- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории России. 6 класс
Рабочая программа по истории России. 6 класс
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Денисова Н.В. |
Дата | 22.10.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МБОУ «Дивасовская ООШ»
«Утверждаю» «Согласовано»
Директор школы________(Жучков В.А.) Зам. Директора_______(Давыдовская С.Н.)
Утверждено на заседании педагогического совета. Протокол №___от__________
Рабочая программа
по истории России
6 класс (42ч)
на 2015 - 2016 учеб. г
учителя истории Денисовой Н.В
Пояснительная записка
Знание национальной и мировой истории - современный показатель общей культуры человека. Главная цель школьного исторического образования - формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно-ориентированной личности. Реализация этой задачи заложена в основу современных образовательных программ по истории. Историческое образование - мировоззренческий инструмент, оно играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.
Данная рабочая программа предназначена для учащихся 6 класса основной общеобразовательной школы, составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам обучения, представленных в Федеральном государственном стандарте основного общего образования 2010г., рабочей программы «История России» (предметная линия учебников А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, 5-9 классы, - М.: Просвещение, 2014), в соответствии с учебным планом МБОУ Дивасовкая ОШ на 2015 - 2016 учебный год, календарным учебным графиком школы на текущий учебный год.
Преподавание курса «История России с древнейших времен до конца XVI века» предполагает детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Изучение зарубежной истории помогает определить место России в истории человечества, увидеть особенности ее развития и черты сходства с другими странами.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
Учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России с древнейших времен до конца XVI века» 6 класс, М., Просвещение, 2014г.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь «История России с древнейших времен до конца XVI века» (6 класс), М., Просвещение, 2015г.
Атлас и контурные карты по Истории России 6 класс, М., Дрофа, ДИК, 2015г.
История России в лицах: биографический словарь/ под общ. Ред. В.В. Каргалова.- М.: Русское слово,1997
Хрестоматия по истории средних веков \ под. ред. В.Е. Степанова, I часть
Кроссворды по истории средних веков
История с древнейших времен до к. XVI в.- хрестоматия.
Цель преподавания курса «Истории России с древнейших времен до конца XVI века»- детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Соответственно изучение зарубежной истории, помогает нам понять место России в общем потоке истории человечества, увидеть наши особенности и то, что нас сближает с другими.
Задачикурса:
1. Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать их общие черты и различия;
2. Охарактеризовать наиболее яркие личности России и мира, их роль в истории и культуре;
3. Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).
4. Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).
Приоритетные формы и методы работы:ИКТ, проектная, исследовательская, проблемная, тестового контроля.
Приоритетные виды и формы контроля: устные ответы, тестирование, творческие работы.
Сроки реализации данной рабочей программы - 2015-2016 учебный год.
Структура рабочей программы:
Пояснительная записка
-
Общая характеристика учебного предмета
-
Место предмета в учебном плане
-
Ценностные ориентиры содержания предмета
-
Результаты освоения предмета
-
Содержание учебного курса
-
Календарно-тематическое планированиепо курсу «Всеобщая история» 5 класс (70 ч.)
-
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Приложение
-
Общая характеристика учебного предмета
Данная рабочая программа предназначена для учащихся 6 класса основной общеобразовательной школы, составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам обучения, представленных в Федеральном государственном стандарте основного общего образования 2010г., рабочей программы «История России» (предметная линия учебников А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, 5-9 классы, - М.: Просвещение, 2014), в соответствии с учебным планом МБОУ Дивасовкая ОШ на 2015 - 2016 учебный год, календарным учебным графиком школы на текущий учебный год.
Преподавание курса «История России с древнейших времен до конца XVI века» предполагает детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Изучение зарубежной истории помогает определить место России в истории человечества, увидеть особенности ее развития и черты сходства с другими странами.
Рабочая программа нацеливает на формирование систематизированных знаний о различных этапах развития человеческой цивилизации. Содержание программы выстраивается по трем основным линиям: историческое время, историческое пространство, историческое движение. Эти три линии соединяет сквозная линия - человек, личность в истории. Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы.
Наряду с обозначенными подходами, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются:
- деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей через активную познавательную деятельность самого школьника;
- компетентностный подход;
- личностно ориентированный подход, задача учителя в контексте этого подхода - мотивация и стимулирование осмысленного учения;
- проблемный подход.
