Урок в 5 классе на тему: «Древнее Двуречье»

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в 5 классе на тему: «Древнее Двуречье».


Тип урока: введение нового материала.

Цели урока:

Образовательные:

  • сформировать у учащихся представления о географическом положении, занятиях и общественном устройстве древнейших городов-государств Древнего Двуречья;

  • формировать умения, применять понятие (клинопись), закрепить умения извлекать информацию из текстовых, анимационных источников и обобщать их по заданной теме;

  • ознакомиться с презентацией урока, запомнить мифы Древнего Двуречья.

Воспитательные:

  • познакомить учащихся с занятиями жителей Двуречья, их культурой, верованиями в эпоху древнего мира;

  • воспитывать детей в духе уважения к истории прошлого;

  • формировать навыки самоконтроля;

  • прививать аккуратность.

Развивающие:

  • развивать умения связной речи, логично выстраивать предложения;

  • развивать коммуникативные действия: умение полно и точно выражать свою мысль в соответствии с поставленными задачами.

Оборудование урока:

  • компьютер, экран, мультимедиа, презентация, карточки, кроссворд (работа с Интернетом, в режиме Онлайн), карта «Египет и Передняя Азия в древности», атлас по истории, тексты из хрестоматии по истории древнего мира.

В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстом, таблицами и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов.

Вся презентация состоит из 17 слайдов. По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал, и рассматриваются основные вопросы данной темы, ведётся запись в тетрадь.

План урока: 1. Географическое положение Двуречья.

2. Древнейшие города и занятия древних шумеров.

3. Занятия и быт жителей Двуречья.

ХОД УРОКА:


  1. Организационный момент.

  2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Актуализация знаний. Формирование мотивации.

Личностные универсальные учебные действия: смыслообразование, то есть установление связей между целью учебной деятельности и её мотивом.

Регулятивные универсальные учебные действия: прогнозирование, целеполагание.

Есть у меня шестёрка слуг,

Проворных удалых,

И всё, что вижу я вокруг

Всё знаю я от них.

Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их: Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где.

Учитель: Эти вопросы сегодня на уроке будут нашими путеводителями. Мы с вами продолжаем путешествие по удивительному, загадочному миру, миру Древней истории.

Вопрос: С каким государством мы с вами знакомились на прошлых уроках? (Египет).

Мы познакомились с этой таинственной страной, и узнали, какая природа, какой климат существовал в Древнем Египте, кто населял эту страну и чем занимались эти люди. Мы узнали, что самым могущественным человеком в Египте был фараон и именно ему подчинялись все жители страны. Мы узнали, что Египет был одной из самых ранних цивилизаций Древнего Востока.

Вопрос: Чем цивилизация отличается от первобытного общества? (Наличие письменности, городов, государств).

Но, недалеко от Египта, на территории Западной Азии раскинулось ещё одна страна, Древнее Двуречье.

Работа с картой:

  1. Давайте посмотрим на карту и найдём на ней страну называемую Двуречьем. Как вы думаете, почему, она получила такое название?

  2. Какие крупные реки находятся в этой стране?

Итак, Двуречье - это территория, расположенная между реками Тигром и Евфратом. Это обширная, плоская равнина. Разливы Тигра и Евфрата не такие бурные, как разливы Нила, короткие и неожиданные, поэтому люди здесь жили в страхе перед наводнением. Почва Двуречья отличалась высоким плодородием, но при отсутствии постоянного орошения солнце быстро превращало его в беспощадную пустыню буквально в нескольких шагах от берега реки.

Урок в 5 классе на тему: «Древнее Двуречье».Урок в 5 классе на тему: «Древнее Двуречье».


Евфрат Тигр

Уже известный вам историк Геродот оставил подробное описание природных условий Древнего Междуречья и занятий его жителей. Итак, давайте почитаем, как описывает эту великолепную страну Геродот.

Местоположение и природа

Заполните таблицу.

Дополнительные вопросы:

В Двуречье существовали мифы. В мифе о сотворении мира рассказывается о том, что бог создал небо и землю, посадил на ней растения, заселил ее животными. Из глины бог вылепил первых людей, подобных богам, по своему образу и подобию.

