- Преподавателю
- История
- Конспект урока Экономическое развитие России в первой четверти XVIII века. ( 7 класс)
Конспект урока Экономическое развитие России в первой четверти XVIII века. ( 7 класс)
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Клепикова А.В. |
Дата | 18.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема: Экономическое развитие России в первой четверти XVIII века.
Цели и задачи урока:
-
выявление причин народного недовольства в период экономического подъёма;
-
совершенствование навыков самостоятельной работы с картой, историческими документами и понятиями;
-
оценка с позиций нравственности тех успехов, которые были достигнуты в эпоху Петра I;
-
создавать содержательные и организационные условия для развития у школьников критического мышления.
Оборудование:
-
карта «Россия с конца XVII в. по 60-е гг. XVIII в";
-
учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России. Конец XVI - XVII век" М., 2005;
-
раздаточный материал (разноуровневые задания по социально-экономическому развитию из сборника В.В. Сухова, А.Ю. Морозова, Э.Н. Абдулаева «Дидактические материалы по истории России», М., 2000;
-
таблицы по теме.
Ход урока
-
Вводно-мотивационная часть, выявление исходного противоречия и постановка учебной задачи.
Стадия вызова.
Вопросы для вводной беседы и ожидаемые ответы.
-
Какую функцию выполняет экономика в государстве? (Обеспечение населения необходимыми товарами, усиление могущества государства);
-
Какие факторы способствуют росту экономики? (Частное и государственное вложение средств, льготное налогообложение и др.);
-
Каким образом взаимосвязаны экономика и уровень благосостояния населения? (Чем выше уровень развития экономики, тем выше уровень благосостояния).
Вывод: так зачем нужна экономика?
Предлагаю проанализировать две таблицы.
Таблица 1. Экономическое развитие России к началу XVIII в. и к 1726 г.
-
К началу XVIII в.
К 1726 г.
Мануфактуры (шт.)
Около 30
Около 200
Выплавка чугуна (тыс. пудов)
150
800
Торговый оборот (млн. руб.)
Ввоз преобладал над вывозом
Ввоз - 2,1 ,
вывоз - 4,2
Таблица 2. Народные восстания в эпоху Петра I
-
Когда
Где
Кто участвовал
1705-1706 гг.
Астрахань и окрестности
Стрельцы, зажиточные горожане и беднота
1707-1708 гг.
Донской край и прилегающие территории
Казаки и крестьяне (иногда именуется крестьянской войной)
1705-1711 гг.
Башкирия
Башкиры и другие нерусские народы Урала и Поволжья
Вывод: данные двух таблиц противоречат друг другу: экономика страны растет, а чем-то недовольный народ - бунтует (причем восстают представители самых разных податных слоев населения).
Формулировка учебной задачи: почему экономический подъем при Петре Первом сопровождался народными восстаниями?
-
Организация учебной деятельности.
Стадия осмысления.
Преподаватель последовательно ставит перед учащимися учебные вопросы, ответы на которые они ищут самостоятельно, используя имеющиеся источники информации.
-
За счет чего в первой четверти XVIII в. наблюдался быстрый рост крупной мануфактурной промышленности?
Работая с учебником, учащиеся приходят к выводу, что рост крупной мануфактурной промышленности происходил благодаря усилиям государства. Оно само и вкладывало средства в развитие мануфактур, и поощряло к этому частных лиц, предоставляя им всевозможные льготы. На мануфактурах широко использовался труд крепостных, приписанных к предприятиям.
2. Какие мануфактуры создавались при Петре I и почему?
Работа с картой «Россия с конца XVII в. по 60-е гг. XVIII в.». Учащиеся констатируют, что создавались преимущественно мануфактуры, обеспечивавшие военные нужды государства (то, что сегодня именуется военно-промышленным комплексом). Учитель поясняет, что полотняные и суконные мануфактуры тоже работали в основном на армию, на них изготовлялось военное обмундирование. Петровские мануфактуры производили товары, прежде всего для удовлетворения нужд государства, а не народа.
3. Почему и как изменилась налоговая система?
Работа с текстом учебника. Учащиеся выясняют, что при Петре Великом был осуществлен переход от подворного налогообложения к подушной подати, что способствовало росту самих налогов и существенному пополнению государственной казны.
4. Почему народ не слагал песен, прославлявших победы и деянии Петра I?
Вопрос имеет в известной мере, итоговый характер и непосредственно выводит на учебную задачу урока. Учащиеся, обобщая все ранее сделанные ими выводы, отмечают, что народ не слагал песен, прославлявших победы и деяния Петра I, так как преобразования Петра легли тяжелым бременем на плечи народных масс, повлекли за собой снижение их жизненного уровня. Народу Петр и его дела были чужды: в этом монархе многие не без оснований видели виновники своих бед. Нередко дело доходило и до открытой борьбы против царя-реформатора.
3. Этап контроля и коррекции знаний, полученных в ходе самостоятельной работы учащихся.
Стадия рефлексии.
Можно использовать задания на тестовой основе из сборника дидактических материалов В.В. Сухова, А.Ю. Морозова и Э.Н. Абдулаева. Другой вариант: нарисовать на доске схему «Хозяйственный механизм России при Петре I» и попросит учащихся указать основные составляющие этого механизма.
Хозяйственный механизм России при Петре I
1
4
5
2
3
-
3
Цифрами на схеме обозначены:
1 - государственный аппарат во главе с царем;
2 - податное население (в первую очередь крестьянства);
3 - мануфактурная промышленность (в первую очередь связанная с удовлетворением военных нужд государства);
4 - налоги;
5 - капиталовложения.
Учащимся очень важно усвоить сущность своеобразного механизма перекачки средств из одного сектора хозяйства в другой, запущенного Петром I. Функционирование данного механизма в дальнейшем определило многие особенности истории России.
Оставшаяся часть урока посвящается оценке с позиций нравственности и государственности тех успехов, которые были достигнуты в эпоху Петра I (в режиме свободной дискуссии).
ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ
Вариант - 1
-
В экономической сфере Петр I осуществил:
а) развитие мануфактурного производства;
б) монопольное право на внутреннюю и внешнюю торговлю;
в) выпуск ценных бумаг на российском рынке.
-
Крестьяне, которые вместо уплаты налогов должны были отрабатывать на предприятии, называли:
а) казенными; б) посессионными; в) приписными.
-
Покровительственная политика царского правительства по отношению к отечественной промышленности называется:
а) местничеством; б) протекционизмом; в) меркантелизмом.
4. Укажите отрасль, в которой возникли первые мануфактуры в России:
а) ткачество; б) судостроение; в) металлургия.
5. В ходе петровских реформ подворное обложение было заменено на:
а) подушная подать; б) пошлина; в) пожилое.
ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ
Вариант - 2
1. Одним из первых промышленников, начавших строить металлургические предприятия на Урале, был:
а) Винниус; б) Марселис; в) Демидов.
2. Сколько было создано мануфактур к 1725 году:
а) 30; б) 200; в) 150.
3. В каком году была проведена денежная реформа:
а) 1711 г. б) 1721 г. в) 1701 г.
-
В области внешней торговли и отечественной промышленности правительство проводило политику меркантилизма. Меркантилизм - это:
а) политика активного вмешательства государства в хозяйственную жизнь страны;
б) поощрение развития западной промышленности;
в) преобладание вывоза товара над ввозом.
-
Предприятие, основанное на разделении труда и ручном производстве, называется:
а) мануфактурой; б) мастерской; в) фабрикой.