Конспект урока по истории Древнего мира Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по истории Древнего мира 5 класс

Тема: «Как жили земледельцы и ремесленники в Египте».

Цель:

  • дать представление о быте и образе жизни представителей привилегированных слоев древнеегипетского общества, о трудностях жизни простого народа;

  • способствовать развитию у обучающихся логического мышления;

  • умение делать выводы;

  • анализировать текст;

  • способствовать воспитанию уважительного отношения к труду.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности жизни и быта земледельцев и ремесленников Древнего Египта;

Метапредметные:

  • работать в паре;

  • выслушивать мнение друг друга;

  • овладение основами смыслового чтения учебных и познавательных текстов;

  • находить информацию по данной теме в тексте и дополнительной литературе;

  • прогнозировать результат и уровень усвоения учебного материала.

Оборудование: схема «Устройство древнеегипетского общества»; картинки (рыба, горшочки с маслом, мешок зерна) для игры «Меновая торговля»; проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

  1. Организационный момент ( проверка готовности к уроку, наличие учащихся);

  2. Мотивационно-целевой этап

Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в Древний Египет, чтобы познакомиться с устройством его общества. Мы узнаем, как правили фараоны, кто такие вельможи, писцы, воины, земледельцы и ремесленники, рабы.

Тема урока: «Как жили земледельцы и ремесленники в Египте» (слайд 1)

- «О чем бы вы хотели узнать сегодня на уроке? (Ответы учащихся)

- «Исходя из ваших ответов, сформулируем план урока:

План урока: (слайд 2)

  1. Жители Египта: от фараона до простого земледельца

  2. Труд земледельцев

  3. Ремесла и обмен



  1. Работа по теме урока



Сейчас мы с вами будем составлять схему «Устройство древнеегипетского общества». Помогут нам в этом учебник и слайды.

- откройте учебник на с. 37. Вместе прочитаем текст пункта 1.

Учитель комментирует прочитанное.


СЛАЙД 4


СЛАЙД 5


СЛАЙД 6

СЛАЙД 7

СЛАЙД 8

- Давайте послушаем, о чем поют воины, которые возвращаются из похода:

Это войско вернулось с удачей!

Оно сожгло поселки соседей.

Это войско вернулось с удачей!

Оно там поразило десятки отрядов.

Это войско вернулось с удачей!

Оно привело многие отряды в плен.

- «Как вы думаете, какова судьба пленных?»

(сначала пленных действительно убивали, только потом стали сохранять им жизнь, чтобы они выполняли самую тяжелую и грязную работу. Их называли РАБАМИ)

СЛАЙД 9

- у нас получилась схема «Устройство древнеегипетского общества». Давайте еще раз на нее посмотрим и ответим на вопросы.

1. кто находился во главе древнеегипетского общества?

2. как вы думаете, кому в Египте жилось труднее всего?

3. чем отличается положение рабов от положения земледельцев и ремесленников?

4. какую работу выполняли вельможи?


  1. Как вы думаете, почему земледельцы боялись писцов? Какую работу они выполняли?

  2. В каждом государстве есть войско. А для чего оно существовало в Древнем Египте?


Учащиеся читают по одному предложению из параграфа вслух.

«Всесильным владыкой Египта был фараон»(прикрепляет к доске элемент схемы - карточку со словом «ФАРАОН»)

Читают на с. 37:

- «Ему подчинялись вельможи - царские советники, военачальники» (прикрепляет карточку «ВЕЛЬМОЖИ»)

Читают на с.38:

- «на службе у фараона и вельмож состояли многочисленные писцы» (прикрепляет карточку «ЧИНОВНИКИ - ПИСЦЫ»)

- «Могущество фараона обеспечивало большое, хорошо обученное войско» (прикрепляют карточку «ВОИНЫ»)

- «на полях, на строительстве, в мастерских трудились земледельцы и ремесленники» (прикрепляют карточку «ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ (КРЕСТЬЯНЕ) И РЕМЕСЛЕННИКИ)



Ответы учащихся.

Прикрепляют карточку «РАБЫ»


Ответы учащихся:

- Фараон

- Земледельцам, ремесленникам и рабам

- Земледельцы и ремесленники были свободными людьми

- они выполняли поручения фараона, следили за сбором налогов, возглавляли войско

- писцы собирали налоги

- для защиты государства и власти, обороны от внешних врагов, захвата чужих земель.

2.

- сейчас вы будете работать в паре.

- Работая с текстом пункта 2, иллюстрациями приведите примеры, доказывающие, что египетские земледельцы тяжело трудились.

СЛАЙД 10

Читают пункт 2 и формулируют версии:

  1. Огромного труда требовало орошение полей;

  2. Египтяне строили каналы и длинные земляные насыпи на берегах Нила;

  3. При помощи шадуфов поливали сады и огороды.

3.

Ремесла и обмен.

- Египет славился своими мастерами. Природа в изобилии предоставляла ремесленникам материал: известняк, кварцит, песчаник, гранит, медь, олово ит.д.

- Хети везет сына Пепи в столичную писцовую школу и по дороге рассказывает ему о положении писца. Сам Хети, видимо, писец, так как он с большим убеждением и со знанием дела подчеркивает преимущества писца. Хети красочно нарисовал картину тяжелого изнурительного и голодного существования различных групп простых людей.

- работая с фрагментом исторического документа «Поучение Хети, сына Дуауфа, своему сыну Пепи», выпишите и назовите профессии ремесленников, которые существовали в Древнем Египте.


Вопрос: - почему Хети хотел, чтобы его сын стал писцом?

- на с. 41 учебника рассмотрим рисунок, изображающий меновую торговлю.

- что на нем изображено?

- как вы думаете, почему люди менялись товарами, а не покупали их за деньги?

- действительно, денег тогда еще не было, и если приходилось оценивать товар, то говорили: он стоит столько же, сколько и корова или как два мешка зерна. То есть люди оценивали свой товар во столько, сколько хотели получить другого товара.

- давайте поиграем в игру «Меновая торговля». У нас есть рыба, мешки с зерном и горшочки с маслом (учитель раздает ученикам картинки для игры)

- учитель подходит к ученику и начинает обмен: «у меня есть свежая рыба, я бы хотела получить горшочек с маслом». Или у меня есть горшочек масла, оно стоит как

два мешка зерна»

- как вы думаете, чем такая торговля неудобна?

- всегда ли можно было получить нужный товар?





Ответы учащихся: скульптор, ювелир, каменотесец, брадобрей, строитель, земледелец. ткач, гонец, красильщик, сандальщик, прачечник, рыбак, горшечник, кожевники,столяры, кораблестроители.

Ответ учеников: работа была тяжелой и мало оплачивалась.

Ответы учеников.

- люди обменивающиеся товарами.

- не было денег




Ученики пробуют совершать обмен.

Ответы учеников.

Ответы учеников.


Закрепление изученного материала:

Тестирование (приложение № 2)

Написание теста 5 минут


Подведение итогов урока:

  1. Выставление оценок за тест

  2. Молодцы, материал усвоили хорошо.

  3. Давайте обсудим, чему мы научились на уроке:

- выслушивать мнение друг друга;

- находить информацию в тексте учебника и дополнительной литературе;

- работать в паре;

- высказывать свое мнение.


Домашнее задание: работая с пунктом 3, опишите жизнь египтянина (жилище, одежда, пища, украшения)

Составить краткое сообщение



© 2010-2022