Внеклассное мероприятие 23 февраля 1944г. -трагическая дата ингушского народа

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Встреча гостей : в зале звучит песня «Башня»

Клип о современной Ингушетии

Мах .Мил. 70-й годовщине депортации ингушского народа посвящается. (1 ученик)

Мах. Мил. Это случилось 23 февраля 1944 года. Трагедия моего народа. По приказу солдаты окружали ' собравшихся" на митинг мужчин и под прицелом вынуждали садиться в студебеккеры. В то же время под дулами автоматов растерянные женщины и старухи неумело собирались «через 15 минут» в дорогу. Разрешалось брать на семью не более 100 килограммов багажа.

Куда и зачем везут их в феврале? Надолго? Что происходит? Со всех сторон сводили людей к железнодорожным станциям, к товарным вагонам с надписями «враги народа», «людоеды», и грузили в них. Здоровье и тифозные, старые и малые мужчины и женщины загружались в эти вагоны, двери запирались снаружи. Эшелоны арестованных готовились к отправке.

(Под старинную ингушскую мелодию).

Цеч. Жар. О чем сегодня говорят

И с восхищеньем, и с печалью,

Случилось много лет назад,

Огнем помечено и сталью.

Случилось там, где свет и высь,

Где все и честно, и свободно

Где наши предки родились

И жили гордо, благородно.

Пахали землю, скот пасли,

Охотились и белковали

От крови гостя, берегли,

Соседа братом называли.

Из-под снегов Мятлом-горы

Текли серебряные звуки...

И были старики мудры,

Отважны сыновья и внуки.

Дзаур. Хади .Одним росчерком золотого пера из реестра «братских народов СССР» было вычеркнуто 12 «провинившихся» народов. Над ними, как над утопленниками, замкнулась болотная гладь темноты, оставив лишь расходящиеся круги ада.

Озд.Ислам. Письма шли в аул и похоронки

За Москвою слышалось «Ура!»

А в горах полуторки, трехтонки

Чуть ли не у каждого двора. ..

В тот же год от очагов и прахов.

Выполняя Сталина приказ,

Увозили не одних вайнахов,

А почти весь Северный Кавказ.

С

Евл.Хади Общее руководство депортацией всех народов осуществлял нарком внутренних дел СССР Лаврентий Берия. Его заместителями были Кобулов и Серов. К выселению были привлечены сельские активисты из местного населения и соседних республик.

Вся операция по выселению ингушей и чеченцев проходила под личным контролем Иосифа Сталина. Лаврентий Берия докладывал «отцу народов» лично:

Тум.Ибр. Государственный Комитет Обороны, товарищу Сталину. Сегодня, 23 февраля, на рассвете начали операцию «Чечевица», по выселению чеченцев и ингушей. Выселение проходит нормально. Лаврентий Берия, 23 февраля 1944 года.

Гулиев Ах.Уч. В Московский Кремль поступает сводка:

Успешно, операция идёт.

Вагоны загружаются всё четко , как скот, в них загоняется народ.

Всё рассчитали дьявольские слуги…

Не допустили никаких помех,

А там в Москве , уже награды ждут их

«За героизм, отвагу и успех».

Стрельба и кровь не поддаются счёту

Каков ценизма, беспощадный взлёт:

В день славной Красной Армии и флота

За сутки изгнан с Родины народ.

Оболганный огульно обвинённый,

Ограбленный, растоптанный в конец,

В непостижимой скорби, отрешенный,

в «отца народов» веривший слепец.

Евл.Хад. Указ Президиума Верховного Совета СССР , о ликвидации Чечено-Ингушской АССР:

«В связи с тем, что в период отечественной войны многие чеченцы и ингуши изменили Родине , переходили на сторону фашистских оккупантов, Президиум Верховного Совета СССР' постановляет:

1)Всех чеченцев и ингушей переселить в другие районы СССР, а Чечено- Ингушскую АССР ликвидировать

2) Включить в состав Северо.-Осетинской АССР город Малгобек, Пригородный район;

Председатель Президиума Верховного Совета СССР-

Калинин

Секретарь Президиума Верховного Совета СССР - Горкин.

Москва, Кремль, 7 марта 1944 года." .

Оскан.Айш. Очевидцы рассказывали ужасы, о которых боялись говорить вслух. А было и так: немощных стариков, больных, расстреливали на месте или попросту сбрасывали в пропасть. Бывало, сжигали живьем.

Сей.Мар. В селении Цхаралты оказались забытыми старик с внуком Оздоевы. В момент выселения они пасли в горах скот и ничего не знали. Вернувшись в пустое село, они пришли к солдатам с просьбой отправить их к своим, но эшелон был отправлен и их расстреляли на месте. А в доказательство выполнения приказа - отрубили им, седобородому старику и мальчику, голову и отвезли в НКВД.

Сен.Мил. Оставшиеся в горах пастухи наблюдали, за выселением в бинокли. Из селений: Таргим и Хамхи людей выводили, пешими до дороги им предстояло пройти более 25 км. Шли, груженные вещами, иные несли на себе стариков.

А в селении Хайбах cолдаты загнали 700 жителей в конюшню, обложили сеном и заживо сожгли. Женщин, стариков, детей. Самому старшему из них было 110 лет, самый младший родился в ночь перед сожжением.

Цеч.Жар. Цицкиев Магомед и его сестры в 1944 году были совсем маленькими. Но;чёрный февраль 44 года навечно впечатался в детскую, память. На их глазах и глазах соседей расстреляли их; мать. Она хотела взять с собой вещи, приглянувшиеся офицеру - мародеру. Тело матери на глазах ее трех маленьких детей сбросили в погреб. А детей, одних, без отца и матери увезли погрузили в товарный вагон с надписью « враги народа».

Выш. Ф. Свидетели тех «страшных дней» - это живая память народа. И они помнят не только зло. Они помнят солдат, которые, не скрывая слез, помогали растерянным матерям собирать, вещи. Иные из них сами подбирали необходимое, отбрасывая патефоны, ковры, и грузили кукурузу, муку, теплую одежду. Народ наш благодарит их за человечность.

Оскано.Айш. Уч. Не вздрагивайте, горы ! Горе ! Горе!

Не сокрушайтесь, снежные поля,

Не разбивайтесь камни! Мы- в неволе

Не содрогайся и прощай, земля!

Не плачьте , небеса, леса родные ,

К бессильным, к нам , насилие ползет..

Калеки неподвижные, больные, не суетитесь, люди! Смерть идёт.

Репрессии- и в судорогах сердце,

Репрессии -свинцовой стала грудь…

Репрессии- в суровый зимний месяц,

В сорок четвертом- гибельный наш путь.

Остекленели леденцы -младенцы,

застыли трупы матерей вокруг…

Враги народа-спецпереселенцы !-

Переродились как -то сразу, вдруг.

Дзаур. Хади. По-разному провожали изгнанников остающиеся. В большинстве случаев плакали, тайком совали в руки детям и старикам свертки с наскоро собраннойедой, просили сообщить адреса.

Цеч.Джаб. Так начиналось, выселение. За 5 дней на древней земле Ингушетии и Чечни не осталось ни одного ингуша и чеченца. Полмиллиона человек, погрузили в вагоны для перевозки скота. В щели задували злые февральские ветры, некоторых вагонах не было даже нар. Женщины и дети сидели на полу. Молодежь ехала, стоя. Спали, поддерживая друг друга. Ехали 18 cyток с редкими остановками в голой степи. Остановки использовались для очистки вагонов от покойников. Люди прятали своих умерших родственников: ведь самое страшное - для нашего народа - не предать труп земле. Прятали их, надеясь похоронить на месте прибытия, чтоб иметь возможность ходить на могилы своих родных. Но солдаты автоматами заставляли вытаскивать из вагонов умерших. Тут же, у насыпи, их наскоро закапывали в снег. Вагоны трогались - умершие матери, отцы, братья, сестры, дети оставались на снегу.

Евл.Хади .Отстали от гор отроги

Пошел Урал, Арал

Родившийся в дороге

В дороге умирал.

Вагоны - все в заплатках

В пути умерших всех

На остановках кратких

Закапывали в снег

А если кто обряда, свершить не успевал,

На снег широкий ,падал, сраженный наповал

<<За что?» - в ответ команда!

Живым не оставлять!

«За что?» - в ответ команда:

Стреляй его, стреляй!

Усопшие в дороге лежали вне земли.

Их стерегли не боги

Их волки стерегли. И пастью всей глотали

Тех, кто лежал отстав

А волки снова ждали

Очередной состав.

Песня А.Евкуровой «Выселение» и клип

Мах. Мил. Закончилось и эта страшная дорога в никуда. Положение в ссылке было таково: все начиная с 16 лет, стояли на учете в спецкомендатурах по месту жительства. Еженедельно, в определенный день, спецпереселенец обязан был являться в комендатуру, чтобы отметится. Неявка, в назначенный день рассматривалась как побег, и наказывалась ссылкой в Сибирь. Спецпереселенец не имел права перейти границу района, в котором он был прописан, без разрешения коменданта. Нарушение этого порядка каралось наказанием на 20 лет каторжных работ с последующей ссылкой в Сибирь.

Вышег. Фат. Из справки Начальника Отдела сецпоселений МВД СССР В.В. Шияна

До 1947 г. бежали выселенцев -24 524 человек, задержано 9 917 человек, привлечено к уголовной ответственности- 2 502 человека.

За 1947год бежали выселенцев 10 897 человек, задержано 13 585 человек, привлечено к уголовной ответственности- 2 062 человека.

Из с Северного Кавказа бежало 15 992человека, задержано 2 208 человек. (с.85-86,Ингуши, Депортация)

Цеч.Жар В комендатурах по месту выселения висела инструкция ограничений для спецпереселенца:

  • В партию не принимать.

  • В высшие учебные заведения не принимать

  • Использовать спецпереселенцев только как

чернорабочих.

  • На руководящие должности не выдвигать.

  • Никакими, грамотами и наградами не награждать.

  • В армию не призывать...

Постановление Совета министров СССР :

В целях укрепления режима поселения выселенцев из числа чеченцев, ингушей , карачаевцев, балкарцев, калмыков и других за самовольный выезд, побег из мест обязательного поселения Совета министров СССР постановляет :

Установить, что переселение в отдаленные районы СССР чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев, крымских татар, немцев произведено навечно, без права их возврата к прежним местам жительства.

За самовольный выезд или побег предусмотрено привлечение к уголовной ответственности сроком на 20 лет каторжных работ.

Председатель Совета министров СССР И.Сталин

Москва. Кремль. 24 ноября 1948г.

Согласно этому документу, за то что сын ушел к матери в другое село, за то что парень влюбленный в девушку , побежал по глупости юношеской в другое село на свидание им давали 20 лет каторги!

Тимур.Ил. Уч.В иных краях, заброшенный судьбою,

Я странствовал от родины вдали.

Но я всегда носил с собою,

О горсть моей родной земли!

Как сердце матери, своим теплом ты грела,

И я искал настойчиво и смело

Дороги, что на родину вели.

Ты жизнь мою и честь в пути хранила,

В борьбе дала мне мужество и силу,

О горсть моей родной земли!

Звучит гармонь

Выш. Фат. Спецпоселенцы по национальности ингушки, чеченки, балкарки и карачаевки при выходе замуж за местных жителей освобождаются от всех режимных ограничений постановлением НКВД.

Это был расчет на то, что оказавшийся на чужбине народ ассимилируется, растворится среди местного населения, потеряет свою национальную идентичность.

Вот тут на защиту нации встали наши мудрые старцы. До выселения обычаи нашего народа были не столько строгими. У нас женились и выходили замуж за представителей других национальностей, был бы избранник или избранница достойными людьми. Теперь же старики ввели строжайший запрет на смешанные браки. Жениться, а особенно выйти замуж за человека другой национальности было объявлено недостойным.

Сейн.Мил. Жизнь на чужбине постепенно налаживалась. Местные жители привыкали к тому, что перед ними были не бандиты и « враги народа», а достойные люди, несправедливо изгнанные с родных мест. Многие из них отдавали последний кусок хлеба, делились картошкой, луком, одеждой. Спецпереселенцы стали получать пособие, и пенсии от государства. Бывали случаи, колхозы выделяли спецпереселенцам корову, 4-5 овец на семью. Медсестры спасали наших людей от малярии, воспаления легких. Но измывательствам местных комендантов , в полном распоряжении которых находились спецпереселенцы не было предела. К потоку постановлений спускавшихся с Москвы, присоединялись распоряжения местных властей, одно унизительней другого. К примеру : « Всех, до единого спецпереселенцев уволить с работы». Люди оставались без средств существования. Через два-три месяца следовала отмена приказа, разрешение давать работу. Но особенно доставалось национальной интеллигенции, обосновавшейся в городах и райцентрах. Им прямо говорили : в кишлаки, в аулы, на черную работу ! И чтобы выжить ученые, писатели работали сторожами, уборщицами, экспедиторами, разнорабочими.

Дзаур.Хад. У ингушей отняли Родину, но не отняли веру. И они молились, и верили. Верили неистово, всей душой. Народ ни разу не усомнился, что вернется. Люди, встречаясь друг с другом, сначала здоровались, потом привычно спрашивали: «Что нового? Когда едем?». В том, что едем, не было сомнения. Вопрос состоял лишь в том - когда едем? Старики, умирая, просили близких: « Когда будете возвращаться домой , заберите кости мои, тут не оставляйте».

Клип Наурбиева

Сейн.Мар. Уч.

Серый камень сорвался с утеса,

В мрачной бездне остался лежать...
Никогда ты наверх не вернешься,
Свой утес не увидишь опять...

Я молю тебя, господи, ныне:

Лучше в камень меня преврати,

Но остаться не дай на чужбине,

К моему очагу возврати!

(Кязим Мечиев, балкарский просветитель)

Оск.А. Весна 1953 года очистила землю от кровавого тирана.

Надежда на возвращение вспыхнула с новой силой. «Что же теперь будет» - спрашивали люди друг друга. «Как изменится наше положение?». Но ничего вокруг не изменилось. И вновь в Москву полетели письма. В то время это было небезопасно. И все же ингуши писали вновь и вновь, надеясь, что справедливость рано или поздно восторжествует. Эти письма взывали, молили о помощи. Но Москва молчала.

Тум.Ибр. И, наконец, 1956 год, XX съезд партии. С ингушей, как и с других народов, сняли все обвинения . В 1957 годубыла восстановлена Чечено- Ингушская АССР, но в сильно урезанном виде. 48 % территории Пригородного района до сих пор остается под юрисдикций Северной Осетии. Ингуши возвращались на Кавказ. Этого часа, наш народ ждал долгие 13 лет. На вокзалах смех, шутки, хохот. Настроение у всех приподнятое. То тут, то там взрываются веселые звуки ингушской гармошки.

Звучит гармонь

Цеч.Жар. Но вернувшиеся на Родину , не только не смогли вновь поселиться в свои дома, они не увидели ни могил, ни надгробных камней - чуртов, на своих родовых кладбищах. Надмогильные памятники были растасканы на строительные нужды новых «хозяев». Они были обнаружены в фундаменте Черменской животноводческой фермы, в двухсотметровой подъездной эстакаде Черменского консервного завода, в его стенах и фундаменте. Из чуртов был сооружен лестничный марш, в городе Грозном и служили бордюрным обрамлением проезжей части трёхкилометровой улицы Рабочей.

Выш. Фат. Зачитывается и демонстрируется письмо и бывшего спецпереселенца Яндиева И.Х. ,датированное августом 1956 года. (Письмо на имя Н. С Хрущева об ущемлении прав возвращавшихся ингушей, о разорении кладбищ и т. д.).

Озд.Исл. Вопреки всем препятствием, ингуши возвращались, выкупали свои же дома, обустраивались, залечивали раны .Жизнь потихоньку налаживалась. Однако вайнахам нет-нет, да и напомнят, что они в нашем цивилизованном обществе люди второсортные. Пытаются вытравить из памяти народа ею былую историю, переименовывают древние поселения ингушей.

Дзаур.Х. Уч. Да, наша жизнь горька судьбами,

Людскими криками, мольбой,

И сотворенное, над нами

Да не приемлет род людской.

Пусть не всегда нам улыбалась

Отчизна счастьем вековым:

К несчастью, все нам доставалось

Упорством, мужеством скупым...

И дни идут, и годы будут

Лететь и гаснуть, как огни,

Но наши люди не забудут

Погибших в бойне без вины.


Мах Мил.

Родная сторона! Там наши корни!

Там наши мысли и сердца живут!

Не может край наш называться спорным…

Могилы оскверненные зовут!

Разбросанный повсюду, непреклонный,

Несломленный от горя и невзгод,

В своих правах жестоко ущемленный,

Истерзанный ингушский мой народ!

Не обречен ты на исчезновенье,

Крепится в безысходности твой дух!

Не допусти раскола к возрожденью!

Вновь обрети извечный мудрый слух!

Костьми еще белеет путь лишений

И мертвых тлен беспомощно парит,

Взывая к справедливости решений,

В надежде совесть в людях пробудить.

Верните нашу родину, верните!

К раскаянию приходит и палач..

И, если только люди вы, поймите

Народов репрессированных плач!

Дзаур.Х. Уч. Чтобы в будущем не повторилось прошлое, скажем себе - помни!

Помни о том, что было. Помни всегда.

Кто додумался правду на части делить?

И от имени правды неправду творить?

Это тело живое, несладкий пирог,

Чтобы резать и брать подходящий кусок.

Только полная правда жива и права, А неполная правда - пустые слова.

Оск. Айш.Такое не забывается и не забудется пока кровь течет в жилах нашего маленького многострадального народа.

Вечная память тем фронтовикам, которые хлебнули чашу горя со своим народом.

Вечная память, тем которых еще в утробах матерей объявили « врагами народа», тем которые родившись на чужбине, так и остались там навечно.

Вечная память тем вайнахам, старикам, детям, которые исчисляются десятками тысяч, для которых утро 23 февраля 1944г. явилось последним утром их жизни на земле предков.

Вышег.Фат Душа без воли иссушается

Затем во все века вайнах

Где б не был, в горы возвращается

К священной чаше родника.

Без песни башня разрушается

И потому со всех кругов

Вайнах и мертвым возвращается

На землю отчих очагов.

Видео (Свидетели),00



© 2010-2022