Разработка урока история 9 класс духовная культура 1953-1964 гг

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок истории в 9 классе.

Тема урока: "Духовная жизнь страны: "Период оттепели"

Цели и задачи урока:

1. Познакомить учащихся с особенностями развития культуры, науки и образования в период «оттепели».

2. Развитие навыка работы с документом, критического мышления, умения рассуждать, делать выводы, применять знания.

3. Формирование понимания истории России XX века, личностного отношения к историческим событиям и политическим деятелям.

Дидактическая цель: Выявить сущность и значение изменений в сфере духовной жизни советского общества 1954 -1964 годах.

Задачи развития:

развитие познавательного интереса, культуры речи, эмоциональной сферы, умения сравнивать и классифицировать, находить общее и различное, сопоставлять и обобщать, умение конспектировать

На уроке используется технология критического мышления, сочетающаяся с фронтальной и индивидуальной формами работы.

Оснащение:

Портреты: А. Вознесенский, Н.С. Хрущёв, Б. Пастернак и их современников.

Документы.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, дата: 4 ок­тября 1957,12апреля 1961, домашнее задание.

Программно-дидактическое обеспечение:

компьютерная презентация: Духовная жизнь страны: "Период оттепели" (MS Power Point), сообщения.

Основные методы обучения, используемые на уроке:

проблемное изложение, наглядно-иллюстративный, дискуссионный.

Основные организационные формы обучения на уроке:

фронтальная работа с классом,

индивидуальный опрос учащихся,

работа с историческим материалом,

индивидуальная работа .


Ход урока

I этап. Постановка целей урока

II этап. Актуализация знаний

III этап. Изучение нового материала

IV этап. Итоги урока

Задание для учащихся: Какие изменения и противоречия проявились в развитии духовной жизни в период оттепели?

I.Этап целеполагания.

Вводное слово учителя.

На протяжении нескольких уроков мы рассматриваем тему "Эпоха Н.С. Хрущёва". Мы разобрали вопрос борьбы за власть, проанализировали процесс десталинизации, дали оценку экономическим реформам, а сегодня мы говорим об Оттепели.

Наша задача восстановить в памяти основные события периода, связанные с ними даты, имена, разобраться в сути названия периода, рассмотреть его проблемы, и в итоге оценить место и роль "Оттепели" в истории страны.

Введение

Время оттепели принято датировать 1954-64 годами, она тесно связана с эпохой шестидесятых годов, которым был дан старт в 1961 году XXII съездом, принявшим программу построения коммунизма, а закончились в 68-м оккупацией Чехословакии, воспринятой в СССР как окончательный крах всех надежд. Такие хронологические рамки позволяют выделить особый период в советской истории, период эклектичный, противоречивый, парадоксальный, но объединенный многими общими тенденциями. В эти годы советская цивилизация преображалась в наиболее характерную для себя модель, сформировался особый тип "шестидесятника", личность которого так часто вспоминают сегодня. В эти же переломные годы произошли и коренные изменения в идеологии советского общества.

Этот особый период развития культуры вы уже изучали , он не является для вас новым и неизвестным.

Проведём небольшой мозговой штурм и вспомним даты, понятия, имена, связанные с этим периодом.

II. Актуализация знаний

Какое значение для жизни советского общества имела смерть И.В. Сталина?

Обозначьте возможные пути развития советского общества после смерти "вождя" всех времен и народов?

Какое влияние на жизнь страны оказал XX съезд КПСС?

Учитель на середине доски пишет слово "Оттепель", затем вокруг записывает понятия, даты, имена, которые называют дети, объясняя их связь с данным периодом.

Слово учителя.

Итак, мы восстановили в памяти знания по Оттепели. Однако возникают вопросы, почему именно так назван этот период, с какими проблемами сталкивалось общество?

Следует сообщение ученика, объясняющее название "Оттепель", доказывающее, что это именно оттепель, период с определённой долей свободы и ограничений. (Возможна подготовка презентации, иллюстрирующая выступление ученика).

III. Анализ документов.

Слово учителя.

Прослушав сообщение, мы окончательно вспомнили материал темы, и переходим к следующему этапу работы - анализ документов.

Ребятам раздаются тексты документов. Они знакомятся с ним, проводя приём маркировки чтения текста со следующими значками:

"+" - согласен

V - это известно

? - непонятно

"-" - не согласен

! - не известно

После чего предлагаются вопросы к тексту и документам. Учащиеся работают в группах, распределив обязанности. Куратор группы записывает выводы по рассматриваемым вопросам.

1. Развитие художественной литературы и культуры

Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (рас­пределите между собой работу над материалом).

Литература

• Учебник § 46, стр. 328-329

• Документ

Ответьте на вопросы:

• Как относились власти к новым веяниям культуры?

• Как осуществлялся контроль за деятелями литера­туры?

• Кто из деятелей искусства подвергался критике из идеологи­ческих недостатков?

• Что было поставлено в вину Б. Л. Пастернаку за его роман «Док­тор Живаго»?

• Все ли писатели радостно восприняли идеи «оттепели»?

Сделайте вывод.

Из постановления президиума правления СП СССР, бюро оргкомитета СП РСФСР и президиума правления Московского отделения СП РСФСР о Пастернаке 28 октября 1958 г.

...Литературная деятельность Пастернака давно иссякла в эгоцентрическом затворничестве, в самоизоляции от народа и времени. Роман «Доктор Живаго», вокруг которого поднята пропагандистская возня, обнаруживает только непомер­ное самомнение автора при нищете мысли, является воплем перепуганного обы­вателя, обиженного и устрашенного тем, что история не пошла по кривым пу­тям, которые он хотел бы ей предписать.

Идея романа фальшива и ничтожна, вытащена с декадентской свалки.

