Конспект урока по темеНатиск с Запада

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Попова Инна Михайловна. Хабаровск

Конспект урока. История России. 6 класс.

Тема 4 «Русь между Востоком и Западом».


Тема урока №2 «Натиск с Запада».


Цель урока:

Познавательный аспект: Сформировать у обучающихся представление о русском национальном герое, истинно христианском правителе, благоверном князе Александре Невском. Показать полководческий талант Александра Невского. Создать условия для осмысления выбора Руси между Востоком и Западом.

Развивающий аспект: Способствовать развитию умений извлекать информацию, навыков работы в сотрудничестве, анализировать, сопоставлять, оценивать историческую ситуацию и аргументировать собственную позицию.

Воспитательный аспект: Продолжить развитие у обучающихся чувство патриотизма, гражданственности и уважения к своей Родине, ее историческим корням и национальным традициям. Раскрыть огромное историческое значение победы русского войска под предводительством Александра Невского в сражениях на реке Неве и Чудском озере.

Тип урока: комбинированный

Средства обучения: наглядные (мультимедиа презентация - Рower Point, презентация Interwrite Workspace - Приложение 1, Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия. История России с древнейших времён.- ООО «Кирилл и Мефодий», 2004г., Электронное приложение к учебнику «История» А.А.Данилова для 6 класса. - «Сфера», М., 2010г., карта «Борьба русского народа с иноземными захватчиками в начале XIII в.» и печатно-словесные (учебник, материал для чтения (отрывок «Повесть о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра».). Раздаточный материал - хронологическая лента времени.

Вид контроля: тематический.

Оборудование:

  • Интерактивная доска

  • ПК, проектор

Межпредметные связи: литература, география, ИЗО.

Внутрипредметные связи: темы «Феодальная раздробленность на Руси», «Монгольское нашествие на Русь».

Продолжительность: 45 мин.

Основные вопросы занятия:

  1. Личность А. Невского.

  2. Невская битва.

  3. Ледовое побоище.

Ход урока.

I. Мотивационная часть.

Сообщение темы, целей и проблемы урока. Вводное слово учителя. Представление эпиграфа (является стимулом): «Князю Невскому слава с дружиною, и многие лета и честь!»

Слайд 1-3 (презентация Рower Point к уроку) 2 мин.

II. Актуализация опорных знаний.

Задания для учащихся:

1. Нанесите на карту условные обозначения, показывающие вторжение захватчиков с востока на Русь в XIII в. Слайд 1 (презентация Interwrite Workspace к уроку) 2 мин.

2. Отметьте на ленте времени даты вторжения захватчиков. (работа в группах с раздаточным материалом, 1 учащийся выполняет задание на интерактивной доске) Слайд 2-3 (презентация Interwrite Workspace к уроку) 2 мин.

3. Ответьте на тестовые вопросы. Слайды 4-7 (презентация Interwrite Workspace к уроку) 2 мин.

4. Расставьте в хронологической последовательности события. Слайд 8 (презентация Interwrite Workspace к уроку) 2 мин.

III. Изучение нового материала.

1. Личность А.Невского.

Рассказ учителя. Слайд 2-3 (презентация Рower Point к уроку) . 3 мин.

- В конце XII - первой половине XIII в. Северо-Западной Руси пришлось столкнуться с опасностью с запада - с наступлением немецких рыцарей-крестоносцев, а также шведских и датских феодалов. Ареной борьбы была Прибалтика (покажите на карте). Возглавлял наши войска в двух ключевых сражениях князь Александр Ярославич. Биографическая справка

Князь Александр Ярославич родился 30 мая 1220 года в Переяславле - Залесском. Второй сын переяславского князя Ярослава Всеволодовича.
Отрочество и юность Александра Ярославича большей частью протекали в Новгороде, где княжил его отец.
В 1223 году (по другим сведениям - в 1225 году) Ярослав «учинил сыновьям княжеский постриг»- обряд посвящения в воины. Маленького княжича впервые сажали на боевого коня. В знак первого шага на пути возмужания ребенку отрезали прядь волос, что и дало название всему обряду.
В детстве Александр редко видел своего отца - тот постоянно находился в военных походах. В середине 30-х гг. отец начал брать его с собой в походы, где Александр постигал военную науку. В 1234 году состоялся первый поход Александра (под отцовским стягом) на ливонских немцев.
В 1236 году Ярослав уехал из Переяславля - Залесского княжить в Киев, оттуда в 1238г. - во Владимир. С этого же времени начинается самостоятельная деятельность Александра - он становится правителем Новгородской земли, выполняя поручения своего отца. На плечи юного князя легла громадная ответственность: оборона новгородских границ от воинственных соседей, намеревавшихся захватить северо-западные области Руси.

2. Невская битва.

- Работа с историческим источником - отрывок «Повесть о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра». Прием «чтение с остановками». 2 мин.

Вопросы к тексту:

  1. О каком «короле», по вашему, идёт речь? Какие цели он преследовал?

  2. На чью помощь надеялся князь Александр?

  3. Какие черты характера продемонстрировал князь? Слайд 4 (презентация Рower Point к уроку) 2 мин.

- Работа со схемой битвы и историческими картинами.

Задания для учащихся:

- Составьте рассказ по схеме Слайд 5 (презентация Рower Point к уроку) 3 мин.

- Какой момент битвы показан на картине? Слайд 6 (презентация Рower Point к уроку)1 мин.

- Прочитайте текст и дайте название данному слайду Слайд 7(презентация Рower Point к уроку) 2 мин.

3. Ледовое побоище.

  1. Вопрос о Ледовом побоище раскрывается в ходе демонстрации интерактивной карты с озвученным пояснением. (Электронное приложение к учебнику «История» А.А. Дани­лова для 6 класса. - «Сфера», М., 2010г.) 1 мин.

