- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по Серебряному поясу России
Рабочая программа по Серебряному поясу России
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Храмцева И.Ю. |
Дата | 25.10.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Оредежская средняя общеобразовательная школа»
Лужский район Ленинградская область
Рассмотрена
и рекомендована
к утверждению
на заседании ШМО
Протокол №____ от
«___» _________ 20__г.
«Утверждаю»
Директор МОУ
«Оредежская средняя общеобразовательная школа» ____________ Андреева Н.Н.
Приказ № ______ от
«___» _________ 20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу__«Серебряный пояс России»
______ ___________________________
предмет
__________________________ 5_________________________
класс
Учитель:_ Храмцева Ираида Юрьевна
Аннотация к учебному курсу « Серебряный пояс России»
Рабочая программа разработана на основе образовательного стандарта учебного курса «Серебряный пояс России», программы курса «Серебряный пояс России» Л.А.Задои - СПб, ЛОИРО, 2006.
Курс «Серебряный пояс России» для учащихся V классов является важной составной частью интегрированного предмета «Природа, история и культура Ленинградской земли».
Курс соответствует целям исторического образования в целом и направлен на овладение учащимися основными знаниям по истории и культуре Ленинградской области, формирование гражданственности, патриотизма, любви к своей родине к своему краю.
Настоящий курс позволяет осуществлять связь региональной истории с историей России, показать роль Ленинградской области как активного участника и творца всемирной истории и на этой основе сформировать у учащихся:
- уважение к истории, традициям и культуре народов, проживающих на территории Ленинградской области;
- чувство гуманизма, патриотизма уважения к традициям и культуре народов своего края;
- умение применять полученные знания в повседневной жизни.
Курс разработан с учетом возрастных особенностей учащихся. Особых педагогических усилий требует организация активной познавательной деятельности учащихся: экскурсии, конкурсы, игры.
На изучение курса выделено 17 часов. Отдельный урок составляет «Введение».
1 час отводится на повторение пройденного материала.
Цели изучения: в соответствии с федеральным государственным стандартом цель исторического образования состоит в приобщении учащихся к национальным и мировым культурным традициям, в воспитании патриотизма, формировании гражданского самосознания.
Эта общая цель определяет задачи регионального предмета «Серебряный пояс России», изучение которого направлено на овладение учащимися основными знаниями по истории и культуре Ленинградской области, формирование основ системных исторических знаний, основ гуманитарной и гуманистической культуры, способствует социальной адаптации ученика.
Изучение регионального предмета «Серебряный пояс России» основывается на цивилизационном подходе к историческому процессу и осуществляется в тесной связи с историей России.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса «Серебряный пояс России» учащиеся должны знать и понимать:
-
ключевые события истории родного края с древнейших времен до наших дней;
-
важнейшие достижения культуры, место культуры нашего края в российской и мировой культуре;
уметь:
-
определять последовательность важнейших событий в истории края и истории России;
-
рассказать о важнейших событиях истории своего края, их участниках;
-
рассказывать об условиях и образе жизни людей в разные периоды региональной истории, используя текст и иллюстрации учебника;
-
давать описание исторических памятников, предметов быта, произведение художественной культуры, находящихся на территории нашего края;
-
проявлять бережное отношение к культурному достоянию своего и других народов;
-
принимать участие в акциях по охране и восстановлению памятников истории и культуры.
Список литературы
1. Задоя Л.А., Сырейщикова Н.А. «Серебряный пояс России» - СПб.: Дрофа, 2006
2. Т.А.Кудрявцева «Бабочка над заливом. Книга для семейного чтения
о природе, истории и культуре Ленинградской области»
СПб, филиал ОАО «Просвещение», 2009 г.
Содержание обучения
Раздел1. Введение (2ч)
Ленинградская область на карте России. Природа родного края. Рельеф, климат. Растительный и животный мир. Озера и реки. Символы Ленинградской области. Герб и флаг.
Раздел2.Ленинградская земля в V - XVII веках.(5ч)
Народы нашего края в древности: водь, ижора, вепсы.