Б. Пастернак порвал последние связи со своей страной и ее народом, превра­тил свое имя и свою деятельность в полити-

ческое оружие в руках реакции. При­суждение Пастернаку Нобелевской премии, по существу, за роман «Доктор Жи­ваго», наспех прикрытое высокопарными фразами о его лирике и прозе, в действительности подчеркивает политическую сторону нечистоплотной игры реак­ционных кругов...

(Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995гг.).

Учебное пособие Э.М. Щагина, М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996с.266.)

Авторство идеи о высылке Пастернака из страны принадлежало самому Хрущеву. Под угрозой высылки из СССР Б.Л. Пастернак обратился в Шведскую Академию: "В связи со значением, которое придает Вашей награде то общество, к которому я принадлежу, я должен отказаться от присужденного мне незаслуженного отличия. Прошу Вас не принять с обидой мой добровольный отказ…".

Стихотворение Б. Пастернака "Нобелевская премия":

Я пропал, как зверь в загоне. Что же сделал я за пакость,

Где-то люди, воля, свет, Я - убийца и злодей?

А за мною шум погони, Я весь мир заставил плакать

Мне наружу хода нет. Над судьбой страны моей.

Темный лес и берег пруда, Но и так, почти у гроба,

Ели сваленной бревно - Верю я, придет пора -

Путь отрезан отовсюду. Силу подлости и злобы

Будь что будет, всё равно. Одолеет дух добра.

Предсмертное письмо А.А.Фадеева в ЦК КПСС 13 мая 1956 г.

...Созданный для большого творчества во имя коммунизма, с шестнадцати лет связанный с партией, с рабочими, с крестьянами, наделенный богом талан­том незаурядным, я был полон самых высоких мыслей и чувств, какие только может породить жизнь народа, соединенная с прекрасными идеалами коммуниз­ма.

Но меня превратили в лошадь ломового извоза, всю жизнь я плелся под кла­дью бездарных, неоправданных, могущих быть выполненными любым челове­ком, неисчислимых бюрократических дел.

И даже сейчас, когда подводишь итог жизни своей, невыносимо вспоминать все то количество окриков, внушений, поучений и просто идеологических пороков, которые обрушились на меня, - кем наш чудесный народ вправе был бы гордиться в силу подлинности и скром­ности внутренней глубоко коммунистического таланта моего. Литература-этот высший плод нового строя-унижена, затравлена, загублена. Самодовольство нуворишей от великого ленинского учения даже тогда, когда они клянутся им, этим учением, привело к полному недоверию к ним с моей стороны, ибо от них , можно ждать худшего, чем от сатрапа Сталина. Тот был хоть образован, а эти - невежды.

Жизнь моя, как писателя, теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается под­лость, ложь и клевета, ухожу из жизни.

Последняя надежда была хоть сказать это людям, которые правят государ­ством, но в течение уже 3-х лет, несмотря на мои просьбы, меня даже не могут принять...

(Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995гг.).

под редакцией А. Ф. Киселева,Э.М. Щагина. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996 с.471-472.)

Музыка

• Учебник § 46, стр. 329-330

• Документ

Ответьте на вопросы:

• Как относились власти к ранее репрессированным композиторам?

• Как осуществлялся контроль за деятелями искусства?

• Каковы направления и идеология популярных песен?

• Что осуждалось, а что поощрялось в постановке музы-

кальных произведений?

Сделайте вывод.

60-е годы принесли с собой новое явление и даже во многом были сформированы им - песни бардов. Барды - поэты, композиторы, музыканты и певцы в одном лице - пели приблизительно то же самое, что комсомольцы, но их песни были искренни, неформально лиричны и отчаянно прославляли свободу.

Постановление ЦК КПСС «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца»»

28 мая 1958 г.

ЦК КПСС отмечает, что постановление ЦК об опере В.Мурадели «Великая дружба» от 10 февраля 1948 года в целом сыграло положительную роль в развитии советского музыкального искусства. В этом постановлении определялись задачи развития музыкального искусства на основе принципов социалистического реа­лизма,

подчеркивалось значение связи искусства с жизнью советского народа, с лучшими демократическими традициями музыкальной классики и народного творчества. Справедливо были осуждены формалистические тенденции в музы­ке, мнимое «новаторство», уводившее искусство от народа и превращавшее его в достояние узкого круга эстетствующих гурманов. Развитие советской музыки в последующие годы подтвердило правильность и своевременность этих указаний партии.

Вместе с тем, оценки творчества отдельных композиторов, данные в этом постановлении, в ряде случаев были бездоказательными. В опере В.Мурадели «Великая дружба» имелись

недостатки, которые заслуживали деловой критики, однако они не давали оснований объявлять оперу примером форма лизма в музы­ке. Талантливые композиторы тт. Д.Шостакович, С.Прокофьев, А.Хачатурян, В.Шебалин, Г.Попов, Н.Мясковский и др., в отдельных произведениях которых проявлялись неверные тенденции, были огульно названы представителями анти­народного формалистического направления...

...Некоторые неверные оценки в указанном постановлении отражали субъек­тивный подход к отдельным произведениям искусства и творчества со стороны И.В.Сталина...

(Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995 гг.).

Учебное пособиеЭ.М. Щагина. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996с.266.)

­ Живопись и скульптура.

• Учебник § 46, стр. 330

• Документ

Ответьте на вопросы:

• Какие направления утвердились в живописи 60х годов?

• Как относились власти к новым направлениям в живописи?

• Как отнеслось руководство Академии художеств в 1962 году к открытию выставки художников абстракционистов?

• Кто из скульпторов был реабилитирован в период «оттепели»?

Сделайте вывод.

Из воспоминаний художника Э.М. Белютина о посещении

Н.С. Хрущевым выставки произведений московских художников:

Хрущев три раза обежал довольно большой зал, где были представлены художники нашей группы. Его движения были очень резки. Он то стремительно двигался от одной картины

к другой, то возвращался назад <...> Первый раз взгляд Хру­щева задержался на портрете девушки.

