Рабочая программа по истории

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа составлена на основе Примерной Основной Образовательной Программы по истории , с учетом Примерной программы по учебным предметам. История 5-9 классы.-М.Просвещение,2011ФГОС.

Цели курса «История России»

  • достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости

  • современное понимание истории в системе гуманитарного знания и воспитание личности;

  • формирование представлений об истории средних веков, как части общемирового исторического процесса;

  • рассказ о взаимодействии человека с окружающей природной средой, экономическом развитии древних обществ;

  • целостное и доступное описание государств Европы и Азии и их культурной жизни;

  • характеристика наиболее ярких личностей и их роли в истории и культуре;

  • описание становления идей, институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы , демократия, республика);

  • ознакомление с мировыми религиями;

  • показ социальной жизни, структуры общества, взаимоотношений в нем;

  • оценка значения политического и культурного наследия государств средневековья для современности. Значение о нем дает возможность формировать у учащихся толерантность, широту мировоззрения.

Метапредметные результаты освоения программы: обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий - концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Регулятивные УУД

Обучающийся сможет:

анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

Обучающийся сможет:

подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

выделять явление из общего ряда других явлений;

определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

резюмировать главную идею текста;

преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный - учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

критически оценивать содержание и форму текста.

определять свое отношение к природной среде;

анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью

Коммуникативные УУД

Обучающийся сможет:

определять возможные роли в совместной деятельности;

играть определенную роль в совместной деятельности;

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

выделять общую точку зрения в дискуссии;

договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

Предметные результаты, обучающийся научится:

У учащегося сформированы:

целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;

базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;

способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;

умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Обучающийся научится:

локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;

использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей - походов, завоеваний, колонизаций и др.;

проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;

составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;

раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на разных государств; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;

сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.

Система оценки достижений учащихся: тестирование, контрольные и самостоятельные работы, зачёты, семинары, практические работы, творческие работы, проекты ,презентации, творческие работы.

.

Структура курса

Предмет отечественной истории

Что изучает история Отечества. История Рос­сии - часть всемирной истории. История региона - часть исто­рии России. Исторические источники по истории нашей Родины.

Восточные славяне и Древняя Русь

Восточные славяне. Происхождение и расселение восточ­ных славян. Крупнейшие племенные союзы. За­нятия, быт и нравы, верования восточных славян. Общественное устройство.

Соседи восточных славян. Тюркский, Аварский и Хазарский каганаты. Волжская Булгария и Византия. Взаимоотношения восточных славян с соседними народами и государствами.

Образование Древнерусского государства. Предпосылки, причины и значение образования государства у восточных славян. Два центра восточнославянской государственности - Новгород и Киев. Обра­зование Древнерусского государства со столицей в Киеве.

Первые русские князья. Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерус­ского государства. Походы Святослава.

Князь Владимир Святославич. Крещение Руси. Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христиан­ства. Крещение Руси. Русская православная церковь. Значение принятия христианства. Христианство и язычество.

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав Мудрый. Внутренняя политика Ярослава. Управление государством. Внешняя политика Ярослава Мудрого, международный авторитет Древней Руси.

Хозяйственный и общественный строй Древней Руси. Русской Правда - главный источник по истории общественных отношений в Древней Руси. Земельные отношения. Ос­новные социальные слои древнерусского общества. Свободное и зависимое население. Появление вотчин.

Древнерусская культура. Истоки и особенности развития древ­нерусской культуры. Устное народное творчество, былинный эпос. Письменность и грамотность. На­чало летописания. Нестор. Литература (слово, житие). Деревянное и каменное зодчество, монументальная живопись (мозаики, фрески), декоративно-прикладное искусст­во. Зна­чение древнерусской культуры.

Быт и нравы Древней Руси. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни зем­ледельческого населения.

Политическая раздробленность на Руси

Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. Князь Владимир Моно­мах. Окончательный распад Древнерусского государства. Социально-эко­номические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Упадок Киева. Образование самостоя­тельных княжеств и земель. Характер политической власти в пе­риод раздробленности. Идея единства Руси. Последствия политической раздробленности.

Владимиро-Суздальское княжество. Освоение Северо-Вос­точной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Возвышение Ростово-Суздальского (Владимиро-Суздальского) княжества. Князья Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое гнездо, их внутренняя и внешняя политика. Первое упоминание о Москве.

Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли.

