- Преподавателю
- История
- Открытый интегрированный урок по истории и ОБЖ 5-6 классы
Открытый интегрированный урок по истории и ОБЖ 5-6 классы
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Скоморохова С.В. |
Дата | 09.11.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока
Автор: учитель истории МБОУ Ореховской СОШ Первомайского района Томской области: Скоморохова Светлана Валерьевна
Учебный предмет: ОБЖ, история
Класс: 5-6 класс.
Автор УМК (программы учебного курса): 5 кл. - М.П. Фролов, В. П. Шолох и др.; 6 кл. - А. Т. Смирнов, М.П. Фролов и др. «Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс»; 5 кл.- В. И. Уколова « История Древнего мира»; 6 кл.-В. И. Уколова «История Средних веков»
Тема урока:«Ориентирование во времени и на местности».
Оборудование: лента времени на доске, приложения, презентация, иголки, пенопласт, тарелка с водой, макеты «Муравейник», «Определение сторон горизонта по солнцу»
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
-
Предметные - познакомить учащихся с различными способами ориентирования во времени и определение времени и сторон горизонта по местным признакам, в пространстве, датировать события в истории.
-
Метапредметные:
-Познавательная - сформировать у учащихся представление об определении исторического времени, убеждение в том, что для обеспечения безопасного пребывания в природных условиях необходимо свободно ориентироваться на местности.
-Регулятивная - обучающиеся смогут принимать решения в проблемной ситуации, оценивать свою деятельность на уроке
- Коммуникативная - обучающиеся смогут излагать свое мнение, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, работая в группах
-
Личностные - обучающиеся смогут высказать свое мнение о способах определения исторического времени, чувства ответственности за свои действия в автономном существовании.
Сейчас я вам прочитаю отрывок из одной очень известной сказки.
Налево пойдешь - коня потеряешь. Направо пойдешь - себя потеряешь, прямо пойдешь - богатым будешь.
- Ребята, а мы с вами можем так ориентироваться?
Конечно нет. Почему? А как мы можем ориентироваться на местности и во времени?
Слайд 1-2
Значит что мы сегодня будем изучать? (тема урока) А что бы рассмотреть данную тему, перед вами есть проблема, которую предстоит решить на уроке
Слайд 3 Проблема: ориентирование на местности и во времени - это одно и тоже или разные понятия ?
Учащиеся высказывают предположения.
По компасу, луне, солнцу. А во времени по календарю, годам, дням, числам.
Учащиеся дают ответ и пытаются сформулировать тему урока.
Личностные: формирование интереса к познанию.
Познавательные: умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации, ее анализ.
Коммуникативные: умение принимать участие в коллективном обсуждении.
Регулятивные: способность осуществлять свою деятельность во взаимодействии с одноклассниками.
Предметные: сравнивать разные способы определения времени и сторон горизонта по местным признакам, в пространстве, умения датировать события и процессы в истории, сравнивать факты, формулировать выводы.
2.Информационный блок
3 мин. Учитель истории: Какое сегодня число. Откуда мы знаем дату сегодняшнего дня? (из календаря)
-
Кто создал календарь?
2. В древности существовали различные способы определять время. Солнечные часы помогали ориентироваться по тени, которую отбрасывало Солнце, перемещаясь в течение дня по небосводу. Они включали в себя шест (гномон), отбрасывающий тень, и циферблат с отметками, по которому двигалась тень. Сам принцип действия часов подразумевает их полную зависимость от Солнца, так что ночью или в пасмурную погоду этими часами было пользоваться невозможно. У разных народов древности, таких как Египет, Рим, Китай, Греция, Индия существовали свои разновидности солнечных часов, которые различались по конструкции.
Слайд 4
4 мин. Учитель ОБЖ: ребята, а как можно определить время по солнцу?
Ориентирование по Солнцу.
Места восхода и захода Солнца по временам года различны: зимой Солнце восходит на юго-востоке, а заходит на юго-западе; летом Солнце восходит на северо-востоке, а заходит на северо-западе; весной и осенью Солнце восходит на востоке, а заходит на западе. В полдень Солнце всегда находится в направлении юга. Самая короткая тень от местных предметов бывает в 13 часов, и направление тени от вертикально расположенных местных предметов в это время будет указывать на север. Если солнце скрыто облаками, поставьте нож на ноготь пальца - хотя бы небольшая, но тень появится и станет ясно, где солнце.
Использование макета «Определение сторон горизонта по солнцу»
8 м. Учитель истории:
В древности, когда люди еще не знали сторон горизонта, они ориентировались относительно знакомых предметов, оставляли зарубки на деревьях, присматривались к предметам, запоминая обратную дорогу.
