Древние тюрки на территории Казахстана

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

История Казахстана 5 класс, открытый урок

Тема: Древние тюрки на территории Казахстана.

Цель: Познакомить учащихся с возникновением Тюркского каганата

Задачи: Образовательная: Дать представление понятиям «тюрк», «каганат». Раскрыть особенности общественного устройства Тюркского каганата, дать сведения о политической истории и хозяйственном укладе первого тюркского каганата

Развивающая: Развить навыки исторического мышления у ребят, самостоятельно делать выводы, сравнивать исторические и культурные процессы у древних тюрков с аналогичными процессами у саков и гуннов

Воспитательная: Путем изучения истории древних предков казахского народа - тюрков - воспитать у ребят чувство патриотизма, человечности, любви к Отчизне

Тип урока: комбинированный

Наглядные пособия:

Время: 45 мин.

Ход урока

1.Организационный момент, разделение на 3 группы + группа экспертов-/3 ученика/

2.Проверка знаний, полученных на предыдущих занятиях

- «Древо познания» - вопросы по теме «гунны»

- тесты на слайде, с ключом ответов- позже проверяют и оценивают эксперты

- привести в соответствие даты и события - на слайде

3 Новая тема - Тюркский каганат

1 сообщение целей урока ,эпиграф урока, краткий видеоролик о тюрках

2 задание группам 1,2,3

  1. Понятие тюрк.

  2. Образование каганата

  3. Занятие и быт народов каганата

Составить и защитить постеры по данным темам

Материал для новой темы

В 1 тысячелетии н.э в степях Казахстана происходили важные этнические и исторические процессы. Условно этот исторический период называется «Древнетюркским периодом. Впервые этноним тюрк встречается в кит источниках 542 года. Китайцы считали тюрков потомками гуннов. ЛЕГЕНДА предком тюрков был 10 ти летн мальчик, оставшийся чудом в живых, его воспитала волчица, кот родила ему 10 сыновей, которые стали родоночальниками всех тюркских племен. Их династия получила название «АШИНА» т.к происходили от волка.Отсюда и появились тюрки.(турк) В рунических надписях тюрки наз-ют себя «он кок будун» (страна 10ти стрел). Бумын каган основал первое государство - Тюркский каганат. До середины 6 в. тюрки пд властью жужаней(авары).

В 552-555г жужане б/разбиты тюрками при пом племени теле. Так в горах Алтая возникла империя - Тюркский каганат (552-744). Бумын принимает титул кагана в 552г. После правление кагана Караеске (552-553)-каган Мукан (553-572).

Племена: киргизы, кипчаки, Огузы, авары, кидане, каи)

7 в. разделение каганата на 2 части: Зап(Каз-н и Ср Азия, оседлый обр жизни+землед, торговля и ремесло) и Вост(усилился при каганх Бильге и Кутегине)-кочев орб жизни

Занятие: скотоводство, земледелие, торговля, ремесло

Поклонение: горам, озерам, рекам, змее и волку

Литература: труды М. Кашгари «Дивани луга тат тюрк», и Ю. Баласагуни «Кудатду билик».

3 Закрепление урока

Задание 1 На слайде - текст- вставьте пропущенные слова

До середины ____ века тюрки находились под властью ______________________________.

В VI веке соседями тюрков были: на востоке __________, на севере ____________________,

на западе ___________________, на юге ____________________________.

Тюрки усиливаются с подчинения им племени ______, которые жили в _________________.

Наследники кагана Бумына _____________ ( гг.) и _____________ ( гг.)

Во времена империи тюрки контролировали большую часть __________________________.

Татами тюрки называли ____________, жителей ____________________________________.

Поклонялись тюрки священным __________, ____________, __________, _______________,

а также ___________ и ___________________________.

Каганов Восточнотюркского каганата звали ________________ и __________________.

В Западнотюркском каганате преобладал ___________ образ жизни, а в Восточнотюркском каганате ______________.

В начале _______ века тюрки воевали на западе с ____________, дошедшими в _________гг.

до Сырдарьи, а на востоке с ________________, вторгшимися в _______________.

Задание 2. Заполните схему

Народы в составе Тюркского каганата



4 Слово экспертам, комментирование ими оценок на каждом этапе урока.- итоговая оценка учителя, «две звезды- одно пожелание»

5 рефлексия, показать на сколько процентов понравился урок

6 Домашнее задание





© 2010-2022