- Что это? Почему нет одного глаза? Это же морфинистка какая-то! - С каждым словом его голос становился визгливее <...>

- Что это за лица? Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и то лучше нарисует <...>

Он побежал дальше, почти не глядя на картины <...>

-Вот что, Белютин, я вам говорю как Председатель Совета министров: все это не нужно советскому народу. Пони­маете, это я вам говорю!

Работа с историческими материалами: фонодокумент

"Речь Н.С. Хрущева на встрече с деятелями культуры" (Об изобразительном искусстве);

"Речь Н.С. Хрущева на встрече с деятелями культуры" (О музыке);

"Речь Н.С. Хрущева на встрече с деятелями культуры" (О театральном искусстве);

"Речь Н.С. Хрущева на встрече с деятелями культуры" (О литературе).

Вывод учащихся.

Развитие художественной литературы и культуры

Мы думаем, что развитие литературы в период «оттепели» было наибольшим. Существующая, но значительно ослабшая цензура представляет людям больше свободы в творчестве. Появились литературные и публицистические произведения, обозначившие рождение нового направления в литературе- обновленческого. Завоевывает популярность жанр научной фантастики. Но не все радостно принимают новые веяния. Примером отрицания новых идей является А.Фадеев.

Сняты обвинения с выдающихся деятелей музыкальной культуры-Шостаковича, Хачатуряна, Прокофьева и др. На период «оттепели» приходится расцвет творчества молодых композиторов, бардовской песни, оперных постановок.

В живописи реабилитирован авангард 1920-х годов, появилось новое направление «суровый стиль». Хрущев не одобряет творчество абстракционистов, но запретить их выставки уже не может. Из эмиграции возвращаются скульпторы С.Т.Коненкова, С.Д.Эрьзи ( Нефедова), С.Коненков.

Благодаря «оттепели» советская культура обогатилась яркими произведениями, которые были признаны во всем мире.

2. Образование, наука.

Образование

Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распре­делите между собой работу над материалом):

• Учебник § 46, стр. 333-334

• Документ.

Ответьте на вопросы:

• Какие реформы были проведены в образования?

• Как развитие образования противоречило развитию экономи­ки?

• Каким образом удалось решить проблему нехватки рабочих рук на производстве?

• Какие проблемы в образовании не были решены?

Сделайте вывод.

Из письма Члена-корреспондента ВАСХНИЛ М.Моисеева первому секретарю ЦК КПСС Л.И.Брежневу и председателю СовМина СССР А.Н.Косыгину о положении сельского хозяйства СССР 1 февраля 1965 г.

...Мы непомерно и без экономической потребности и возможности раздува­ем дело просвещения в стране. Конечно, масштабы просвещения должны расти и в нашей социалистической стране, должны быть значительно выше соответ­ствующих показателей капиталистических стран. Но все же мы перегибаем пал­ку, торопимся и живем в этой области явно не по средствам. Бесспорно, сейчас условия другие, но как не вспомнить слова Ленина, что надо экономить на всем, даже на школах, если речь идет о подъеме экономики.

Разве нужно в данный период жизни нашей страны так раздувать среднее образование, чтобы доярка, скотница, ткачи ха, прядильщица и другие аналогич­ные работники шли на производство не иначе как получив среднее образование? Разве их профессиональные знания были бы хуже, если бы они имели семилет­нее образование? Наоборот, среднее образование создает на сегодня ненужные психологические и моральные трудности для включения юношества в производ­ство. А сколько миллионов людей в связи с этим отвлекается от производитель­ного труда и сколько миллиардов средств мы тратим для того, чтобы гоняться за этими показателями образования?

То же и с высшим образованием. И здесь мы раздуваем его не в меру эконо­мических возможностей и необходимости, и здесь отвлекаются от производительного труда сотни тысяч наиболее жизнедеятельного населения и летят без отдачи миллиарды рублей.

Я не мракобес, не против просвещения, я сам немало отдал сил преподава­нию в высшей школе. Но я экономист, и мне ясно, что мы здесь забегаем вперед, шагаем не в ногу с развитием нашей экономики и, следовательно, в ущерб ей...

(Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995гг.).

Учебное пособие для студентов вузов под редакцией А. Ф. Киселева,Э.М. Щагина. М. Туманит, изд. центр ВЛЛДОС, 1996с.266.)

Наука

Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распре­делите между собой работу над материалом):

• Учебник § 45, стр. 325-326

• Представленный материал

Ответьте на вопросы:

• Каких успехов добилась советская наука в 1953-1964 гг.?

• В развитии каких наук СССР занимал ведущее место в мире?

• Происходят ли изменения в количественном и качественном составе ученых?

• Появляются ли новые отрасли науки?

Сделайте вывод.

Разработка урока история 9 класс духовная культура 1953-1964 гг.Разработка урока история 9 класс духовная культура 1953-1964 гг.

И.В. Курчатов П.Л. Капица


Несмотря на многочисленные доносы о «неправильных» взглядах ведущих советских ученых, гонения не затронули тех из них, кто был задействован в атом­ном проекте и разработке межконтинентальных бомбардиров­щиков и баллистических ракет - носителей ядерного оружия.

В августе 1945 г. был создан Специальный комитет, в который наря­ду с руководителями ведущих ведомств вошли крупнейшие советские ученые - академики И.В. Курчатов и П.Л. Капица. По­требности атомного проекта удовлетворялись государством в пер­вую очередь. Благодаря этому в 1949 г. в нашей стране было создано ядерное оружие (непосредственно на вооружение дальней авиации оно поступило в 1953).

В США преобладало убеждение, что секрет ядерной бомбы

похитила советская разведка. По опубликованным впоследствии сведениям ста­ло известно, что, хотя полученные ею данные в какой-то мере ускорили ход работ (по примерной оценке, на 1-2 года), все же решающую роль в лишении Соединенных Штатов ядерной монополии сыграли отече­ственные ученые. Показательно, что в 1953 г. сотрудники Института атомной энергии, работавшие под руководством И.В. Курчатова, опередив США, создали водородную бомбу, намного более разру­шительную, чем атомная. В 1954 г. в Советском Союзе вошла в строй первая в мире атомная электростанция (Обнинск).

