Рабочая программа по истории

Раздел История
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа элективного курса внеурочной деятельности «История России в лицах» для учащихся девятых классов. (10в класс).

Пояснительная записка.

Рабочая программа по курсу «История в лицах» для 10 класса составлена на основе:


  1. Закона РФ «Об образовании» № 122 - ФЗ в последней редакции от 22 августа 2004 года.

  2. Федерального государственного стандарта

Вид реализуемой рабочей программы.

Рабочая программа элективного курса «История в лицах» имеет внешнюю рецензию.

Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Учитель имеет возможность внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей образовательного учреждения и учащихся конкретного класса: изменить количество часов, типы и формы проведения уроков, корректировать контрольно - оценочную деятельность с учетом особенностей учащихся.

Цель учебного предмета и его назначение:

В рамках школьных курсов истории основное внимание уделяется рассмотрению событий, явлений, процессов. За скупыми строками учебников не всегда видны личности, без понимания мотивов и сущности деятельности которых сложно составить истинную картину исторической действительности. Этот недостаток призван преодолеть данный элективный курс.


  1. Целью элективного курса является предоставление учащимся широкой фактологической базы, развитие познавательного интереса школьников к изучению истории России периода феодализма.

  2. Познакомить учащихся с одним из наиболее ярких разделов истории России. Заинтересовать школьников личностью того или иного деятеля нашей истории, побудить к дальнейшему изучению его биографии, а через биографию - истории своего Отечества.

  3. ВОСПИТАНИЕ уважения к историческому и культурному пошлому, осознания неразрывного единства истории с современностью.

  4. развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.

  5. РАЗВИТИЕ способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности.

  6. ФОРМИРОВАНИЕ исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Задачи предмета:


  1. Способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей.

  2. Способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на семинарах, ведения дискуссий, поиска и обработки информации.

  3. Способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся.

  4. Развивать у школьников навыки источниковедческого и историографического исследования при знакомстве с документальными свидетельствами, а также работе со справочными и картографическими материалами.

Рабочая программа предусматривает использование следующих технологий:


  1. Технология проблемного обучения (И. Я. Лернер, М. И. Махмутов)

  2. Технология личностного ориентированного обучения и воспитания (Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская, Н. Е. Шуркова)

  3. Технология сотрудничества ( Ш. А. Амонашвили, И. Б. Первин)

  4. Игровые технологии (С. Л. Шмаков)

  5. Технология самостоятельной работы (П. И. Пидкасистый)

  6. Групповые технологии (В. К. Дьяченко, К. Б. Первин)

  7. Интерактивные технологии.

Предусматриваются индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы

учащихся через самостоятельную, дискуссионную, информационную, исследовательскую деятельность.

Курс рассчитан на 35 часов изучения в 10 классе по 1 часу в неделю и предполагает изучение жизни и деятельности основных исторических личностей нашего Отечества с XVI до XVIII века.

Ожидаемые результаты реализации программы.

После завершения курса учащиеся должны владеть следующими знаниями, умениями и навыками:

  1. Знаниями о великих личностях России XVI-XVII вв.;

  2. Работать с географическими и историческими картами;

  3. Овладение терминами, связанными с изучаемой тематикой;

  4. Выступать с сообщениями;

  5. Самостоятельный поиск информации по предложенной тематике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений

Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.

1) Специализированная мебель и учебно-практическое оборудование.

- Компьютерный раскладной столик.

- Раздвижная доска.

- Штатив для карт и проекционного экрана.

2) Технические средства обучения

- Мультимедийный компьютер

- Мультимедийный проектор

- Экран проекционный

Содержание курса.

Раздел №1. Введение. (2 ч.)

Тема №1. Роль личности в истории. (1 ч.)

Человек - продукт среды и обстоятельств. Личность и общество. Личность и «микросреда». Личность - существо активное. Личность изменяет обстоятельства и формирует само общество.

Тема №2. Критерии причисления к историческим личностям. (1ч.)

Необходимость обществу. Движение общества вперед. Способность удовлетворять общественные потребности. Обладание незаурядными способностями и личными качествами.

Раздел №2. Иван Грозный и его время. (14 ч.)

Тема №3. «Избранная рада». (7 ч.)

