Контрольная работа по истории Казахстана для 8 класса (1 четверть)

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Контрольная работа по истории нового времени 1 модуль

«Социально-экономическое, политическое и культурное развитие Казахстана в 18 веке»

1 вариант

I. Критерий А «Знание»

А) Составь словарик, объясняя понятия (по 1 баллу за каждый термин)

1. барымта -

2. богдыхан -

3. сек -

4. шежире -

5. той -

Б) Тест (по 1 баллу за каждый ответ)

  1. 3наменитый исследователь Казахстана, дипломат XVIII в. возглавивший посольство

России во время присоединения Младшего жуза к России:

А) А.И. Тевкелев; В) И.К.Киршюв; С) А.И.Добромыслов; Д) В.Н.Татищев; Е) М. Ломоносов

2. Основной товар, ввозимый в казахскую степь из среднеазиатских государств? А) фрукты, ковры, оружие (сабли, кинжалы); В) скот, ткани; С) металлы, меха; Д) ковры, металлы; Е) малахит

3. Джунгары во время войн быстро восстанавливали потери в живой силе, так как брали в армию: А) крестьян, В) наемников, С) рабов, Д) кавалеристов, Е) снайперов

4. Швед, попавший в плен к джунгарам Иоган Густав Ренат, наладил:

А) систему осведомителей, В) производство пороха, С) производство пушек, Д) набор в армию крестьян, Е) земледелие

5. Контролировать торговлю, получить дополнительные подати, пастбища и земли хотели джунгары, покорив: А) ойратов, В) кыргызов, С) китайцев, Д) казахов, Е) русских

6 . События внешнеполитического характера, позволившие хунтайджи Цэвану Рабдану обрушить свою мощь на казахов?

А) изоляция, в которой оказалась казахская степь. В) отказ России поддерживать казахов.

С) смерть Цинского богдыхана, воевавшего против джунгар. Д) ослабление казахов борьбой с каракалпаками и узбеками. Е) нападение Цинской империи на Казахстан.

7. Казахская торговля в приграничной зоне имела характер:

А) розничный, В) товарно-денежный, С) оптовый, Д) меновый, Е) неорганизованный

8. Казахстанские земли Петр I называл: А) необходимые для торговли; В) необходимые для стратегической защиты; С) ключи и врата в Азию; Д) новые налогоплательщики; Е) караванные тропы, необходимые для обогащения.

9. Первый хан, обратившийся с прошением о присоединение части Казахстана к России и получивший положительный ответ:

А) Абылай; В) Абулхаир; С) Абилмансур; Д) Семеке; Е) Болат

10. Где похоронен хан Среднего жуза Абылай?

А) Центральный Казахстан, В) в мавзолее Кара хана, С) в мавзолее Айша биби, Д) в мавзолее Ходжи Ахмета Яссауи, Е) в мавзолее Рабиги Султан Бегим

11. Битву, получившую название «Место гибели калмыков», в которой джунгарские полчища были разбиты, называют:

А) Орбулакская, В) Аныракайская, С) Ордабасская, Д) Булантинская, Е) Аягузская

12 В 1756 году в казахские земли вторглись войска:

А) китайские, В) джунгарские , С) российские, Д) башкирские, Е) уральские казаки

13. В единоборстве перед Аныракайской битвой участвовал будущий хан Среднего жуза, по прозвищу Сабалак:

А) Абылай, В) Абулхаир, С) Абулмамбет, Д) Есет, Е) Райымбек

14. Распалось общеказахское ополчение из-за:

А) проигрыша в сражении, В) смерти хана Болата и розни между ханами, С) сепаратизма малых ханов, Д) выигранных трофеев и их неравном делении, Е) непонимания серьезности противника

15. О каком периоде писал Чокан Валиханов: «Джунгары, волжские, яицкие казахи, и башкиры с разных сторон, громили казахов, угоняли скот, уводили в плен целыми семействами…»

  1. Середина XVII века; В) Первая треть XVIII века; С) Середина XVIII века; Д) Конец XVIII века; Е) Начало XIX века.