Разработка урока история 9 класс духовная культура 1953-1964 гг.

С.П.Королев

Искания творческой интеллигенции пользовались нравственной поддержкой высококвалифицированных спе­циалистов в области науки и техники, особенно занятых в военных проектах, которым, как и в сталинские времена, предоставлялась значительная свобода творчества. Это обеспечило успехи советской науки, получившей мировое признание.

В 1956-1964 гг. лауреатами Нобелевской премии стали известные ученые Н.Н. Семенов, П.А. Черенков, ИМ. Франк, И.Е. Тамм, Л Д. Ландау, Н.Г. Басов, A.M. Прохоров. Впечатля­ющими были достижения в «закрытых» научно-иссле­довательских институтах и лабораториях, связанных с оборонными заказами. Эта сфера оставалась приоритетной с точки зрения вложения материальных и интеллектуальных ресурсов.

Значительные средства выделялись на развитие ракетной техники. Под руко­водством академика СП. Королева созда­вались космические корабли «Восток» и «Восход». В 1957 г. был образован круп­нейший научный центр в Новосибирске, возникли десятки «закрытых» научных городков, работавших на военные цели.

Владимир Войнович (р. 1932), писатель. Из воспоминаний.

Один известный советский астроном рассказал мне такую историю. В конце 40-х - начале 50-х годов работал он в одном научно-исследовательском институте, вел какие-то наблюдения, смотрел в телескоп на сверхновые звезды и никак не мог понять, отчего они возникают.

Может быть, я неправильно излагаю проблему, может быть, астрономы меня даже поднимут на смех. Но, во-первых, я надеюсь, что большинство моих читателей в астрономии понимают не больше меня, а во-вторых, суть не в проблеме, а в том, что этот ученый смотрел в телескоп на эти звезды и не мог в их поведении понять чего-то существенного.

Иногда его отрывал от телескопа коллега из соседней лаборатории. Он приходил к нашему астроному и рассказывал на ухо о неприятностях, которые происходят с представителями других наук, генетиками и кибернетиками. После того, как эти науки были объявлены буржуазными лженауками, генетиков и кибернетиков травили в печати и на собраниях, увольняли с работы, а особо злостных просто сажали.

Астроном выслушивал эти новости и, хотя они были ему весьма неприятны, думал: "Слава Богу, что я не генетик и не кибернетик, а занимаюсь астрономией, которую со времен Галилея никто не рисковал и уже вряд ли рискнет назвать лженаукой".

Образование, наука.

Вывод.

Проработав документы и учебный материал, мы решили, что образование в период «оттепели» было сильно реформировано. Это было необходимо в связи с быстрым развитием науки и техники. Но реформа образования противоречила развитию экономики на данном этапе.

Короткий период половинчатой хрущевской оттепели немедленно принес плоды во всех сферах интеллектуальной деятельности. В науке это красноречивее всего ознаменовалось запуском в космос первого спутника и первого человека (это случилось под руководством вышедшего из тюрьмы конструктора ракет Сергея Королева).

Наибольшее внимание руководство СССР уделяло развитию науки и образования. Советский Союз получил мировое признание благодаря своим ученым, новым и смелым исследованиям. Важнейшей чертой периода «оттепели» стала научно-техническая революция. Однако достижения науки использовались в основном в военно-технической области.

3. Власть и Церковь

Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распре­делите между собой работу над материалом):

• Учебник § 46, стр. 332-333

• Учебные материалы.

Ответьте на вопросы:

• Каковы были взаимоотношения Церкви и государства, начиная с момента прихода большевиков к власти?

• Какой отпечаток на все это наложила ВОВ?

• Почему изменилась политика власти по отношению к Церкви?

• Какую цель преследовали гонения на духовенство и верующих?

• Почему потерпела неудачу попытка окончательно уничтожить религию в СССР?

Сделайте вывод.

После войны, принесшей неисчислимые страдания и жертвы, усилилась тяга людей к вере. В условиях сравнительно мягкого отношения властей к Церкви и верующим значительно возросло число венчаний и крестин. Однако господствующая идеология оставалась атеистической. Признаки новых гонений на религию появились в 1954 году, когда было принято постановление ЦК "О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения".

период 1953-1958 гг. начинается с Постановления ЦК КПСС 7 июля 1954 г. "О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения", в подготовке которого активно участвовали Д.Т. Шепилов, А.Н. Шелепин, М.А. Суслов. В этом документе фактически пере сматривалась и осуждалась как "примиренческая" прежняя политика в церковном вопросе". Предлагалось вернуться к довоенным отношениям с Церковью и вновь начать "наступление на религиозные пережитки". Содержались призывы к активному разоблачению реакционной сущности религии. Перед принятием Постановления В. Молотов предупреждал Н. Хрущева о том, что оно "поссорит нас с духовенством и верующими, принесет массу ошибок". На что последовал ответ: "Будут ошибки - исправим".

Этот пример очень наглядно указывает на два подхода к проблемам Церкви в руководстве партии - антирелигиозный и государственный (рассматривал Патриархию как своеобразную часть системы). И весь период между сторонниками этих подходов с переменным успехом шла борьба.

Антирелигиозной группировке помогла и старая гвардия "воинствующих безбожников" 30-х годов. Так, В.Д. Бонч-Бруевич положил начало изданию Институтом истории Академии наук СССР "Научно-атеистической библиотеки". (К 1963 г. вышло 16 томов из намеченных 20).

