейшие люди - наши далекие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния др. человека. Собирательство и охота. Овладение огнем.
Устный опрос Работа с терминами
Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные
Регулятивные Показывать на карте места расселения древнейших людей.
Коммуникативные Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе.
Познавательные Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство.
Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни
3
Родовые общины охотников и собирателей
Р
Расселение древнейших людей. Строительство жилища. Охота как основной способ добычи пищи др. человека. Новые орудия труда. Человек разумный. Родовые общины.
Работа с картой Устный опрос.
Научиться работать с картой
Регулятивные Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины.
Коммуникативные Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты. Характеризовать новые способы охоты.
Познавательные Исследовать на исторической карте и в мультимедиа ресурсах географию расселения первобытных людей.
Знание о своей этнической принадлежности, уважение к ценностям семьи, любовь к природе.
4
Возникновение искусства и религиозных верований.
Р
Пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.
Устный опрос. Тест.
Научиться применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа
Регулятивные Охарактеризовать первобытные верования людей.
Коммуникативные Рассказать о наскальной живописи, версиях её происхождения. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах
Познавательные Объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников.
Освоение общемирового культурного наследия.
Первобытные земледельцы и скотоводы (3 часа).
5
Возникновение земледелия и скотоводства.
Р
Первые орудия труда земледельцев. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Освоение ремесел. Племя: изменение отношений. Управление племенем.
Работа с учебником.
Научиться овладевать целостным представлением об историческом пути народов
Регулятивные Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Охарактеризовать религиозные верования древнего человека.
Коммуникативные Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла.
Познавательные Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем.
Уважение к труду, ценностям семьи, любовь к природе. Ориентация в системе моральных норм и ценностей
6
Появление неравенства и знати
ОЗН
Развитие ремесел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение плуга. От родовой общины - к соседской. Возникновение неравенства и знати. Выделение знати.
Устный опрос Самостоятельная работа. Работа с атласами
Научиться овладевать целостным представлением об историческом пути народов
Регулятивные Находить на карте районы, где предположительно появилась металлургия.
Коммуникативные Выделять и сравнивать признаки родовой и соседской общин.
Познавательные Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства.
Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати.
Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями.
Счёт лет в истории (1 час)
7
Измерение времени по годам.
Р
Обсуждения методики выполнения заданий
Устный опрос .
Научиться читать ленту времени
Регулятивные Уметь определять историческое время по ленте времени.
Коммуникативные Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.
Познавательные Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период.
Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени
8
Контрольная работа №1 по теме «Жизнь первобытных людей»
ОЗН
Знать, какой опыт, наследие дал человечеству эпоха первобытности.
Контрольная работа.
Общие представления о наследии эпохи первобытности.
Регулятивные Уметь определять историческое время по ленте времени.
Коммуникативные Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.
Познавательные Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период.
Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени
Древний Восток (20 часов)
Древний Египет (8 часа)
9
Государство на берегах Нила
ОЗН
Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледельцы в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.
Устный обзор темы. Работа с картой
.
Научиться овладевать целостным представлением об историческом пути Древнего Египта
Регулятивные Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян.
КоммуникативныеХарактеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды.
Познавательные Раскрывать значение понятий и терминов: государство, папирус, дельта, оазис, ил, рельеф, фараон.
Самостоятельно подготовить тематическое сообщение к уроку по выбору
10
Как жили земледельцы и ремесленники.
Р
Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремесла и обмен. Писцы собирают налоги.
Устный опрос.
Работа с учебником.
Научиться создавать яркие образы земледельцев и ремесленников Древнего Египта
Регулятивные Оценивать достижения культуры.
Коммуникативные Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий.
Познавательные Комментировать понятия: вельможи, писцы, налоги, шадуф, и самостоятельно формулировать их.
Экологическое сознание
11
Жизнь египетского вельможи.
Р
О чем могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношение фараона и его вельмож
Сам. раб.
Взаимоконтроль
Научиться создавать яркие образы вельможи
Регулятивные Характеризовать особенности власти фараонов и порядок управления страной.
Коммуникативные Учиться работать в малой группе над общим заданием.
