Разработка урока истории по теме Внутренняя политика России в 1725-1762 гг

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок истории в 7 классе

Тема «Внутренняя политика России в 1725-1762 годах»


Цели урока:

Образовательная:

1) познакомить учащихся с основными направлениями

внутренней политики России в 1725-1762 годах;

2) охарактеризовать основные перемены в государственном

управлении, положении дворян, крестьян, казаков;

Развивающая:

1) продолжить развитие у учащихся умений логически

мыслить, сравнивать, анализировать, делать

самостоятельные выводы;

  1. продолжить развитие навыков работы с текстом

учебника, документами, таблицей;

Воспитательная:

способствовать формированию у учащихся уважения к чужому труду, чувства справедливости, негативного отношения к нарушению прав и свобод другого человека;


Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация,

документ, таблица, наборы карточек;

Методическая литература: К.А. Соловьев, Б.Н. Серов Поурочные разработки по истории

России. Конец XVI- XVIII век.

ППЗ: Какие изменения во внутренней политике России произошли в 1725-1762 годах?

План урока

  1. Перемены в центральном управлении.

  2. Перемены в системе местного управления

  3. Укрепление позиций дворянства

  4. Политика в отношении крестьянства

  5. Мануфактурное производство

  6. Политика в отношении казачества;

Ход урока:

  1. Оргмомент (ЦУУ)

На предыдущих уроках мы выяснили, что после смерти Петра I на престоле за 37 лет побывали 6 монархов. Конечно же, придя к власти, каждый стремился внести изменения во внутреннюю политику, тем самым оставили свой след в истории.

Основная наша задача урока: выяснить, какие же изменения в этот период произошли во внутренней политике Российского государства.


  1. Изучение нового материала.

1. Следует отметить, что внутренняя политика в первую очередь зависит от того, какая система управления сложилась в государстве.

Давайте вспомним, какова же была система государственного управления при Петре I?

?: Используя схему, охарактеризуйте систему центрального управления


Сенат

Генерал-прокурор

Тайная канцелярия

Разработка урока истории по теме Внутренняя политика России в 1725-1762 гг надзор Генерал -прокурор

?: Какая форма правления сложилась при Петре I? (абсолютная монархия)

За смертью Петра Великого последовала полоса мероприятий, отменявших учрежденный им порядок управления страной.

И сейчас мы с вами проследим за всеми изменениями. Прошу вас быть предельно внимательными, потому что по ходу изучения нового материала мы будем работать с таблицей.

Работа со схемой.

императрицаРазработка урока истории по теме Внутренняя политика России в 1725-1762 ггРазработка урока истории по теме Внутренняя политика России в 1725-1762 ггРазработка урока истории по теме Внутренняя политика России в 1725-1762 ггРазработка урока истории по теме Внутренняя политика России в 1725-1762 гг

Разработка урока истории по теме Внутренняя политика России в 1725-1762 ггРазработка урока истории по теме Внутренняя политика России в 1725-1762 гг

Верховный тайный совет

Высокий Сенат


Коллегии

Тайная канцелярияРазработка урока истории по теме Внутренняя политика России в 1725-1762 ггРазработка урока истории по теме Внутренняя политика России в 1725-1762 гг

Разработка урока истории по теме Внутренняя политика России в 1725-1762 гг

Под контроль мог обжаловать решения

Разработка урока истории по теме Внутренняя политика России в 1725-1762 ггРазработка урока истории по теме Внутренняя политика России в 1725-1762 гг

Разработка урока истории по теме Внутренняя политика России в 1725-1762 гг

Так, при Екатерине I

!!! в 1726 году - создан Верховный тайный совет, во главе которого формально стояла императрица, однако основная роль принадлежала фавориту Меньшикову. Совет взял под свой контроль все коллегии, а решения Сената мог обжаловать в любой момент. Сенат именуется с этого времени не Правительствующий, а всего лишь Высокий. В связи с переменой функций Сената упраздняласт и должность генерала прокурора.

?: Какой вывод можно сделать, анализируя схему?

(Власть сосредоточилась в руках Верховного тайного совета во главе с Екатериной I).

Приемник Екатерины I Петр II, не смотря на то, что стремился свести на нет реформы своего великого деда, изменить что-то в системе центрального управления не смог.

?: Как вы думаете, почему?

(- был несовершеннолетний, занимался охотой).

Когда же пришла к власти Анна Иоанновна, то она в

!!! 1730 г - указ о роспуске Верховного тайного совета

!!! 1731 г. - указ создании кабинетов министров и Канцелярии тайных розыскных дел.