Наряду с этим процесс либерализации, развенчания сталинизма сделал возможным освобождение выживших в тюрьмах и лагерях священнослужителей, сначала по амнистии, а потом и по реабилитации. 14 июля 1954 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета об условно-досрочном освобождении отсидевших две трети срока и престарелых включенных. Многие священники стали писать Патриарху Алексию прошения ходатайстве перед властью по поводу их освобождения. (Были освобождены епископы Вениамин (Новицкий), Мануил (Лемешевский) и митрополит Нестор (Анисимов)). На свободу вышли епископы Афанасий (Сахаров), Николай (Муравьев-Уральский) и многие другие. С прекращением репрессий и возвращением "ленинской законности" вновь значительно выросла потребность в осведомителях. 8 декабря 1955 г. появилось циркулярное письмо Совета по делам Русской Православной Церкви, определявшее задачу выявление "лояльного" духовенства на местах с целью сбора информации.

26 марта 1956 г. состоялась встреча архиереев с председателем Совета Министров Н.А. Булганиным, заверившим их, что наступление на религию не будет, а после XX съезда в стране появилась возможность развития демократических начал. (С весны 1956 г. ускорился процесс освобождения духовенства, свыше 290 бывших узников совести вновь стали служить в храмах).

К 1957 году количество зарегистрированных храмов в СССР составило 13 478 с численностью священства 12 288. Из 70 правящих архиереев половина прошла через тюрьмы, ссылки и лагеря.

Но это благополучие было относительно. Среди окружения Н. Хрущева были влиятельные силы, готовые начать наступление на Церковь. Положение осложнялось еще и тем, что ровную линию в отношениях с Церковью отстаивали ближайшие соратники И. Сталина. Придерживался ее и Г. Карпов. И первые победы Н. Хрущева над сталинистами совпали с первыми зарницами идущей антирелигиозной грозы. Число сторонников "жесткой" линии к 1958 году явно преобладало.

Следующий период государственно-церковных отношений - 1958-1964 гг. наполнен драматизмом. Советское руководство в кратчайшие сроки спешило решить религиозную проблему в стране. Это было вызвано комплексом причин: желанием построить в СССР коммунизм, и уверенность, что коммунистическая идеология, освободившаяся от сталинского наследия, еще может проявить себя, что, в свою очередь, исключало возможность любой духовной альтернативы, особенно религиозной. Определенная часть советского общества была индифферентна к масштабным антирелигиозным кампаниям, а демократически настроенные "шестидесятники" считали, что в СССР может быть построено справедливое, социально ориентированное государство, где христианству не было места. Важную роль сыграли и кадровые перестановки. К группе идеологов - М.А. Суслову, Е.А. Фурцевой, Л.Ф. Ильичеву, и ранее выражавшим недовольство прежним курсом, прибавилась ретивая молодежь - А.Н. Шелепин, В.Е. Семичастный, А.И. Аджубей. Комсомольские вожаки стремились к решительной борьбе с Церковью, предлагая ликвидировать ровное отношение с ней как сталинское наследие. А сам "волюнтарист-романтик" Н. Хрущев считал, что в период перехода СССР к "предкоммунистическим отношениям" "распространение научных знаний, изучение законов природы не оставляет места для веры в бога".

Власть не могла не учитывать также и значительно выросшую религиозность вышедших на свободу узников ГУЛАГа. Изживание страха привело к активизации верующих. (Так, еще в 1955 г. в Совет поступило 1310 ходатайств и пришло 1700 просителей об открытии храмов, а в 1956 г. их было уже 2265 и 2299 соответственно).

Важнейшей причиной изменения курса стала и экономическая, именно с постановлений "О монастырях в СССР" и "О налоговом обложении доходов предприятий епархиальных управлений, а также доходов монастырей" начинается "хрущевская антирелигиозная" кампания. Ее результаты были устрашающими. Количество храмов составило 7523, священников 7400, а действующих монастырей на всей необъятной территории Советского Союза осталось 16 (в начале кампании их было 63). Но гонения на Церковь в СССР - это лишь зримая сторона хрущевской государственно-церковной политики. Есть еще и другая - использование внешних церковных каналов для осуществления политических государственных планов. При этом власть не только не считалась с интересами Церкви, а цинично попирала их, нисколько не заботясь о последствиях, которые могли иметь и имеют длительный исторический резонанс.

Власть и Церковь

Вывод.

После работы с представленным материалом мы пришли к выводу, что позитивное отношение государства к Церкви, которое было после ВОВ, в период оттепели сменяется антирелигиозной работой. В СССР рассматривается Патриархия как своеобразная часть системы в государстве.

В результате противоборства антирелигиозного и государственного подходов к проблемам Церкви происходит уничтожение церквей, храмов, монастырей. Эти действия оправдываются установкой партийного руководства на развернутое строительство коммунизма.

Мы считаем, что в период оттепели Советский Союз утратил много религиозных культурных ценностей. Это нанесло большой урон духовной культуре СССР.

4. Советское общество и Запад

Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (рас­пределите между собой работу над материалом):

• Документы о Всемирном фестивале молодежи и студентов.

Ответьте на вопросы:

• Были ли советские люди заинтересованы в жизни

Запада?

• Каким образом шла подготовка в СССР к фестивалю?

• Как представляли зарубежные гости советское общество?

• Какие черты советских людей отмечают гости фестиваля?

Сделайте вывод.

Из информационного бюллетеня о подготовке молодежи СССР к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве.Февраль-июнь 1957 г.

Кроме 30 тысяч зарубежных гостей и многочисленной советской делегации, в августовские дни 1957 года в Москву приедет 80 тысяч юношей и девушек из различных областей, краев и республик Советского Союза.... Гостями фестиваля будут не только победители спортивных состязаний и художественных конкур­сов, но и те, кто прославился своими трудовыми делами, - молодые рабочие, колхозники, служащие.... Поэтому молодежь страны стремится отметить фести­валь прежде всего успеха ми в труде.

