Открытый интегрированный урок по истории и ОБЖ 5-6 классы

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока


Автор: учитель истории МБОУ Ореховской СОШ Первомайского района Томской области: Скоморохова Светлана Валерьевна

Учебный предмет: ОБЖ, история

Класс: 5-6 класс.

Автор УМК (программы учебного курса): 5 кл. - М.П. Фролов, В. П. Шолох и др.; 6 кл. - А. Т. Смирнов, М.П. Фролов и др. «Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс»; 5 кл.- В. И. Уколова « История Древнего мира»; 6 кл.-В. И. Уколова «История Средних веков»

Тема урока:«Ориентирование во времени и на местности».

Оборудование: лента времени на доске, приложения, презентация, иголки, пенопласт, тарелка с водой, макеты «Муравейник», «Определение сторон горизонта по солнцу»

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

  1. Предметные - познакомить учащихся с различными способами ориентирования во времени и определение времени и сторон горизонта по местным признакам, в пространстве, датировать события в истории.

  2. Метапредметные:

-Познавательная - сформировать у учащихся представление об определении исторического времени, убеждение в том, что для обеспечения безопасного пребывания в природных условиях необходимо свободно ориентироваться на местности.

-Регулятивная - обучающиеся смогут принимать решения в проблемной ситуации, оценивать свою деятельность на уроке

- Коммуникативная - обучающиеся смогут излагать свое мнение, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, работая в группах

  1. Личностные - обучающиеся смогут высказать свое мнение о способах определения исторического времени, чувства ответственности за свои действия в автономном существовании.


Сейчас я вам прочитаю отрывок из одной очень известной сказки.

Налево пойдешь - коня потеряешь. Направо пойдешь - себя потеряешь, прямо пойдешь - богатым будешь.

- Ребята, а мы с вами можем так ориентироваться?

Конечно нет. Почему? А как мы можем ориентироваться на местности и во времени?

Слайд 1-2

Значит что мы сегодня будем изучать? (тема урока) А что бы рассмотреть данную тему, перед вами есть проблема, которую предстоит решить на уроке

Слайд 3 Проблема: ориентирование на местности и во времени - это одно и тоже или разные понятия ?


Учащиеся высказывают предположения.

По компасу, луне, солнцу. А во времени по календарю, годам, дням, числам.

Учащиеся дают ответ и пытаются сформулировать тему урока.

Личностные: формирование интереса к познанию.

Познавательные: умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации, ее анализ.

Коммуникативные: умение принимать участие в коллективном обсуждении.

Регулятивные: способность осуществлять свою деятельность во взаимодействии с одноклассниками.

Предметные: сравнивать разные способы определения времени и сторон горизонта по местным признакам, в пространстве, умения датировать события и процессы в истории, сравнивать факты, формулировать выводы.

2.Информационный блок

3 мин. Учитель истории: Какое сегодня число. Откуда мы знаем дату сегодняшнего дня? (из календаря)

  1. Кто создал календарь?

2. В древности существовали различные способы определять время. Солнечные часы помогали ориентироваться по тени, которую отбрасывало Солнце, перемещаясь в течение дня по небосводу. Они включали в себя шест (гномон), отбрасывающий тень, и циферблат с отметками, по которому двигалась тень. Сам принцип действия часов подразумевает их полную зависимость от Солнца, так что ночью или в пасмурную погоду этими часами было пользоваться невозможно. У разных народов древности, таких как Египет, Рим, Китай, Греция, Индия существовали свои разновидности солнечных часов, которые различались по конструкции.

Слайд 4

4 мин. Учитель ОБЖ: ребята, а как можно определить время по солнцу?

Ориентирование по Солнцу.

Места восхода и захода Солнца по временам года различны: зимой Солнце восходит на юго-востоке, а заходит на юго-западе; летом Солнце восходит на северо-востоке, а заходит на северо-западе; весной и осенью Солнце восходит на востоке, а заходит на западе. В полдень Солнце всегда находится в направлении юга. Самая короткая тень от местных предметов бывает в 13 часов, и направление тени от вертикально расположенных местных предметов в это время будет указывать на север. Если солнце скрыто облаками, поставьте нож на ноготь пальца - хотя бы небольшая, но тень появится и станет ясно, где солнце.

Использование макета «Определение сторон горизонта по солнцу»

8 м. Учитель истории:

В древности, когда люди еще не знали сторон горизонта, они ориентировались относительно знакомых предметов, оставляли зарубки на деревьях, присматривались к предметам, запоминая обратную дорогу.

Кроме умения ориентироваться в пространстве важно ориентироваться во времени, т.е. уметь определять временные рамки, знать в каком времени находишься (году, веке), когда происходили, события разных эпох. Есть такая наука как ХРОНОЛОГИЯ . Давайте вспомним, что такое хронология? Слайд 5 Отключить проектор.