Познавательные Выделять главное в части параграфа, во всём параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока
Ориентация в особенностях и ценностей и их иерархизации. отношений и взаимодействий, в системе моральных норм
12
Военные походы фараонов
ОЗН
Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта - Мемфис, Фивы. Появление наемного войска.
Проверочная работа
Тест
.
Научиться читать историческую карту
Регулятивные Анализировать завоевание египтян и давать им соответствующую оценку.
Коммуникативные Работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке.
Познавательные Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства и территории походов фараонов
Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III.
13
Религия древних египтян.
Р
Боги и жрецы. Храмы - жилища богов. Могущество жрецов. Священные животные и боги. Представление древних египтян о «царстве мертвых». Фараон - сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мертвых».
Работа с датами и картами
Научиться объяснять и раскрывать символическое значение религиозных образов египтян
Регулятивные Характеризовать религию древних египтян.
Коммуникативные Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян.
Познавательные Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе.
Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа
14
Искусство древних египтян
Р
Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм - жилище богов. Археологические открытия в гробницах. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет.
Устный опрос
Научиться описывать предметы материальной культуры и произведения древнего искусства
Регулятивные Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах. Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды.
Коммуникативные Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов.
Познавательные Подготовить презентации в Power Point по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями).
Освоение общекультурного наследия древних египтян
15
Письменность и знания древних египтян.
Р
Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Школа подготовки писцов и жрецов.
Работа с датами и терминами.
Научиться описывать памятники истории и культуры древних египтян
Регулятивные Осуществлять познавательную рефлексию.
Коммуникативные Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса.
Познавательные Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам
Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах
16
Повторение по теме «Древний Египет»
Р
Самостоятельная работа
Исторический диктант
Знать о «Древнем Египте».
Регулятивные Анализировать достижения в земледелии.
Коммуникативные Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца.
Познавательные Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте
Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов
Западная Азия в древности (7 часов)
17
Древнее Двуречье
ОЗН
Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Шумерские города Ур и Урук. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни. Боги шумеров. Жрецы-ученые. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания. Мифы и сказания с глиняных табличек.
Устный опрос Работа с картой.
Научиться читать историческую карту и обобщать ее данные
Регулятивные Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья.
Коммуникативные Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею.
Познавательные Прокомментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки.
Экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех проявлениях жизни
18
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
Р
Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи - власть от бога Шамаша. Представления о законах Хаммурапи как о законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщиках.
Устный опрос.
Работа с учебником.
Научиться давать образную характеристику Хаммурапи
Регулятивные Объяснять почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов.
Коммуникативные Работа в группах по изучению законов вавилонского царя Хаммурапи с дальнейшим объяснением их значения.
Познавательные Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть. Характеризовать свод законов Хаммурапи.
Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации. Уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим
19
Финикийские мореплаватели
Р
География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит. Легенды о финикийцах.
Взаимоконтроль
Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные
Регулятивные Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир.
Коммуникативные Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников.
Познавательные Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей
Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам
20
Библейские сказания
ОЗН
Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племен. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история и предания еврейских племен. Переход к единобожию. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог дает законы народу.
Тест. Работа с учебником.
.
Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные
Регулятивные Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен
Коммуникативные Проводить аналогию и устанавливать какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям
Познавательные Объяснять значение принятие единобожия древнееврейскими племенами
Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам
21
Древнееврейское царство
Р
Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм Бога Яхве. Библейские сказания о героях.
Работа с датами и картами
Научиться рассказывать о важнейших событиях древнееврейского царства
Регулятивные Дать оценку поступков Давиду и Самсону
Коммуникативные Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное (работа в группах)
Познавательные Уметь обобщать информацию и делать выводы о том, каким представляли своего царя иудеи
Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам.
22
Ассирийская держава
Р
Начало обработки железа и последствия использования железных орудий труда. Ассирийское войско и конница. Приспособления для победы над противником. Завоевания ассирийских царей. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Гибель Ассирийской державы.
Беседа по проблемным вопросам. Работа с историческими источниками.
Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные
Регулятивные Уметь самостоятельно находить аргументы к крылатой фразе «Рукописи не горят»
Коммуникативные Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала
Познавательные Определять причины падения Ассирийской державы
Формировать отрицательное отношение к любому проявлению грубости, жестокости, насилия.
23
Персидская держава «царя царей».
ОЗН
Три великих царства в Западной Азии. Завоевания персов. Персидский царь Кир Великий: его победы, военные хитрости, легенды о нем. Образование Персидской державы (завоевания Лидии, Мидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская почта». Войско персидского царя.
Устный опрос Работа с терминами
Научиться сопоставлять древние гос-ва по различным критериям, выделять сходства и различия
Регулятивные Работать с исторической картой и дополнительным источниками по вопросу расширения территории державы
КоммуникативныеСистематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей.
Познавательные Установить причины возникновения Персидской державы
Составить свое личное отношение к изучаемым событиям, рассказывать кратко легенды о персидских царях
Индия и Китай в древности (5 часов)
24
Природа и люди Древней Индии
Р
Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ.
Самостоятельная работа. Работа с атласами
Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные
Регулятивные Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии
Коммуникативные Выяснить, каких животных почитали индийцы и почему( работа в группах)
Познавательные Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру
Формировать уважение к истории Индии культурным и историческим памятникам индийского народа
25
Индийские касты
Р
Миф о происхождении четырех каст. Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые».Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Объединение Индии царем Ашока.
Устный опрос.
Научиться овладевать целостным представлением об историческом пути развития буддизма
Регулятивные Дать собственную оценку буддисткой религии; составлять простой план пунктов параграфа по плану
Коммуникативные Подготовить сообщение о жизни Будды
Познавательные Доказывать, что брахманы - хранители знаний, сравнивать основные положения брахманизма и буддизма
Формировать уважение к истории Индии культурным и историческим памятникам индийского народа
26
Чему учил китайский мудрец Конфуций
Р
Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель - уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость - в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости.
Устный опрос. Взаимоконтроль.
Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные
Регулятивные Работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом
Коммуникативные Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая
Познавательные Определять и формировать особенности китайской религии
Формировать уважение к истории Китая культурным и историческим памятникам китайского народа
27
Первый властелин единого Китая.
Р
Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Возмущение народа. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.
Устный опрос Самостоятельная работа.
Научиться овладевать целостным представлением об историческом пути развития китайского народа
Регулятивные Дать собственную оценку своеобразию древней китайской цивилизации
Коммуникативные Составлять кроссворды по тематике урока
Познавательные Рассказывать об отношениях Китая с соседями, объяснять причины возведения Великой Китайской стены
Формировать уважение к истории Китая культурным и историческим памятникам китайского народа
28
Контрольная работа №2 по теме «Древний Восток»
ОЗН
Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.
Контрольная работа.
Знать тему «Древний Восток».
П.: Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала с учетом просмотра фрагментов видеофильма.
Р.: Показывать на карте самые известные города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой.
Коммуникативные Вести поиск по карте.
Формировать уважение к истории древнего Востока культурным и историческим памятникам Народов.
Древняя Греция (21 час)
Древнейшая Греция (5 часов)
29
Греки и критяне
Р
Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.
Устный опрос Работа с картой
Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные
Регулятивные Работать с картой, заданиями рабочей тетради
Коммуникативные Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст ( работа в группах)
Познавательные Называть отличительные признаки критской культуры
Формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам греческого народа
30
Микены и Троя.
Р
В крепостных Микенах. Местонахождение. Каменные Львиные ворота. Облик города - крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племен и его последствия.
Устный опрос
Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные
Регулятивные Показывать по карте местоположение Микен
Коммуникативные Работать в малых группах по дифференцированным заданиям, на ленте времени обозначать разные события и даты
Познавательные Выделять различия между микенской и критской культурой
Определить вклад микенской культуры в развитие греческой цивилизации
31
Поэма Гомера «Илиада».
Р
Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.
Самостоятельная работа. Устный опрос
Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные
Регулятивные Характеризовать образы основных героев «Илиады»
Коммуникативные Принимать участие в ролевой игре.