Более трех тысяч переводчиков, хорошо знакомых с Москвой, помогут гос­тям столицы быстро ориентироваться в городе. Но не всегда они могут оказаться рядом с делегатами. Хорошо, если не только переводчики, но и многие молодые москвичи смогут побеседовать с зарубежными друзьями на их родном языке, объяснить, как проехать к стадиону, театру! Поэтому сейчас во всех 25 районах Москвы, на предприятиях, в магазинах, школах, учреждениях работает много кружков иностранных языков. В Киевском районе их около 150, в Бауманском,- 60. Только студенты Московского педагогического института иностранных язы­ков ведут уже больше 200 таких кружков.

(Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995 гг.).

Э.М. Щагина. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996с.278.)

Из репортажа писателя Габриэля Гарсиа Маркеса о VI Всемирном фестивале молодежи и студентов, проходившем в Москве в 1957 г.

...Москва - самая большая деревня в мире - не соответствует привычным человеческим пропорциям. Лишенная зелени, она изнуряет, подавляет. Москов­ские здания-те же самые украинские домишки, увеличенные до титанических размеров...Чувство титанизма, навык массовой организованности, видимо, со­ставляет важную часть психологии советских людей.

В конце концов начинаешь привыкать к этому размаху...

В Москву съехались любознательные со всех уголков Советского Союза. На ходу они изучали языки, чтобы разговаривать с нами, и дали нам возможность совершить путешествие по стране, не покидая Красную площадь.

Другое пре­имущество фестиваля было в том, что в фестивальной суматохе, где невозможен милицейский контроль за каждым, советские люди могли высказываться более свободно...Простота, доброта, искренность людей, ходивших по улицам в рва­ных ботинках, не могли быть следствием фестивального распоряжения. Не раз с

обдуманной жестокостью я задавал один и тот же вопрос лишь с целью посмот­реть, каков будет ответ: «Правда, что Сталин был преступником?». Они невозму­тимо отвечали цитатами из доклада Хрущева.

... Их радио имеет только одну программу, а газеты - все они принадлежат государству-настроены лишь на волну «Правды».(Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995 гг.)Учебное пособие под редакцией А. Ф. Киселева,Э.М. Щагина. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996с.281.)


Из Записки отдела культуры ЦК КПСС. 1960 г.

«За 9 месяцев этого года в Москве каждый советский фильм в сред­нем посмотрело 357 тысяч зрителей, фильм других стран социалисти­ческого лагеря - 133 тыс. человек, а фильм из капиталистических стран - более полумиллиона человек... Из 2430 тысяч зрителей, посе­тивших киносеансы на крупных киноплощадках города, 2407 тысяч человек смотрели зарубежные фильмы».

Вывод учащихся.

Идеология в советском обществе.

Изучив материалы и документы, мы пришли к выводу, что советских людей очень интересовала жизнь Запада. Этот интерес мог быть удовлетворен после снятия жестких ограничений на западную культуру. При подготовке к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве было предпринято активное изучение иностранных языков советским народом, чтобы общаться с иностранными делегациями. Интерес со стороны Запада был не меньшим. Но различие в политическом строе, длительная изоляция капиталистического и социалистического обществ привели к разному восприятию политических, бытовых и эмоциональных сторон жизни советского народа. Граница, разделяющая два политических лагеря несколько десятилетий была открыта в период хрущевской «оттепели».

IV. Обсуждение в форме дискуссии рассмотренных вопросов. (Работают все группы по каждому вопросу.)

V. Работа кураторов на ПК по оформлению выводов групп по рассматриваемым вопросам.

Выступление кураторов. Подведение итогов самостоятельной работы учащихся с предложенным материалом.

VI. Закрепление изученного на уроке

- Какие изменения и противоречия проявились в развитии духовной жизни в период оттепели?

Развитие художественной литературы и культуры ( для выводов учащихся)

Итак, первое послесталинское десятилетие было ознаменовано серьезными переменами в духовной жизни.

Илья Эренбург назвал это время "оттепелью": - это была не весна с ее полноводными разливами чувств и мыслей, именно оттепель, за которой мог последовать легкий морозец…

Оттепель - утвердившееся в общественном сознании наименование периода истории Советского государства 1954 - 1964 гг.

Для периода "оттепели" характерно оживление культурной и общественной жизни страны, определенный рост свободы, распространение в СССР западной литературы, музыки, изобразительного искусства.

На перемены, последовавшие в обществе, первыми откликнулись представители литературы. Многозначной по степени воздействия общество была деятельность Александра Трифоновича Твардовского на посту главного редактора журнала "Новый мир". Еще до XX съезда в этом журнале появилось новое направление в литературе - обновленческое. Одной из первых таких работ, появившихся в литературе, была статья В.Померанцева "Об искренности в литературе", где он впервые поставил вопрос о том, что честно писать - это, значит, не думать о высоких и не высоких читателях. В этом же журнале появились статьи Овечкина, Абрамова.

Появляются произведения Ильи Эренбурга, Веры Пановой, Федора Панферова и других. Ими был поставлен вопрос о губительности той атмосферы, которая сложилась в стране. Но власть сочла эти работы вредными и отстранила от руководства журналом А. Твардовского.

Были возвращены читателю книги Ивана Кольцова, Исаака Бабеля, Артема Веселого, Ивана Катаева и других. Жизнь ставила вопрос об изменении отношения власти к Союзу писателей. Попытки Александра Фадеева изъять у министерства культуры функции руководства культурой привели его к опале, а затем и гибели.

Но невозможность и нежелание действовать репрессивными методами в отношении деятелей культуры заставили руководство страны искать другие пути воздействия на деятелей культуры. С 1957 года регулярными стали встречи членов ЦК с деятелями литературы и искусства. Личные вкусы Хрущева приобретали характер официальных оценок.