Работа со схемой


императрица

Разработка урока истории по теме Внутренняя политика России в 1725-1762 ггРазработка урока истории по теме Внутренняя политика России в 1725-1762 ггРазработка урока истории по теме Внутренняя политика России в 1725-1762 ггРазработка урока истории по теме Внутренняя политика России в 1725-1762 гг

Разработка урока истории по теме Внутренняя политика России в 1725-1762 гг



Кабинет министров (3)

Правительствующий

Сенат

Разработка урока истории по теме Внутренняя политика России в 1725-1762 гг

Канцелярия тайных розыскных делРазработка урока истории по теме Внутренняя политика России в 1725-1762 ггРазработка урока истории по теме Внутренняя политика России в 1725-1762 ггРазработка урока истории по теме Внутренняя политика России в 1725-1762 гг

Коллегии

Разработка урока истории по теме Внутренняя политика России в 1725-1762 гг

Разработка урока истории по теме Внутренняя политика России в 1725-1762 гг

Разработка урока истории по теме Внутренняя политика России в 1725-1762 ггРазработка урока истории по теме Внутренняя политика России в 1725-1762 гг Под контроль с 1735 г выше Сената

?: Какая форма правления стала при Анне Иоанновне? (осталась абсолютная монархия)

С приходом к власти Елизаветы система управления вновь претерпела изменения.

Работа со схемой


императрица

Разработка урока истории по теме Внутренняя политика России в 1725-1762 ггРазработка урока истории по теме Внутренняя политика России в 1725-1762 ггРазработка урока истории по теме Внутренняя политика России в 1725-1762 ггРазработка урока истории по теме Внутренняя политика России в 1725-1762 ггРазработка урока истории по теме Внутренняя политика России в 1725-1762 гг

Конференция при высочайшем дворе

Правительствующий Сенат

Коллегии

Канцелярия тайных розыскных дел

Разработка урока истории по теме Внутренняя политика России в 1725-1762 гг

Елизавета попыталась восстановить систему правления Петра I. Вернула все ранее установленные функции Сенату, восстановила деятельность коллегий. Однако и она в

!!! 1758 г.- Конференцию при высочайшем дворе, которая выполняла функции и Верховного

тайного совета, и Кабинета министров)

После ее смерти Петр III перестал созывать Конференцию и ликвидировал Канцелярию тайных розыскных дел.

Работа со схемой

императорРазработка урока истории по теме Внутренняя политика России в 1725-1762 ггРазработка урока истории по теме Внутренняя политика России в 1725-1762 ггРазработка урока истории по теме Внутренняя политика России в 1725-1762 гг

Правительствующий Сенат

Коллегии


?: Какая форма правления установилась при Петре III? (Абсолютная монархия)

Работа с таблицей

Для закрепления ученного нами материала проведем следующую таблицу.

Перед вами таблицы и наборы карточек. Возьмите группу с названием «Система центрального управления» и установите соответствие между именами в таблице и реформами, указанными на

карточках.

- Проверка правильности заполнения таблицы.

- Сверка с правильным вариантом на экране.

?: Есть ли такие учащиеся, которые допустили ошибки? Если да, то внесите изменения и запомните правильный ответ.

2. Следует отметить, что вслед за изменениями в системе центрального управления, началась перестройка и органов местного самоуправления

!!! 1727 г. - Петр II ликвидировал петровскую систему, посчитав ее слишком дорогостоящей, в большинстве городов власть вновь перешла от магистратов во главе с бурмистрами в руки одного воеводы.

3. А вот политику в отношении дворянства все правители проводили целенаправленную, улучшая их положение.

?: Как вы считаете, почему?

(оказывали помощь при совершении переворотов с целью захвата престола).

Давайте вспомним, что дворяне получили при Петре I?

- указ о единонаследии (поместье=вотчине)

- Табель о рангах (новая арисократия=со старой аристократией)

А после первого переворота, приведшего к власти Екатерину I, позиции дворянского сословия окрепли еще больше.

!!! 1725 г.- Дворяне получили денежные и земельные пожалования.

- Право самим продавать свою продукцию

После же переворота Анна Иоанновна также отблагодарила

!!! 1731 г.- отменен указ о единонаследии (дворянам предоставлялось право по своему

усмотрению завещать поместье)

- Учрежден Шляхетский кадетский корпус для обучения детей дворян.

1732 г. - В два раза увеличены жалования дворянам офицерам.

1736 г. - Срок службы сокращен до 25 лет. Один из сыновей мог не служить (занимался

поместьем)

- Дворяне получили исключительное право владеть землей с крестьянами.

Новых привилегий добилось дворянство в царствовании Елизаветы Петровны:

- Все участники переворота, не имевшие дворянские знания, получили его вместе с

денежными и земельными пожалованиями.

