Урок истории в 5 классе «В ТЕАТРЕ ДИОНИСА»

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока по истории



Учитель

Кочергина Елена Сергеевна

Дата проведения

Класс

Предмет

Количество учащихся

% присутствующих

По списку

Присутствовало

15 февраля 2015 года

5

история

25

25

100%

Тема урока

«В театре Диониса»

Урок составлен в рамках Программы общеобразовательных учреждений: История. Обществознание. История России. 6-9 классы. Авторы - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Москва, «Просвещение», 2008г.

Цель урока: создание представления о греческом театре, его устройстве, времени возникновения, знакомство с именами авторов комедий и трагедий, развитие навыков работы с источником, текстом учебника, «линией времени»; воспитание чувства прекрасного, чувства уважения, к культурному наследию других народов, формирование системы нравственных ценностей.

Задачи урока:

Образовательная: рассмотреть понятия: «театр», «орхестра», «скене», «комедия», «трагедия», рассмотреть хронологические рамки возникновения театра, подвести к пониманию того, что появление театра у древних греков было связано с религией, познакомиться с именами авторов трагедий, комедий;

Развивающая: развивать навыки словарной работы, творческого воображения, продолжить формировать умение работать с текстом учебника, историческим источником, интернет-ресурсами, выделять в тексте главное, сравнивать различные эпохи, развивать коммуникативные умения учащихся;

Воспитательная: развивать творческую активность учащихся, воспитывать интерес и уважение к культурному наследию других народов, формировать систему нравственных ценностей.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-путешествие

Методы и приёмы: исследовательский, проблемно-поисковый, репродуктивный; работа с учебником, в парах, группах, работа по карточкам с дидактическим материалом, индивидуальная работа с самопроверкой.

Технологии: развитие критического мышления, информационно-коммуникативные технологии, личностно-ориентированный подход

Оборудование: История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. - М.: Просвещение, 2010, мультимедийная презентация материалов урока.

На уроке присутствовали:

Стряхилева Н.А. - заместитель директора по УВР;

Пасечник Н. В. - заместитель директора по ВР;

Евменова Н.Н. - заместитель директора по УВР;

Белоглазова Е.В. - учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории;

Лукьянчикова О.П. - учитель истории и обществознания первой квалификационной категории.

Ожидаемые результаты: учащиеся смогут объяснить понятия: «театр», «орхестра», «скене», «комедия», «трагедия», определить время возникновения театра в Древней Греции (век), называть имена авторов комедий, трагедий, научаться извлекать информацию и оформлять её в виде плана, схемы, анализировать источник, получат опыт сотрудничества при работе в парах, группах, проявят интерес и проникнуться уважением к культуре другого народа, смогут совершать действия нравственно-этического оценивания ("что такое хорошо, что такое плохо").

План:

1. История возникновения театра в Древней Греции.

2. Устройство театра.

3. Как проходили представления.

4. Какие пьесы исполнялись.

«В театре Диониса», урок № 44

Организационная структура урока

Этапы урока

Формы,
методы, методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма
контроля

характеристика
основных видов
деятельности

формируемые УУД

I. Организационный момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

II. Актуализация знаний

Фронтальная. Словесный. Беседа, работа с картой

- Историю какой страны изучаем?

- Назовите наиболее известные города Древней Греции.

- Что мы знаем про них?

- Что такое демократия? Где она зародилась?

- В Древней Греции зародилось не только новое устройство государства, но и многое другое. Что из Греции пришло к нам?

Показывают на карте Древнюю Грецию, Афины, Спарту. Объясняют значение понятия «демократия», называют родину демократии. Перечисляют изобретения и открытия древних греков

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли; владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации

Беседа по вопросам, работа с картой

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Беседа, сообщение учителя

- Ребята, а вы когда-нибудь были в театре?

- Какие театры вы знаете?

- А как вы думаете, почему я вас спрашиваю про театр?

- Мы до сих пор пользуемся изобретением древних греков - театром, хотя прошло уже две с половиной тысячи лет. Давно уже нет древних греков, сменились эпохи, пали многие империи, а театр существует до сих пор. Значит, это изобретение древних греков пришлось человечеству по душе

Урок истории в 5 классе «В ТЕАТРЕ ДИОНИСА»

Урок истории в 5 классе «В ТЕАТРЕ ДИОНИСА»

Называют известные театры, рассказывают, какие театры посещали. Слушают сообщение учителя

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

Познавательные: высказывают предположения.

Коммуникативные: оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; используют в общении правила вежливости

Беседа по вопросам

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

Возникновение театра

Фронтальная. Словесный, проблемный. Рассказ,
беседа

Рассказывает о зарождении театра, первых представлениях, связанных
с празднествами в честь бога Диониса - покровителя виноделов.

- Празднества в честь богов устраивались во всех древних странах, а театр почему-то возник в Древней Греции. Почему именно Греция стала родиной театра?

Урок истории в 5 классе «В ТЕАТРЕ ДИОНИСА»

Объясняют значение термина «сатиры»

Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно
и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные: воспринимают рассказ учителя

Беседа по вопросам

Здание театра, актеры

и хор

Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный, проблемный. Рассказ, работа с картиной, иллюстрациями, беседа

Опираясь на картину, рассказывает
о строении театра, актерах, представлениях.

Урок истории в 5 классе «В ТЕАТРЕ ДИОНИСА»

- Почему представления начинались
с восходом солнца и прекращались с его заходом?

- Почему посещение театра в Афинах было доступно даже беднейшим гражданам?

- Чем участники представлений отличались от актеров нашего времени?

Описывают картину, иллюстрации. Раскрывают значения терминов. Называют части театра. Высказывают свое мнение при обсуждении вопросов

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста)

Беседа по вопросам, рассказ по картине

На представлениях трагедии и комедии

Фронтальная. Словесный. Работа с текстом, беседа

Организует комментированное чтение п. 3, 4 § 39, сравнение трагедии и комедии по самостоятельно определенным критериям

Урок истории в 5 классе «В ТЕАТРЕ ДИОНИСА»

Урок истории в 5 классе «В ТЕАТРЕ ДИОНИСА»Урок истории в 5 классе «В ТЕАТРЕ ДИОНИСА»

Различают комедию и трагедию, раскрывают значения терминов

Познавательные: владеют умением смыслового восприятия учебного текста; осуществляют сравнение

Беседа по вопросам

«Из песни хора старцев
в трагедии Софокла
"Антигона"»

Фронтальная. Словесный. Работа с документом, беседа

Предлагает прочитать документ.

- В чем видит Софокл могущество человека? Что он осуждает в людях?

Урок истории в 5 классе «В ТЕАТРЕ ДИОНИСА»

Анализируют документ, строят ответ на основе текста документа

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для окружающих высказывания

Работа с документом, беседа по вопросам

V. Закрепление знаний
и способов действий

Групповая. Практический, словесный. Работа с таблицей, беседа

Предлагает сравнить древнегреческий и современный театры, заполнить таблицу (см. Приложение). Осуществляет проверку выполненной работы.

- Почему именно Греция стала родиной театра?

Урок истории в 5 классе «В ТЕАТРЕ ДИОНИСА»

Урок истории в 5 классе «В ТЕАТРЕ ДИОНИСА»

Заполняют таблицу. Объясняют, что демократическое устройство государства способствовало раскрытию творческого потенциала личности, ее свободному самовыражению в творчестве

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют анализ, сравнение, делают выводы.

Коммуникативные: умеют работать в группе, задавать вопросы; понимают речь других

Таблица, беседа по вопросам

VI. Рефлексия

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

-Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложение:

-сегодня на уроке я…

- Самым полезным и интересным для меня было…

- Я встретился с трудностями…

-У меня хорошо получилось…

- Мне это необходимо для…

- Скажи комплимент данной теме

Комментирует задание.

Задания 39, 40, 54 в рабочей тетради.
К следующему уроку выбирает учеников, которые будут выполнять роли журналиста, Председателя Народного собрания, Перикла, аристократа, научного сотрудника

Анализируют деятельность по достижению цели.

Воспринимают
задание, уточняют его

Учебно-познавательные, личностные.

Регулятивные: принимают учебную задачу

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность

Задания
в рабочей тетради.
Индивидуальные задания для инсценировки

Ресурсный материал к уроку

Приложение

Вопросы

Древнегреческий театр

Современный театр

Где происходят представления?

В особом здании под открытым небом

В особом здании, чаще всего закрытом

Как часто происходят представления?

Несколько раз в год

Постоянно

Кто может быть зрителем?

Любой, купивший билет (беднякам выдавали деньги для покупки билета)

Любой, купивший билет

Кто участвует в представлениях

Профессиональные актеры

Профессиональные актеры

Кто исполняет мужские и женские роли?

Мужчины

Мужчины и женщины



© 2010-2022