Кроме умения ориентироваться в пространстве важно ориентироваться во времени, т.е. уметь определять временные рамки, знать в каком времени находишься (году, веке), когда происходили, события разных эпох. Есть такая наука как ХРОНОЛОГИЯ . Давайте вспомним, что такое хронология? Слайд 5 Отключить проектор.
А как отсчитывают время? Только месяцами и годами?
Узнаем, как вы ориентируетесь во времени:
Задание 1-й группе:
В какой последовательности нужно расположить следующие единицы времени - день, век, месяц, сутки, неделя, год - начиная с самой маленькой?
Задание 2-й группе:
Подумайте и соедините стрелками единицы времени:
Сутки 1000 лет
Год 100 лет
Век 24 часа
Тысячелетие 7 дней Неделя 12 месяцев
Задание 3-й группе:
Установите век по указанным годам:
1237 год - 796 год - 1380 год -
1999 год - 865 год - 1798 год -
Самопроверка - сравнивают правильные ответы и оценивают себя, затем каждая группа анализирует свои ответы. Что получилось, что нет, почему?
Изобретение компаса
В древности люди ориентировались не только по солнцу, звездам, луне, а так же и по компасу. Компас появился в древности. Кто изобрёл компас?
Учитель демонстрирует магнитный железняк - на партах у учащихся тоже имеется магнитный железняк и магнит.
Возьмите кусочек камня, лежащего на партах и магнит, и поднесите друг к другу. Что происходит?
Прототип компаса - кусочек магнитной руды, который люди придумали использовать для поиска направлений - появился задолго до Рождества Христова.
УС
10 мин. Учитель ОБЖ:
Умение ориентироваться - одно из самых важных качеств человека, оно обеспечивает безопасность и сохранение жизни и здоровья людей.
Уметь ориентироваться должен каждый человек. При этом важно не просто ориентироваться относительно предметов и объектов, это не всегда надежно - знакомое дерево сломалось, дом могли снести и т. д. Необходимо уметь ориентироваться по сторонам горизонта.
Ориентирование на местности - это определение своего местоположения относительно сторон горизонта и выделяющихся местных предметов (ориентиров) и точное выдерживание указанного или выбранного направления движения. В боевой обстановке ориентирование на местности включает также определение своего местоположения относительно своих войск и войск противника. Умение быстро и точно ориентироваться на местности способствует успешному выполнению боевых задач на незнакомой местности, в лесу и в условиях ограниченной видимости.
Ребята предположите какими способами можно определить стороны горизонта?
В зависимости от характера местности, времени суток и видимости, стороны горизонта определяются по компасу, по положению Солнца, по Солнцу и часам, по Полярной звезде, по признакам местных предметов в другими способами.
Определения сторон горизонта по компасу
Для определения сторон горизонта по компасу надо установить компас в горизонтальное положение и растормозить стрелку. Поворачивая компас, добиться, чтобы северный конец магнитной стрелки оказался против нулевого деления лимба. В ориентированном положении компаса направление стрелки на нулевое деление лимба будет направлением на север. После совмещая через прорезь и мушку замечают местный предмет (ориентир), который затем используется для указания на север. Зная направление на север, легко определить другие стороны горизонта.
Инструктаж по технике безопасности при сборки самодельного компаса
А сейчас встаньте и просмотрите компасы других групп и выясните, у всех ли всё получилось. Что не получилось, почему?
Включить проектор Слайд 6
2 м. Учитель истории: Зная стороны горизонта, определите местоположение пирамид (Слайд)
3 м. Учитель ОБЖ: использование макета «муравейник»
А по каким местным признакам можно определить стороны горизонта? Как вы определите где южная и северная стороны по муравейнику?
1. Разные народы в разное время создали и пользовались тремя видами календарей: солнечным, лунным и солнечно-лунным. Наиболее распространен солнечный календарь, в основу которого положено движение Солнца, позволяющее согласовать сутки и год. В настоящее время жители большинства стран пользуются именно этим типом календаря. Одними из первых создателей календарей были жители Древнего Шумера 3 тыс. до н.э. (находился на территории Ирака). Они пользовались лунным календарем, основанным на наблюдении за движением Луны. С его помощью можно согласовать сутки и лунный месяц. В древнешумерском году было 354 дня, и состоял он из 12 месяцев по 29 и 30 суток. Позднее, когда вавилонские жрецы-астрономы определили, что год состоит из 365,6 суток, прежний календарь переработали, он стал лунно-солнечным.
Учащиеся высказывают предположения.
Использование макета «Определение сторон горизонта по солнцу»
Наука устанавливающая какие-либо исторические события в определенной последовательности во времени.
Месяцами, годами, днями, веками, сутками, неделями.