«Избранная рада». Сущность «Избранной рады», причины создания, лидеры. Реформы. А.Ф. Адашев. Происхождение. Спальник великого князя. Член Ближней думы и Избранной рады, неофициальный правитель России (ведение архивом, руководство составлением «Государева родословца», хранитель печати). Руководитель внутренней и внешней политики. Воевода в Ливонской войне. Опала. Сильвестр. Происхождение. Священник. Поведение во время событий 1547 года. Торговец, устроитель храмов, писатель, собиратель книг. Редактор «Домостроя». Постриг. А. Курбский. Князь, участник Казанского похода, военачальник. Участник Избранной рады. Бегство в Ливонию. Переписка с Иваном IV.

Тема №4. Деловая игра «Суд над Иваном Грозным». (2 ч.)

Иван Грозный: детство, отрочество, формирование личности. Реформы Избранной рады. Восточная политика. Ливонская война. Опричнина. Семейная трагедия. Тиран, деспот.

Тема №5. «Опричники и жертвы». (2 ч.).

Григорий Лукьянович Скуратов-Вельский. Происхождение. Опричник. Поход на Новгород. Думный дворянин. Ближайший советник царя. Замужество дочерей. Гибель. Филипп Колычев. Детство, юность. Соловецкий монастырь. Постриг. Игумен Соловецкого монастыря. Митрополит: борьба с опричниной. Суд. Заключение. Гибель. Канонизация. Опричнина - трагедия России XVI века.

Тема №6. «Начало освоения Сибири». (2 ч.).

Россия и Сибирское ханство. Строгановы. Происхождение. Сольвычегорск. Участие в выкупе Василия Темного. Аника Федорович. Солеварение. Царское разрешение на освоение районов Урала и Сибири. Серебряные мастерские. Церковное строительство. Сыновья: отряд в Ливонской войне, начало освоения Западной Сибири, колонии на Новой Земле. Строгановская школа иконописи. Уникальность династии. Ермак Тимофеевич. Казачество. Версии происхождения Ермака. Поход в Сибирь, битва на реке Чусовой. Овладение Искером. Гибель атомана.

Зачет по теме «Иван Грозный и его время» (1 ч.).

Раздел №2. Россия периода смуты. (8 ч.).

Тема №7. Правители эпохи смуты. (4 ч.).

Борис Годунов. Происхождение. Служба при дворе. Зять Малюты Скуратова, шурин Федора Ивановича. Деятельность и правление Федора Ивановича: возвращение земель, строительство городов, укрепление границ, закрепление Сибири, учреждение патриаршества. Гибель царевича Дмитрия. Первый избранный царь. Попытка сближения с Европой. Голод. Смерть. Лжедмитрий Первый. Юрий (Григорий) Отрепьев. Монах Чудова монастыря в Москве. Соглашение с польскими магнатами. Пребывание в Москве. Заговор и свержение. Василий Шуйский. Происхождение. Организация заговора против Лжедмитрия. Крестоцеловальная запись. Борьба с восстанием Болотникова. Лжедмитрий Второй. Свержение. Пострижение.

Тема №8. Патриоты периода смуты. (4 ч.).

Патриарх Гермоген. Служба в Казани, обретение иконы Богоматери. Казанский митрополит. Патриарх: борьба с самозванцами, интервентами, семибоярщиной. Арест. Мученическая смерть. Канонизация. Кузьма Минин. Версии о происхождении. Земский староста. Организатор второго ополчения. Судьба после освобождения Москвы от интервентов. Дмитрий Пожарский. Происхождение. Начало государственной службы. Воевода. В первом ополчении. Военный лидер второго ополчения. Дипломат. Судьба после 1612 года. Иван Сусанин. Грамота 1619 года. Легенда о подвиге, ее роль в укреплении самодержавия. Образ Сусанина в художественной культуре России.

Раздел №3. Россия в XVII веке. (10 ч.).

Тема №9. Первые Романовы на Российском престоле. (2 ч.).

Михаил Федорович. Происхождение. Избрание на царство. Внешняя политика. Внутренняя политика. Алексей Михайлович. Детство. Вступление на престол. Личность царя: образ жизни, семья, интерес к западной культуре. Современники и историки об Алексее Михайловиче.

Тема №10. Семинар «Предтеча преобразователя». (2 ч.).