Галицко-Волынская земля. Особенности географического по­ложения. Занятия населения. Рост вотчинной собственности на землю. Князь Роман Мстиславич. Объединение Волыни и Галича. Взаимоотношения между боярами и князем. Князь Даниил Галицкий.

Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Разгром Владимирского княжества. По­ход на Новгород. Героическая оборона Козельска. Нашест­вие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию.

Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливон­ский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

Русь и Золотая Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зави­симость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Послед­ствия ордынского владычества.

Русь и Литва. Формирование Литовско-Русского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовско-Русского государства. Политика литовских князей. Значение присоединения рус­ских земель к Литве.

Культура русских земель. Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Сло­во о полку Игореве». Влияние ордынского владычества на русскую культуру.

Московская Русь в XIV - начале XVI вв.

Начало усиления Московского княжества. Соци­ально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Политиче­ское устройство Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Моск­вы. Княжеская власть и церковь.

Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Начало правления Дмитрия Донского. Борьба Москвы за политическое первенство. Роль Русской православной церкви. Митрополит Алексей. Сергий Ра­донежский. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.

Московское княжество и его соседи в конце XIV - середине XV в. Василий I. Феодальная война второй четверти XV в., ее значение для процесса объедине­ния русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши, его последствия. Образование русской, украинской и белорусской народностей.

Создание единого суверенного Русского государства. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Лик­видация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель. Василий III. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства.

Русское государство в конце XV - начале XVI вв. Изменения в политическом строе и управлении. Уси­ление великокняжеской власти. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчин­ное и церковное землевладение. Судебник 1497 г. Ограничение сво­боды крестьян. Предпосылки и начало складывания феодально-крепостнической системы.

Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви. Роль монастырей. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Ере­си. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва - Третий Рим».

Культура Руси XIV - начала XVI вв. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры. Культурный подъем Руси после Куликовской битвы. Москва - центр складывающейся культуры великорусской народности. Отражение в литературе политических тенденций. Летописание. Важнейшие памятники литературы (куликовский цикл, житийная литература, хождения). Развитие зодчества (Московский Кремль, монастырские комплексы-крепости). Расцвет иконописи. Феофан Грек, Андрей Рублев.

Россия в период правления Ивана IV Грозного

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады. Регентство Елены Глинской. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Вос­стание 1547 г. Избранная рада. А. Адашев. Сильвестр. Начало Зем­ских соборов. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местно­го управления. Стоглавый собор. Военная реформа.

Внешняя политика Ивана IV. Внешнеполитические успехи России в 1550-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение присоединения Поволжья к России и его последствия. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана. Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири.

Опричнина и окончание царствования Ивана Грозного. Обострение внутриполитической борьбы в начале 1560-х гг. Падение Избранной рады. Смена внутриполитического кур­са. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Поход Ивана IV на Новгород. Социально-экономические и политические последствия опричнины и Ливон­ской войны. Итоги царствования Ивана Грозного.

Культура XVI в. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Публицистика. Четьи-Минеи. Исторические повести. Развитие архитектуры: стро­ительство шатровых храмов, оборонное зодчество. Иконопись. Ди­онисий. Произведения декоративно-прикладного искусства.

Быт и нравы XV-XVI вв. Город и село. Особенности материальной культуры: пища, жилище, одежда, транспорт. «Домострой» - источник по истории быта и нравов России XVI в.

Средства обучения

На уроках истории применяются следующие методы и приемы:

  • работа с учебником, раздаточным материалом, проблемными задачами, историческими источниками, средствами массовой коммуникации (газеты, журналы, Интернет);

  • беседа, самостоятельная работа;

  • работа с помощью схем, наглядных пособий;

  • урок-игра, реферативная работа, составление и заполнение контурных карт, работа с исторической картой;

  • просмотр документальных фильмов, тематических видео-сюжетов.

При определении варианта проведения занятия учитель ориентируется на широкий спектр форм и способов раскрытия содержания урока:

  • школьная лекция;

  • семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечением дополнительных материалов из хрестоматий и др. источников;

  • уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных до, внутри и после основного текста параграфа;

  • работа с иллюстрированным материалом, который, как правило, носит дидактический характер;

  • объяснение учителя и беседа с учащимися;

  • самостоятельная работа школьников с учебником, в том числе групповые задания;

  • заслушивание сообщений учащихся с последующим обсуждением

Используемые технологии, принципы, формы и методы работы:

  • Принцип психологической комфортности

  • Принцип научного обучения

  • Принцип личностно ориентированного обучения

  • Проблемный метод

  • Научный метод

  • Исследовательский метод

  • Герменевтический (понимание, интерпретация) метод

  • Метод психолого-диагностического анализа

  • Традиционные формы урока

  • Лекции, семинары, дискуссии, конференции, коллоквиумы.

