Конспект урока по истории на тему Второй Рим. Век Византии (6 класс)

Тема урока: Второй Рим. Век Византии. (2 часа) Тип урока: изучение нового материала Цели урока: Дать представление о Византийской империи как наследнице империи ромеев; подвести учащихся к пониманию особенностей императорской власти в Византийской империи; Познакомить учащихся с историческими условиями, повлиявшими на развитие культуры Византии; дать учащимся представление о важнейших достижениях византийского искусства в архитектуре, мозаике, иконописи; Продолжить развитие умения раскрывать ... Средства обучения: карта «Римская империя в Vвеке», учебник М.А. Бойцова, Р.М. Шукурова «Всеобщая история. История Средних веков», мультимедиа-презентация.                                    Основные понятия и термины темы урока: Константинополь, Византия, ойкумена, ромеи, василевс, сенат, димы, крестово-купольный храм, мозаика, икона.
Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Конспект урока по истории на тему Второй Рим. Век Византии (6 класс)Конспект урока по истории на тему Второй Рим. Век Византии (6 класс)Конспект урока по истории на тему Второй Рим. Век Византии (6 класс)Конспект урока по истории на тему Второй Рим. Век Византии (6 класс)Конспект урока по истории на тему Второй Рим. Век Византии (6 класс)Конспект урока по истории на тему Второй Рим. Век Византии (6 класс)Конспект урока по истории на тему Второй Рим. Век Византии (6 класс)Конспект урока по истории на тему Второй Рим. Век Византии (6 класс)Конспект урока по истории на тему Второй Рим. Век Византии (6 класс)Конспект урока по истории на тему Второй Рим. Век Византии (6 класс)Конспект урока по истории на тему Второй Рим. Век Византии (6 класс)Конспект урока по истории на тему Второй Рим. Век Византии (6 класс)

Конспект урока для 6 класса по курсу

«Всеобщая история. История Средних веков»


Тема урока: Второй Рим. Век Византии.

Тип урока:изучение нового материала

Цели урока:

Дать представление о Византийской империи как наследнице империи ромеев; подвести учащихся к пониманию особенностей императорской власти в Византийской империи;

Познакомить учащихся с историческими условиями, повлиявшими на развитие культуры Византии; дать учащимся представление о важнейших достижениях византийского искусства в архитектуре, мозаике, иконописи;

Продолжить развитие умения раскрывать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать исторические факты; продолжить формирование умений изучать исторические источники, извлекая из них новые знания, работать с исторической картой, как с источником знаний, пользоваться легендой карты.

Основные методы обучения:

методы получения новых знаний: рассказ, объяснение, беседа, работа с познавательными и документальными текстами; организация наблюдения, иллюстрация, демонстрация.

методы закрепления полученных знаний:беседа, повторение, выполнение заданий, ответы на вопросы на воспроизводящий и преобразующий уровень познавательной деятельности.

Средства обучения:карта «Римская империя в Vвеке», учебник М.А. Бойцова, Р.М. Шукурова «Всеобщая история. История Средних веков»,мультимедиа-презентация.

Основные понятия и термины темы урока:Константинополь, Византия, ойкумена, ромеи, всилевс, сенат, димы, крестово-купольный храм, мозаика, икона.

План изучения нового материала:

  1. Возникновение и особенности развития Византии;

  2. Власть императора;

  3. Император Юстиниан. Внутренняя и внешняя политика.

  4. Культура Византии.

Ход урока

Виды деятельности на уроке

Содержание урока









Вопросы классу



Рассказ учителя с элементами беседы







Задание классу



Вопросы классу





Рассказ учителя с элементами беседы

























Вопрос классу

Рассказ учителя с элементами беседы











Рассказ учителя с элементами беседы













Рассказ учителя с элементами беседы























Рассказ учителя с элементами беседы









Вопрос классу

Рассказ учителя с элементами беседы













Вопрос классу

Рассказ учителя с элементами беседы

I этап. Организационный момент.

Приветственное слово учителя, знакомство учителя с классом. Проверка наличия учебников, тетрадей, атласов.

IIэтап. Изучение нового материала.