День-сутки-неделя-месяц-год-век
(1-ошибка-оценка 4, 2-3 -ошибки- оценка 3, более 3 ошибок оценка-2)
Год-12, век-100,
тысячелетие-1000, сутки-24 ч., неделя- 7 дней
(1-ошибка-оценка 4, 2-3-ошибки- оценка 3, более 3 ошибок
оценка-2)
13-8-14
20-9-18
(1-ошибка-оценка 4, 2-3-ошибки- оценка 3, более 3 ошибок
оценка-2)
Компас изобрели древние китайцы. По некоторым данным, доисторические компасы появились за три тысячелетия до нашей эры, по другим - не ранее 2-го века до н.э.
Магнитятся друг к другу
Учащиеся называют способы определения сторон горизонта
Карточки «Правила работы с компасом» (приложение)
Учащиеся определяют стороны горизонта по компасу
Учащиеся при помощи алгоритма сборки собирают самодельный компас (приложение)
Определяют местоположение пирамид
Учащиеся высказывают предположения, а затем выходят к макету и определяют стороны горизонта.
В большинстве муравейники расположены с южной стороны какого-либо дерева, пня, кустарника, так как муравьи - теплолюбивые насекомые. Южная сторона муравейника обычно отлогая, северная - значительно круче.
3. Аналитический блок
3 мин. Учитель истории: Организуют работу по применению полученной информации: решение задач на правильное размещение событий на ленте, вычисление срока, прошедшего с того или иного события, определения, какое событие произошло раньше и на сколько. (карточки «лента времени»)
Слайд 7
А теперь вернёмся к проблеме, поставленной в начале урока
Проблема: ориентирование на местности и во времени - это одно и тоже или разные понятия?
5 мин. А теперь давайте решим хронологические задачи и определим стороны горизонта на плоскости. (приложение)
Слайд 8
1.Решение хронологических задач. Выберите одну из задач и решите. Даётся время на решение в группах.
-
Какой год был раньше и насколько был раньше: 44 г. до н.э. или 33 г. н.э.?
-
Какое событие было раньше и насколько: Куликовская битва (1380 г.) или основание Санкт-Петербурга (1703 г.)?
Из каждой группы выходят по одному учащемуся к доске, и на ленте времени показывают решение.
2.Определение сторон горизонта на плоскости.
Даётся 2 м. на определение сторон горизонта.
Слайд 9 Затем показывают, как определили стороны горизонта на плоскости на интерактивной доске.
Ориентирование на местности это умение определять стороны горизонта, свое местоположение на месте, а ориентирование во времени это уметь определять временные рамки, знать в каком времени находишься (году, веке), когда происходили события разных эпох.
Анализируют, предлагают, размышляют, рассуждают
Формулируют затруднения, осуществляя взаимоконтроль и
коррекцию.
Личностные: формирование интереса к познанию, к достижению истины.
Познавательные: формирование способности решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.
Регулятивные:
Умение осуществлять самооценку
на
основе критерия
успешности учебной
деятельности, взаимодействовать с одноклассниками и учителями.
Коммуникативные: вести конструктивный диалог.
Предметные: формирование умения датировать события и процессы в истории; сравнивать способы определения времени и сторон горизонта по местным признакам, в пространстве; формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования.
4.Рефлексия
Д/З
Направляет русло работы на завершающий этап
Вывод:
Учитель истории: Ориентирование на местности это умение определять стороны горизонта, свое местоположение на месте, а ориентирование во времени это уметь определять временные рамки, знать в каком времени находишься (году, веке), когда происходили события разных эпох.
Учитель ОБЖ: Общество не стоит на месте, оно использует современные достижения в сфере развития информационных технологий новейших разработок в области определения ориентирования на местности и во времени.
Все вы молодцы, показали на сегодняшнем уроке свои способности сосредоточиться, быть внимательными, ответственно подошли к выполнению задания.
Самооценка за урок.
На какую оценку ты выполнил это задание и почему так думаешь?
Предлагает домашнее задание:
Придумать фантастический рассказ, в котором некое племя земледельцев не разбирается во временах года, и в пространстве. Показать, к чему это может привести.
Осуществляют оценку того, что было намечено, и чего удалось достичь.
Учащиеся отвечают на вопросы:
1.Каковы мои результаты, что я понял?
2.Какие задания вызвали трудности, как ты справлялся с ними?
3.Самооценка за урок.
Определяются с домашним заданием.
Личностные: оценивание собственной роли в учебном процессе.
Познавательные: Способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы
Регулятивные: способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми
Коммуникативные: формирование готовности Придумать фантастический рассказ, в котором некое племя земледельцев не разбирается во временах года. Показать, к чему это может привести.
формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог.
Предметные: формирование умения датировать события и процессы в истории; сравнивать способы определения времени и сторон горизонта по местным признакам, в пространстве; формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования.