• Преподавателю
  • История
  • Музейный урок-экскурсия по истории Культура 18 века. Крестьянская изба. Быт и обычаи (7 класс)

Музейный урок-экскурсия по истории Культура 18 века. Крестьянская изба. Быт и обычаи (7 класс)

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Место проведения : Школьный музей

Аудитория : учащиеся 7 класса

Основные направления педагогической деятельности:

  1. Информационное:

-знакомство с культурой России 18 в. ее богатыми традициями и обычаями, подчеркивая самобытность русского народа, его глубокую духовность;

  1. Учебно-познавательное:

- знакомство учащихся с интерьером русской избы, предметами быта, одеждой, народными песнями, пословицами, поговорками;

3) Личностного самосовершенствования:

- активизировать познавательный интерес к истории;

- развивать кругозор детей, память, воображение;

- погружение в историческую эпоху, выполнение различных социальных ролей, проживание чьей-то жизни;

4) Общекультурное:

- воспитание у учащихся интереса к историческому прошлому Родины;

- воспитание эстетического и художественного вкуса в процессе восприятия учебного материала;

5) Коммуникативное:

- выполнение поисковых заданий, исследовательских работ;

- привлечение учащихся к оформлению экспозиции (русская изба), к поиску старинных вещей, к сбору русских народных песен, пословиц и поговорок;

Ход урока

Вступительное слово учителя

Одним из направлений деятельности школьного музея является «Мир русской избы». В этом учебном году мы продолжили работу над данным учебным проектом через комплекс поисковых, исследовательских и др. видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно и в группах.

Итогом проделанной работы явился музейный урок - экскурсия « Русская изба», которые мы проводим по теме «Культура 18 века. Быт и обычай»

Сегодня, выполняя различные социальные роли, мы попробуем погрузиться в историческую эпоху, чтобы почувствовать ее колорит, отчасти проживая жизнь наших предков

Звучит русская народная музыка

Ученик: Чем дальше в будущее входим

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим

Ученик: Здравствуйте люди добрые! Милости просим. Если величать - так на пороге встречать.

Ученик: Есть в природе нашего народа вечные особые черты - не берут ни годы, ни невзгоды, ни капризы ветреные моды от души они, от доброты. Гость войди! Традиций не нарушим, с ним чайку всегда попьем, всем известным русское радушье, хлебосольство и открытый дом!

Ученик: Русская изба… Деревенский дом - это своеобразная колыбель крестьянской Росси. В деревенских избах рождались и прожили своей жизни десятки поколений простых русских людей, трудом которых создавалось и приумножалось богатство России. Каждый дом имел свое лицо.

Глаголем, кошелем и брусом

Дом строили с резным крыльцом,

С обдуманным мужицким вкусом

И каждый со своим лицом.

Ученик: Как строилась русская изба? Строили наши предки свои дома при помощи одного топора. А потому-то избы и назывались рублеными. Нет в такой постройке ни одного гвоздя. Ведь гвоздь ржавеют, а вместе с ними портится и дерево. Но кроме этого наши предки считали, что дерево - это живое существо, в живое можно ли гвоздь вбивать? Крыли избы соломой, а иногда осиновыми пластинами.

Ученик: В народной культуре дом - средоточие основных жизненных ценностей, счастья, достатка, единства семьи и рода. Дом там и жизнь там, где от покойной бабки остались рушники и веретено, где зарубка, что сделал дед, тулуп отцовский, и детство, и сказки, и домовой…Давайте же шагнем за порог деревенской избы.

Ученик: В переднем углу избы располагался красный угол. Его еще в народе называли большой, святой. Это было самое почетное место - духовный центр дома. Званый гость, входивший в избу у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, трижды осенял себя крестным знаменем и низко кланялся образам, а уже потом только здоровался с хозяевами.

В углу на особой полочке стояли иконы в начищенных до блеска укладах, украшенные вышитым полотенцем. Самых дорогих гостей усаживали в красном углу на красную лавку за стол, убранный нарядной скатертью - столешником. Красный угол обращен был к юго-востоку. Он принимал первые лучи солнца и как бы олицетворял собой зарю.

Песня «Ой, вставала я ранешенько» ( поют дети)

Ученик: (подходит к печке) Забывать мы стали, что в доме главное - печь. Затрещит мороз, завоет ветер в трубе, а на печке тепло и уютно. А знаете ли вы, что печка существует уже около четырех тысячелетий? Причина ее долговечности - в универсальности. Русская печь и жилье отапливает, в ней приготавливается пища, выпекается хлеб, варится пиво и квас, сушатся продукты и одежда, в ней даже мылись и парились! Горнило печи можно было разогреть до двухсот градусов. Пекари знают, что это как раз та температура, которая требуется для выпечки хлеба.

Ученик: Русская печь - это и посуда особой формы: горшки да чугуны. Дело в том, что посуда в русской печи нагревается больше с боков, поэтому она должна иметь большую боковую поверхность. Приготовленные в русской печи кушанья отличаются особым вкусом, привкусом и ароматом. Но с 18 в. русская печь стала уступать место огневой плите, а горшок - на плитной посуде. Тем не менее, во многих местах русская печь сохранилась до наших дней.

Ученик: А какие угощения готовили в печи! Каша, щи, пироги, блины самые вкусные, самые румяные. А сейчас без печки, словно чего-то не хватает.

Музейный урок-экскурсия по истории Культура 18 века. Крестьянская изба. Быт и обычаи (7 класс)


Ученик: Рады видеть вас у печки

Без нее и дом пустой,

В ней и жарить, в ней и парить

И зимой с ней как весной.

В старину так говорили

«Печь нам мать родная всем

На печи все красно лето

У печи и сплю, и ем!»

Ученик: Перед устьем печи ладно устроен шесток - широкая толстая доска, на которой разместились горшки, чугунки. На полках вдоль стен разместилась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки. Мастерил их из дерева, как правило, сам хозяин дома.

Рядом с устьем печи стоит на вытяжку железный ухват, которым ставят печь и достают горшки. Для сковородок - чапельник ( обозначение существовавшее в Алексинском уезде). Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник - кувшин с двумя сливными носиками по сторонам. Под ним стояла деревянная лохань для грязной воды. А в самом низу было подпечье, где хранились лопаты для выпечки хлеба, кочерга.

Ученик: Казалось бы, понятная вещь - кочерга. Ею разбивали крупные угли в печи, поправляли поленья. Но, как всякий предмет, соприкасающийся с домашним огнем, кочерга считалась вещью волшебной. Кочергой обводили обережный круг вокруг двора. Если двинуть кочергой какого-нибудь злодея, у него не только шишка вскочит, но и «страх в сердце загорится». А оборотень от такого удара примет свой настоящий вид.

Ученик: Пространство около печи служило женской половине, бабий кут, женский угол.

Ученик: Рассказывает и показывает как и для чего применялся рубель.

Ученик: А теперь отгадайте загадку: «На липе сижу, сквозь клен гляжу, березой трясу»? Что это такое? Это прялка. Из липы, дерева мягкого и теплого, делалось донце, на которое садилось пряха, в донце вставлялся гребень из клена, а из березы точили веретено. Прялок в доме обычно было несколько, у каждой женщины - своя. Девушкам часто прялки дарили женихи, а поэтому такую прялку женщина особенна берегла, а после себя завещала дочери на память. Сколько дум передумано, в какие дальние дали улетали мысли девичьи, да женские за работой на прялке! Сколько песен родилось (подходит к прялке и прядет)

Песня «Во поле береза стояла»

Ученик: Был в доме и мужской угол - конник, около двери и напротив окна. Здесь устраивалась широкая лавка украшенная узорами в виде конской головы, на которой сидели зашедшие соседи. На ней мужчины долгими зимними вечерами занимались хозяйственными работами - резали миски, ложки, долбили ковши, плели лапти.

Ученик: Лапти - самая любимая обувь русского народа. Не даром говорили - «Лапотная Русь», да и в других странах их не носят. Плетутся лапти без различия левой и правой ноги. «Только лапоть на обе ноги плетется, а рукавички - розни». Хороший мастер мог задень сплести две пары лаптей « Торопясь и лапти не сплетешь» Носили лапти не долго: в горячую крестьянскую пору - 4 дня, а зимой 10 дней. « В дорогу идти - 5 пар плести» говорили в народе. Но зато и стоили лапти дешево - не более 5 копеек, в то время как сапоги стоили несколько рублей.

Ученик: Играет на балалайке « Во саду ли в огороде..»

Ученик: Для новорожденного подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Мягко покачиваясь, она убаюкивала младенца под напевную песнь крестьянки. Когда спускались сумерки жгли лучины. Для этого служил кованый светец. По полу тянулись радужные домотканые половики или дорожки. Они и впрямь своей формой напоминали дорогу стелющуюся по земле.

Ученик: Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась - стол, лавки, сундуки, посудные полки - вот, пожалуй, и все. Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определенный час за столом собиралось обедать вся крестьянская семья.

Ученик: На столе у нас пирог

Пышки да ватрушки

Так пропойте ж под чаек

Чайные частушки

Частушки ( поют девочки)

Посидеть за самоваром

Рады все наверняка,

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока

Самовар поет, гудит

Только с виду он сердит,

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар.

Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого

Самоварного чайку.

Ученик: А вы знаете, что первое чаепитие состоялось на Руси в 1638 году. В этот год посол русского царя Михаила Федоровича вернулся домой в Москву. Он привез подарок от хана Алтына. Это был превосходный чай четыре пуда душистого листа! Только вдруг посол чего-то испугался, стал оправдываться: мол, и не хотел брать подарка, вот не смог отказаться. Впрочем, признался, что пробовал это зелье и ничего жив,…рассказал, как заваривают чай, как его пьют. Но московский государь так не разу и не попробовал этого напитка. И вот чрез 25 лет после того, один врач, имевший доступ ко двору посоветовал царю Алексею Михайловичу попить чайку и..»тогда все болезни как рукой снимет» Полегчало ли царю или ему пришелся по вкусу напиток нам не ведомо. Да и не важно. Следом за царем потянулись у чаю бояре, а за ними и «сошки помельче»

Ученик: в 1679 г. Появились в России самовары. В.И. Даль определяет самовар как «водогрейный для чаю сосуд, большей частью медный, с трубою и жаровней внутри». Но самовар - не просто «водогрейный сосуд». Он - символ уюта, домашнего очага, семейного очага. Самовар покупали на всю жизнь, порой он переходил от родителей к детям, его берегли, за ним ухаживали. Стоили самовары довольно дорого - ведь их делали мастера высокой квалификации.

Ученик: Сначала на специальных наковальнях из медных листов формовали фигурной самоварное «тулово» ( в него заливалась вода). Потом в «тулово» помещали «кувшин» - жаровую трубу ( в нее закладывалось топливо). Токарь полировал самовар, слесарь делал кран и ручки, сборщик подгонял отдельные части и чистил, столяр вытаскивал деревянные ручки.

Ученик: Настоящей «самоварной столицей» стала Тула. Первая самоварная фабрик там была основана в 1778 году, а к 1890 году их было уже 74. Самовары делались маленькие дорожные и огромные трактирные, скромные мещанские и богато украшенные купеческие. Только в Туле выпускали около 15о фасонов различных самоваров : «шары», «бочонки», «вазы», «рюмки», «банки» и т.д. О чае пошла молва, что он усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость, будит мысль, облегчает и освежает тело.

Ученик: Этот удивительный напиток очень стремительно завоевывал души русских людей. О чае даже писали знаменитые поэты и писатели. Давайте вспомним роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:

Смеркалось; на столе блистая

Шипел вечерниц самовар,

Китайский чайник нагревая

Под ним клубился легкий пар

Разлитый Ольгиной рукою,

По чашкам темную струей

Уже душистый чай бежал…

Ученик: А вот поэт Вяземский написал так

Час дружеских бесед у чайного стола

Хозяйке молодой и честь и похвала!

По православному не на манер немецкий

Не жидкий вода или напиток детский

Но Русью веющий, но сочный, но густой.

Душистый льется чай горячего, янтарною струей.

Так каким должен быть чай? Ответ прост. Хорошего сорта, без примесей, крепкий, обязательно горяч, «настоящего чая» должно быть много

Ученик: А какой же чай без блинов? Скоро масленая неделя. Для наших гостей мы приготовили подарок - рецепты приготовления лучших блинов (дарят подарки)

Ученик: Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала! Интерьер избы - это столь же высокое искусство как и все, что создавал талантливый русский народ.

Песня « Во кузнице» ( исполняют учащиеся)

Ученик: Русский народ выражал свое понимание красоты и через свою одежду, через свой костюм.

Ученик: Слово «костюм», пришедшее из французского языка, означает «обычай». Костюм выполняет не только практическую функцию, но и создает облик человека определенной эпохи. По костюму можно было определить общественное и семейное положение. Отделка костюма часто служила не только украшением, но и оберегала от зла.

Ученик: Особенности русского женского костюма заключалась в том, чтобы не подчеркивать формы тела. Простота силуэта компенсировалась богатой цветовой гаммой различных частей одежды, отделкой, всевозможного рода вышивками и аппликациями.

В разных губерниях вышивку делали по-своему, используя различные орнаменты. Но назначение было общим украшением костюма и защиты человека от злых сил, так как вышивку располагали по краям одежды: ворот, подол, низ рукава (именно отсюда духи зла могли проникнуть к телу). Для того, чтобы обезопасить человека, вышивка содержала всевозможные священные изображения и магические символы.

Ученик: Современные исследователи различают два основных комплекса женского костюма: рубаху с сарафаном и рубаху с поневой. Женская длинная рубаха - древнейший общеславянский вид одеяний.

Понева - полотнище, заменяющее юбку,- обязательная принадлежность одежды русской замужней женщины. Она надевалась особым способом: полотно поневы оборачивали вокруг талии разрезом вперед, а края подтыкали за пояс, открывая подол рубахи, которой закрывали передником (запоном).

Поневу обшивали лентами и тесьмой. Незамужние девушки носили только рубаху с передником.

Ученик: Сарафан стал использоваться в качестве женской одежды только в 16 веке. Он вытеснил поневу на территории России вначале в северных областях, а к началу 19 века превратился в одну из основных частей традиционной женской одежды.

Ученик: Женский костюм не мыслим без головного убора.

На Руси с незапамятных времен девушки от женщины отличали по открытым волосам. В Алексинском уезде девушки носили в основном «полотенце» - широкую, несколько раз сложенную полосу ткани, украшенную вышивкой и обвязанную вокруг головы. Макушка обязательно оставалась открытой, коса с цветной лентой или бисерным «косником» висела напоказ. К полотенцу крепились «пушки» из шерсти или пуха и «песики» - расшитые бисером, битью и блестками колечки красной шерстяной ткани.

Головным убором девушек был «венок». Он делался из лубяного или берестяного обруча, обшитого тканью и украшенного цветами из материи или крашеных перьев.

Носили в Тульской губернии девушки и «волюшку»- красную или синюю ленту, также расшитую бисером. Кокошники или «коруны», популярные на Севере, в Тульской губернии распространены не были.

Ученик: Русский мужской костюм, распространенный повсеместно, состоял из рубахи, портов, пояса, обуви и головного убора.

Основой мужского костюмы была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посредине или сбоку (косоворотка). Рубаху носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Шили ее из белой, красной или синей ткани. Украшали вышивкой.

Обязательной частью одежды русских крестьян били неширокие длинные штаны - порты, которые завязывались на шнурке вокруг талии. Состоятельные люди носили порты из шелка и сукна. А простой люд - холщевые. Порты заправлялись в сапоги, или их обертывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх надевали лапти. Поверх рубахи обычно надевали зипун, служивший для крестьян верхней одеждой, а на голову - шапку из сукна либо войлока.

Ученик:

Далеко-далеко, в тех далеких краях

Где волшебная сказка встречается с былью,

Где плывут облака в голубых небесах,

Где она начинается - наша Россия.

Ученик:

И глядят тяжело вековые дубы-

Это мудрость России, ее воля и сила,

А простое тепло деревянной избы-

Это сердце ее, сердце нашей России.

Ученик:

И икона в углу, и лампадка пред ней,

И красивый рушник, и цветок на окошке,

И на теплом полу пара новых лаптей,

Самовар на столе, деревянные ложки.

Ученик:

Это наше с тобой, это корни и кровь,

Это то, что отнять даже время не в силах.

Что нас тянет домой? Может просто любовь

Нашей доброй, как мать, и великой России

Звучит песня «В горнице моей светло»

Домашнее задание: подготовить презентацию на тему «Традиции, которые живут и сейчас».
















МБОУ «Авангардская средняя

общеобразовательная школа №7»





Музейный урок - экскурсия


Крестьянская изба




Тема: «Культура 18 века. Быт и обычаи»

Музейный урок-экскурсия по истории Культура 18 века. Крестьянская изба. Быт и обычаи (7 класс)

© 2010-2022