Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории для 7 класса составлена на основе: 1.Федерального государственного образовательного стандарта, (основного) общего образования; 2.Авторских программ под редакцией: -«История. Программа. 5-9 классы» общеобразовательных организаций Т.П. Андреевская, О.Н. Журавлёва, А.Н. Майков. - Москва: Издательский центр «Вентана-Граф», 2014 с.25-29; -«История России» 6-9 классы общеобразовательных организацийА.А. Данилов и Л.Г. Косулина.- М.: «Просвещение», 2014 с. 47-62;
Раздел История
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории для 7 класса составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта, (основного) общего образования;

  2. Авторских программ под редакцией:

  • «История. Программа. 5-9 классы» общеобразовательных организаций

Т.П. Андреевская, О.Н. Журавлёва, А.Н. Майков. - Москва: Издательский центр «Вентана-Граф», 2014 с.25-29;

  • «История России» 6-9 классы общеобразовательных организаций

А.А. Данилов и Л.Г. Косулина.- М.: «Просвещение», 2014 с. 47-62;

3. Атлас и контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс, М., Дрофа, ДИК, 2014.

Значение учебного предмета «История» в подготовке учащихся 7 класса к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: «кто я?», «Кто мы?», «Кто они?», «Что значит жить вместе в одном мире?», «Как связаны прошлое и современность?». Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этни- ческой, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение.
История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.
Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.

В соответствии с бинарным характером курса, выраженным в выделении отечественной истории, обучение реализуется на основе двух учебников:

Класс

Учебник

Автор

Издательство, год

7 класс

Всемирная история

В.В. Носков

Т.П. Андреевская

М.:

Вентана-Граф, 2013

7 класс

История России конец XVI - XVIII век

А.А. Данилов

Л.Г. Косулин

М.: Просвещение, 2013

Программа составлена исходя из следующих целей обучения истории в рамках федерального государственного образовательного стандарта (основного) общего образования основной школе: образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. А так же формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России, стран Европы и Америки и традиционных обществ в период новой истории. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

В соответствии с общепринятыми нормами рабочая программа по предмету история (7класс) направлена на реализацию ряда следующих задач:

  • сформировать представление об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ и изменениях, произошедших в мире с конца XV до начала ХХ века, о понятии Нового времени и его периодизации, о важнейших достижениях русской и мировой науки и художественной культуры и их влиянии на развитие личности человека;

  • оказать наиболее яркие личности мира и России и их роль в истории и культуре;

  • охарактеризовать зарождение и развитие капитализма, правовых государств, гражданского общества;

  • раскрыть на конкретном материале положение о преимуществе эволюционного пути развития общества перед революционным. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм;

  • создать условий для развития личности подростка в период его социального взросления, формирования познавательных интересов, критического мышления и определения собственной жизненной позиции;

  • воспитать у подростков патриотизма - уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданской ответственности;

овладение обучающимися, знаниями о важнейших событиях мировой и отечественной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности.

Общая характеристика учебного предмета.

Курс истории в 7 классе является частью концентрической системы исторического образования. Основные содержательные блоки хронологического периода реализуются в рамках двух отделов - «Всеобщая история» и «История России». Данная программа предполагается их последовательное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. А так же реализация представленной программы подразумевает широкое использование межпредметных связей. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Данная программа рассчитана на 70 учебных часов, из расчёта 2 учебных часа в неделю. Корректировка часов в 7 классе.

Обоснование изменений внесённых в программу

Класс

Объем учебного времени (федеральный компонент)

в часах

Разделы примерной программы

История России

Всеобщая история

VII

70

История России (XVI- начала XX века) - 40 часов

История нового времени (XVI- начала XX века) - 30 часов



Тематический план

ИСТОРИЯ

7 класс

(2 часа в неделю. Всего 70 часов)


№ п\п

Название раздела, темы

Всего часов

Кол-во часов

Требования к результатам обучения по темам

Форма контроля

теор

прак

Раздел I.

История Нового времени.

30

30

1.2

Великие географические открытия и их последствия.

5

5

Знать хронологию Нового времени. Определять причинно-следственные связи, знать основные открытия. Знать основные понятия.

Понятийный диктант, тестирование, выполнение проблемных заданий, составление схем, составление синквейнов, зачет.

1.3

Эпоха Возрождения

4

4

Знать основные положения Возрождения, рождения новой науки. Составлять сравнительную таблицу достижений культуры.