  • Установка на успех

Учебно-методический комплекс:

1. История России. А.А.Данилов и др. Рабочие программы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений.

2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Программа «История России с древнейших времён до начала XXI века».

3. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. С древнейших времен до конца XVI века. Поурочные разработки. 6 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.

4. Рабочая тетрадь Данилова А.А., Косулиной Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века.

5. Тесты по истории России к учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г, История России с древнейших времен до конца XVI века. («Экзамен»).

6. С.В. Агафонов. Тематическое и поурочное планирование по истории России с древнейших времен до конца XVI века.

7. Е.В.Симонова. Методическое пособие к учебнику А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной (6, 7. 8 класс).

Мультимедийные пособия:

  1. История. Россия с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Данилова (DVD)

Электронное приложение к учебнику является составной частью УМК и значительно расширяет содержание учебника за счет дополнительных иллюстраций, мультимедиаресурсов, тренировочных упражнений. Электронное приложение содержит более 1100 ресурсов, объединённых в рубрики:

  • анимации

  • атлас

  • биографии

  • видео

  • интерактивные модели

  • рисунки

  • слайд-шоу

  • словарь

  • таблицы

  • тренажёр

  • фотоизображения

  • хрестоматии

  • экзаменатор

  • это интересно

2. Учебное электронное издание по курсу «Средние века» /разработан компанией «Новый диск» по заказу компании «Марис» - 2003

3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 5-е изд. / «Кирилл и Мефодий», 2001

4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки всемирной истории. Средние века»,2006

5. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «МХК», 2008

6. ЕГЭ. Локальная версия официального сервера информационной поддержки ЕГЭ / 2002

7. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «История России с 862-1917 г.», 2008


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КУРСА: «ИСТОРИЯ РОССИИ» (6 КЛАСС)

п/п

Тема учебных занятий

Количество часов

Тип урока

Цели урока

Планируемый результат

Знать/понимать

УУД

Материальное обеспечение урока

Виды контроля

Домашнее задание

1

Введение. Что изучает история Отечества.

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Сформировать представление об истории как науке, понять важность изучения предмета, усвоить особенности исторических вспомогательных дисциплин. С

Знать понятия: летопись, археология, лингвистика, фольклористика.

Указывать хронологические рамки изучаемого курса.

П): умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

(Р): умение ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;

(К): умение формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказыванияВоспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя. Использовать карту при рассказе о происхождении восточных славян; работать с историческими

Компьютер, проектор, маркерная доска

Мини - тестирование

С.3-5

Глава 1.

ДРЕВНЯЯ РУСЬ В VIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XII ВЕКА (9 часов) .


2

Древние люди на территории нашей страны.

1

Комбинированный урок с организацией самостоятельной и аналитической деятельности учащихся

Сформировать общее представление о предках славян.

Знать ключевые понятия: государство, народ (народность). Определять по карте, как происходило расселение людей на территории нашей страны

. П): умение самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
(К):
умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию;

(Р): учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществлять пошаговый контроль.

Компьютер, проектор, маркерная доска

Беседа, работа в мини-группах

§ 1, Контурная карта

3

Восточные славяне.

1

Комбинированный урок с организацией самостоятельной и аналитической деятельности учащихся

Познакомить восточными славянами, их местонахождением, занятием, уровнем развития, религией., соседями восточных славян

Знать ключевые термины и даты Понятия: вече, народное ополчение, колонизация. . Показывать по карте территорию расселения восточнославянских племен.

П): умение самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
(К):
умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию;

(Р): учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществлять пошаговый контроль.

Компьютер, проектор, маркерная доска

.Задания с развёрнутым ответом, с кратким по карточкам

§ 2 Контурная карта

4

Формирование Древнерусского государства.

1

Комбинированный урок с организацией самостоятельной и аналитической деятельности учащихся

Дать представление об особенностях складывания государства Русь.

Познакомить с ключевыми терминами и понятиями Имена: Рюрик, Аскольд, Дир.

Понятия: норманны- руссы- варяги.

Дата: 862 г.

Называть имена князей. Показывать по карте основные древнерусские города

. П): умение самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
(К):
умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию;

(Р): учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществлять пошаговый контроль.

Компьютер, проектор, маркерная доска

Мини - тестирование

§ 3 Контурная карта

4.

Первые киевские князья.