А как отсчитывают время? Только месяцами и годами?

Узнаем, как вы ориентируетесь во времени:

Задание 1-й группе:

В какой последовательности нужно расположить следующие единицы времени - день, век, месяц, сутки, неделя, год - начиная с самой маленькой?

Задание 2-й группе:

Подумайте и соедините стрелками единицы времени:

Сутки 1000 лет

Год 100 лет

Век 24 часа

Тысячелетие 7 дней Неделя 12 месяцев

Задание 3-й группе:

Установите век по указанным годам:

1237 год - 796 год - 1380 год -

1999 год - 865 год - 1798 год -

Самопроверка - сравнивают правильные ответы и оценивают себя, затем каждая группа анализирует свои ответы. Что получилось, что нет, почему?

Изобретение компаса

В древности люди ориентировались не только по солнцу, звездам, луне, а так же и по компасу. Компас появился в древности. Кто изобрёл компас?

Учитель демонстрирует магнитный железняк - на партах у учащихся тоже имеется магнитный железняк и магнит.

Возьмите кусочек камня, лежащего на партах и магнит, и поднесите друг к другу. Что происходит?

Прототип компаса - кусочек магнитной руды, который люди придумали использовать для поиска направлений - появился задолго до Рождества Христова.

УС

10 мин. Учитель ОБЖ:

Умение ориентироваться - одно из самых важных качеств человека, оно обеспечивает безопасность и сохранение жизни и здоровья людей.

Уметь ориентироваться должен каждый человек. При этом важно не просто ориентироваться относительно предметов и объектов, это не всегда надежно - знакомое дерево сломалось, дом могли снести и т. д. Необходимо уметь ориентироваться по сторонам горизонта.

Ориентирование на местности - это определение своего место­положения относительно сторон горизонта и выделяющихся местных предметов (ориентиров) и точное выдерживание указанного или вы­бранного направления движения. В боевой обстановке ориентиро­вание на местности включает также определение своего местополо­жения относительно своих войск и войск противника. Умение быстро и точно ориентироваться на местности способствует успешному вы­полнению боевых задач на незнакомой местности, в лесу и в условиях ограниченной видимости.

Ребята предположите какими способами можно определить стороны горизонта?

В зависимости от характера местности, времени суток и видимости, стороны горизонта опре­деляются по компасу, по положению Солнца, по Солнцу и часам, по Полярной звезде, по признакам местных предметов в другими способами.

Определения сторон горизонта по компасу

Для определения сторон горизонта по компасу надо установить компас в горизонтальное положение и растормозить стрелку. Поворачивая ком­пас, добиться, чтобы северный конец магнитной стрелки оказался против нулевого деления лимба. В ориентированном положении компа­са направление стрелки на нулевое деление лимба будет направлением на север. После совмещая через прорезь и мушку замеча­ют местный предмет (ориентир), который затем используется для ука­зания на север. Зная направление на север, легко определить другие стороны горизонта.

Инструктаж по технике безопасности при сборки самодельного компаса

А сейчас встаньте и просмотрите компасы других групп и выясните, у всех ли всё получилось. Что не получилось, почему?

Включить проектор Слайд 6

2 м. Учитель истории: Зная стороны горизонта, определите местоположение пирамид (Слайд)

3 м. Учитель ОБЖ: использование макета «муравейник»

А по каким местным признакам можно определить стороны горизонта? Как вы определите где южная и северная стороны по муравейнику?

1. Разные народы в разное время создали и пользовались тремя видами календарей: солнечным, лунным и солнечно-лунным. Наиболее распространен солнечный календарь, в основу которого положено движение Солнца, позволяющее согласовать сутки и год. В настоящее время жители большинства стран пользуются именно этим типом календаря. Одними из первых создателей календарей были жители Древнего Шумера 3 тыс. до н.э. (находился на территории Ирака). Они пользовались лунным календарем, основанным на наблюдении за движением Луны. С его помощью можно согласовать сутки и лунный месяц. В древнешумерском году было 354 дня, и состоял он из 12 месяцев по 29 и 30 суток. Позднее, когда вавилонские жрецы-астрономы определили, что год состоит из 365,6 суток, прежний календарь переработали, он стал лунно-солнечным.

Учащиеся высказывают предположения.


Использование макета «Определение сторон горизонта по солнцу»



Наука устанавливающая какие-либо исторические события в определенной последовательности во времени.

Месяцами, годами, днями, веками, сутками, неделями.

