• Преподавателю
  • История
  • Конспект урока по истории Отечества в 8 классе Северная война. Установление абсолютизма. Табель о рангах

Конспект урока по истории Отечества в 8 классе Северная война. Установление абсолютизма. Табель о рангах

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по истории Отечества в 8 классе Северная война. Установление абсолютизма. Табель о рангахКонспект урока по истории Отечества в 8 классе Северная война. Установление абсолютизма. Табель о рангахКонспект урока по истории Отечества в 8 классе Северная война. Установление абсолютизма. Табель о рангахКонспект урока по истории Отечества в 8 классе Северная война. Установление абсолютизма. Табель о рангахКонспект урока по истории Отечества в 8 классе Северная война. Установление абсолютизма. Табель о рангахКонспект урока по истории Отечества в 8 классе Северная война. Установление абсолютизма. Табель о рангахКонспект урока по истории Отечества в 8 классе Северная война. Установление абсолютизма. Табель о рангах


Тема урока

«История Отечества.

8 класс»



Подготовила :

Горилко С.А.

учитель истории




История Отечества. 8 класс.

Тема. «Северная война. Установление абсолютизма. Табель о рангах».

Цель урока: развитие исторического мышления у учащихся, усовершенствование умения работать с историческими источниками, прививать любовь к истории.

Оборудование: учебник, карта, картина Жан Марка Натье. Петр I.


ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Эпиграф: …Есть и из нашего народа добрые мастера… Петр I.

Перед Вами памятник Петру I скульптура Э.М. Фальконе. (1766-1782 г.г. Санкт - Петербург). Памятник был заказан скульптору русским правительством с целью прославления самодержавия, утверждение его благодетельности для страны. Фальконе писал: «Монумент мой будет прост. …Я ограничусь только статуей этого героя, которого я трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем, и другим. Гораздо выше личность созидатель, законодателя, благодетеля своей страны, и вот ее - то и надо показать людям».

В бронзе и камне воплощена история России XVIII века, она сделала «Медного всадника» символом России и русского народа и приобрела ему любовь многих поколений.

Вслушайтесь в эти строки:

…Но если б Петр воскрес опять в России ныне. Он краше б монумент воздвиг Екатерине. Петр внутренних врагов и внешних победил. Объял владычеством и море он и сушу. Прославя Россиян богатством наградил. Петр дал нам бытие, Екатерина душу.

В последней строке - главная мысль автора. На постаменте на памятнике по указанию императрицы будет сделана леколичная, но многозначительная надпись: «Петру Первому - Екатерина Вторая».

  1. Изучение нового материала.

Задача нашего урока оценить роль Петра I в истории России, увидать положительные и отрицательные моменты в развитии государственности.

ПЛАН

  1. Причины войны.

  2. Повод. Характер и участники войны.

  3. Этапы и ход войны. Ее итоги.

  4. Установление абсолютизма. Основные хронологические даты:

*1700-1721 гг. - Северная война со Швецией.

*1703 г. - основание Петербурга.

*22 октября 1721 г. - провозглашение России империей. (Петр Великий).

Борьба со Швецией за выход к Балтийскому морю

Достижение перемирия с Османской империей на 30 лет

Причины войны

ПОВОД - 19.08.1700 г. Россия объявила войну Швеции под предлогом отмщения за обиду, оказанную царю Петру в Риге шведским королем Карлом Х I I.

Участники войны

Северный союз 1699 г.

Швеция

Карл XII планировал поодиночке разбить противников с помощью ряда быстрых десантных операций

Россия - выход к Балтике

Дания ослабление Швеции

Саксония



Речь Посполитая (король Август стремился отобрать и Швеции Лифляндию. Обещал вернуть России Ингермнландию и Карелию.









Ход войны

08.08.1700 г. - из войны вышла Дания после бомбардировки Копенгагена.

30. 11. 1700 г. - под Нарвой 8500 шведских солдат атаковали и разбили 35-тыс. русской армии.

1702 г. - Россия захватила Нотебург (Шлиссельбург).

1703 г. - кр. в устье Невы.

16. 05.1703 г. - начало строительства Санкт-Петербурга, а на о. Котлин базы русского флота - Кроншлот (Кронштадт).

1704 г. - взяты Нарва, Деркт - Россия закрепилась в Восточной Прибалтике (Петр I предложил заключить мир, но получил отказ).

1706 г. - новый поход Карла ХII на Россию, захватил Минск и Могилёв.

28. 09. 1708 г. - у дер Лесной шведский корпус, шедший на соединение с армией Карла ХII из Лифляндии, был разбит русской армией под ком. Меньшикова.

27. 06.1709 г. - в Полтавской битве армия Карла ХII была на голову разгромлена, шведский король бежал в Турцию.

1710г. - вступление в войну с Россией Турции (1711г. - поражение в Прутском походе России, который вернул Азов, разрушила Таганрог, но заключила перемирие с турками).

1713г. - шведы потерпели поражение в Померании и лишила всех владений в континентальной Европе.

1714г. - 1-я победа Балтийского флота России в Гангутском сражении со шведами.

1718г. - внезапная гибель Карла ХII и прерванные переговоры России и Швеции.

1720г. - разорительные десанты русских на шведское побережье и возобновление переговоров (королева Ульрика Элеонора).

30. 08. 1721. - между Россией и Швецией заключен Ништадский мир.

Итоги войны:

  1. Россия получила выход к Балтийскому морю.

  2. Россия присоединила территорию Истории, часть Карелии, Эстомендию и Лифляндию.

  3. Россия стала великой европейской державой, в основании чего 22 октября 1721 года Петр I по прошению сенаторов принял титул отца Отечества Императора Всероссийского Петра Великого.

Реформы:

  • Создание сильного флота и армии.

  • Создание промышленности ( металлургии, текстильного производства, шелкопрядения, изготовление стекла и фарфора).

  • Создание органов государственного управления.

  • Сенат.

  • Коллегии (11).

  • Губернии.

  • «Табель о рангах» - 14 рангов.

Достичь каждого последующего можно было только после прохождения всех предыдущих, что открывало путь наверх людям способным и предприимчивым.

Синод - коллегиальный орган управления церковью.


  1. Итоги урока

Главная особенность петровских преобразований состоит в том, что они затронули все слои общества - от знатного боярина до беднейшего крестьянина. Их проведение - важный рубеж в истории России, разделивший её на допетровскую и послепетровскую эпохи.

  1. Закрепление материала

  • По вашему мнению, из каких соображений Петр I отправился с Великим посольством под чужим именем? Почему впечатления от поездки за границу усилили в нем стремление осуществить в России преобразования?

  • Почему политика Петра I считается реформаторской?


  1. Домашнее задание

§24 прочитать, выучить хронологию, описать портрет Н. М. Никитина «Петр I» , составить исторический портрет императора Петра Великого.

© 2010-2022