Познавательные Раскрывать кратко суть поэмы Гомера
Развивать интерес к истории Древнего мира, к памятникам античной литературы, греческой цивилизации
32
Поэма Гомера «Одиссея».
Р
География странствий царя с острова Итака - Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.
Устный опрос
Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные
Регулятивные Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея и составить план его путешествия
Коммуникативные В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку, выделяя основные вехи пути Одиссея домой
Познавательные Читать текст, выделяя основные понятия, определения и события
Воспитывать уважительное и бережное отношение ко всей античной литературе на примере поэмы Гомера «Одиссея
33
Религия древних греков
Р
Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Персефоне и Деметре. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.
. Устный опрос. Тест.
Научиться выявлять причинно-следственные связи между условиями жизни и занятиями греков
Регулятивные Давать нравственную оценку героическим поступкам героям древних мифов (работа в группах)
Коммуникативные Выполнять задания по технике диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка»
Познавательные Объяснять связь с явлениями природы и греческими богами
Дать оценку влияния греческой мифологии на культуру античного мира, средневековья, нового и новейшего времени.
Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 часов).
34
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу
Р
Реография, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселенность Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Законы Драконта. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.
Устный опрос.
Работа с учебником.
Научиться формировать целостное представление об историческом развитии греков
Регулятивные Дать собственную оценку борьбе земледельцев Аттики за собственное благополучие и нормальную жизнь
Коммуникативные Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским (работа в группах)
Познавательные Выделять признаки греческого полиса, характеризовать греческий демос, общество в целом
Сформировать личностное отношение учащихся к событиям, происходящим в Древней Греции
35
Зарождение демократии в Афинах.
Р
Демос восстает против знати. Демократические законы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.
Сам. раб.
Взаимоконтроль
Научиться объяснять сложные политические процессы
Регулятивные Дать собственную оценку поступкам Солона
Коммуникативные Вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем
Познавательные Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», ее роль в улучшении жизни основной массы населения
Выразить свое собственное отношение к демократическим процессам, происходящим в древней Греции
36
Древняя Спарта.
ОЗН
Реография, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта - военный лагерь . образ жизни и правила поведения спартиатов. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования.
Проверочная работа
Тест
.
Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные
Регулятивные Показывать на карте расположение Спарты
Коммуникативные Составлять рассказ о жизни спартанского мальчика.
Анализировать ответы одноклассников.
Познавательные Сравнивать общественно-политическое устройство Афин и Спарты
Определять роль дисциплины в воспитании и обучении спартанцев, определять свое отношение к спартанскому воспитанию
37
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей
Р
Греческая колонизация побережья Средиземного и Черного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада - колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона.
Работа с датами и картами
Научиться применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности колонизации
Регулятивные Описывать места возникновения греческих колоний, используя легенду карты
Коммуникативные Составлять план «Причины переселения греков»
Познавательные Объяснять причины и значение возникновения колоний
Осознавать принадлежность греков к единой культуре
38
Олимпийские игры в древности
Р
Праздник, объединявший эллинов. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Легенды о знаменитых атлетах. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр.
Устный опрос. Работа с учебником.
Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные
Регулятивные Описывать основные правила проведения Олимпийских игр
Коммуникативные С опорой на текст учебника составлять рассказ от имени участника или зрителя
Познавательные Раскрывать значение Олимпийских игр в жизни Греции
Пробудить желание заняться каким-либо видом спорта, осознавать положительное влияние спорта на человека
39
Победа греков над персами в Марафонской битве
ОЗН
Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга.
Самостоятельная работа. Устный опрос
Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные
Регулятивные Описывать ход боевых действий между персами и греками
Коммуникативные Делать выводы о значении победы греков в Марафонской битве
Познавательные Объяснять причины победы греков в Марафонской битве
Составлять рассказ об одном из сражений греков с персами от имени участника сражения
Доказывать сложность положения греков, используя текст учебника
Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства
Понимать причины героических усилий греков отстоять независимость своего государства
40
Нашествие персидских войск на Элладу
Р
Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев и царя Леонида. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков.
Устный опрос. Тест.
Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные
Регулятивные Описывать ход боевых действий междуКоммуникативные Делать выводы о значении нашествие персидских войск на Элладу
Познавательные Дать оценку итогов нашествия.
Описывать чувства человека-защитника своего государства
Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии (5 часов)
41
В гаванях афинского порта Пирей
ОЗН
В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины - крупнейший центр ремесла и торговли.
Устный опрос.
Работа с учебником.
Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные
Регулятивные устно описывать торговый порт Афин
Коммуникативные Сравнивать положение различных слоев афинского общества, на основе анализа документа
Познавательные Делать выводы о роли Афин в истории Древней Греции
Высказывать собственное мнение о понятии «гражданин», «гражданский поступок»
42
В городе богини Афины
Р
Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Посуда с краснофигурным и чернофигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора - главная площадь Афин. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.
Сам. раб.
Взаимоконтроль
Научиться описывать памятники истории и культуры Афин
Регулятивные Объяснять в чем состоит вклад древнегреческого общества в мировое культурное наследие
Коммуникативные Описывать произведения древнегреческой архитектуры
Познавательные Характеризовать особенности городской застройки, основные занятия жителей
Объяснять за что афиняне любили свой город, какими постройками и статуями гордились
43
В афинских школах и гимнасиях
Р
Воспитание детей педагогами. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие ученые о природе человека. Скульптуры Мирона и Поликлета и спортивные достижения учащихся палестры. Обучение красноречию.
Проверочная работа
.
Научиться анализировать систему воспитания и образования в афинских школах и гимназиях
Регулятивные Описывать особенности древнегреческого воспитания
Коммуникативные Сравнивать воспитание в Афинах и Спарте
Познавательные Рассказывать о развитии наук и образовании в Древней Греции
Описывать собственные представления о важности образования
44.
В афинском театре.
Р
Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актеры. Театральные представления: трагедии и комедии. Воспитательная роль театральных представлений.
Работа с датами и картами
Научиться создавать яркие образы, связанный с театром в Греции
Регулятивные Объяснять отличия трагедий и комедий
Коммуникативные Сравнивать современный театр и древнегреческий
Познавательные Рассказывать о развитии древнегреческого тетра
Высказывать суждения о роли театра в жизни греков
45
Афинская демократия при Перикле
Р
Сущность афинской демократии в V в. До н.э. выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания. Совет пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ
Устный опрос. Тест
Научиться формировать целостное представление об афинской демократии
Регулятивные Рассказывать об особенностях развития демократии при Перикле
Коммуникативные Сравнивать различия в управлении в Афинах и в Древнем Египте
Познавательные Характеризовать афинскую демократию при Перикле
Объяснять значение участия граждан в управлении государством
Глава 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э (4 часа)
46
Города Эллады подчиняются Македонии
ОЗН
Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчета новой истории. Гибель Филиппа. Александр - царь Македонии и Греции.
Устный опрос. Работа с датами.
Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные
Регулятивные Показывать на карте места сражений
Коммуникативные Характеризовать македонское войско
Познавательные Объяснять причины подчинения городов Эллады Македонии
Описывать значение потери Грецией независимости
47
Поход Александра Македонского на Восток
Р
Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию - начало пути к завоеванию мира. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.
Устный опрос. Взаимоконтроль.
Научиться рассказывать о важнейших событиях
Регулятивные Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра македонского
Коммуникативные Составлять исторический портрет(характеристику)Александра Македонского
Познавательные Объяснять причины гибели Персидского царства и образование державы Александра Македонского
Рассказывать о важности личных качеств для достижения поставленных целей
48
В Александрии Египетской
Р
Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра. Фаросский маяк - одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека.
Устный опрос. Работа с учебником.
Научиться создавать яркие образы связанные с памятниками Александрии Египетской
Регулятивные Определять сходство и различие между Александрийским музеем и музеями наших дней
Коммуникативные Составлять рассказ- описание города Александрия
Познавательные Объяснять причины распада державы Александра Македонского
Описывать значение распространения греческой культуры в странах Древнего Востока
49
Контрольная работа №3 по теме «Древняя Греция»
ОЗН
Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и Афинском полисе. Особенности афинской демократии.