Славяне: занятия, быт, культура.
Стольный град - Старая Ладога.
Невская битва. Александр Невский.
Каменные твердыни Северо-Запада: Копорье, Корела, Ям, Орешек, Ивангород.
Борьба со шведскими и польскими завоевателями в XVII веке.
Раздел 3. Наша земля в XVIII - XIX веках.(5ч)
Петр Великий. Северная война на территории нашего края. Начало морскому делу и кораблестроению.
Отечественная война 1812 года. Народное ополчение. Декабристы.
Жизнь крестьян в 19 веке: быт, культура. Жизнь помещиков в 19 веке: быт, культура.
Дворцы и парки на земле Ленинградской.
Храмы и монастыри земли Ленинградской.
Раздел 4. Ленинградская земля в XX веке.(5ч)
Наш край в 20-30-е годы.
Великая Отечественная война на территории Ленинградской области. Снятие блокады. Изгнание захватчиков с земли Ленинградской. Они сражались за Родину.
Возрождение земли Ленинградской. Современная жизнь Ленинградской области.
Раздел 5. Знаменитые и почитаемые люди Ленинградской земли.(1ч)
А. Невский, А.Д. Меншиков, А.В. Суворов, братья Бестужевы, П.П. Мельников, А.Ф. Можайский, Иоанн Кронштадский, Н.А. Римский-Корсаков, С.И. Мосин, Н.К. Рерих, Г.К. Жуков. Почетные граждане Ленинградской области. Первые десятилетия XX века.
Учебно-тематический планКалендарно-тематическое планирование
5класс Серебряный пояс России
Называть народы нашего края в древности и рассказывать об занятиях, быте и культуре. Рассказывать о славянах, об их занятиях, быте и культуре.
Устный опрос
С.22-26 читать
С.26-29 пересказ
4
Стольный град - Старая Ладога.
Комбинированный
Возникновение Ладоги. Ладога - крупный торгово-ремесленный центр. Призвание варягов. Крепость в Ладоге. Современная жизнь Старой Ладоги.
Рассказывать о возникновении Ладоги. Объяснять значение Ладоги, как торгово-ремесленного центра. Рассказывать, что из себя представляет Старая Ладога в наше время.
Устный опрос
Подготовить сообщение
5
Невская битва
Комбинированный
Вторжение шведов. Александр Невский. Невская битва и ее итоги.
Рассказывать о начале войны со шведами; о планах Александра Ярославовича. Рассказывать о Невской битве и ее итогах
Устный опрос
С.33 - 34
6
Серебряный пояс северо-западных рубежей ленинградской области
Комбинированный
Крепости Ленинградской области: Староладожская крепость, Копорская крепость, Корела, Ям, Орешек, Нарвская крепость, Ивангородская крепость.
Рассказывать о крепостях Ленинградской области. Показывать на карте крепости Ленинградской области.
Письмен ный опрос
Подготовить сообщение
7
Наш край в XVII веке.
Комбинированный
Смута. Оборона Корельского уезда от шведов. Захват шведами северо-западных земель. Оборона Тихвинского монастыря. Столбовский мирный договор.
Рассказывать о событиях, происходивших ан территории нашего края в XVII веке.
Устный опрос
С.39 - 41
Раздел 3. Наша земля в XVIII - XIX веках (5ч)
8
Петр Великий. Северная война на территории нашего края. Начало морскому делу и кораблестроению
Комбинированный
Петр Великий. Возобновление борьбы за выход в Балтийское море. Первое поражение в войне. Создание новой армии. Взятие Нотебурга. Изгнание шведов с ижорской земли. Начало строительства Петербурга. Окончание войны со Швецией. Строительство Новой Ладоги. Развитие промышленности. Начало морскому делу и кораблестроению.
Рассказывать о событиях Северной войны. Рассказывать о строительстве Санкт-Петербурга и возникновении новых городов. Рассказывать о развитии кораблестроения.
Устный опрос
С.44-51
9
Народное ополчение в Отечественной войне 1812 г. Декабристы.
Комбинированный
Начало войны 1812 года. Создание народного ополчение в Петроградской губернии. Герои Отечественной войны. Восстание декабристов: цели, действия, итоги.
Рассказывать о войне 1812 года и о роли населения Петроградской губернии в ней. Рассказывать о восстании декабристов и его итогах.
Письменный опрос
Подготовить сообщение
II четверть
10
Жизнь крестьян и помещиков в XIX веке
Комбинированный
устройство деревни. Устройство крестьянской избы. Крестьянская семья. Повинности крестьян. Занятия крестьян. Отмена крепостного права. Помещичьи усадьбы Петроградской губернии.
Рассказывать о жизненном укладе крестьян. Рассказывать об усадьбах Петроградской губернии.
Устный опрос
С.56-64
11
Дворцы и парки Ленинградской области
Комбинированный
Гатчинский дворец. Ропшинский дворец. Ораниенбаумский дворец. Замок в Выборге.
Рассказывать о дворцах и парках Ленинградской области.
Устный опрос
С.65-69
12
Храмы и монастыри земли Ленинградской
Комбинированный
Александро-Свирский монастырь. Богородично-Успенский мужской монастырь. Церковь святого Георгия. Воскресенская церковь. Часовня Петра и Павла.
Рассказывать о монастырях и храмах Ленинградской области.
Устный опрос
С.69-75
Раздел 4. Ленинградская земля в XX веке (4 ч)
13
Драматические первые десятилетия XX века. Наш край в 1920 - 1930-е годы.
Комбинированный
Русско-японская война. «Кровавое воскресенье». Первая мировая война и ее значение для губернии. Революция 1917 года. Гражданская война в Петроградской губернии. Образование Ленинградской области. Строительство Волховской ГЭС. Строительство бокситовых рудников. Перемены в сельском хозяйстве. Образование. Советско-финляндская война.
Рассказывать о событиях, происходивших на территории Петроградской губернии в первые два десятилетия 20-го века. Называть дату образования Ленинградской области. Рассказывать о подъеме промышленности на территории нашей области. Рассказывать о Советско-финляндской войне и ее итогах.
Письменный опрос
С.78-84
14
Великая отечественная война
Комбинированный
Начало войны и первые бои на территории Ленинградской области. Ораниенбаумский плацдарм. «Невский пятачок». Дорога жизни. Партизанский край. Обоз ставший легендой.
Рассказывать о военных действиях происходивших на территории Ленинградской области в первые годы войны.
Письмен ный опрос
С.84-92
15
Снятие блокады и изгнание захватчиков с земли Ленинградской. Они сражались за родину.
Комбинированный
Освобождение Шлиссельбурга.. прорыв блокады Ленинграда наступление Волховского фронта. Освобождение Выборга. Конец войны. Герои Великой Отечественной войны. Память о войне. Юные патриоты. Зеленый пояс славы - вечная память героям война.
Рассказывать о завершающем этапе войны. Называть героев ВОВ.
Устный опрос
С.92-102, подготовить сообщение
16
Возрождение земли Ленинградской. Современная жизнь ленинградской области
Комбинированный
Последствия войны. Возрождение промышленности. Жизнь в деревне после войны. Районы Ленинградской области.
Рассказывать о путях возрождения Ленинградской области после войны. Рассказывать о районах Ленинградской области.
Устный опрос
С.103-107
Раздел 5. Знаменитые и почитаемые люди Ленинградской земли. (1 ч)
17
Знаменитые и почитаемые люди нашего края. Итоги
Комбинированный
Александр Невский. Александр Данилович Меншиков. Александр Васильевич Суворов. Братья Бестужевы. Орест Адамович Кипренский. Павел Петрович Мельников. Александр Федорович Можайский. Иоанн Кронштадтский. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Сергей Иванович Мосин. Николай Константинович Рерих. Георгий Константинович Жуков. Почетные граждане Ленинградской области.
Рассказывать о знаменитых и почитаемых людях Ленинградской области.
Устный опрос
Не задано