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Дать представление об организации власти князя, показать роль походов первых киевских князей в сложении государственности на Руси

Познакомить с ключевыми терминами и понятиями.Имена: Олег, Игорь, Ольга, Святослав.

Понятия: полюдье, погосты, уроки.

Называть и показывать по карте территорию Древнерусского государства.

(П): ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме;

(К): адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

(Р): планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей

Компьютер, проектор, маркерная доска

Сообщения, генеалогическое древо правления первых князей, Работа над проектом «Первые русские князья»

§ 4 Контурная карта

5

Владимир Святославович. Принятие христианства.

1

Комбинированный урок

Выделить особенности внутренней и внешней политики князя Владимира, выделить отличия новой религии от язычества, определить значения принятия христианства для Руси

Познакомить с ключевыми терминами и понятиями. Имя: Владимир. Святой Дата: 988 г.

Указывать причины, дату и значение крещения Руси.

(П): ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме;

(К): адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

(Р): планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей

.Компьютер, проектор, маркерная доска

Задания с развёрнутым ответом, с кратким по карточкам Работа над проектом «Первые русские князья»

§ 5 Контурная карта

6

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

1

Изучение новой темы

Определить особенности правления Ярослава Мудрого, показать значение его законодательной деятельности и внешнеполитической по защите и внутреннему сплочению русских земель

Познакомить с ключевыми терминами и понятиями Имена: Борис, Глеб, Ярослав Мудрый.

Понятия: усобица. политика, наместник, династический брак.

Называть основные причины усобиц на Руси

. (П): ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме;

(К): адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

(Р): планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей

Компьютер, проектор, маркерная доска

Мини - тестирование Работа над проектом «Первые русские князья»

§ 6 Контурная карта

7

Культура Древней Руси.

1

Комбинированный урок

Познакомить учащихся с уровнем развития культуры Древней Руси, дать характеристику различным её отраслям, показать главные тенденции её развития

Познакомить с ключевыми терминами и понятиями Имена: Кирилл, Мефодий, Нестор, Илларион.

Понятия: патриотизм, миниатюра, фреска, мозаика. Устное народное творчество.

Составлять описания памятников древнерусской культуры: храмов, летописей.

П): умение давать определение понятиям;

(Р): умеет ставить цель и планировать свои учебные действия;

(К): устанавливает сотрудничество

Компьютер, проектор, маркерная доска

Презентации и сообщения учащихся

§ 7 Контурная карта

8

Быт и нравы Древней Руси.

1

Изучение новой темы

Познакомить с городским характером культуры Киевской Руси и быте горожан, начале русской письменности и летописания

Познакомить с ключевыми терминами и понятиями Описывать занятия, образ жизни населения древней Руси

П): строить логически обосно­ванные рассуждения - на простом и сложном уровне;

(Р): планирует учебную деятельность;

(К): корректирует своё мнение под воздействием контраргументов

Компьютер, проектор, маркерная доска

блиц-опрос

§ 8 Контурная карта

9

Обобщающий урок по теме «Древняя Русь в VIII- первой половине XII веке».

1

Комбинированный урок

Сформировать целостное представление о Киевской Руси, её значении в системе европейских и восточных государств, в системе мировой торговли; показать роль Киевской Руси как государства ставшего колыбелью восточнославянским народам: украинцам, белорусам, русским

Повторить, обобщить и структурировать пройденный материал

Основные понятия курса, даты и важнейшие события периода. Называть место, обстоятельства, участников событий, имена князей, достижения культуры древней Руси.

П): строит логически обосно­ванные рассуждения - на простом и сложном уровне;

(Р): планирует учебную деятельность;

(К): корректирует своё мнение под воздействием контраргументов

Компьютер, проектор, маркерная доска

Тестовые задания


Глава 2.

РУСЬ УДЕЛЬНАЯ В XII - XIII ВЕКАХ (9 часов) .


10

Начало раздробленности Древнерусского государства.

1

Изучение новой темы

Объяснить причины возникновения раздробленности на Руси

Знать ключевые термины и понятия Имена: Изяслав, Святополк, Владимир Мономах.

Понятия: уделы, кочевники. Даты: 1097 г. 1113-1125 г.г. Называть и показывать по карте крупнейшие русские земли периода политической раздробленности.

Показывать по карте территорию Русского государства.

П): самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач;

(К): участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

(Р): умение ставить цель и планировать учебные действия

Компьютер, проектор, маркерная доска

Практические задания

§ 9 Контурная карта

11-12

Главные политические центры.

2

Комбинированный урок

Показать особенности развития основных удельных княжеств, рассказать о борьбе за Киев и великое княжение между отдельными князьями

Знать ключевые термины и понятия Имена: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо.

Понятия: аскетизм. Даты: 1125-1157 г.г. 1147 г. Называть имена князей Владимиро-суздальского княжества.

П): самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач;

(К): участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

(Р): умение ставить цель и планировать учебные действия

Компьютер, проектор, маркерная доска

Блиц опрос

§ 10-11 Контурная карта

13

Нашествие с Востока.

1

Изучение новой темы

Показать причины, ход, последствия монгольского завоевания Руси

Знать ключевые термины и понятия Имена: Чингисхан, Бату хан, Е. Коловрат.

Понятия: фураж, монголо-татарское иго.

Даты: 1223 г. 1237-1238 г.г. 1239-1240 г.г.

Указывать даты и места сражений русских воинов с завоевателями. Называть имена военных деятелей

(П): умение давать определение понятиям, сравнивают явление,

(Р): умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

(К): осуществление взаимного контроля

Компьютер, проектор, маркерная доска

Задания с развёрнутым ответом,

§ 12 Контурная карта Контурная карта

14

Борьба Руси с западными завоевателями.

1

Комбинированный

Познакомить с борьбой северорусских земель с экспансией крестоносцев, обратить внимание на полководческий талант Александра Невского

Знать ключевые термины и понятия Имя: Александр Невский. Даты: 1240 г. 15 июля, 1242 г. 5 апреля.

Соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков

(П): умение давать определение понятиям, сравнивают явление,

(Р): умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

(К): осуществление взаимного контроля

Компьютер, проектор, маркерная доска

. Практические задания

§ 13 Контурная карта

15

Русь и Золотая Орда.

1

Изучение новой темы

Дать представление об организации ордынской власти на Руси, рассказать об эксплуатации русских земель завоевателями, определить формы политической и экономической зависимости Руси от монголов

Знать ключевые термины и понятия Понятия: ярлык, баскак, пайдзе, агрессия.

Дата: 1243 г.

Называть характерные черты развития русских земель под властью Орды.

П): умение устанавливать причинно-следственные связи, строит логические рассуждения;

(Р): умение ставить цель и планировать учебные действия;

(К): умение высказывать свое мнение;

.Компьютер, проектор, маркерная доска

Исторический диктант

§ 14 Контурная карта

16

Русь и Литва.

1

Комбинированный урок

Дать представление о польско-литовском государстве, деятельности Гедимина, характере государства и его отношениях с Русью.

Знать ключевые термины и понятия Имена: Гедимин, Ольгерд, Витовт, Ягайло.

Понятия: диалект, уния. Даты: 1315-1341 г.г. 1385 г. Излагать суждения о причинах и последствия зависимости Руси от Орды.

П): самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач;

(К): участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

(Р): умение ставить цель и планировать учебные действия

Компьютер, проектор, маркерная доска

Тест

§ 15 Контурная карта

17

Культура русских земель в XII-XIII веках.

1

Изучение новой темы

Сформировать представление об основных направлениях развития древнерусской культуры, основных видах процветавших на Руси искусств и самых больших достижениях, оценить уровень развития культуры Древней Руси.

Знать особенности культуры изучаемого периода. Научные знания. Литературные произведения Зодчество и иконопись Удельного периода.

. П): самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач;

(К): участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

(Р): умение ставить цель и планировать учебные действия

Компьютер, проектор, маркерная доска

Презентации и сообщения учащихся

кроссворд

§ 16 Контурная карта

18

Обобщающий урок по теме «Русь Удельная в XII-XIII веках».

1

Комбинированный урок

Обобщение, повторение, систематизация и контроль знаний по изученной теме

Знать важнейшие события, причины и их последствия для дальнейшего развития Руси. Сравнивать развитие отдельных русских земель в период политической раздробленности

П): самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач;

(К): участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

(Р): умение ставить цель и планировать учебные действия

Компьютер, проектор, маркерная доска

Тест


Глава 3.

МОСКОВСКАЯ РУСЬ В XIV - XVI ВЕКАХ (13часов).


19

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.

1

Изучение нового материала

Сформировать представление о политической ситуации на Руси в данный период, определить причины возвышения Москвы

Знать ключевые термины и понятия Имя: Иван Калита.

Понятия: вотчинное землевладение.

Даты: 1325-1341 г.г. 1327 г.

Называть предпосылки и причины объединения русских земель. Знать особенности политической системы Руси указанного периода.

Называть имя князя при котором произошло усиление Московского княжества и уметь показывать по карте.

(П): строит логически обосно­ванные рассуждения - на простом и сложном уровне;

(Р): планирует учебную деятельность;

(К): корректирует своё мнение под воздействием контраргументов

Компьютер, проектор, маркерная доска

Задания с развёрнутым ответом

§ 17 Контурная карта

20

Москва- центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

1

Комбинированный урок

Сформировать представление о политической ситуации на Руси в данный период, определить причины возвышения Москвы

Знать ключевые термины и понятия Имена: Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Пересвет, Ослябя, Мамай, Тохтамыш. Понятия: Куликовская битва.

Даты: 1359-1389 г.г. 8 сентября 1380 г. Называть и показывать по карте основные центры собирания русских земель.

(П): строит логически обосно­ванные рассуждения - на простом и сложном уровне;

(Р): планирует учебную деятельность;

(К): корректирует своё мнение под воздействием контраргументов

.Компьютер, проектор, маркерная доска

Практические задания

§ 18 Контурная карта

21

Московское княжество и его соседи в конце XIV- середине XV века.

1

Комбинированный урок с организацией самостоятельной и аналитической деятельности учащихся

Объяснить социально-экономические и политические причины и события, приведшие к образованию единого Русского государства

Знать ключевые термины и понятия Имена: Василий I, Василий Темный, Дмитрий Шемяка, Василий Косой.

Понятия: феодальная война.

Даты: 1410 г. (Грюнвальдская битва).

Уметь называть причины и следствия московской усобицы.

Показывать и называть на карте территории государств появившихся в результате распада Золотой Орды.

П): строит логически обосно­ванные рассуждения - на простом и сложном уровне;

(Р): планирует учебную деятельность;

(К): корректирует своё мнение под воздействием контраргументов

Компьютер, проектор, маркерная доска

Задания с развёрнутым ответом

§ 19 Контурная карта

22

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.

1

Изучение новой темы

Определить предпосылки образования единого государства на Руси, выделить основные направления внешней и внутренней политики Ивана III, дать оценку его роли в деле собирания русских земель

Знать ключевые термины и понятия Имя: Иван III.

Даты: 1478 г. (присоединение Новгорода), 1480 г. (стояние на р. Угре), 1485 г. (присоединение Твери).

Показывать по карте территории вошедшие в состав Московского государства.

(П): строит логически обосно­ванные рассуждения - на простом и сложном уровне;

(Р): планирует учебную деятельность;

(К): корректирует своё мнение под воздействием контраргументов

Компьютер, проектор, маркерная доска

Творческие задания

§ 20 Контурная карта

23

Московское государство в конце XV- начале XVI века.

1

Комбинированный урок

Дать представление о содержании и формах великокняжеской власти. Сформировать представление об особенностях нового централизованного государства

Знать ключевые термины и понятия Имена: Иван III, Софья Палеолог.

Понятия: скипетр, Судебник, система кормлений, поместье, трехполье, Юрьев день, пожилое, черносошные крестьяне, казачество. Держава. Шапка Мономаха, Боярская Дума.

(П): строит логически обосно­ванные рассуждения - на простом и сложном уровне;

(Р): планирует учебную деятельность;

(К): корректирует своё мнение под воздействием контраргументов

Компьютер, проектор, маркерная доска

Задания с развёрнутым ответом,

§ 21 Контурная карта

24

Церковь и государство в конце XV- начале XVI века.

1

Изучение новой темы

Дать характеристику положения церкви в русском государстве, дать оценку политике Ивана III в отношении к церковным землям, определить суть спора между иосифлянами и нестяжателями

Знать ключевые термины и понятия Имена: Иона, Иосиф Волоцкий, дьякон Карп, Нил Сорский.

Понятия: автокефалия, ересь, симония, нестяжатели, иосифляне, жидовствующие.

Объяснять теорию Москва - Третий Рим».

. (П): строит логически обосно­ванные рассуждения - на простом и сложном уровне;

(Р): планирует учебную деятельность;

(К): корректирует своё мнение под воздействием контраргументов

Компьютер, проектор, маркерная доска

Блиц-опрос

§ 22 Контурная карта

25

Реформы Избранной рады.

1

Комбинированный урок

Дать представление о первых реформах, проведённых ИваномVI и его сподвижниками; оценить роль Избранной рады в этот период деятельности царя

Знать ключевые термины и понятия Имена: Елена Глинская, митрополит Макарий, Иван IV, Сильвестр, Адашев, Курбский.