День-сутки-неделя-месяц-год-век

(1-ошибка-оценка 4, 2-3 -ошибки- оценка 3, более 3 ошибок оценка-2)

Год-12, век-100,

тысячелетие-1000, сутки-24 ч., неделя- 7 дней

(1-ошибка-оценка 4, 2-3-ошибки- оценка 3, более 3 ошибок

оценка-2)

13-8-14

20-9-18

(1-ошибка-оценка 4, 2-3-ошибки- оценка 3, более 3 ошибок

оценка-2)


Компас изобрели древние китайцы. По некоторым данным, доисторические компасы появились за три тысячелетия до нашей эры, по другим - не ранее 2-го века до н.э.

Магнитятся друг к другу








Учащиеся называют способы определения сторон горизонта


Карточки «Правила работы с компасом» (приложение)

Учащиеся определяют стороны горизонта по компасу


Учащиеся при помощи алгоритма сборки собирают самодельный компас (приложение)


Определяют местоположение пирамид


Учащиеся высказывают предположения, а затем выходят к макету и определяют стороны горизонта.

В большинстве муравейники расположены с южной стороны какого-либо дерева, пня, кустарника, так как муравьи - теплолюбивые насекомые. Южная сторона муравейника обычно отлогая, северная - значительно круче.

3. Аналитический блок

3 мин. Учитель истории: Организуют работу по применению полученной информации: решение задач на правильное размещение событий на ленте, вычисление срока, прошедшего с того или иного события, определения, какое событие произошло раньше и на сколько. (карточки «лента времени»)

Слайд 7

А теперь вернёмся к проблеме, поставленной в начале урока

Проблема: ориентирование на местности и во времени - это одно и тоже или разные понятия?

5 мин. А теперь давайте решим хронологические задачи и определим стороны горизонта на плоскости. (приложение)

Слайд 8

1.Решение хронологических задач. Выберите одну из задач и решите. Даётся время на решение в группах.

  1. Какой год был раньше и насколько был раньше: 44 г. до н.э. или 33 г. н.э.?

  2. Какое событие было раньше и насколько: Куликовская битва (1380 г.) или основание Санкт-Петербурга (1703 г.)?

Из каждой группы выходят по одному учащемуся к доске, и на ленте времени показывают решение.

2.Определение сторон горизонта на плоскости.

Даётся 2 м. на определение сторон горизонта.

Слайд 9 Затем показывают, как определили стороны горизонта на плоскости на интерактивной доске.


Ориентирование на местности это умение определять стороны горизонта, свое местоположение на месте, а ориентирование во времени это уметь определять временные рамки, знать в каком времени находишься (году, веке), когда происходили события разных эпох.


Анализируют, предлагают, размышляют, рассуждают

Формулируют затруднения, осуществляя взаимоконтроль и

коррекцию.

Личностные: формирование интереса к познанию, к достижению истины.

Познавательные: формирование способности решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.

Регулятивные:

Умение осуществлять самооценку

на

основе критерия

успешности учебной

деятельности, взаимодействовать с одноклассниками и учителями.

Коммуникативные: вести конструктивный диалог.

Предметные: формирование умения датировать события и процессы в истории; сравнивать способы определения времени и сторон горизонта по местным признакам, в пространстве; формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования.

4.Рефлексия

Д/З

Направляет русло работы на завершающий этап

Вывод:

Учитель истории: Ориентирование на местности это умение определять стороны горизонта, свое местоположение на месте, а ориентирование во времени это уметь определять временные рамки, знать в каком времени находишься (году, веке), когда происходили события разных эпох.

Учитель ОБЖ: Общество не стоит на месте, оно использует современные достижения в сфере развития информационных технологий новейших разработок в области определения ориентирования на местности и во времени.

Все вы молодцы, показали на сегодняшнем уроке свои способности сосредоточиться, быть внимательными, ответственно подошли к выполнению задания.

Самооценка за урок.

На какую оценку ты выполнил это задание и почему так думаешь?


Предлагает домашнее задание:

Придумать фантастический рассказ, в котором некое племя земледельцев не разбирается во временах года, и в пространстве. Показать, к чему это может привести.

Осуществляют оценку того, что было намечено, и чего удалось достичь.





Учащиеся отвечают на вопросы:

1.Каковы мои результаты, что я понял?

2.Какие задания вызвали трудности, как ты справлялся с ними?

3.Самооценка за урок.

Определяются с домашним заданием.

Личностные: оценивание собственной роли в учебном процессе.

Познавательные: Способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы

Регулятивные: способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми

Коммуникативные: формирование готовности Придумать фантастический рассказ, в котором некое племя земледельцев не разбирается во временах года. Показать, к чему это может привести.

формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог.

Предметные: формирование умения датировать события и процессы в истории; сравнивать способы определения времени и сторон горизонта по местным признакам, в пространстве; формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования.







© 2010-2022