Содержание курса основывается на следующих принципах: историзма, объективности, социального подхода, альтернативности. Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечению мотивации, соблюдению преемственности в образовании, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживанию межпредметных связей (география, обществознание).
-
Место предмета в учебном плане
Предмет «История России» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 6 - 9 классах в общем объёме 194 часа. Из них: 6 класс - не менее 40 учебных часов, 7 класс - 42 учебных часа, 8 класс - 44 учебных часа, 9 класс - 68 учебных часов.
В соответствии с БУП в программе предусмотрены вводные и повторительно-обобщающие уроки, которые способствуют активизации учебной деятельности школьников, формированию у них целостных исторических представлений, установлению преемственности в изучении всеобщей и отечественной истории.
-
Ценностные ориентиры содержания предмета
Курс истории России предоставляет подростку возможность узнать и понять условия зарождения современной цивилизации, особенности ее поступательного развития и ценности. В программе прослеживается изменение картины мира человека, вокруг которой формировались все ценности культуры, вся структура представлений о мироздании, дано представление об особенностях и тенденциях развития современной мировой цивилизации.
В процессе познания всеобщей истории школьники знакомятся с универсальными ценностями современного мира - гражданским обществом и парламентаризмом. Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историческое время, учащиеся смогут понять роль социально активной личности в истории, познакомиться с примерами героизма и самоотверженности во имя общества. В этом заключается воспитывающая функция прошлого, истории. По мере освоения содержания у учащихся формируется социальная система ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности.
Содержание программы по истории России ориентировано на формирование у школьников современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики этапов истории России. Соотнесение фактов и явлений, установление причинно-следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе работы с текстами будут способствовать формированию и развитию исторического мышления у учащихся.
Личностно-деятельностное усвоение учебного материала по истории России в соответствии с программой обеспечит сформированность таких нравственных свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готовность ко всему новому, дисциплинированность, ответственность, коммуникабельность, социальная активность.
Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении религий, культур, об основах гражданского общества, обеспечит условия для идентификации учащихся с современным обществом.
-
Результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
• осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
• освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
• понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
• способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
• овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
• способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
• готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
• овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
• способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
• умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
• расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
• готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Инструментарий для оценивания результатов: устные ответы, тестирование, контрольные работы, мониторинги, самостоятельные работы, проверочные работы, зачеты, творческие работы, участие в конкурсах и др.
Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения, программированного обучения, музейная педагогика, тестового контроля.
Нормы оценки знаний за устный ответ учащихся по истории
Ставится оценка:
«5» - за ответ, обнаруживающий осознанность знаний, их безошибочность, умение излагать материал в соответствии с требованиями логики и нормами литературной речи. Оценка «5» ставится за краткий, точный, правильный, глубокий ответ или за отличное исправление ошибочного ответа по сложной теме.
«4» - при наличии неполноты ответа или одной - двух несущественных неточностей.
«3» - за знание основных положений темы при значительной неполноте знаний, одной - двух ошибок
«2» - за незнание большей части материала темы или основных ее вопросов
«1» - при отказе от ответа или при полном незнании темы
Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по истории
35-57
58-79
80-100
Отметка
«2»
«3»
«4»
«5»
Требования к уровню подготовки учащихся
Должен знать:
• Основные даты и ключевые события истории России и мира в эпоху средневековья;• Факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие целостность исторического процесса;• Взаимосвязь и особенности истории России и мира;
Уметь:
• связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
• анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
• сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
• давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
• полемизировать и отстаивать свои взгляды;
• самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;
• работать с исторической картой;
• оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• предоставления результатов изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, доклада, других творческих работ;
• осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;• участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
-
Содержание учебного курса
Истории России (42ч)
Русь Древняя
Что изучает история Отечества. История России - часть всемирной истории. История региона - часть истории России. Факторы самобытности российской истории. Исторические источники по истории нашей Родины.
Древнейшие народы на территории России. Появление и расселение человека на территории России. Условия жизни, занятия, социальная организация земледельцев и кочевых племен. Верования древних людей. Древние государства Поволжья, Кавказа, Северного Причерноморья. Межэтнические контакты и взаимодействия.
Древняя Русь в VIII - первой половине XII в.
Восточные славяне. Расселение, занятия, быт, верования, общественное устройство. Взаимоотношения восточных славян с соседними народами и государствами.