Понятия: Избранная рада, Седебник, стрелецкое войско, Стоглав,

П): самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач;

(К): участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

(Р): умение ставить цель и планировать учебные задачи

Компьютер, проектор, маркерная доска

. Практические задания

§ 23 Контурная карта

26-27

Внешняя политика Ивана IV.

2

Изучение новой темы

Определить основные направления внешней политики Ивана Грозного: западное, юго-восточное; определить особенности присоединения Западной Сибири, объяснить причины поражения России в Ливонской войне; подвести итоги царствования Ивана Грозного

Знать ключевые термины и понятия Основные направления внешней политики Ивана Грозного.

Понятия: засечная черта.

Даты: 1552 г. (присоединение Казанского ханства), 1556 г. (присоединение Астраханского ханства), 1582 г. (Присоединение Сибирского ханства).

Знать причины, ход и итоги Ливонской войны (1558-1583 гг.).

П): самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач;

(К): участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

(Р): умение ставить цель и планировать учебные задачи

Компьютер, проектор, маркерная доска

Задания с развёрнутым ответом, с кратким по карточкам

§ 24 Контурная карта


28

Опричнина.

1

Комбинированный урок

Определить систему государственного устройства, этапы её оформления ко времени Ивана Грозного, сущность опричнины, её цели.

Знать ключевые термины и понятия Имена: Малюта Скуратов.

Причины и итоги опричнины.

Понятия: опричнина, опричное войско, заповедные лета..

П): самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач;

(К): участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

(Р): умение ставить цель и планировать учебные задачи

Компьютер, проектор, маркерная доска

Задания с развёрнутым ответом

§ 25 Контурная карта

29

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV-XVI веках.

1

Изучение новой темы

Охарактеризовать основные этапы и направления развития, сформировать представление о целостности культуры

Знать ключевые термины и понятия Имена: Иван Федоров, Сафоний Рязанец, Афанасий Никитин, Иван Пересветов, митрополит Макарий. Понятия: полуустав, книгопечатание.

Особенности развития русской культуры в XIV-XVI веках. Устное народное творчество.

«Четьи Минеи».

Объяснять идею теории «Москва - третий Рим».

. (К): участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

(Р): умение ставить цель и планировать учебные задачи

.Компьютер, проектор, маркерная доска

Тест

§ 26 Контурная карта

30

Архитектура и живопись в XIV-XVI веках.

1

Изложение нового материала с постановкой проблемного задания.

Познакомить с развитием русского зодчества, живописи и письменности в данный период, охарактеризовать основные этапы и направления развития, сформировать представление о целостности культуры

Знать ключевые термины и понятия Имена: Аристотель Феорованти, Марко Руффо, Пиетро Антонио Солари, Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий, Даниил Черный.

Особенности русского зодчества указанного периода.. Московская архитектура.

Составлять описания Троицы.

(К): участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

(Р): умение ставить цель и планировать учебные задачи

Компьютер, проектор, маркерная доска

Блиц-опрос

§ 27 Контурная карта

31

Быт XV-XVI веков.

1

Комбинированный урок

Определить главные явления русского быта в данный периода, охарактеризовать основные этапы и направления развития

Описывать занятия, образ жизни населения Московской Руси

(К): участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

(Р): умение ставить цель и планировать учебные задачи

.Компьютер, проектор, маркерная доска

Презентации и сообщения учащихся

§ 28 Контурная карта

32

Обобщающий урок по теме «Московская Русь в XIV-XVI веках».

1

Комбинированный урок

Повторение пройденного материала за курс Истории с древнейших времён до XVI века, выяснение уровня знаний материала и степени усвоения его учениками

Знать основные причины, последствия возвышения Москвы. Называть ключевые моменты истории. Называть характерные черты политического устройства Московского государства

классифицировать по заданным или самостоятельно выбранным основаниям,

задач;

(К): умение излагать своё мнение, аргуме-нтируя его, под­тверждая фактами;

(Р): умение определять цель, проблему в деятельности

Компьютер, проектор, маркерная доска

Тестовые задания.



33

Итоговое обобщение по теме: «Древняя Русь в VIII- первой половине XII веке».

1

Комбинированный урок

Повторение пройденного материала за курс Истории с древнейших времён до XVI века, выяснение уровня знаний материала и степени усвоения его учениками

выяснение уровня знаний материала и степени усвоения его учениками

П): умение давать определение понятиям, сравнивают явление,

(Р): умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

(К): осуществление взаимного контроля

Компьютер, проектор, маркерная доска

Творческое задание

34

Итоговое обобщение по теме: «Русь Удельная в XII-XIII веках».

1

Комбинированный урок

Повторение пройденного материала за курс Истории с древнейших времён до XVI века, выяснение уровня знаний материала и степени усвоения его учениками

Выяснение уровня знаний материала и степени усвоения его учениками

П): умение давать определение понятиям, сравнивают явление,

(Р): умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

(К): осуществление взаимного контроля

Компьютер, проектор, маркерная доска

Тест

35

Итоговое обобщение по теме: «Московская Русь в XIV-XV веках».

1

Комбинированный урок

Повторение пройденного материала за курс Истории с древнейших времён до XVI века, выяснение уровня знаний материала и степени усвоения его учениками

Выяснение уровня знаний материала и степени усвоения его учениками

П): умение давать определение понятиям, сравнивают явление,

(Р): умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

(К): осуществление взаимного контроля

Компьютер, проектор, маркерная доска

Задания с развёрнутым ответом

36

Итоговое обобщение по теме: «Московская Русь в XVI веке»

1

Комбинированный урок

Повторение пройденного материала за курс Истории с древнейших времён до XVI века, выяснение уровня знаний материала и степени усвоения его учениками

Выяснение уровня знаний материала и степени усвоения его учениками

П): умение давать определение понятиям, сравнивают явление,

(Р): умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

(К): осуществление взаимного контроля

Компьютер, проектор, маркерная доска

блиц-опрос

37

Итоговое обобщение по теме: «Культура»

Комбинированный урок учащихся

Повторение пройденного материала за курс Истории с древнейших времён до XVI века, выяснение уровня знаний материала и степени усвоения его учениками

Выяснение уровня знаний материала и степени усвоения его учениками

П): умение давать определение понятиям, сравнивают явление,

(Р): умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

(К): осуществление взаимного контроля

Компьютер, проектор, маркерная доска

Практические задания

38

Итоговый урок за курс 6 класса

1

Комбинированный урок

Повторение пройденного материала за курс Истории с древнейших времён до XVI века, выяснение уровня знаний материала и степени усвоения его учениками

Выяснение уровня знаний материала и степени усвоения его учениками

П): умение давать определение понятиям, сравнивают явление,

(Р): умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

(К): осуществление взаимного контроля

Компьютер, проектор, маркерная доска

блиц-опрос


Учебная литература

1.

Данилов А.А., Л.Г.Косулина

История России. С Древнейших времен до конца XVI века Учебник для 6-го класса основной школы. - Изд. 2-е, перераб.

Просвещение, 2013


ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ.

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования - М.: Просвещение, 2011

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011

3. Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011

4. Методические рекомендации для учителя Российская и Всеобщая история.6 класс.С.М.Давыдова, М.Е.Турчинова, Д.Д.Данилов. Москва.БАЛАСС, 2013.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

1. Аудиоколонки колонки.

2. Видеопроектор.

3. Персональный компьютер.

4. Принтер.

5. Экран.



ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Основные Интернет-ресурсы

kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации

mon.gov.ru - официальный сайт Министерства образования и науки РФ

edu.ru- федеральный портал «Российское образование»

school.edu.ru - российский общеобразовательный Портал

еgе.edu.ru - портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

fsu.edu.ru- федеральный совет по учебникам МОиН РФ

ndce.ru- портал учебного книгоиздания

vestnik.edu.ru - журнал Вестник образования»

school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

apkpro.ru - Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

prosv.ru - сайт издательства «Просвещение»

history.standart.edu.ru - предметный сайт издательства «Просвещение»

internet-school.ru - интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»

pish.ru - сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»

1september.ru - газета «История», издательство «Первое сентября»

vvvvw.som.fio.ru - сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов

it-n.ru - российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

lesson-history.narod.ru - компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)

standart.edu.ru - государственные образовательные стандарты второго поколения

Дополнительные Интернет-ресурсы

hitp://idf.ru/almanah.shtml - электронный альманах «Россия. XX век»

76-82.ru - сайт «Энциклопедия нашего детства», воспоминаниям о 1976- 1982 гг.

gumer.info/Name_Katalog.php- библиотека книг по истории и другим общественных наукам

historia.ru- электронный журнал «Мир истории»

historic.ru/books/index.shtml - историческая библиотека

historydoc.edu.ru/catalog.asp - коллекция исторических документов


© 2010-2022