Понятийный диктант, тестирование, выполнение проблемных заданий, составление схем, составление синквейнов, зачет.

1.4

Реформация. Утверждение абсолютизма

6

6

Знать основные положения и понятия Реформации: реформация, революция, протестантизм. Выявлять различие и сходство в формах народных движений. Давать оценку историческим личностям. Уметь анализировать документы и делать выводы.

Понятийный диктант, тестирование, выполнение проблемных заданий, составление схем, составление синквейнов, зачет.

1.5

Первые буржуазные революции

3

3

Выделять причинно-следственные связи между различными сферами общественной жизни накануне революционных событий. Уметь проводить исторические параллели, выявлять общее и различное.

Понятийный диктант, тестирование, выполнение проблемных заданий, составление схем, составление синквейнов, зачет.

1.6

Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения

11

11

Знать основные понятия раздела, исторические формы промышленного производства и их признаки, уметь сравнивать исторические явления (революции в Нидерландах, Англии и Америке). Выявлять главные отличия между демократическими и авторитарными началами общественного устройства. Давать характеристик и оценку личности Наполеона, высказывать свое мнение на проблему роли личности в истории.

Понятийный диктант, тестирование, выполнение проблемных заданий, составление схем, составление синквейнов, зачет.

1.7

Итоговое обобщение по Истории Нового времени

1

1

Знать основное содержание курса

Контрольный опрос

Раздел II.

История России в XVI -XVIII вв.

40

40

2.1

Российское государство в ХVI веке.

4

4

Уметь работать с исторической картой, определять причины смуты, сравнивать социально-экономическое развитие Руси до и во время Смуты, делать выводы о том, почему в России не реализовалась западная модель государственного устройства

Понятийный диктант, тестирование, выполнение проблемных заданий, составление схем, составление синквейнов, зачет.

2.2

Россия в первой половине XVII в.

3

3

Устанавливать межкурсовые связи с историей Нового времени, сравнивать экономическое положение России с периодом смуты и странами Европы. Объяснять объективные причины отставания России. Знать этапы закрепощения крестьян, иметь представления о структуре управления. Объяснять причины конфликта церкви и государства.

Понятийный диктант, тестирование, выполнение проблемных заданий, составление схем, составление синквейнов, зачет.

2.3

Россия во второй половине XVII в.

4

4

Уметь выделять причины выступлений «Бунташного века». Знать основные направления внешней политики, определять причины воин. Составлять устный рассказ о вхождении Украины в состав России

Понятийный диктант, тестирование, выполнение проблемных заданий, составление схем, составление синквейнов, зачет.

2.4

Русская культура XVII в.

3

3

Выделять особенности развития отечественной культуры, составлять сообщения.

Тестирование, составление синквейнов, зачет.

2.5

Преобразования Петра Великого (конец XVII -первая четверть ХVIII вв.)

11

11

Давать характеристику состояния России накануне решающих перемен. Знать хронологию Северной войны, объяснять причины войны и ее необходимость. Характеризовать экономическое состояние России при Петре I. Знать причины восстаний, участников, их требования

Понятийный диктант, тестирование, выполнение проблемных заданий, составление схем, составление синквейнов, зачет.

2.6

Эпоха дворцовых переворотов (вторая четверть - середина XVIII в.)

4

4

Знать причины дворцовых переворотов, хронику событий и действующих лиц, особенности внутренней политики российских императоров после Петра, главные направления внешней политики.

Понятийный диктант, тестирование, выполнение проблемных заданий, составление схем, составление синквейнов, зачет.

2.7

Россия во второй половине XVIII в.

9

9

Анализ политики Екатерины (выделение целей, подведение итогов). Объяснять причины, итоги, различные оценки крестьянских восстаний. Определять основные черты экономического развития (тенденции и противоречия), направление внешней политики. Показывать противоречивый характер политики Павла I.

Понятийный диктант, тестирование, выполнение проблемных заданий, составление схем, составление синквейнов, зачет.

2.8

Итоговое тестирование

1

1

Знать основные понятия курса, хронологические рамки основных событий

Тест

2.9

Итоговое повторение

1

1

Знать основное содержание курса

Контрольный опрос

Всего

70

70


Содержание курса

ИСТОРИЯ

7 класс

Раздел I. История нового времени (30ч.)

Тема 1. Великие географические открытия и их последствия (5ч.)