  1. Возникновение и особенности развития Византии.

Вопросы классу:

- Когда и кто перенес столицу Римской империи в Константинополь?(330 год, Константин Великий)Почему?

- Когда Римская империя разделилась на Западную и Восточную?(395 год)

Учитель:Итак, изучая историю Древнего мира в прошлом году, мы с вами узнали, что в 330 году римский император Константин Великий - первый император-христианин - основал город Константинополь на месте древнегреческой колонии Византий. Своей новой столице Константин дал гордое имя Новый Рим.

Византийцы считали себя ромеями, то есть римлянами, державу - ромейской, императора - василевса - продолжателем традиций римских императоров.

Огромная Римская империя в 395 году была разделена на два государства - Восточную империю и Западную.

Под ударами варваров в 476 году Западная римская империя пала. Восточную же империю, по названию ее главного города, стали называть Византией. Судьба этого государства оказалась более счастливой. Оно смогло просуществовать еще тысячу лет.

Задание классу:

Покажите на карте Италию, Рим, территорию Римской империи, Западную Римскую империю, Восточную Римскую империю, страны и области, которые вошли в состав Восточной Римской империи.

Вопрос классу:

Почему Византия устояла под натиском варваров и просуществовала еще более тысячи лет?

- в Восточной Римской империи рабство было развито слабее, чем в Западной римской империи;

- между городом и деревней сохранился торговый обмен;

- в городах существовали торговля и ремесла;

- Император имел возможность содержать армию и флот;

- Византия могла отбивать натиск внешних врагов.



  1. Власть императора.

Учитель:Император обладал почти неограниченной властью:

- мог казнить подданных;

- конфисковать их имущество;

- смещать и назначать на должность.

Император издавал законы, был высшим судьей, руководил армией, определял внешнюю политику государства.

Но император не был собственником всех земель империи, хотя его владения были огромны.

Империя для византийцев - самое совершенное государственное устройство, олицетворение гармонии и порядка. Идея имперской власти была унаследована от Рима, где государство - высшая ценность, император - господин.

Римский император обязан был подчиняться закону. К этому же стремились и в Византии.

Христианство придало священный характер имперской власти. Христианская церковь утверждала, что власть дана императору Богом. Следовательно, основой византийской государственности являлось христианство. Светская и духовная власть должны быть слиты воедино и действовать в одном направлении, т.е. образовывать симфонию. Император был не только мирским правителем, но и главой церкви.

Качества, которыми должен был обладать император Византии:

- талантом государственного деятеля;

- быть христианином;

- милосердным;

- благочестивым;

- неприхотливым;

- проявлять усердие в вере.

Император считался смертным человеком, следовательно, его не обожествляли до конца, и ему постоянно надо было думать о своей ответственности перед подданными.

В то же время для общества, простых людей император - подобие Отца Небесного. Подражание Отцу Небесному было важной обязанностью императора. Дворцовый ритуал был этому подчинен. Император никогда не стоял на полу, всегда был на особом возвышении.

Кроме прав, у византийского императора были и обязанности - забота о подданных. Считалось, что это залог прочности и гармоничности государства. Император должен править «ради истины», «как раб и слуга Божий». Но если он будет совершать грехи, то станет ненавистен народу и может быть лишен своего поста.

Непрочность положения императорской власти усиливалась и тем, что в Византии долгое время царская власть не передавалась по наследству. Судьба многих императоров была трагичной (ослеплен, утоплен, отравлен, заточен в монастырь), а срок царствования - коротким. Неугодных императоров смещали, но сама императорская власть была неприкосновенной.

Самый важный пост мог занять и человек низкого происхождения. Власть императора считалась божественной, поэтому происхождение человека и его прежние занятия не имели никакого значения.

Имперская власть и общество

От Римской империи Византия унаследовала элементы республиканского строя.

Вопрос классу:

Что такое республика?

Учитель: Первоначально в Византии был Сенат, государственный совет и организации свободных граждан - димы. Сенат подготавливал проекты законов, обсуждал вопросы внешней и внутренней политики. В V - VIвв. большие права получили димы:

- они участвовали в торжествах;

- участвовали в провозглашении императора.

Формально император выбирался Сенатом, армией и народом, но на самом деле императора выдвигали Сенат и воинская аристократия.

Император нарекался василевсом (царем), а также автократом (самодержцем). Имперская власть отнимала у общества следующие права:

- право голоса;

- право участия в политической жизни общества.

Сильная централизация, самодержавие помогали Византии сохранить свою целостность. Но византийская имперская власть проявляла не только силу и могущество, но и слабость. Возможности императоров не были безграничны:

- император был скован в реформаторской деятельности;

- император являлся только хранителем традиций и обычаев;

- власть ориентировалась на прошлое и была изолирована от общества.



  1. Император Юстиниан. Внутренняя и внешняя политика.

Учитель:Юстиниан I (527-565 гг.) родился около 482 года в семье бедного крестьянина. В Константинополь Юстиниан был приглашен своим дядей Юстином, который в то время был очень влиятельным придворным. Юстиниан получил хорошее образование, дядя нашел ему должность при дворе.

В 518 году Сенат, жители Константинополя и гвардия провозгласили старого Юстина императором, а тот в свою очередь назначил свои соправителем Юстиниана (т.е. своего племянника). В 527 году - после смерти дяди - 45-летний Юстиниан стал самодержцем империи ромеев.

Юстиниан получил власть в очень трудное время:

- от бывших владений осталась только восточная часть: на территории Западной Римской империи образовались варварские королевства;

- в христианской церкви начались разногласия относительно личности Иисуса Христа («Был ли Христос богочеловеком?»);

- местная знать чинила произвол, крестьяне не обрабатывали землю, разбегались;

- в городах часто происходили бунты;

- в империи наметился финансовый кризис.

Необходимо было спасать империю. Юстиниан отчетливо понимал, что спасти империю можно, только предприняв решительные меры. Эту миссию силы мог выполнить только Юстиниан, так как, будучи православным христианином, богословом и политиком, он был чужд роскоши и всевозможных удовольствий.

Основным правилом Юстиниана было: «единое государство, единый закон, единая религия».

Внутренняя политика

Начало правления Юстиниана отмечается:

- широкой благотворительностью;

- раздачей средств бедным;

- снижение налогов.

Укреплялись позиции христианской церкви. В Афинах была закрыта платоновская Академия. Начались гонения иудеев, самаритян.

Самое главное и важное событие начала правления Юстиниана - реформа права. В 528 году была учреждена комиссия из самых опытных государственных деятелей и юристов. Комиссия подготовила собрание императорских указов:

- кодекс Юстиниана;

- свод сочинений римских юристов;

- руководство по изучению права.

Была создана единая система имперского гражданства. Было провозглашено равенство всех перед законом. Законы Юстиниана рассматривали раба как человека, но при этом рабство не отменялось. Однако раб теперь имел много возможностей освободиться:

- если стал солдатом;

- если ушел в монастырь;

- если стал епископом.

Раба теперь нельзя было убивать. По новым законам Юстиниана, женщины в семье уравнивались в правах с мужчинами. Был запрещен развод. Но оставались еще пережитки строго времени. Не была отменена смертная казнь. Особенно жестоко карались простые люди. Знатных казнили через обезглавливание.

Запрещалось и каралось смертью оскорбление императора. По словам историка Прокопия Кессарийского, Юстиниан мог «тихим и ровным голосом приказать перебить десятки тысяч ни в чем не повинных людей».

В последний период правления Юстиниана стали привлекать и занимать вопросы богословия. Юстиниан понимал, что в христианской вере ромеев - их подлинная сила. Была сформулирована идея «симфонии царства и священства» - союза церкви и государства как гарантии мира империи.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

- Юстиниан проводил реформы согласно библейским заповедям (восстанавливал города, помогал бедным, облегчил положение рабов) и одновременно подверг население империи тяжелому налоговому гнету;

- Юстиниан пытался восстановить авторитет закона, но так и не смог покончить со злоупотреблениями чиновников;

- Юстиниан пытал примирить разногласия в христианской церкви.