Ордин-Нащокин. Происхождение, образование. Работа в межевых комиссиях. Воевода Кокенгаузена и Пскова. Глава посольского приказа. Взгляды на армию, городское самоуправление, развитие торговли. Попытка создания флота. Постриг. Значение деятельности.

Тема №11. Семинар «Добрые люди России». (2 ч.).

Ульяния Осорьина (Лазаревская). «Житие»: происхождение, судьба. Служение людям, милосердие, отношение к крепостным. Голод 1601-1603 гг. Федор Михайлович Ртищев. Происхождение. Начало службы. Участие в кружке «Ревнителей благочестия». Министр двора. Руководитель Приказа тайных дел. «Добрый человек Древней Руси» (Ключевский). «Ртищевское братство» в Андреевском монастыре. Отношение к церковному расколу.

Тема №12. Деловая игра-дебаты «Церковный раскол». (3 ч.).

Никон. Происхождение. Женитьба, пост священника в с. Колычеве. Постриг. Кожеозерский игумен. Архимандрит Новоспасского монастыря. «Ревнители благочестия». Новгородский митрополит. Патриарх. Церковная реформа. Разногласия с Алексеем Михайловичем. Судьба Никона. Аввакум. Происхождение. Справщик. «Ревнители благочестия». Борьба с реформой Никона. Заточение, ссылка. Возвращение в Москву. Челобитные царю, ссылка. Идеолог старообрядчества. Послания Федору Алексеевичу. Казнь. Феодосия Прокопьевна Морозова. Происхождение, семейная жизнь. Соратница Аввакума. Гонения властей, арест. Смерть сына. Твердость в вере. Гибель. «Боярыня Морозова» Сурикова.

Зачет по теме «Россия в XVII веке» (2 ч.).

Литература:


  1. Васяева М.Н. Смутное время - время упущенных возможностей // Преподавание истории в школе. - 2001.- №6.

  2. Карамзин Н.М. Предания веков: Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского» /Сост. и вступ. ст. Г.П. Макогоненко; Коммент. Г.П. Макогоненко и М.В. Иванова. - М.: Правда, 1988.

  3. Великие государственные деятели России.- М., 1996.

  4. История Отечества в лицах: с древнейших времен до конца XVII века: биографическая энциклопедия.- М., 1993.

  5. Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. Т. 2. Курс русской истории. Ч.1. - М.: Мысль, 1987.

  6. Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. М., 1992.

  7. Забелин И. Минин и Пожарский. М., 1999.

  8. Морозова Л.Е. Два царя: Федор и Борис. М., 2001.

  9. История государства Российского: Хрестоматия. Свидетельства. Источники. Мнения. XVII в. Кн. 1. М., 2000.

  10. Андреев И.Л. Алексей Михайлович. М., 2003.

  11. Буганов В.И. Мир истории: Россия в XVII столетии. М., 1989.

  12. Преображенский А.А., Морозова Л.Е., Демидова Н.Ф. Первые Романовы на Российском престоле. М., 1999.

  13. Скрынников Р.Г. Социально-политическая борьба в Русском государстве в начале XVII в. Л., 1985.

  14. Тихомиров М.Н. Российское государство XV-XVII вв. М., 1973.

Календарное учебно - тематическое планирование

элективного курса «История в лицах»

для 10 класса

учитель: Гунин В.М.


часов

Элементы содержания.

Вид контроля.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам.

Дата.

Раздел №1.

Введение.

2


1

Роль личности в истории.

1

Человек - продукт среды и обстоятельств. Личность и общество. Личность и «микросреда». Личность - существо активное. Личность изменяет обстоятельства и формирует само общество.

Беседа.

Знать: цели и задачи курса; основные разделы, методы исследования.

Уметь: выделять главную мысль, идею, анализировать информацию.

2

Критерии причисления к историческим личностям

1

Необходимость обществу. Движение общества вперед. Способность удовлетворять общественные потребности. Обладание незаурядными способностями и личными качествами.

Таблица.

Знать: основные критерии причисления к историческим личностям.

Уметь: анализировать информацию, представленную в таблице.

Раздел №2.

Иван Грозный и его время.

14


3

«Избранная рада».

1

Сущность «Избранной рады», причины создания, лидеры. Реформы.

Эвристическая беседа, карта. Анализ исторической литературы и исторических источников.

Знать: основные факты жизни и деятельности, представленных в данной теме исторических личностей.

Уметь: анализировать учебный материал.

4

А.Ф. Адашев.

2

А.Ф. Адашев. Происхождение. Спальник великого князя. Член Ближней думы и Избранной рады, неофициальный правитель России (ведение архивом, руководство составлением «Государева родословца», хранитель печати). Руководитель внутренней и внешней политики. Воевода в Ливонской войне. Опала.

Беседа, таблица. Анализ исторической литературы и исторических источников.

Знать: основные факты жизни и деятельности А.Ф.Адашева.

Уметь: анализировать исторические источники.

5

Сильвестр.

2

Сильвестр. Происхождение. Священник. Поведение во время событий 1547 года. Торговец, устроитель храмов, писатель, собиратель книг. Редактор «Домостроя». Постриг.

Эвристическая беседа, карта. Анализ исторической литературы и исторических источников.

Знать: основные факты жизни и деятельности Сильвестра.

Уметь: анализировать исторические источники.

6

А. Курбский.

2

А. Курбский. Князь, участник Казанского похода, военачальник. Участник Избранной рады. Бегство в Ливонию. Переписка с Иваном IV.

Решение П.З. Карта. Анализ исторической литературы и исторических источников.

Знать: основные факты жизни и деятельности А.Курбского.

Уметь: анализировать исторические источники.

7

«Суд над Иваном Грозным».

2

Иван Грозный: детство, отрочество, формирование личности. Реформы Избранной рады. Восточная политика. Ливонская война. Опричнина. Семейная трагедия. Тиран, деспот.

Эвристическая беседа, карта. Анализ исторической литературы и исторических источников.

Знать: основные факты жизни и деятельности Ивана Грозного.

Уметь: анализировать исторические источники.

8

«Опричники и жертвы».

2

Григорий Лукьянович Скуратов-Вельский. Происхождение. Опричник. Поход на Новгород. Думный дворянин. Ближайший советник царя. Замужество дочерей. Гибель. Филипп Колычев. Детство, юность. Соловецкий монастырь. Постриг. Игумен Соловецкого монастыря. Митрополит: борьба с опричниной. Суд. Заключение. Гибель. Канонизация. Опричнина - трагедия России XVI века.

Решение П.З. Карта. Анализ исторической литературы и исторических источников.

Знать: основные факты жизни и деятельности, представленных в данной теме исторических личностей.

Уметь: анализировать исторические источники.

9

«Начало освоения Сибири».

2

Россия и Сибирское ханство. Строгановы. Происхождение. Сольвычегорск. Участие в выкупе Василия Темного. Аника Федорович. Солеварение. Царское разрешение на освоение районов Урала и Сибири. Серебряные мастерские. Церковное строительство. Сыновья: отряд в Ливонской войне, начало освоения Западной Сибири, колонии на Новой Земле. Строгановская школа иконописи. Уникальность династии. Ермак Тимофеевич. Казачество. Версии происхождения Ермака. Поход в Сибирь, битва на реке Чусовой. Овладение Искером. Гибель атамана.

Подготовка и обсуждение сообщений учащихся.

Знать: основные факты жизни и деятельности, представленных в данной теме исторических личностей.

Уметь: анализировать точки зрения современников и историков, формулировать собственную позицию.

10

Зачет по теме «Иван Грозный и его время»

1

Тест.

11

Раздел №2

Россия периода Смуты.

8


12

Борис Годунов.

2

Происхождение. Служба при дворе. Зять Малюты Скуратова, шурин Федора Ивановича. Деятельность и правление Федора Ивановича: возвращение земель, строительство городов, укрепление границ, закрепление Сибири, учреждение патриаршества. Гибель царевича Дмитрия. Первый избранный царь. Попытка сближения с Европой. Голод. Смерть.

Подготовка и обсуждение сообщений учащихся.

Знать: основные факты жизни и деятельности Бориса Годунова.

Уметь: анализировать точки зрения современников и историков, формулировать собственную позицию.

13

Лжедмитрий Первый. Василий Шуйский.

2

Лжедмитрий Первый. Юрий (Григорий) Отрепьев. Монах Чудова монастыря в Москве. Соглашение с польскими магнатами. Пребывание в Москве. Заговор и свержение. Василий Шуйский. Происхождение. Организация заговора против Лжедмитрия. Крестоцеловальная запись. Борьба с восстанием Болотникова. Лжедмитрий Второй. Свержение. Пострижение.

Подготовка и обсуждение сообщений учащихся.

Знать: основные факты жизни и деятельности, представленных в данной теме исторических личностей.

Уметь: анализировать исторические источники.

14

Патриоты периода смуты.

4

Патриарх Гермоген. Служба в Казани, обретение иконы Богоматери. Казанский митрополит. Патриарх: борьба с самозванцами, интервентами, семибоярщиной. Арест. Мученическая смерть. Канонизация. Кузьма Минин. Версии о происхождении. Земский староста. Организатор второго ополчения. Судьба после освобождения Москвы от интервентов. Дмитрий Пожарский. Происхождение. Начало государственной службы. Воевода. В первом ополчении. Военный лидер второго ополчения. Дипломат. Судьба после 1612 года. Иван Сусанин. Грамота 1619 года. Легенда о подвиге, ее роль в укреплении самодержавия. Образ Сусанина в художественной культуре России.

Подготовка и обсуждение сообщений учащихся.

Знать: основные факты жизни и деятельности, представленных в данной теме исторических личностей.

Уметь: анализировать исторические источники.

Раздел №3. Россия в XVII веке.

10


15

Первые Романовы на Российском престоле.

2

Михаил Федорович. Происхождение. Избрание на царство. Внешняя политика. Внутренняя политика. Алексей Михайлович. Детство. Вступление на престол. Личность царя: образ жизни, семья, интерес к западной культуре. Современники и историки об Алексее Михайловиче.

Эвристическая беседа, карта.

Знать: основные факты жизни и деятельности, представленных в данной теме исторических личностей.

Уметь: анализировать исторические источники.

16

Семинар «Предтеча преобразователя».

2

Ордин-Нащокин. Происхождение, образование. Работа в межевых комиссиях. Воевода Кокенгаузена и Пскова. Глава посольского приказа. Взгляды на армию, городское самоуправление, развитие торговли. Попытка создания флота. Постриг. Значение деятельности.

Эвристическая беседа, карта.

Знать: основные факты жизни и деятельности Ордин-Нащокина.

Уметь: анализировать исторические источники, работать с картой.

17

Семинар «Добрые люди России».

2

Ульяния Осорьина (Лазаревская). «Житие»: происхождение, судьба. Служение людям, милосердие, отношение к крепостным. Голод 1601-1603 гг. Федор Михайлович Ртищев. Происхождение. Начало службы. Участие в кружке «Ревнителей благочестия». Министр двора. Руководитель Приказа тайных дел. «Добрый человек Древней Руси» (Ключевский). «Ртищевское братство» в Андреевском монастыре. Отношение к церковному расколу.

Подготовка и обсуждение сообщений учащихся.

Знать: основные факты жизни и деятельности, представленных в данной теме исторических личностей.

Уметь: анализировать исторические источники.

18

Деловая игра-дебаты «Церковный раскол».

3

Никон. Происхождение. Женитьба, пост священника в с. Колычеве. Постриг. Кожеозерский игумен. Архимандрит Новоспасского монастыря. «Ревнители благочестия». Новгородский митрополит. Патриарх. Церковная реформа. Разногласия с Алексеем Михайловичем. Судьба Никона. Аввакум. Происхождение. Справщик. «Ревнители благочестия». Борьба с реформой Никона. Заточение, ссылка. Возвращение в Москву. Челобитные царю, ссылка. Идеолог старообрядчества. Послания Федору Алексеевичу. Казнь. Феодосия Прокопьевна Морозова. Происхождение, семейная жизнь. Соратница Аввакума. Гонения властей, арест. Смерть сына. Твердость в вере. Гибель. «Боярыня Морозова» Сурикова.

Решение П.З. Карта. Анализ исторической литературы и исторических источников.

Знать: основные факты жизни и деятельности, представленных в данной теме исторических личностей.

Уметь: анализировать исторические источники.

19

Зачет по теме «Россия в XVII веке»

2

Тест.


Итого: 16 часов за первое полугодие.

Итого: 19 часов за второе полугодие.

Всего: 35 ч. за год.

Организация текущего и промежуточного контроля знаний.

Зачет по теме «Иван Грозный и его время»

Тест.

2

Раздел №3. Россия в XVII веке.

Зачет по теме «Россия в XVII веке»

Тест.

5


© 2010-2022