  2. Просмотр фрагмента фильма «А.Невский», режиссер Эйзенштейн С.М. и Павленко П.А., 1938г.. (Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия. История России с древ­нейших времён.- ООО «Кирилл и Мефодий», 2004г.) 2,5 мин.

3. Работа со схемой битвы и картинами битвы. Слайд 8-12 (презентация Рower Point к уроку) 3 мин.

IV. Обобщение и закрепление пройденного материала.

Задания для учащихся:

1. Проблемный вопрос: С какой из двух точек зрения вы согласны? Почему? Слайд 13 (презентация Рower Point к уроку) 3 мин.

  • Князю Александру не нужно было тратить силы своего войска на борьбу со шведскими и немецкими рыцарями, а лучше было отправиться на юг Руси на борьбу с монголами.

  • Русь спаслась союзом с Ордой, которой Запад боялся как огня.

2. Проблемный вопрос: Каков был цивилизационный выбор Руси? Слайд 9 (презентация Interwrite Workspace к уроку) 1 мин.

3. Нанесите на карту условные обозначения, доказывающие, что Русь в XIIIв. столкнулась с угрозой с Запада. Слайд 10 (презентация Interwrite Workspace к уроку) 2 мин.

4. Заполните таблицу «Завоеватели, вторгшиеся в пределы Руси в XIIIв.» Придумайте свой вопрос №4, запишите в таблицу, ответьте на него.

Приём «Концептуальная таблица», мозговой штурм Слайд 11 (презентация Interwrite Workspace к уроку) 5 мин. К вопросу№2 таблицы можно использовать Слайд 14 (презентация Рower Point к уроку).




Снаряжение и вооружение



Религия



Придумайте свой вопрос



Модельный ответ к заданию 4:


Чем же знаменит Александр Невский? 2 мин.

Модельный ответ к заданию 6:

1. Сохранил православную Русь.

2. Уберёг Русь от порабощения со стороны Запада.

3. Уберёг Русь от разграбления монголов.

V. Рефлексия.

Несколько лет ожесточенной борьбы за нерушимость новгородских и псковских рубежей принесли Александру Ярославичу бессмертную славу. Время не сохранило для нас ни одного прижизненного изображения Александра Невского. Неизвестно, был ли он высок ростом или низок, красив или уродлив. Слава Святого Александра Невского столь велика, что иконописцы и живописцы, ничего не зная о его настоящем облике, из века в века творят могучего воина с совершенными чертами лица.

Слайд 15-21 (презентация Рower Point к уроку) 2 мин.

VI. Домашнее задание - одно на выбор: Слайд 22-23 (презентация Рower Point к уроку) 2 мин.

  1. Составьте по 3 «Тонких вопроса» и 3 «Толстых вопроса» к §19.

  2. Придумайте рассказ от имени очевидца события - о Невской битве или о Ледовом по­боище.

Вспомните образец вопросов:


Что…?

Когда…?

Мог ли…?

Как звали…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

  • Дайте объяснение, почему…?

  • Объясните, почему…?

  • Почему вы думаете, что…?

  • Почему вы считаете, что…?

  • В чём различие…?

  • Предположите, что было бы, если…?

Учебно-методическая литература

Основная:

  1. Пчелов Е.В. История России с древнейших времен до конца XVIII в: Учебник для 6 классов. - М.: ООО "ТИД Русское слово", 2008.

Дополнительная:

  1. Захарова Е.Н. Методические разработки к изучению истории. - Гуманитарный издатель­ский центр ВЛАДОС. М., 2002г.

  2. Кацва Л.А. История России с древнейших времен до середины XIX в.: учебник для уча­щихся 7-8 кл. - М.: ООО "Фирма "Издательство АСТ", 2000г.

  3. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2007г.

  4. Отечественная история в схемах и таблицах: / В.В. Кириллов - М.: Эксмо, 2005г.

  5. Серов Б.Н., Лагно А.Р. Поурочные разработки по истории России с древнейших вре­мен до конца XIX в.: 10 класс. - М.: ВАКО, 2007г.

  6. Симонова Е.В. Методическое пособие к учебнику А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной Ис­тория государства и народов России. - «Дрофа», М., 2003г.

  7. Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия. История России с древнейших вре­мён.- ООО «Кирилл и Мефодий», 2004г.

  8. Электронное приложение к учебнику «История» А.А.Данилова для 6 класса. - «Сфера», М., 2010г.

Интернет ресурсы:

  • istorya.ru

  • schoolart.ru

  • lesson-history.narod.ru

  • pravoslavie.ru

  • sgu.ru/rus_hist/people

Раздаточный материал к уроку:

Нанесите на хронологическую ленту события нашествия на Русь монголо-татар.

Конспект урока по темеНатиск с Запада.

Документ. «Повесть о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра».

…король страны Римской из Полуночной земли подумал про себя: «Пойду и завоюю землю Александрову». И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, дви­нулся с огромной силой, пыхая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: «Если мо­жешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою». 1 ОСТАНОВКА

Алек­сандр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем и вошел в церковь Святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами…И, окончив молитву, он встал, по­клонился архиепископу. Архиепископ же был тогда Спиридон, он благословил его и отпус­тил. Князь же, выйдя из церкви, утер слезы и сказал, чтобы ободрить дружину свою: «Не в силе Бог, но в правде»... Сказав это, пошел на врагов с малою дружиною, не дожидаясь сво­его большого войска, но уповая на Святую Троицу. 2 ОСТАНОВКА

…Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил печать острого копья своего. 3 ОСТАНОВКА

Институт русской литературы (Пушкинского Дома) РАН


© 2010-2022