  • Какие выводы можно сделать из этого мифа?

  • Почему бог вылепил первых людей из глины?

Еще один миф - Миф о всемирном потопе.

Какие сведения из жизни людей можно узнать из этого мифа?

  • Как в нем отразилась природа страны?

  • Что в нем правда, а что вымысел?

Вывод: Очевидно, люди в Двуречье также зависели от природы, как и в Египте. Земля была плодородной. Почва была в Друречье глинистой, поэтому вода не впитывалась и затопляла поля. Таким образом, мифы были тесно связаны с природой, особенностями жизни.

Ирригационная система шумеров

Каждую весну реки Тигр и Евфрат наполнялись дождевой и талой водой и широко разливались. Земледельцы научились пользоваться этими временными излишками влаги, столь необходимой для повышения плодородия почвы. Драгоценную воду удерживали благодаря системе прудов, а затем постепенно отводили по густой сети оросительных каналов на свои поля в течение всего жаркого и засушливого лета. Так возникло ирригационное земледелие. Каналы одновременно служили и транспортными путями, по которым перевозили людей и грузы.

2 группа: Постройки в Двуречье

Заполните таблицу

- учебник пункт 2 (внешний вид - презентация) Зиккурат

Дополнительные вопросы:

Жители Двуречья - шумеры использовали для строительства городов глину (Презентация).

  • Почему они использовали столь непривычный материал?

  • Можно ли сказать, что шумеры были изобретателями кирпичей?

Вывод: И в Египет и в Двуречье строили жилища, храмы, гробницы, но в Египет строили из камня, а в Двуречье из глины.

3 группа: Письменность

Заполните таблицу

Дополнительные вопросы:

Письменность называлась клинопись, знаки на письме были похожи на маленькие клинышки (Презентация)

Рассказ о библиотеке Ашшурбанапала.

Почему благодаря пожару библиотека была спасена?

Во времена первых раскопок таблички с клинописью были совершенно непонятны археологам. Многие сомневались, что это вообще можно прочитать. Но удалось это Роулинсону с помощью точной копии персидской надписки. Чтобы прочитать ее нужно была забраться на высоту 50 метров, где эта надпись была высечена на скале. С тех пор ученые прочитали множество табличек.

Вывод: И в Египет и в Междуречье существовала письменность, которая была из сотен значков - символов, обозначающих как целые слова, так и слоги. Сегодня эта письменность прочитана. В Египет - иероглифы, в Междуречье - клинопись.

Клинопись

Клинописным письмом обозначались либо целые слова, либо гласные, либо слоги. Сложные шумерские тексты читать было очень трудно, поэтому писцы пользовались специальными определителями, которые должны были исключить ошибки при чтении, поскольку в шумерском письме один и тот же знак имел много совершенно различных чтений и значений. Всего в шумерской клинописи существовало около 600 знаков.

История изучения клинописи

Впервые клинописные тексты были прочитаны учителем классических языков Г. Гротфендом, который перевёл несколько персидских надписей в 1802 г. Независимо от Гротефенда в 1830-1840 гг. английский офицер и дипломат Г. Раулинсон дешифровал вавилонскую клинопись. К концу XIX в. была прочитана эламская клинопись и составлен словарь аккадского языка. В первой половине XX в. была окончательно дешифрована самая древняя из клинописных систем - шумерская.

Вопросы к документу:

  1. Какая земля существовала в Древнем Двуречье? (Плодородная).

  2. Какие культуры выращивали жители этой страны? (Пшеницу, ячмень, просо, сезам - масленичное растение, финиковые пальмы).

  3. Какие занятия существовали у жителей Двуречья? (Строили каналы, занимались земледелием, делали вино, мёд, пекли хлеб).