В) О каком политическом деятеле идет речь? (2 балла за ответ)

Время нахождения у власти этого хана называют «золотым веком», известный российский исследователь А.И. Левшин писал о нем: «Он успокоил их после гибели и междоусобий, он остановил кровопролития, продолжавшиеся несколько лет от распрей одних племен с другими, он убедил всех умом и справедливостью повиноваться себе»


II. Критерий В «Понимание»


Г) Хронологический диктант (по 1 баллу за 1 ответ)


Годы

События

1

1635

1

Объединительный курултай степной знати состоялся в Каракумах, решено создать всеказахское ополчение

2

1710

2

Первая крупная победа казахского ополчения в местности Карасиыр у реки Буланты, «Калмак кырылган»

3

1723-1727

3

Принятие казахов Младшего жуза в российское подданство

4

1726

4

Основана Оренбургская крепость по просьбе хана Абулхаира

5

1728

5

Смерть Абулхаира от рук политических противников

6

1730

6

Создание централизованного Джунгарского ханства

7

1731

7

Начало нового похода джунгар под предводительством Галдана Цэрена на Казахстан

8

1735

8

В Омске открыта Азиатская школа для подготовки переводчиков и чиновников

9

1741

9

А ныракайская битва в местности Итишпес Алакуль

10

1748

10

Курултай в местности Ордабасы, где ханы дали клятву в верности друг другу и выбрали Абулхаира хана предводителем всенародного ополчения

11

1789

11

«Ақтабан шұбырынды, Алқакөл сұлама»

Д) Соотнеси историческое лицо и его деятельность (по 1 баллу за исторического деятеля)

Из приведенного ниже списка исторических деятелей выбери всех:

I. Ханов Казахского ханства

II. Батыров казахов, воевавших с джунгарами

III. Акынов и жырау

IV. Ученых и российских общественных деятелей

V. Правителей других государств

VI. Предводителей восстаний

Список исторических деятелей: 1. Тауке, 2. Абулхаир, 3. Татикара, 4. Канси, 5. Цэван Рабдан, 6. Богенбай, 7. Кабанбай, 8. Райымбек, 9. Есет, 10. Каип, 11. Петр I, 12. Умбетей, 13. Абулмамабет, 14. Нуралы, 15. Тевкелев, 16. Абылай, 17. Уали, 18. Екатерина II, 19. Е. Пугачев, 20. С. Датулы, 21. П.П Рычков, 22. Актамберды, 23. Бухар Калкаманулы, 24. Ломоносов М.В., 25. И.К. Кириллов


III. Критерий С «Применение»

Е) Карта. (по 2 балла за каждое задание)

Задания:

  1. Нанеси направление походов джунгар на Казахстан в годы Великого бедствия и второго Великого бедствия.

  2. Обозначь районы национально-освободительной борьбы казахов во главе со Сырымом Датулы.

Контрольная работа по истории Казахстана для 8 класса (1 четверть)


IV. Критерий Д «Анализ, синтез, оценка»

Ж ) Проблемный вопрос (по 2 балла за каждый вопрос)

  1. Почему торговля в Казахстане с местными жителями давала большие прибыли торговцам и перекупщикам? Какими тремя терминами можно охарактеризовать торговлю 18 века в Казахстане?

  2. Объясни, почему каждая казахская семья вела шежире своего рода, как это ей помогало и как использовалось?

  3. Предположи, что ты живешь в Казахстане в конце 18 века и являешься современником восстания Сырыма Датова, будешь ли ты участвовать в восстании, на чьей стороне и почему?