Путешествия В. да Гамы, Х. Колумба, Ф. Магеллана. Открытие европейцами Америки, торговых путей в Азию. Захват и освоение европейцами Нового Совета. Порабощение населения завоеванных территорий. Э. Кортес. Ф. Писарро. Начало создания колониальных империй. Пиратство. Ф. Дрейк.

Тема 2. Эпоха Возрождения (4ч.)

Духовные искания эпохи Возрождения. Гуманизм. Данте Алигьери. Э. Роттердамский. Ф. Рабле. Т. Мор. В. Шекспир. Искусство Ренессанса. Переворот во взглядах на природу. Н. Коперник. Дж. Бруно. Г. Галилей. Р. Декарт. Начало процесса модернизации в Европе в XVI-XVII вв. Зарождение капиталистических отношений. Буржуазия и наемные рабочие. Совершенствование техники. Возникновение мануфактур, развитие товарного производства. Торговые компании.

Тема 3. Реформация. Утверждение абсолютизма (6ч.)

Причины Реформации. Протестантизм. М. Лютер. Ж. Кальвин. Распространение идей Реформации в Европе. Контрреформация. И. Лойола. Религиозные войны. Европейские государства в XVI-XVII вв. Утверждение абсолютизма. Укрепление королевской власти в Англии и Франции. Генрих VIII. Елизавета I. Кардинал Ришелье. Людовик XIV. Испанская империя при Карле V. Тридцатилетняя война и Вестфальская система.

Тема 4. Первые буржуазные революции (3ч.)

Нидерланды под властью Испании. Революционно-освободительная борьба в провинциях Нидерландов. Создание Голландской республики. Английская революция середины XVII в. Король и парламент. Гражданская война. Провозглашение республики. О. Кромвель. Реставрация монархии. «Славная революция».

Тема 5. Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения (11ч.)

Эпоха Просвещения. Развитие естественных наук. И. Ньютон. Английское Просвещение. Д. Локк Французское Просвещение. Вольтер. Ш. Монтескье. Ж.Ж. Руссо. Д. Дидро. Художественная культура XVII-XVIII вв.: барокко, классицизм, сентиментализм. Просвещенный абсолютизм в Центральной Европе. Австрия и Пруссия в XVIII в. Фридрих II. Семилетняя война. Английские колонии в Америке. Война за независимость и образование США. Т. Джефферсон. Б. Франклин. Дж. Вашингтон. Конституция 1787 г. Кризис абсолютизма во Франции. Великая французская революция. Начало революции. Революционные политические группировки. «Гора» и «жиронда». Ж. Дантон. М. Робеспьер. Ж.П. Марат. Свержение монархии. Революционный террор. Якобинская диктатура. Термидорианский переворот. Директория. Революционные войны. Наполеон Бонапарт. Итоги и значение Великой французской революции, ее влияние на страны Европы. Ослабление Османской империи. Держава Великих Моголов в Индии и ее распад. Начало европейского завоевания Индии. Покорение Китая маньчжурами. Империя Цин. Образование централизованного государства в Японии. И. Токугава.

Итоговое обобщение (1час)


Раздел II. История России в XVI -XVIII вв. (40ч.)

Тема 1. Россия на рубеже ХVI - ХVII вв. (4ч.)

Смутное время. Царь Федор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Б.Годунов. Установление крепостного права. Династические, социальные и международные причины Смуты. Самозванство. В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К.Минин. Д.Пожарский.

Тема 2. Россия в первой половине XVII в. (3ч.)

Ликвидация последствий Смуты. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики страны. Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война. Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. Освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого Поля. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам. Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры.

Тема 3. Россия во второй половине XVII в. (4ч.)

Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649 г. Центральное и местное управление. Приказная система. Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум. Социальные движения второй половины XVII в. Медный бунт. Восстание С.Разина. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в. Запорожская сечь. Освободительная война 1648-1654 гг. под руководством Б. Хмельницкого. Переяславская Рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. Завершение присоединения Сибири.

Тема 4. Русская культура XVII в. (3ч.)

Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Русские землепроходцы. Последние летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. Симон Ушаков. Парсуна.

Тема 5. Преобразования Петра Великого

(конец XVII - первая четверть XVIII в.) (11ч.)

Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи.

Воцарение Петра I. Азовские походы. Создание флота и регулярной армии. Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство. Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Восстание К.Булавина. Провозглашение России империей. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследии. Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. В. Растрелли. Европеизация быта и нравов. Роль петровских преобразований в истории страны.

Тема 6. Эпоха дворцовых переворотов

(вторая четверть - середина XVIII в.) (4ч.)

Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни. Фаворитизм. Бироновщина. Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права. Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель.

Тема 7. Россия во второй половине XVIII в. (9ч.)

Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам. Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Социальные движения второй половины XVIII в. Е. Пугачев. Критика самодержавия и крепостничества. А.Радищев. Павел I. Попытки укрепления режима. Указ о наследовании престола. Манифест о трехдневной барщине. Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Новороссии. Разделы Польши и вхождение в состав России Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии. Россия и Великая французская революция. Русское военное искусство. П. Румянцев. А. Суворов. Ф. Ушаков.

Итоговое тестирование (1ч.)

Итоговое обобщение (1ч.)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПО ИСТОРИИ

для 7 класса


урока

Дата урока

Тема

Примечания

Раздел I. История Нового времени

Тема 1. Великие географические открытия и их последствия.

1

Введение. Канун Нового времени

2

Великие географические открытия

3

Захват и освоение европейцами Нового Света.

4

Порабощение населения завоеванных территорий.

5

Начало создания колониальных империй

Тема 2. Эпоха Возрождения

6

Духовные искания эпохи Возрождения


7

Новая наука


8

Искусство Ренессанса.


9

Начало процесса модернизации в Европе


Тема 3. Реформация. Утверждение абсолютизма

10

Причины Реформации. Протестантизм.


11

Распространение идей Реформации в Европе.


12

Контрреформация


13

Европейские государства в XVI- XVII вв.


14

Утверждение абсолютизма.


15

Зачет по теме «Эпоха Возрождения. Реформация».


Тема 4. Первые буржуазные революции

16

Нидерланды под властью Испании.


17

Английская революция.


18

«Славная революция»


Тема 5. Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения

19

Эпоха Просвещения


20

Английское Просвещение. Французское Просвещение.


21

Просвещенный абсолютизм в Центральной Европе


22

Английские колонии в Америке


23

Война за независимость и образование США


24

Кризис абсолютизма во Франции


25

Великая Французская революция.


26

Революционные войны. Наполеон Бонапарт


27

Итоги и значение Великой французской революции


28

Ослабление Османской империи


29

Тест по теме «Мир в Новое время»


30

Итоговое обобщение по Истории Нового времени


Раздел II. История России в XVI -XVIII вв.

Тема 1. Россия на рубеже ХVI - ХVII вв.

31

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова.


32

Смута.


33

Окончание Смутного времени.


34

Тест по теме «Россия на рубеже ХVI - ХVII вв.»


Тема 2. Россия в первой половине XVII в.

35

Новые явления в экономике.


36

Основные сословия российского общества.


37

Политическое развитие страны.


Тема 3. Россия во второй половине XVII в.

38

Власть и церковь. Церковный раскол.


39

Народные движения.


40

Внешняя политика


41

Внешняя политика


Тема 4. Русская культура XVII в.

42

Образование и культура в ХVII в.


43

Сословный быт. Обычаи и нравы.


44

Родной край в ХVII веке.


Тема 5. Преобразования Петра Великого конец XVII -первая четверть ХVIII в.

45

Предпосылки петровских преобразований.


46

Петр I. Россия на рубеже веков.


47

Северная война.


48

Реформы Петра I


49

Реформы Петра I


50

Экономика России в I четверти ХVIII в.


51

Экономика России в I четверти ХVIII в.


52

Народные движения в I четверти ХVIII в.


53

Изменения в культуре и быте в I четверти ХVIII в.


54

Изменения в культуре и быте в I четверти ХVIII в.


55

Тест по теме «Преобразования Петра Великого конец XVII -первая четверть ХVIII в.»


Тема 6. Эпоха дворцовых переворотов.

56

Дворцовые перевороты.


57

Дворцовые перевороты.


58

Внутренняя политика в 1725-1762 годах.


59

Внешняя политика России в 1725-1762 гг.


Тема 7. Россия во второй половине XVIII в.

60

Внутренняя политика Екатерины II.


61

Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева.


62

Экономическое развитие России во II половине ХVIII века.


63

Внешняя политика Екатерины II.


64

Внешняя политика Екатерины II.


65

Россия при Павле I.


66

Русская культура второй половины XVIII в


67

Наука и образование.


68

Художественная культура.


69

Итоговое тестирование по курсу история


70

Итоговое повторение



© 2010-2022