ДУрок в 5 классе на тему: «Древнее Двуречье».Урок в 5 классе на тему: «Древнее Двуречье».ревние племена Междуречья со временем объединились для совместного проживания в укреплённые поселения. Постепенно, эти поселения превращались в города - центры небольших государств. Так более 5 тыс. лет назад в нижнем течении рек Тигра и Евфрата древний народ «шумеры» образовал первое государство в Древнем Двуречье. В переводе с древнего языка «шумеры» означают «черноголовые». С этим народом связана одна из загадок истории Древнего мира. Неизвестно, откуда они пришли на эти земли. Их язык не был похож, ни на какой другой. На сохранившихся изображениях этих людей можно заметить, что у них были неправдоподобно правильные овальные черты лица с большими глазами. Эти странные люди основали в Двуречье крупные центры, города-государства.

Работа с иллюстрацией: стр. 63.

  1. Опишите то, что вы видите на иллюстрации?

  2. Как вы думаете, кто, по мнению древних шумеров, могло помогать им в их занятиях? (Боги).

III. ФИЗМИНУТКА.

Давайте, попробуем «оживить» хвалебную песню древнешумерской богини плодородия Иштар, заменяя некоторые слова движениями.


Когда ты встаёшь и восходишь на востоке - гонишь мрак, то вся земля торжествует.

От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.

Птицы взлетают из гнёзд и поют тебе хвалу.

Сияние твоё проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.

Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.

Встали, руки вверх, потянулись.

Кистями рук делаем «фонарики».

Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.

Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб.

Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.

Мы с вами продолжаем наше путешествие по Древнему Двуречью, по его красивым, величественным городам. Посмотрите стр. 65, как вы думаете, что это за сооружение? (Храм).

Вопросы: 1. Что такое храм? (Жилище богов).

2. Где мы с вами уже встречались с похожими сооружениями? (В Египте).

  1. Во что верили древние египтяне? (В богов и загробный мир).

  2. Какой вывод можно сделать, о верованиях древних шумеров, если в их городах тоже строились храмы? (Они тоже верили в богов).

У жителей Древнего Двуречья было много богов, но особо почитаемыми были боги и богини связанные с явлениями природы:

Урок в 5 классе на тему: «Древнее Двуречье».

ШАМАШ - бог Солнца.

Урок в 5 классе на тему: «Древнее Двуречье».

Урок в 5 классе на тему: «Древнее Двуречье».

СИН - бог Луны.

Урок в 5 классе на тему: «Древнее Двуречье».

ЭА - бог воды.

ИШТАР - богиня плодородия и любви.

Вопросы: 1. Вспомните, кому было позволено находиться в храме, жилище богов? (Жрецам).

2. Какие исторические источники вы знаете? (Письменные, вещественные).

  1. Какую информацию мы с вами можем получить именно из этих источников? (О существовании письменности).

  2. При изучении, какого государства мы с вами уже встречались с таким понятием? (Египта).

  3. Как называлась письменность в Египте? (Иероглифы).

В Древнем Двуречье тоже существовало особое письмо, которое называлось - КЛИНОПИСЬ (запись термина в тетрадь).

КЛИНОПИСЬ - письменность, знаки, которые состоят из групп клинообразных чёрточек, знаки выдавливались на сырой глине.

Работа с текстом учебника: стр. 65 - 66, п. 4.

  1. На чём писали в Древнем Двуречье? (На глиняных дощечках).

  2. На что похожа клинопись Древнего Двуречья? (На рисунки).

  3. Сколько знаков было в клинописи Древнего Двуречья? (Несколько сот).

  4. Где учились клинописи древние шумеры? (В школах).

IV. Закрепление знаний, полученных на уроке.

Самостоятельная и коллективная работа.

Задание 1: игра «Да» или «Нет».

Я утверждаю, что…

Вопросы: 1. Междуречье иначе называется Двуречье. (Да).

2. Двери у бедняков были деревянные. (Нет).

3. Ур и Урук это название рек. (Нет).

4. Бога солнца звали Шамаш. (Да).

5. К богине Иштар ходили за урожаем и детьми. (Да).

6. Религия жителей Двуречья - языческая. (Да).

7. Клинопись - это узоры на посуде. (Нет).

8. В природно-климатических условиях Египта и Двуречья много сходства. (Да).

9. Гробницы Египта и Двуречья не имеют ничего общего и схожего. (Нет).

Задание 2: ученики в тетради отвечают на вопросы.