Образование Древнерусского государства. Предпосылки, причины, значение образования государства у восточных славян. Племенные княжения. Варяги. Центры восточнославянской государственности - Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Характер древнерусской державы: князь, дружина, полюдье, вече.
Первые русские князья. Внутренняя и внешняя политика. Принятие христианства: причины, обстоятельства. Христианство и язычество. Владимир Святославович. Русская православная церковь. Значение принятия христианства.
Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого. Русская Правда. Половецкая угроза и распад союза Ярославичей. Любечский съезд князей. Правление Владимира Мономаха в Киеве. Древняя Русь и ее соседи.
Социально - экономический и политический строй Древней Руси. Управлений государством при Ярославе Мудром. Земельные отношения. Формирование древнерусской народности. Основные слои древнерусского населения. Древнерусские города. Развитие ремесла и торговли.
Древнерусская культура. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Иконы. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Деревянное и каменное зодчество. Живопись (мозаика, фреска). Значение древнерусской культуры.
Быт и нравы Древней Руси. Образ жизни князей и бояр. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни крестьян.
Русь Удельная в 30-е гг. XII - XIII в.
Раздробление Древнерусского государства. Социально - экономические и политические причины раздробления древнерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Княжеские междоусобицы. Идея единства Руси. Последствия раздробленности. Крупнейшие политические центры Руси. Особенности географического положения, экономического, социально - политического развития.
Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии и на европейских рубежах. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Оборона Москвы, разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго - Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и ее историческое значение. Русь и Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского народа против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.
Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордены. Александр Ярославович. Невская битва. Ледовое побоище. Русь и Литва. Формирование Литовского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовского государства. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.
Культура русских земель в XII - XIII вв. Общерусское культурное единство и образование местных художественных школ. Накопление научных знаний. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Идея единства Русской земли. «Слово о полку Игореве»
Московская Русь в XIV - XV вв.
Предпосылки объединения русских земель. Усиление московского княжества. Причины и предпосылки объединения русских земель. Политическая система Руси на рубеже веков. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Власть и церковь. Митрополит Алексий. Сергий Радонежский. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой накануне Куликовской битвы. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение.
Московское княжество и его соседи в конце XIV - середине XI в. Василий I. Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.
Создание единого Русского государства. Конец ордынского владычества. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация Ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель. Завершение политического объединения русских земель, создание единого государства.
Социально - экономическое и политическое развитие Руси в XIV - XV вв. Изменения в политической структуре и управлении. Усиление княжеской власти. Местничество. Кормления. Преобразование в войске. Зарождение поместной системы. Вотчина и церковное землевладение. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Структура общества. Зарождение феодально-крепостнической системы.
Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Взаимоотношения церкви и князя. Теория «Москва - Третий Рим».
Культура и быт в XIV - XVI вв. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV - начале XVI в. расцвет культуры Руси после Куликовской битвы. Москва - центр складывания русской культуры. Развитие зодчества. Феофан Грек. Андрей Рублев.
Московское государство в XVI в.
Социально - экономическое и политическое развитие Русского государства в первой половине XVI в. Боярское правление. Иван IV. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. Начало Земских соборов. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы: цели и задачи.
Внешняя политика и международные связи Московского царства в XVI в. Внешнеполитические успехи России в 1550-е гг. присоединение Астраханского и Казанского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана. Сибирское ханство. Поход Ермака. Присоединение Западной Сибири. Расширение территории государства и его многонациональный характер.
Опричнина. Особенности внутриполитической борьбы. Падение Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Сущность, причины и цель опричной политики. Опричный террор. Позиция православной церкви. Ликвидация последних уделов. Поход Ивана IV на Новгород. Итоги опричной политики. Социально - экономические последствия опричнины и Ливонской войны. Дальнейшее закрепощение крестьян.
Культура и быт в XVI в. особенности культуры XVI в. просвещение, развитие научных знаний. Начало книгопечатанья. Иван Федоров. Исторические повести. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Дионисий. Произведений декоративно - прикладного искусства.
Быт и нравы. Города. Русская изба. Одежда. Еда. «Домострой».