- льготные и долгосрочные отпуска;

- Запись детей дворян в полки в младенчестве (т.о., уже к 35 годам могли уходить в

отставку)

- освобождались от телесных наказаний розгами и кнутом.

- 1747 г. - право продавать крестьян в рекруты.

- 1753-1754 гг .- Учреждены Дворянский и Коммерческий банки, которые выдавали

кредиты только дворянам

- 1754 г. -Подтверждены привилегии дворян на владение землями, населенными

крепостными крестьянами.

- 1760 г. - право без суда ссылать провинившихся крестьян в Сибирь.

А завершением формирования дворянства как особого привилегированного сословия стала политика Петра III. Именно он издал в

!!! 1762 г. - «Манифест о вольности дворянской».

Работа с документом

Задание. Прочитать отрывок из «Манифеста о вольности дворянской» и ответить на вопрос:

Какие новые привилегии получили дворяне по Манифесту от 18 февраля 1762 года?

- служба - не обязанность, а право

- право продолжить службу за границей

- право на образование детей (выбор: в нашем государстве или за границей)

?: Какой вывод можно сделать о положении дворян в данный период? ( Положение становится привилегированным).

Работа с таблицей

Продолжаем работу по заполнению таблицы.

Задание: возьмите группу карточек с названием «Политика в отношении дворянства» и соотнесите их с именами правителей в таблице.

Проверка задания.

Сверка с правильным ответом по слайду. Ошибочные варианты исправляются.

4. Изменения в жизни привилегированного сословия привели к изменениям в жизни крестьян.

?: Вспомните, каким положение крестьян было при ПетреI?

До 1725 г. - барщина 3 дня, оброк, налоги и работы на «местные нужды», рекрутские наборы, работа на строительстве городов и водных каналов, приписывания к мануфактурам»

Работа с учебником

Задание: Самостоятельное изучение пункта «Политика в отношении крестьян»

И заполнение соответствующего раздела в таблице.

?: Какие изменения произошли в положении крестьян в период с 1725 по 1762 годы?

Проверка таблицы. Сверка с правильным ответом по слайду.

При Анне Иоанновне:

!!! 1731 г. - крестьяне лишены права брать откупы и подряды

Читать!!! Откуп - передача государством частным лицам за определенную плату права сбора

Стр. 163 налогов или продажи каких-либо товаров.

Подряд- договор, по которому одна сторона (подрядчик) берется на определенных

условиях выполнить работу по заданию другой стороны (заказчика)

1734 - запрещено заводить суконные фабрики

1736 - помещик сам определял меру наказания

При Елизавете Петровне:

1746 г. - крестьяне не дают присягу императору, что приравнивало их к рабам

1747 г. - крестьян разрешили продавать в рекруты, что также приравнивало их к положению

раба.

- крестьянские наделы уменьшились до 1,5 десятин

- барщина возросла до 6 дней в неделю

1760 г. - ссылали в Сибирь без суда

?: Какой же вывод из вышеназванного можно сделать?

(Ухудшение жизни крестьян, ужесточение крепостнической политики).

5. По мере ужесточения крепостного режима сократилось число мануфактур?

?: Как вы думаете, почему?

- мало свободных людей, некому работать на мануфактурах.

?: Предположите, что должны были предпринять наши правители?

!!! 1736 г.- указ о закрепощении крестьян за мануфактурой.

Теперь не только приписной к мануфактуре был навечно ее работником, но и вся его

семья.

?: Какой вывод можно сделать: Как повлияло крепостное право на развитие экономики?

- крепостное право тормозило развитие экономики.

6. Изменения коснулись и казаков.

Сообщение «Политика в отношении казачества»

При Петре I:

- попытки ограничить казачье самоуправление (были запрещены выборы гетмана, он

стал назначаться царем;

- массовое использование казаков на строительстве флота и крепостных сооружений

Азова и Таганрога

1735 г. - Указ о распределении повинностей среди казаков, который привел к расслоению

казачества.

- Попытки заменить казачьи полки драгунскими.

Какой вывод можно сделать из полученного материала?

Вывод: ограничение самоуправления у казаков.

III. Закрепление.

- Что нового сегодня узнали на уроке?

- Какой ответ вы можете дать на поставленный в начале урока вопрос: Какие изменения во

внутренней политике Российского государства произошли в 1725-1762 годах?

Ответ: - Сформировалось привилегированное дворянское сословие

- Ухудшилось положение крестьян, казаков

- Частично ликвидированы реформы Петра I.

IV. Домашнее задание П. 22. с. 156-153, вопросы 1-5, таблицу вклеить в тетрадь.

В завершении урока выставление оценок.

© 2010-2022