Укрепление позиций церкви, духовная поддержка православия сыграли огромную роль для восстановления средневекового общества. Кодекс Юстиниана стал основой европейского права грядущих времен.

Внешняя политика

Юстиниан в течение долгого времени воевал против варваров, которые образовали свои государства на развалинах Западной Римской империи. Византийский император предпринимает попытку восстановить в прежних границах римскую империю. Это вызвало сопротивление местных жителей, так как они были против восстановления прежних порядков.

Только через 15 лет удалось подчинить Северную Африку, 20 лет понадобилось для овладения Италией. Юстиниану удалось захватить юго-восточную часть Пиренейского полуострова.

Попытки Юстиниана восстановить мир и стабильность на территории Византийской империи обернулись жестокостью и кровопролитием. Империя Юстиниана находилась в окружении языческих и варварских государств, оставаясь последним прибежищем цивилизации.

Успехи Византии были непрочными. Долгие годы Византия вынуждена была вести войны с Ираном. По мирному договору Византия уступила персам часть территорий и вынуждена была платить ежегодную дань.

После смерти Юстиниана часть завоеванных земель была утеряна. Империя сократилась почти в три раза.



  1. Культура Византии.

Вопрос классу:

- Подумайте, какие исторические особенности Византии могли способствовать высокому уровню культурного развития?

Учитель:

Образование и научные знания

Государство нуждалось в грамотных чиновниках, образованных государственных деятелях. Образованные люди достигали власти, высоких должностей и богатства. Потребность в грамотности и образовании была не только в столице Византии, но и в провинциях, среди крестьян и ремесленников встречались грамотные и образованные люди.

Были организованы церковные, государственные и частные школы. В школах обучали чтению, письму, счету, церковному пению. Изучали священное писание, труды древних ученых. В Константинополе в IX веке при дворе императора открылась высшая школа. В высшей школе преподавали риторику, мифологию, историю, географию, литературу.

Математика: введено буквенное обозначение в алгебре. Эти знания нашли применение в астрономии, строительстве, исчислении сбора налогов;

Медицина: в XI веке при монастыре была открыта больница. Для обучения медицине было создано медицинское училище. Составлены пособия по медицине;

Химия: изобретен «греческий огонь» - смесь из нефти и смолы. Применялся в сражениях на море и на суше.

География: составлялись, чертились карты, планы городов. Путешественники составляли описания стран и народов;

История: исторические сочинения составлялись на основе документов, личных наблюдений, рассказов очевидцев.

Искусство: архитектура, иконопись, мозаика

Вопрос классу:

- Какое впечатление собор Св. Софии производит на живущих в XXI веке?

Учитель:Снаружи храм не кажется ни большим, ни нарядным. Но вошедших внутрь он поражает огромным пространством, величественностью интерьера. Почему? Христианство изменило назначение храма, его архитектуру и интерьер. В христианском храме верующие собирались на богослужение внутри. Следовательно, внутреннее убранство храма Византии наряднее, чем его внешний вид.

В X - XI вв. вместо вытянутого прямоугольного здания утверждается крестово-купольный храм. В плане этот храм имел вид креста с куполом посередине, установленном на круглом возвышении - барабане.

Далее учебный материал излагается в рамках учебника.

IIIэтап. Закрепление изученного.

- Почему Восточная Римская империя называлась Византийской? Как и когда она возникла?

- Какие страны включала в себя Византийская империя?

- Объясните, почему в Византии были востребованы образованные, грамотные люди?

- Укажите, в каких направлениях развивались научные знания.

- Какой существовал канон в оформлении христианского храма?

Домашнее задание: § 1-2,вопросы, термины, рабочий лист

Конспект урока по истории на тему Второй Рим. Век Византии (6 класс)

Рабочий лист № 2. История средних веков.

Тема: Византия.

Конспект урока по истории на тему Второй Рим. Век Византии (6 класс)

Конспект урока по истории на тему Второй Рим. Век Византии (6 класс)Конспект урока по истории на тему Второй Рим. Век Византии (6 класс)Конспект урока по истории на тему Второй Рим. Век Византии (6 класс)Конспект урока по истории на тему Второй Рим. Век Византии (6 класс)

© 2010-2022