Контрольная работа.
Знать тему «Древняя нреция».
П.: Основное содержание, понятия, хронологию основных событий данной темы, характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии.
Р.: Уметь отделять известное от неизвестного.
К.: Рассказывать об Александрии- центре эллинистического мира. Сравнить Александрию и Афины.
Описывать значение распространения греческой культуры в странах Древнего Востока
Древний Рим (18 часов)
Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 часа)
50
Древнейший Рим
ОЗН
Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул - первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.
Устный опрос. Самостоятельная работа.
Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные
Регулятивные Планирование последовательности действий
Коммуникативные Участие в обсуждении проблем и сотрудничество со сверстниками
Познавательные Сравнивать природные условия Греции и Рима, анализировать и обобщать факты. Характеризовать общественный строй, занятия
Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
51
Завоевание Римом Италии
Р
Возникновение республики. Консулы - ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.
Устный опрос. Работа с датами.
Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные
Регулятивные Планирование последовательности действий
Коммуникативные Организация и планирование работы в группе
Познавательные Исследовать по карте территории, завоёванные Римом. Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения
Формирование мотивации к обучению и познанию
52
Устройство Римской республики.
Р
Плебеи - равноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливий о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме
Устный опрос. Тест.
Научиться овладевать целостным представлением об устройстве Рима
Регулятивные Организация самоконтроля и само оценивания
Коммуникативные Овладение средствами решения коммуникативных задач
Познавательные Сравнивать устройство римской республики с греческим полисом
Формирование активной позиции в учебной деятельности
Рим - сильнейшая держава Средиземноморья (3 часа)
53
Вторая война Рима с Карфагеном
Р
Карфаген - стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима Западном Средиземноморье.
Устный опрос. Работа с датами и картами.
Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные
Регулятивные Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность
Коммуникативные Анализировать ответы одноклассников
Познавательные Называть причины и характер карфагенских войн. Формирование умений работы с исторической картой.
Характеризовать цели и поступки Ганибала
54
Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье
Р
Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон - автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье - провинция Рима.
Устный опрос. Взаимоконтроль.
Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные
Регулятивные Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность
Коммуникативные Работать с картой в процессе изучения событий.
Познавательные Формирование умений сообщать отдельные события, формулировать выводы по теме
Выражать свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебнопознавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи
55
Рабство в Древнем Риме
ОЗН
Завоевательные походы Рима - главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Раб - «говорящее орудие». Гладиаторские игры - любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские ученые о рабах.
Устный опрос. Тест.
Научиться овладевать целостным представлением о причинах и сущности рабовладения
Регулятивные Составление плана и последовательности действий
Коммуникативные Определение цели, функций участников и способы взаимодействия в группах
Познавательные Формирование умений работать с историческими источниками, текстом учебника
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере
Гражданские войны в Риме (3 часа)
56
Земельный закон братьев Гракхов
ОЗН
Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх-продолжатель дела брата. Гибель Гая.
Устный опрос. Работа с учебником.
Научиться выявлять закономерности исторических событий
Регулятивные Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
Коммуникативные Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
Познавательные Формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных групп
Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян
57
Восстание Спартака
Р
Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие к свободе. Обеспокоенность римского Сената небывалым размахом восстания. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.
Устный опрос. Работа с датами и картами.
Научиться формировать целостное представление о гладиаторах
Регулятивные Участие в коллективном проекте темы: «Поход Спартака в Альпы», «Красс против Спартака»
Коммуникативные Составлять рассказ от имени Спартака, Красса. Участвовать в ролевых играх.
Познавательные Понимание причин начала восстания Спартака и причин его поражения
Давать характеристику событиям и их участникам. Познакомить с героической личностью Спартака
58
Единовластие Цезаря
Р
Превращение римской армии в наемную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Красс, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны - опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате
Устный опрос. Самостоятельная работа.
Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные
Регулятивные Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы
Коммуникативные Умение работать в группе
Познавательные Подвести учащихся к пониманию характера власти, установленной Цезарем в Риме
Анализировать действия и поступки Ю. Цезаря
59
Установление империи.