В это время появились произведения признанных мастеров: "Костер" К. Федина, "Судьба человека" М. Шолохова, "За далью даль" А. Твардовского. Авторами поднималась проблема революции и нравственности, цены победы в войне. Публиковались запрещенные стихи С.А.Есенина, Д.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, рассказы М.М. Зощенко и многие другие. В период "оттепели" впервые заявили о себе Ф.А. Абрамов, В.П. Астафьев, Е.А. Евтушенко, Р.И. Рождественский, А.А. Вознесенский, Б.А. Ахмадулина, В.П. Аксенов. Однако противоречивость культурной политики давала себя знать.

После XX съезда был ослаблен пресс власти в отношении кинематографии, живописи, музыки. Выдающимися достижениями отмечен советский кинематограф. В кинематографе появляются новые типы героев, близкие и понятные зрителю. Триумфальным стал показ в Каннах картины Калатозова "Летят журавли". Явлениями мирового уровня стали: "Иваново детство" Тарковского, "Чистое небо" Чухрая, "Судьба человека" Бондарчука.

В советской живописи было реабилитировано искусство авангарда 20-х годов. Наряду с жизнелюбивыми картинами появляются и другие направления деятельности - появляется так называемый "суровый стиль" - с подчеркнутым драматизмом в оценке жизненных явлений.

В то же время осуждению подвергались абстракционизм и формализм, ставшие непонятными, а значит "чужими", вредными и тлетворными для руководства партии и страны.

Больших успехов в рассматриваемый период достигла музыка. Были возращены слушателю произведения А. Шнитке, А.П. Петрова, А.Я. Эшпая, Э.В. Денисова, Р.К. Щедрина, Г.В. Свиридова. С них было снято клеймо антинародного формального направления.

Однако во времена оттепели присутствовали и гонения на деятелей искусства. Ярким примером стало гонение на Бориса Пастернака, получившее название "дело Пастернака". Роман Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго", посвященный судьбам русской интеллигенции в годы революции и гражданской войны был отвергнут "Новым миром", и Гослитиздатом по идеологическим соображениям. Отдел культуры ЦК КПСС расценил книгу Пастернака как "произведение, проникнутое ненавистью к советскому строю".

Настоящим потрясением для советского общества стал выход в свет произведений Александра Исаевича Солженицына "Один день Ивана Денисовича" и "Матренин двор", остро поставивших проблемы преодоления сталинского наследия в повседневной жизни. В то же время скульпторы, художники и другого рода творческие люди подвергались критике за все тот же формализм, безыдейность, недооценку роли коммунистической партии. Все это показывало пределы "оттепели" в духовной жизни.

Наука и образование .

Короткий период половинчатой хрущевской оттепели немедленно дал плоды во всех сферах интеллектуальной деятельности. В науке это красноречивее всего ознаменовалось запуском в космос первого спутника и первого человека (кстати, это случилось под руководством вышедшего из тюрьмы конструктора ракет Сергея Королева).

Активизировалась и научная мысль. С начала 50-х и до конца 60-х гг. почти в 12 раз выросли расходы государства на науку, а численность научных работников увеличилась в шесть раз и составила четвертую часть всех ученых мира. Было открыто много новых исследовательских институтов: электронных управляющих машин, полупроводников, физики высоких давлений, ядерных исследований, электрохимии, радиационной и физико-химической биологии. Закладывались мощные центры по ракетостроению и изучению космического пространства, где плодотворно трудились С. П. Королев и другие талантливые конструкторы. В системе Академии наук СССР возникли учреждения, занимавшиеся биологическими исследованиями в области генетики.

Продолжало изменяться территориальное размещение научных учреждений. В конце 50-х гг. сформировался крупный центр на востоке страны - Сибирское отделение Академии наук СССР. В него вошли Дальневосточный, Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский филиалы АН СССР, институты Красноярска и Сахалина.

Больший простор для научных разысканий получили ученые-гуманитарии. Появляются новые журналы по разным отраслям обществоведения: "Вестник истории мировой культуры", "Мировая экономика и международные отношения", "История СССР", "Вопросы истории КПСС", "Новая и новейшая история", "Вопросы языкознания" и др. В научный оборот были введены часть утаиваемых ранее работ В. И. Ленина, документов К. Маркса и Ф. Энгельса. Историки получили доступ к архивам. Публиковались документальные источники, исторические исследования по запретным до того темам (в частности, по деятельности социалистических партий России), воспоминания, статистические материалы. Это способствовало постепенному преодолению сталинистского догматизма, восстановлению, пусть и частично, правды в отношении исторических событий и репрессированных деятелей партии, государства и армии.2

Реформаторские веяния затронули также высшую и среднюю школу. Рост потребностей в специалистах стимулировал значительное увеличение числа вузов, прежде всего в областях знаний, непосредственно связанных с передовыми отраслями науки и производства: реактивной техникой, радиолокацией, ядерной энергетикой, электроникой, автоматикой и др. Резко менялось соотношение между различными формами обучения. На первый план вышло вечернее и заочное образование для людей, занятых на производстве (от 28% всех студентов в 1946 г. до почти 52% в 1961 г.).1 В 1957 г. были введены новые правила приема в вузы. По ним преимущества при поступлении получали лица, имевшие стаж работы не менее двух лет или демобилизованные из рядов Советской Армии. Для такой молодежи создавалась сеть курсов по подготовке к вступительным экзаменам. К концу 50-х гг. доля молодых рабочих и колхозников в составе студенчества достигла 70%. Наряду с положительными моментами это имело и ряд отрицательных: снизились уровень подготовки поступающих на первый курс, успеваемость студентов и качество их знаний.

Еще более противоречивой была реформа общего среднего образования, предпринятая в 1958 г. под лозунгом борьбы за "укрепление связи школы с жизнью". Вместо семилетнего вводилось обязательное восьмилетнее обучение. Полное среднее образование осуществлялось на "политехнической" основе - через соединение обучения в школе с производственным трудом. Два дня в неделю вместо уроков школьники старших классов должны были работать на предприятиях или в сельском хозяйстве. Срок обучения в средней школе увеличивался с 10 до 11 лет, а выпускники помимо аттестата зрелости получали свидетельство о специальности. Одновременно была упразднена система "трудовых резервов" - военизированных ремесленных и фабрично-заводских училищ. Их заменили обычные профессионально-технические училища, куда можно было поступать после VIII класса.