  1. Бога Анубиса египтяне изображали с головой (шакала).

  2. Древняя столица Египта. (Мемфис).

  3. Какую страну называют «Страна Большого Хапи, Чёрная земля»? (Египет).

  4. Бога Солнца египтяне звали Амон - (Ра).

Задание 3: я предлагаю вам задание, которое называется «На географических просторах».

1. Эта страна расположена на берегу Нила, она славилась пирамидой Хеопса, одной из семи чудес света.

Ответ: Египет.

Работа с таблицей.

Познавательные универсальные учебные действия: формирование умений работать с информацией.

Установление причинно-следственных связей.

Создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера.

2. Что общего и различного в природных условиях Египта и Двуречья?

ОУрок в 5 классе на тему: «Древнее Двуречье».Урок в 5 классе на тему: «Древнее Двуречье».твет: Общее в Двуречье, как и в Египте происходили разливы рек Тигр и Евфрат, оставляя после этого плодородный слой ила на полях. Жители этих стран занимались земледелием и ремеслом. Строили оросительные каналы для своих полей. В одно и то же время появились государства, города, религиозные верования, письменность.

РУрок в 5 классе на тему: «Древнее Двуречье».азличие: Разливы рек Тигр и Евфрат проходили очень бурно, смывая всё на своём пути.

Строили всё из глины, писали клинописью, не на папирусе, а на глиняных табличках.

Выстраивание логичной картины событий.

Коммуникативные навыки.

Умение логически рассуждать.

Задание 4: решите задачу.

В городе Уре было исследовано более двух тысяч гробниц. Несколько гробниц резко отличались от остальных. В них были погребены десятки слуг, конюхов, музыкантов. Здесь же найдены золотые шлемы, венки, ожерелья.

Вопрос: Какие выводы можно сделать на основании этих погребений? Обоснуйте своё мнение.

Ответ: Во-первых, у жителей древнего города Ура существовали религиозные верования, т.к. вера в загробную жизнь заставляла их хоронить вместе с хозяином и слуг, конюхов, музыкантов. Во-вторых, наличие неравенства среди людей, появление богатых и бедных, т.к. из двух тысяч гробниц всего лишь несколько отличались от других (золотыми украшениями, нахождением слуг, конюхов).

Задание 5: вы видите перед собой перечень исторических терминов.

  1. Этим, словом мы называем правителей Египта и Двуречья:

  • вельможа;

  • царь;

  • жрец.

Ответ: царь.

  1. Вера в сверхъестественные силы. Назовите правильный ответ.

(7 букв).

Ответ: религия.


  1. Как называлась письменность Двуречья? Составьте из букв правильный ответ.

О Л И С Ь П Н К И

Ответ: Клинопись.

Задание 6: работа с историческим документом «Миф о потопе» стр. 65 учебника.

Вопросы:

  1. Из-за чего возник потоп? (Из-за дождей).

  2. Какому человеку бог Эа сообщил о предстоящем потопе? (Праведному человеку Утнапишти).

  3. Какие реальные события могли подразумеваться под словом «потоп»? (Разливы рек Тигр и Евфрат).

  4. Какую информацию о людях Двуречья даёт этот документ? (О существовании у них религиозных верований).

OK

Домашнее задание: пересказ § 13 и ответить на вопросы к тексту. Рабочая тетрадь: задания к теме «Древнее Двуречье». Контурная карта «Передняя Азия».

Творческое задание.

Познавательные универсальные учебные действия: построение письменной монологической речи.

Регулятивные универсальные учебные действия: формирование произвольного поведения. Саморегуляция.

Коммуникативные универсальные учебные действия: участие в коллективном обсуждении.

Творческая работа на тему «Школа Древнего Двуречья».

Ребята, оцените наш урок. Понравился он вам или нет? Прикрепите к доске тот смайлик, который на ваш взгляд соответствует вашему мнению.

Урок в 5 классе на тему: «Древнее Двуречье».

Урок в 5 классе на тему: «Древнее Двуречье».Урок в 5 классе на тему: «Древнее Двуречье».





11


© 2010-2022