-
Календарно - тематическое планирование
№
Дата
Наименование раздела программы
Тема урока
Кол-во
часов
Тип урока
Элементы
содержания
Вид контроля
Д/З
Планируемые результаты
Личностные (Л)
Метапредметные (М)
Предметные (П)
Виды учебной деятельности
УУД
ИСТОРИЯ РОССИИ
1
Предмет отечественной истории
1
Вводный урок
Что изучает история Отечества. История России - часть всемирной истории. История региона - часть истории России. Исторические источники
Текущий контроль
Введение с. 4-6
Л - осознание своей идентичности как этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности.
М - умение самостоятельно определять цели своего обучения, и задачи в учёбе и познавательной деятельности
2
-
3
Древняя Русь в VIII - первой половине XII века
Древнейшие народы на террит.
России.
Восточные славяне
10
1
1
Комбини-рованный
Древние люди на территории нашей страны. Происхождение и расселение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их рассселение. Занятия славян. Быт, нравы и верования восточных славян. Родоплеменные отношения. Соседская община. Племена Восточной Европы: расселение, занятия, верования. Тюркский и Аварский каганаты. Хазарский каганат. Волжская Булгария и Византия
Фрон-тальный
опрос
§ 1 - 2,
историческая карта «Восточ-ные славяне и их соседи»
Л - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося,
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов,
-осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.
М - формулировать и обосновывать выводы,умение представлять результаты своей деятельности в форме сообщения.
П - раскрытие общего и особенного в развитии прошлого восточных славян,
уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду
4
Формирование Древнерусского государства
1
Комбини-рованный
Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Варяги. Два центра восточнославянской государственности Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве
Работа с контурными картами, индиви-
дуальный опрос
§ 3,
подго-
товка к тесту
(записи в тетради)
Л - формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося.
М - умение работать индивидуально и в группе, аргументировать и отстаивать
своё мнение.
П - формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур
5
Первые киевские князья
1
Комбини-рованный
Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению Древнерусского государства. Походы Святослава
Тест,
индиви-
дуальный опрос
§ 4, истори-ческая карта «Русь в
IX - X веках», индиви-
дуальное задание
Л - формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося.
М - умение работать индивидуально и в группе, аргументировать и отстаивать своё мнение, представлять результаты своей деятельности в форме сообщения.
П - формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур, развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого
6
Владимир Святославич. Принятие христианства
1
Комбини-рованный
Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства
Работа с истори-ческой кар-
той, индиви-
дуальный опрос
§ 4
§ 5
Л - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в обществе.
М - способность решать творческие задачи.
П - формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур
7
-
8
Расцвет Древ-нерусскогого-сударства при Я.Мудром.
Хозяйственный и общественный строй Древней Руси
2
Комбини-рованные
Борьба за власть сыновей Владимира. Русь при Ярославе Мудром: внутренняя и внешняя политика, управление государством.
Русская Правда. Формирование древнерусской народности. Земельные отношения. Основные социальные слои населения Руси
Индиви-
дуальный опрос
§ 6
работа с доку-ментом
Л - осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи.
М - умение строить логическое рассуждение, умозаключение.
П - умение делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения о политике Я. Мудрого;
- умение использовать дополнительные ресурсы для изучения истории древнерусской народности
9
Культура Древней Руси
1
Комбини-рованный
Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло
Фрон-тальный опрос
§ 7, подго-
товкадокла-дов
Л - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
Мира.
М - способность решать творческие задачи.
П - умение использовать дополнительные источники для изучения истории
10
Быт и нравы Древней Руси
1
Комбини-рованный
Образ жизни князей и бояр. Военное дело. Быт и образ жизни горожан и земледельцев
Индиви-
дуальныевыступле-ния
§ 8
Л - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов.
М - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
П - формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур
11
Повторение и контроль по теме «Древняя Русь в VIII - первой половине XII в.»
2
Повторительно - обобща-ющий,
урок
контоля знаний
Древнерусское государство. Деятельность первых киевских князей
Хронологи-ческий и словарный диктанты,
тест
Записи в тетради, повто-рение основ-ных дат, событий и понятий,
карта
(§ 1-8)
Л - осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи,
формирование целостного мировоззрения, уважение к культуре своего и других народов, освоение гуманис-тических традиций и цен-ностей общества.
М - умение делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения.
П - соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий
12
Русь Удельная
в XII - XIII веках
Начало раздробления Древнерусского государства
9
1
Урок изучения нового
Причины раздробленности Руси. Русь и Степь. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности.