Школы, однако, не располагали необходимой материальной базой для организации профобучения. Предприятия-шефы, на чьи плечи возлагалась эта обязанность, далеко не всегда были заинтересованы в труде школьников. В результате профессиональная подготовка зачастую носила формальный характер. Лишь небольшой процент выпускников работал по специальностям, полученным в школе. В то же время ухудшилась общеобразовательная подготовка учащихся. В середине 60-х гг. "политехническая" часть школьной реформы была отменена.

Церковь

Для большевиков, пришедших к власти в 1917 году, Русская Православная Церковь априори была идеологическим противником. Многие епископы, тысячи священников, монахов, монахинь и мирян были подвергнуты репрессиям вплоть до расстрела и потрясающих своей жестокостью убийств. К началу II Мировой войны церковная структура по всей стране была почти полностью ликвидирована.

Поражения в начале II Мировой войны заставили Сталина обратиться к Русской Православной Церкови. Для богослужений открылись храмы. Священнослужители, включая епископов, были выпущены из лагерей. Однако Церковь непрестанно пребывала под государственным контролем, и любые попытки расширения ее деятельности вне стен храма встречали непреклонный отпор, включая административные санкции.

Трудным было положение Русской Православной Церкви в период так называемой «хрущевской оттепели», когда были закрыты тысячи церквей.

Время хрущевской оттепели для Церкви обернулось закрытием тысяч храмов, десятков монастырей и нескольких духовных семинарий, открывшихся после войны. Это было время, когда государством была официально провозглашена политика методичного и упорного административного вытеснения Церкви из жизни общества.

Непросто было и полемизировать с официальной атеистической доктриной. Такая мировоззренческая полемика, пусть даже и в неявной форме, в рамках учебного процесса, да и самой церковной жизни, была неизбежной. Тем не менее Духовные семинарии и академии не только готовили образованных священнослужителей, но и вели активную научную работу. Достаточно перелистать тома сборника "Богословские труды", выходившие в те недобрые для Церкви времена.

Советское общество и Запад

Явная двойственность идеологического курса Хрущева, метания от одобрения взрывоопасной повести Солженицына до нападок на осторожные мемуары Эренбурга вызывали растущее раздражение в среде либеральной интеллигенции, избавившейся от удушающего страха сталинских времен. Общество, пережившее ХХ съезд, настойчиво хотело правды. Это желание укреплялось благодаря частичному преодолению "железного занавеса". Советские люди, пусть и в весьма ограниченных пределах, стали выезжать за границу.

Со второй половины 50-х гг. заметно расширяются международные связи советской культуры. Был возобновлен Московский кинофестиваль (впервые состоялся в 1935 г.). Высокий авторитет в музыкальном мире приобрел Международный конкурс исполнителей им. Чайковского, регулярно проводимый в Москве с 1958 г. Открылась возможность ознакомиться с зарубежным художественным творчеством. Была восстановлена экспозиция Музея изобразительных искусств им. Пушкина, накануне войны переведенная в запасники. Проводились выставки зарубежных собраний: Дрезденской галереи, музеев Индии, Ливана, картин мировых знаменитостей (П. Пикассо и др.).

VII. Подведение итогов урока.( Рассмотрение оформленных буклетов)

Выводы:

Духовная и культурная жизнь общества носила противоречивый характер.

Происходил процесс оживления культуры, ослабления идеологического контроля, подъем науки и образования.

Общий подход власти к культурной сфере отличался прежним стремлением поставить ее на службу официальной идеологии.

Либерализация многих областей жизни советского народа, наступившая после смерти Сталина, не обошла стороной и его культурную и духовную сферу.

50-е годы отмечены заметным развитием литературы и искусства советского многонационального государства. В декабре 1954 года состоялся II Всесоюзный съезд писателей, в феврале-марте 1957 года работал I Всесоюзный съезд художников, в марте того же года состоялся II Всесоюзный съезд кинематографистов. В литературе и искусстве этого десятилетия на первый план выдвигается тема современности, героики трудовых будней советского народа, тема Великой Отечественной войны. Активно развивалось киноискусство.

При этом следует отметить определенную противоречивость в процессе развития литературы и искусства в период хрущевской "оттепели". С одной стороны, были реабилитированы репрессированные в годы сталинского режима деятели советской культуры, наблюдался расцвет публицистики, значительно расширялись рамки "дозволенного". Все это готовило общественное сознание для будущих крупных перемен. Но с другой стороны, некоторые писатели и деятели искусства за свои острые критические выступления и произведения, не укладывавшиеся в стандарты господствующей системы "социалистического реализма", были обвинены в "очернении социалистической действительности", критиковались официальной пропагандой за "формализм", "абстракционизм" и т.п. Поэтому, несмотря на ряд положительных сдвигов, тоталитарная система по-прежнему продолжала жестко контролировать духовную сферу жизни советского народа.

VIII.Оценка работы всего класса и отдельных учащихся на уроке.

IX. Домашнее задание

1. Прочитать § 46 учебника .

2. Подготовить устный развернутый ответ на вопрос: - Какие изменения произошли в советской многонациональной художественной куль­туре в период «оттепели»?

Список используемой литературы:

История государства и народов России XX - начало XXI века: Учебник для 9 класса. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.

"История России с древнейших времен до конца XX века" (2001 год), А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова, 797;

Волобуев О., Кулешов С. История и перестройка. Публицистические заметки. М., 1989, 284;

"КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1955-1959 гг.)" т. 7, М., 1971, 558;

"КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1959-1965 гг.)" т. 8, М., 1972, 566;

his.1september.ru/2001./03/1.htm


© 2010-2022