- Преподавателю
- История
- Групповая работа с использованием ИКТ на уроках истории в 5 классе Индийские касты
Групповая работа с использованием ИКТ на уроках истории в 5 классе Индийские касты
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Зедаин А.П. |
Дата | 18.01.2017 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок истории по теме "Индийские касты". 5-й класс
Цель: Познакомиться с понятием и особенностями "индийских каст", обобщить и закрепить знания учащихся по теме "Древняя Индия".
Задачи:
Образовательные:
-
обобщить и закрепить знания учащихся по теме "Древняя Индия";
-
продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, документа; самостоятельно строить рассказ на основе источников знаний;
-
формировать умения работать в коллективе.
Развивающие:
-
формировать потребность в самообразовании и повышении культурного уровня;
-
способствовать развитию навыков заполнения таблиц; логического мышления; способностей к обобщению, систематизации полученных знаний;
-
способствовать развитию познавательного интереса; коммуникативных умений и навыков учащихся; личностных качеств учащихся в деятельности, отвечающей их индивидуальной потребности.
Воспитательные:
-
воспитывать устойчивый интерес к изучению истории.
-
воспитывать толерантное отношение в классном коллективе.
Здоровьесберегающие:
-
проводить профилактику умственного перенапряжения путем смены видов деятельности;
-
снимать психологическое напряжение в коллективе.
Вид урока: урок-практикум.
Тип урока: урок применения знаний на практике с целью их углубления и расширения.
ЗУН: Учащиеся самостоятельно работают с дополнительными материалами, расширяя, углубляя и систематизируя свои знания по теме "Индийские касты".
Оборудование:
-
Карта "Древний Восток. Индия и Китай"
-
Учебник: Вигасин А.В. История Древнего мира, Михайловский
-
Рабочие листы
-
компютер
-
Презентация "Индийские касты" (Приложение 2).
Учебно-методическая литература:
-
А.А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая, История Древнего мира, М.: Просвещение, 2013;
-
Рабочая тетрадь по истории Древнего мира, 5 класс, Г. И. Годер, М.: Просвещение, 2013
План урока:
-
Организационный момент (1-2 мин).
-
Актуализация знаний учащихся по теме (7-10 мин).
-
Постановка проблемы (1-2 мин).
-
Изучение новой темы (15-20 мин).
-
Практическая работа (5 мин).
-
Закрепление и обобщение нового материала (3-5 мин).
-
Домашнее задание (1-2 мин).
-
Рефлексия (1-2 мин).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся по теме "Природа и люди Древней Индии".
III. Постановка проблемы.
Мы познакомились с природными условиями Индии, с ее географическим положением, с занятиями ее жителей и их религиозными верованиями. По преданию, главный бог Брахма создал касты из своих частей тела. Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырех каст.
Учитель. Выясним, что такое касты? На стр. 100 учебника прочитайте определение. Запишите его в тетрадь.
IV. Изучение новой темы.
План.
-
Миф о происхождении каст.
-
Характеристика каст. Работа по рабочим листам.
-
Индийские цифры и шахматы (рассказ учеников).
На доске: тема урока, новые слова: касты, отшельник, брахман, шудра, буддизм.
V. Практическая работа.
1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника
Задание 1: прочитать п.1 1 абзац до слов "Индийцы считали" на стр. 100
Беседа по прочитанному (слайд "Группы людей в Древней Индии").
- Дайте определение понятию "касты" или что называется кастой?
(Касты - это группа людей, которая обладает определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству.)
- Какие касты существовали у древних индийцев?
- Откуда появились эти касты?
(По легенде - из частей тела бога Брахмы.)
Из каких частей тела бога Брахмы были созданы эти касты?
Слайд 4: Жрецы-брахманы - из его рта, воины - из его рук, земледельцы - из его бедер, слуги - из запыленных ступней его ног.
-Может ли человек, принадлежавший к одной касте, со временем перейти в другую касту?
Для этого выполните следующее задание. Прочитайте пункт 1 до конца)
(Нет, не мог. Предание гласило, что человек, от рождения находящийся в одной касте в другую перейти не может. Ведь корова не может родить свинью…)
Задание 4. Используя законы Ману выяснить положение различных категорий населения. Выступление групп с сообщениями "
VI. Закрепление и обобщение нового материала.
Возникновение неравенства среди индейцев было закреплено религией. Объясните происхождение каст в Индии? Считаете ли вы справедливым разделение людей на касты? Мог ли человек перейти из одной касты в другую?
(Религия Индии закрепила социальное неравенство в обществе. Конечно, это было несправедливо. Перейти из одной касты в другую было невозможно.)
Слайд 10: Словарная работа.
Слайд 11: Вставьте пропущенные буквы.
- По верованиям индийцев, бог, создавший людей из разных частей своего тела:
Б _ _ _ _а.
Один из периодов в жизни брахмана:
У _ _ _ _ е.
- Река, на берегах которой возникли древнейшие в Индии города :
И _ д.
- Труднопроходимые леса в Индии :
Д _ _ _ _ _ и
- Группы людей с определенными правами и обязанностями в Древней Индии:
К _ _ _а
VII. Домашнее задание. § 21 стр 100 - 105