V. Бонус. Выпиши известную тебе личность под определенным номером. (по 1 баллу за каждый ответ)

1Контрольная работа по истории Казахстана для 8 класса (1 четверть)2Контрольная работа по истории Казахстана для 8 класса (1 четверть)3Контрольная работа по истории Казахстана для 8 класса (1 четверть)4Контрольная работа по истории Казахстана для 8 класса (1 четверть)5Контрольная работа по истории Казахстана для 8 класса (1 четверть)

Итого можно набрать: 68 баллов + 5 бонусных баллов


Ответы на 1 вариант:

А) словарик, ответ за 1 балл:

1. Барымта - насильственный угон скота

2. Богдыхан - китайский правитель

3. Сек - годовалый баран, эквивалент торговли в Степи

4. Шежире - родословная, летопись казахского рода

5. Той - крупный праздник в Степи

Б) Тест по 1 баллу правильный ответ: 1 - 1А, 2А, 3В, 4С, 5Д, 6С, 7Д, 8С, 9В, 10Д, 11Д, 12А, 13А, 14В, 15В

В) Тауке хан - 2 балла

Г) соотнеси по 1 баллу: 1-6; 2-1; 3-11; 4-10; 5-2; 6-9; 7-3; 8-4; 9-7; 10-5; 11-8

Д) найди по 1 баллу I - 1, 2, 10, 13, 14, 16, 17; II - 6, 7, 8, 9; III - 3, 12, 22, 23 IV - 15, 21, 24, 25 V - 4, 5, 11, 18 VI - 20, 21

Е)карта 2 задания по 2 балла

Контрольная работа по истории Казахстана для 8 класса (1 четверть)

Ж) проблемный вопрос по 2 балла

1. Торговля была меновая, караванная, неэквивалентная, был принят эквивалентом годовалый баран - сек. Местное население обманывали, люди не всегда понимали ценность денег, да и практически их не имели, они не четко могли сравнить их с ценой на тот или иной товар, поэтому перекупщики могли повысить цену на товар в десятки раз, доезжая до отдаленных мест, обогащаясь население не могло обойтись без железных изделий, фабрично-заводских товаров, дерева, тканей, земледельческих товаров. Товары ввозились очень низкого качества, поэтому у торговцев и перекупщиков была «великая прибыль», как писал П. Паллас.

2. Шежире в роду вели по ряду причин, это и помогало управлять общинами и родами, это и историческая память о предках, легендарных, которыми гордился род и воспитывали потомков, это и социальный регулятор, упорядочивало семейно-брачные отношения, выполняло функции распределения пастбищ, рассадки гостей, курултаев, порядка построения народного ополчения.

3. Свои взгляды

V Бонус. За каждый правильный ответ по баллу дополнительно:

  1. Сырым Датулы, 2. Бухар жырау Калкаманов, 3. Абылай хан, 4. Таттимбет, 5. Абулхаир хан

Итого можно набрать: 68 баллов + 5 бонусных баллов




Контрольная работа по истории нового времени 1 модуль

«Социально-экономическое, политическое и культурное развитие Казахстана в 18 веке»

2 вариант


I. Критерий А «Знание»

А) Составь словарик, объясняя понятия ( по 1 баллу за правильный ответ)

1. джут -

2. аманат -

3. Яик -

4. ярмарка -

5. шешен -


Б) Тест ( по 1 баллу за правильный ответ)


1. «Колумбом Оренбургского края » называли учёного:

А) Ш. Уалиханулы, В) И. Алтынсарулы, С) А. Кунанбайулы, Д) П. Радлова, Е) Г. Миллера.

2. Посол от российской императрицы, принявший присягу у хана Абулхаира.

А) Сперанский; В) Татищев; С) Тевкелев; Д) Крыжановский; Е) Милютин.

3. Присягу на верность России Абулхаир подписал в своей ставке:

А) в урочище Майтюбе; В) в урочище Алматы; С) в урочище Ордабасы; Д) в урочище Анракай; Е) в урочище Орбулак

4. Годы второго «Великого бедствия» связывают с джунгарским контайдши:

А) Галданом-Цэреном; В) Цеваном-Рабданом; С)Батырши; Д) Богенбаем; Е)Кабанбаем

5. Хан Среднего жуза Абулмамбет и султан Абылай приняли присягу на верность России в 1740 году в:

А) Петропавловске; В) Орске; С) Оренбурге; Д) Омске; Е) Семипалатинске

6. В 30-40 годы XVIII века были заложены крепости от Верхнеяицкой до Звериноголовской и создана укрепленная линия:

А) Новоишимская; В) Уйская; С) Колыванская; Д) Горькая; Е) Алтайская

7. В 1734 и 1742 российские цари издавали указы о запрещении казахам кочевать на западе, вблизи реки:

А) Жайык; В) Иртыш; С) Ишим; Д) Сырдарья; Е) Волга

8. Толмач - это:

А) воин; В) землевладелец; С) мельник; Д) кочевник; Е) переводчик

9. В 1748 году, после смерти Абулхаира, ханом Младшего жуза был официально признан:

А) Абулмамбет; В) Абулфайыз; С) Семеке; Д) Батыр; Е) Нуралы

10. Самая крупная крепость Новоишимской линии:

А) Петропавловск; В) Семипалатинск; С) Усть-Каменогорск; Д) Омск; Е) Оренбург

11. Волжскими калмыками называли перекочевавшие племена торгоутов из:

А) Китая; В) Монголии; С) Джунгарии; Д) Ирана; Е) Индии

12. Наивысшего расцвета государство калмыков достигло при:

А) Аюк хане; В) Амурсане; С) Шерен хане; Д) Нуралы хане; Е) Баян хане

13. В 1723 и 1726 годах хан Абулхаир совершил походы на народ:

А) татар; В) башкир; С) калмыков; Д) джунгар; Е) казаков

14. В 1740 и в 1755 произошли восстания против российского господства племен:

А) башкир; В) татар; С) джунгар; Д) уйгуров; Е) дунган

15. После разгрома «пыльного похода», закончилась борьба казахов с джунгарами, длившаяся:

А) 100 лет; В) 200 лет; С) 250 лет; Д) 300 лет; Е) 350 лет

В ) О каком политическом деятеле речь? ( по 2 балла за правильный ответ)

По словам российского исследователя нового времени И. Крафта, «… он умел, смотря по обстоятельствам, казаться преданным то России, то Китаю, то Джунгарии, но в действительности не подчинялся никому»

II. Критерий В «Понимание»


Г) Хронологический диктант ( по 1 баллу за правильный ответ)



Годы

События

1

1715 - 1716

1

Создана Киргиз-кайсацкая экспедиция во главе с Кириловым И.К. по изучению природных ресурсов и картографии Младшего жуза

2

1718

2

Указ царя о запрещении казахам кочевать вблизи Жайыка, Яицкого городка и крепостей

3

1720

3

Заложена Ямышевская крепость и Омская

4

10 октября 1731

4

«Пыльный поход» (Шаңды жорық) калмыков через Казахстан на родину

5

1734

5

Построена Семипалатинская крепость

6

1742

6

Восстание казахов Младшего жуза под предводительством Сырыма Датулы

7

Январь 1771

7

Построены Усть-Каменогорская, Черноярская и Коряковская крепости

8

1711-1781

8

Абылай провозглашен ханом трех жузов в Туркестане

9

1771

9

Годы крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева

10

1773-1775

10

Абулхаир хан и 29 султанов приняли российское подданство

11

1783-1797

11

Годы жизни Абылая хана

Д) Соотнеси историческое лицо и его деятельность

Из приведенного ниже списка исторических деятелей выбери всех: ( по 1 баллу за правильный ответ)

I. Ханов Казахского ханства

II. Батыров казахов, воевавших с джунгарами

III. Акынов и жырау

IV. Ученых и российских общественных деятелей

V. Правителей других государств

VI. Предводителей восстаний

Список исторических деятелей: 1. Тауке, 2. Абулхаир, 3. Татикара, 4. Канси, 5. Цэван Рабдан, 6. Богенбай, 7. Кабанбай, 8. Райымбек, 9. Есет, 10. Каип, 11. Петр I, 12. Умбетей, 13. Абулмамабет, 14. Нуралы, 15. Тевкелев, 16. Абылай, 17. Уали, 18. Екатерина II, 19. Е. Пугачев, 20. С. Датулы, 21. П.П Рычков, 22. Актамберды, 23. Бухар Калкаманулы, 24. Ломоносов М.В., 25. И.К. Кириллов

III. Критерий С «Применение»

Е) Карта (по 2 балла за каждое задание).

Задания:

  1. Отметь на карте 5 крепостей, заложенных русскими в начале 18 века, ставшие крупными казахстанскими городами.

  2. Выдели районы действий казахских повстанцев, поддержавших Е. Пугачева в Крестьянской войне

Контрольная работа по истории Казахстана для 8 класса (1 четверть)


IV. Критерий Д «Анализ, синтез, оценка»

Ж) Проблемный вопрос ( по 2 баллу за развернутый ответ)


  1. Почему российское правительство поощряло научные исследования российских ученых в Казахстане? Когда они стали приобретать систематический характер?

  2. Почему казахское ополчение, выигрывая в ключевых битвах с джунгарами, теряло территории и не могло воспользоваться результатами своих побед?

  3. Представьте, что вы жили в первой половине 18 века в Казахстане, стали бы вы участвовать в восстаниях, на чьей стороне в годы Крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева вы бы оказались и почему?

V. Бонус. Выпиши известные тебе личности под определенным номером:

1Контрольная работа по истории Казахстана для 8 класса (1 четверть)2Контрольная работа по истории Казахстана для 8 класса (1 четверть)3Контрольная работа по истории Казахстана для 8 класса (1 четверть)4Контрольная работа по истории Казахстана для 8 класса (1 четверть)5Контрольная работа по истории Казахстана для 8 класса (1 четверть)

Итого можно набрать: 68 баллов + 5 бонусных баллов

Ответы на 2 вариант

А) Словарик по 1 баллу за слово

1. Джут - падеж скота

2. Аманат - заложник из родовитой семьи

3. Яик - река Урал

4. Ярмарка - место торговли, временный базар

5. Шешен - мастер слова, сказитель

Б) Тест по 1 баллу за правильный ответ: 1Д, 2С, 3А, 4А, 4А, 5С, 6В, 7А, 8Е, 9Е, 10А, 11С, 12А, 13С, 14А, 15А

В) О каком деятеле речь 2 балла: Абылай хан

Г) Хронологический диктант по 1 баллу за ответ: 1-3; 2-5; 3-7; 4-10; 5-1; 6-2; 7-4; 8-11; 9-8; 10-9; 11-6

Д) Найди. По 1 баллу I - 1, 2, 10, 13, 14, 16, 17; II - 6, 7, 8, 9; III - 3, 12, 22, 23 IV - 15, 21, 24, 25 V - 4, 5, 11, 18 VI - 20, 21

Е) Карта: 2 задания по 2 балла

Контрольная работа по истории Казахстана для 8 класса (1 четверть)

Ж) Проблемный вопрос по 2 балла за 1 правильный ответ

1. Исследования российских ученых поощрялись российским правительством, потому что ученые рассматривали и находили полезные ископаемые, которые были востребованы российской промышленностью. Исследователи чертили карты, способствовали продвижению колониальных сил вглубь страны и передвижению торговых караванов, ученые доказывали выгодность установления торгово-экономических связей России с народами Средней Азии и казахами

2. Казахское ополчение, выигрывая в кровопролитных битвах, демонстрировали отвагу и храбрость, но ханы трех жузов, стремясь к самостоятельности, не могли поделить власть, часто отводили свои войска с позиций, откочевывали подальше от военных действий. Постоянные распри, междоусобицы не способствовали укреплению войска. Джунгары этим пользовались и продвигались вглубь страны

3. Свои взгляды, мысли.

Бонус. По дополнительному баллу за правильный ответ.

  1. Бухар жыраю Калкаманов, 2. Сырым Датулы, 3. Абылай хан, 4. Татимбет,5. Абулхаир хан.

Итого можно набрать 68 баллов + 5 бонусных баллов





ОБЩИЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Буквы заданий, максимальный балл за каждое задание

Критерии

Максимальный балл

А знание

Задание А- 5 б,

Задание Б - 15 б Задание В - 2 б

Знать факты, исторические термины, понятия, исторических деятелей, использовать знания в работе с тестовым материалом.

22

В понимание

Задание Г - 11 б

Задание Д - 25 б

Устанавливать уместные связи между событиями, соотносить событие и год, исторического деятеля и его деятельность

36

С применение

Задание Е - 4 б

Приводить в соответствие информационный материал, владеть картой, уметь работать с контурной картой, соотносить те6рриторию с событием

4

Д

анализ, синтез, оценка

Задание Ж - 6 б

Находить, отбирать и анализировать нужную информацию, делать выводы, давать оценку, прогнозировать события и свое участие в них, устанавливать причинно-следственные связи событий

6

КРИТЕРИАЛЬНАЯ ШКАЛА ОЦЕНИВАНИЯКритерий

Уровень достижений

Дескрипторы

А

(max 6)

0

Учащийся из 5 терминов определил один, в тестах ответил правильно на 5 вопросов

2-3

Учащийся из 5 терминов определил 2 и ответил на 7 вопросов (40%).

4-5

Учащийся на хорошем уровне знает исторические понятия и термины, и из 5 терминов определил три, из 15 тестов 10 правильных (70%)

6

Учащийся продемонстрировал отличные знания и понимания терминов; из 5 - 5 или 4 правильных, из15 тестов 12-15 правильных ответов, правильно определил исторического деятеля (90-100%)

В

(max 6)

0

Из 11 дат знает 3-4, из 25 деятелей определил 3-5 ( 10%)

2-3

Из 11 дат знает 5-6, из 26 деятелей определил 10 -14 (40%)

4-5

Из 11 дат знает 7-8, из 26 деятелей определил 15-20 (70%)

6

Из 11 дат знает 9-11, из 26 деятелей определил 21-26 (90-100%)

С

(max 6)

0

Не владеет умением заполнения контурной карты, не соответствует заданию, не заполнена большая часть работы

2-3

Выполнено одно задание из двух, не аккуратно, не достаточно обладает умением в заполнении контурной карты

4-5

Выполнено оба задания, использует только авторучку, нет цвета, небрежно, не разборчиво, не заполнена легенда карты

6

Выполнены качественно оба задания, заполнена легенда карты, использованы несколько цветов в оформлении, записи четкие, читаемые, аккуратные.

Д

(max 6)

0

Учащийся не определил исторического явления, не ответил на вопросы, не спрогнозировал свои действия в предлагаемом историческом событии.

2-3

Учащийся использовал не все исторические факты для определенияисторического события, частично выделены стороны явления, не прослеживаются причинно-следственные связи, отсутствует вывод, нет прогноза.

4-5

Учащийся на хорошем уровне умеет отбирать и анализировать нужную информацию, использовать исторические факты, но выделены не все стороны явления, затрудняется в определении причинно-следственных связей, обобщении, выводах, прогнозах.

6

Учащийся на отличном уровне умеет отбирать и анализировать нужную информацию, использовать исторические факты, определять причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы, абстрагируется, оценивает ситуацию и прогнозирует.

Оценочный лист

Перевод баллов в отметку



© 2010-2022