Р
Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерон - римского философа. Поэма Вергилия «Энеида».
Самостоятельная работа. Тест.
Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные
Регулятивные Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины
Коммуникативные Организация и планирование работы в группе
Познавательные Формирование умений работать с исторической картой
Рассказывать о судьбах знаменитых римлян
Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры (5 часов)
60
Соседи Римской империи
Р
Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи.
Устный опрос.
Работа с учебником.
Научиться овладевать целостным представлением о соседях Рима
Регулятивные Умение составлять простой план
Коммуникативные Обмениваться в группе результатами поиска
Познавательные Изучить особенности правления Октавиана Августа. Переработка и структурирование информации
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другим народам
61
Рим при императоре Нероне.
ОЗН
Складывание культа императоров. Актер на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание и гибель Нерона.
Сам. раб.
Взаимоконтроль
Научиться овладевать целостным представлением о развитии Рима
Регулятивные Планирование и организация деятельности
Коммуникативные Планирование учебных действий
Познавательные Уметь самостоятельно составлять рассказ, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, давать оценку государственному деятелю Нерону
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
62
Первые христиане и их учение
Р
Проповедник Иисус из Палестины. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане - почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан.
Проверочная работа
Тест
.
Научиться овладевать целостным представлением о возникновении христианства
Регулятивные Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины
Коммуникативные Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
Познавательные Формировать умения составлять рассказ, работать с текстом учебника и историческими документами
Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан
63
Расцвет Римской империи во II в
Р
Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна - «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна - последние завоевания римлян. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство в провинциях империи.
Работа с датами и картами
Научиться формировать целостное представление об историческом развитии Рима эпохи расцвета
Регулятивные Формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты
Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог
Познавательные Постановка и решение проблем. Самостоятельное создание способов решения творческого характера
Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях
64
Вечный город и его жители
ОЗН
Все дороги ведут в Рим. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.
Устный опрос. Тест.
Научится создавать яркие образы связанные с личностями, памятниками, явлениями вечного города Рима
Регулятивные Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы
Коммуникативные Анализировать ответы одноклассников
Познавательные Инсценирование выртуальной экскурсии по Риму с использованием ИКТ, иллюстраций учебника, рассказов учащихся. Изучение культурной жизни в Древнем Риме
Развитие эстетического сознания
Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2 часа)
65
Римская империя при Константине
Р
Рим и варвары. Правление Константина. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток.
Устный опрос. Работа с датами.
Научиться формировать целостное представление об историческом развитии Рима при Константине
Регулятивные Осознание учамися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению
Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
Познавательные Выбор наиболее эффективных способов решения задач в конкретных условиях
Умение выражать и отстаивать свою позицию
66
Взятие Рима варварами
ОЗН
Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Наемники в римской армии. Взятие Рима готами. Падение Западной Римской империи.
Византия как преемница Римской империи. Конец эпохи античности.
Устный опрос. Работа с учебником и атласом.
Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные
Регулятивные Организация самоконтроля и самооценивания
КоммуникативныеИнтегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать со сверстниками и учителем
Познавательные Умение структурировать знания, строить речевые высказывания
Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Аллариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей
67
Контрольная работа №4 по теме «Древний Рим»
Р
Признаки цивилизации Рима и Греции. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении гос-вом. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от гос-в Др. Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.
Контрольная работа
Знать тему «Древний Рим»
Регулятивные Организация самоконтроля и самооценивания
П.: Показывать на карте этапы расширения границ Рима. Воспроизводить легенды и их нравственный контекст.
К.: Решать кроссворды, проблемные задания.
Л.: Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизм, свойственных грекам и римлянам. Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни, повседневности.
68
Повторение по курсу: «История Древнего мира»
Р
Жизнь первобытных людей. Древний Восток. Древняя Греция. Древний Рим.
Устный опрос.
Знать пройденный материал.
Регулятивные Осознание учащимися качества и уровня усвоения
Коммуникативные Планирование учебных действий
Познавательные Рефлексия способов и условий действия
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом и ради чего она осуществляется