Междоусобные войны. Владимир Мономах. Последствия раздробления Древнерусского государства
Текущий контроль
§ 9, историческая карта «Русь в XII - начале XIII в.»
Л - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.
М - определять понятия, устанавливать аналогии.
П - уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду
13
-
14
Главные политические центры Руси. Владимиро-Суздальское княжество.
Новгородская земля и Галицко-Волынское княжество
2
Комбини-рованные
Владимиро-Суздальское княжество: характер княжеской власти, внутренняя и внешняя политика. Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества. Новгородская земля: особенности социальной структуры и политического устройства. Галицко-Волынское княжество: взаимоотношения между боярами и князем
Работа с истори-ческой, контурной картами, индиви-
дуальный опрос
§ 10 - 11
Л - понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народов.
М - составлять тезисы.
П - уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду
15
Нашествие с Востока
1
Комбини-рованный
Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке. Вторжение в Рязанскую землю. ЕвпатийКоловрат. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и ее историческое значение
Индиви-
дуальный опрос
§ 12, истори-ческая карта «Русь в середине XIII века»
Л - воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
М - устанавливать причинно-следственные связи.
П - формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур
16
Борьба Руси с западными завоевателями
1
Комбини-рованный
Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Князь Александр Ярославович. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами
Работа с истори-ческой, контурной картами, индиви-
дуальный опрос
§ 13,
инди-
виду-альное задание
Л - воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
М - умение логического рассуждения и умозаключения.
П - способность применять понятийный приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого
17
Русь и Золотая Орда
1
Комбини-рованный
Образование Золотой Орды. Ордынское владычество. Повинности русского населения. Борьба русского населения против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества
Индиви-
дуальный опрос
§ 14, истори-ческая карта «Русь в середи-не XIII века»
Л - воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
М - умение логического рассуждения и умозаключения, представлять результаты своей деятельности в форме сообщения.
П - уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду
18
Русь и Литва
1
Комбини-рованный
Формирование Литовско-Русского государства. Характер Литовско-Русского государства. Значение присоединения русских земель к Литве
Работа с истори-ческой картой, индиви-
дуальный опрос
§ 15
Л - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.
М - работать индивидуально и в группе.
П - умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий
19
Культура русских земель в XII - XIII веках
1
Комбини-рованный
Общерусское культурное единство. Накапливание научных знаний. Литература. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. Зодчество. Живопись
Фрон-тальный
опрос
§16, повторе-ние имен, дат, событий, понятий,
карта
(§9-15)
Л - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
мира, творческой деятельности эстетического характера.
М - формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
П - формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур
20
Повторение и контроль по теме «Русь Удельная в XII-XIII вв.»
2
Повторительно -
обобщающий,
урок
контроля
знаний
Причины и последствияраздробленности Руси; главные политические центры Руси. Чингисхан, хан Батый - борьба русского народа против завоевателей и ее историческое значение. Князь Александр Ярославович, борьба Руси с западными завоевателями, причины побед русских ратей и их значение; присоединение русских земель к Литве
Индиви-дуальный опрос,
тест
Запи-си в тетради
Л - осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи,
формирование целостного мировоззрения, уважение к культуре своего и других народов, освоение гуманис-тических традиций и цен-ностей общества.
М - умение делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения.
П - соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий
21
Русь Московская
в XIV - XVI веках
Предпосылки объединения русских земель.
Усиление Московского княжества
16
1
Урок изучения нового
Социально-экономическое и политическое развитие Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь
Текущий контроль
§ 17
Л - усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества.
М - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.
П - умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий
22
Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва
1
Комбини-рованный
Борьба Москвы за политическое первенство. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Куликовская битва и её значение. Дмитрий Донской. Набег Тохтамыша
Индиви-
дуальный опрос
§18, истори-ческая карта «Русь в XIV веке»
Л - формирование целостного мировоззрения.
М - представлять результаты своей деятельности в форме сообщения.
П - формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности, что Москва стала центром борьбы с ордынским владычеством
23
Московское княжество и его соседи в конце XIV - середине XV века
1
Комбини-рованный
Василий I. Московская усобица, её значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва. Образование русской, украинской и белорусской народностей
Работа с исто-рической картой, индиви-
дуальный опрос
§19, исто-рическая карта «Русь в XIV - первой половине XV века»
Л - уважение к культуре других народов, толерантность.
М - умение работать в группе.
П - знать по карте местоположение и природные условия Русского государства
24
Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества
1
Комбинированный
Конец ордынского ига. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Василий III. Завершение объединения русских земель
Работа с исто-рической, контурной картами, индиви-
дуальный опрос
§20, исто-рическая карта «Русь во второй половине XV-нач. XVI века»
Л - формирование целостного мировоззрения.
М - умение анализировать и обобщать факты.
П - формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур,
уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду
25
Московское государство в конце XV - начале XVI века
1
Комбини-рованный
Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церковное землевладение. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Появление казачества. Зарождение феодально-крепостнической системы
Работа с исто-рической, контурной картами, индиви-
дуальный опрос
§ 21
Л - формирование целостного мировоззрения, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
М - умение анализировать и обобщать факты.
П - способность применять понятийный приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого
26
Церковь и государство в конце XV - начале XVI в.
1
Комбини-рованный
Становление русской автокефальной церкви. Изменения в положении Русской православной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва - Третий Рим»
Индиви-
дуальный опрос
§ 22
Л - формирование целостного мировоззрения.
М - анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, представлять результаты в виде схемы.
П - умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины, уметь работать с историческими источниками
27
-
28
Реформы Избранной рады.
Стоглавый собор. Военная реформа
1
Урок изучения нового
Социально-экономичес-кие и политические итоги развития Русского госу-дарства в начале XVI века. Ослабление цент-ральной власти. Бояр-ское правление. Венча-ние Ивана IV на царство. Восстание 1547г. Изб-ранная рада. А. Адашев. Сильвестр. Начало Земских соборов. Судеб-ник 1550г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы
§ 23
Рабо-та с докумен-тами
Л - осознание своей этнической принадлежности знание истории.
М - умение анализировать и обобщать факты.
П - формирование культурно-исторических ориентиров для граждан-ской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности;
умение работать с историческими источниками
29
Внешняя политика Ивана
IV
2
Ком-бини-рованные
Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Поход Ермака и покорение Западной Сибири. Причины, ход и итоги Ливонской войны
Индиви-
дуальный опрос
§ 24, истори-ческая карта «Русь во второй полови-не XVI века»
Л - воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
М - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
П - уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду.
30
Опричнина
1
Комбини-рованный
Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Поход Ивана IV на Новгород. Опричная политика: цели, сущность и итоги. Позиция православной церкви
Работа с истори-ческой, контурной картами, индиви-
дуальный опрос
§25, инди-виду-альные мини - исследования
Л - воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
М - анализировать и обобщать факты.
П - уметь работать с историческими источниками, уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду
31
Иван IV Грозный
1
Комбини-рованный
Личность Ивана Грозного. Его внутренняя и внешняя политика. Итоги царствования
Индиви-дуальныевыступле-ния
Записи в тетради
Л - воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
М - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, умение самостоятельно строить рассказ.
П -уметь работать с историческими источниками, умение характеризовать место, объяснять роль личности в истории
32
Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV - XVI веках
1
Комбини-рованный
Особенности развития русской культуры в XIV - XVI веках. Культурный взлёт Руси после Куликовской битвы. Просвещение. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Устное народное творчество. Отражение в литературе политических тенденций. «Сказание о князьях Владимирских», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище». Житийная литература. «Хождение…» Афанасия Никитина. Публицистика. Четьи - Минеи
Фрон-тальный опрос
§ 26, индивидуальные задания
Л - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
мира, творческой деятельности эстетического характера.
М - представить результаты своей деятельности в виде таблицы
П - формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур
33
Архитектура и живопись в XIV - XVI веках
1
Комбинированный
Зодчество в XIV - XV вв. Архитектура Московского государства в XVI в. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Главные сооружения Московского Кремля. Русская живопись. Феофан Грек. Дионисий. Национальная школа живописи. Андрей Рублев
Фрон-тальный опрос
§ 27, подго-товка к
словар-ному диктанту
(§ 17-26)
Л - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
мира, творческой деятельности эстетического характера.
М - представить результаты своей деятельности в виде таблицы
П - формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур
34
Быт и нравы XV - XVI веков
1
Комбини-рованный
Хозяйство и быт светских и духовных землевладельцев, быт русского крестьянина. «Домострой». Города. Образ жизни тяглого населения русских городов. Русская изба. Одежда. Еда
Словарный диктант, фрон-тальный опрос
§ 28
Л - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
Мира.
М - способность решать творческие задачи.
П - умение использовать дополнительные источники для изучения истории
35
Повторение по теме «Московская Русь
в XIV - XVI веках»
1
Повторительно -
обобщающий
Материал раздела «Русь Московская»
Фрон-тальный опрос
Повторение
§ 17-28, подго-товка к хронологич. диктанту
Л - осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи,
формирование целостного мировоззрения, уважение к культуре своего и других народов, освоение гуманис-тических традиций и ценностей общества.
М - умение делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения.
П - соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий
36
Повторение и обобщение по теме
«Древняя Русь в VIII-первой половине XII века»
1
Повтори-тельно -
обобща-ющий
Материалы раздела «Древняя Русь в VIII- первой половине XII века»
Хроноло-гический диктант
Записи в тетради, повторе-ние имен, дат, событий, понятий,
карта
(§1-8)
37
Повторение и обобщение по теме «Русь Удельная в
XII - XIII веках»
1
Повтори-тельно - обобща-ющий, контроля
«Русь Удельная в XII - XIII веках»
Тест, устный опрос
Записи в тетради, повторение имен, дат, событий, понятий,
карта
(§9-16)
Л - осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи,
формирование целостного мировоззрения, уважение к культуре своего и других народов, освоение гуманис-тических традиций и цен-ностей общества.
М - умение делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения.
П - соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий
38
Итоговое повторение и обобщение по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века»
1
Повторительно - обобщающий
Материал курса «История России с древнейших времён до конца XVI века»
Текущий контроль
Повторение основных имен, дат, событий, понятий,
карта
(§1-28)
39
Итоговое повторение и обобщение по курсу
1
Контроля знаний
Материалы курса «История Средних веков».
Роль Средневековья в складывании основ современного мира
Контрольный
тест
Повторение §1-28
Л - осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи,
формирование целостного мировоззрения, уважение к культуре своего и других народов, освоение гуманис-тических традиций и ценностей общества.
М - умение делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения.
П - соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий
40
Россия и Мир в эпоху средневековья
1
Повтори-тельно - обобща-ющий
Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы.
Устный опрос
41-
42
Резерв
Учебно - методическое обеспечение
1. Алферова, И. В. История России. Древняя Русь (XII-XV вв.) : пособие для учителя истории. 6 класс / И. В. Алферова, В. Ф. Блохин. - М.: Курсив, 2010.
2. Биберина, А. В. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории Средних веков (V - конец XV в.). 6 класс / А. В. Биберина. - М. : Сфера, 2000.
3. Блохин, В. Ф. История России. Древняя Русь (VI-X1I вв.) : пособие для учителя истории. 6 класс / В. Ф. Блохин. -М. : Курсив, 2010.
4. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс.
5. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. Рабочая тетрадь 6 класс.
6. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. Поурочные разработки 6 класс.
7. История России в произведениях русских поэтов. 6-11 классы: дополнительные материалы к урокам / авт.-сост. Н. А. Стыденко. - Волгоград : Учитель, 2008.
8. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс : дидактический материал (контрольные задания, тесты, кроссворды) / авт.-сост. Н. Ю. Бухарева. - Волгоград : Учитель, 2009.
9. История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной. 6-9 классы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М. : Просвещение, 2011.
10. История. 5-10 классы : игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях / авт.-сост. Н. Н. Ярцева. - Волгоград : Учитель, 2009.
11. История. 5-9 классы. Опыт патриотического воспитания: уроки, внеклассные мероприятия / авт.-сост. Т. В. Типаева. - Волгоград: Учитель, 2008.
12. Кулагина, Г. А. Сто игр по истории /Г. А. Кулагина. - М. : Просвещение, 1983.
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение учебного предмета.
1. Мультимедийный проектор.
2. Компьютер.
3. Экран проекционный.
4. Комплект карт по истории России.
6. Интернет-ресурсы:
shpl.ru; history.ru; hist.msu.ru; lesson-history.narod.ru/ob1011.htm; his.1september.ru/index.php; predania.ru; bibliotekar.ru/muzeu.htm; auburn.edu/academic/liberal_arts/foreign/russian/artr/index.html; humanities.edu.ru/db/sect/44/6;sovr.ru; ostu.ru/personal/nikolaev/index/html; rusedu.ru/category_9.html