Два итоговых урока по теме Древний человек 5 класс

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

История древнего мира

Урок - викторина по теме: « Первобытный человек »

5класс, сентябрь 2007 г.


Цели и задачи: повторить первую тему, изучаемого курса в игровой форме; выявить степень усвоения материала и овладения первыми навыками изучения предмета; развивать умения:

  • работать с иллюстрацией;

  • отвечать на короткие вопросы;

  • высчитывать даты событий.

  1. Домашнее задание - сочинение на тему: «Что я знаю о первобытном человеке».

  2. Анализ иллюстрации (учебник «История древнего мира» стр.8 - 9). Найти отличия человека от обезьяны (каждое отличие - 1 балл).

  3. Викторина (каждый правильный ответ - 1 балл).

  • Как ученые назвали самого древнего человека?

(Человек - умелый)

  • Как назывался древнейший человеческий коллектив?

(Человеческое стадо)

  • Из какого древнейшего занятия возникло земледелие?

(Из собирательства)

  • Из какого древнейшего занятия возникло скотоводство?

(Из охоты)

  • Какое животное было приручено первым?

(Собака)

  • Почему у древних людей появилась вера в богов и духов?

(Наблюдения за природой и неумение объяснить некоторые ее явления)

  • Почему древние люди клали в могилу умершего предметы,

необходимые для жизни?

(Вера в загробную жизнь)

  • Кто управлял племенем?

(Вождь, совет старейшин, народное собрание)

  1. Путешествие во времени (каждое задание - 1 балл).

1). От какого события мы начинаем счет лет в истории ?

(От рождества Христова)

2). В каком году был зарыт клад, если он пролежал в земле 3000 лет, а найден был в 1900 году ?

(3000 - 1900 = 1100 г. до н.э.)

V. КРОССВОРД (каждый правильный ответ -1 балл)

2





ПО ГОРИЗОНТАЛИ

 Древнее орудие труда для обработки земли.

 Древнейшее каменное орудие труда.

 Что сделало человека - человеком, что выделило его из мира животных.

 Название пещеры, где была впервые найдена древнейшая живопись.

 Как назывался человек, который возглавлял племя.


ПО ВЕРТИКАЛИ

 Коллектив древних людей.

 Древнее орудие для ловли крупной рыбы ( чаще всего делали из кости ).

 Основное занятие древних людей.

 Объединение людей, состоящее из нескольких родов.

 Одно из самых крупных древних животных, ныне вымершее.


Обобщающе-повторительный урок по теме

«Жизнь первобытных людей»

В форме путешествия в «Мир первобытного человека»

5класс, сентябрь 2008 г.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

- повторить первую тему, изучаемого курса в игровой форме;

- выявить степень усвоения материала и овладения первыми навыками изучения предмета;

Учитывая возраст школьников, и соблюдая традиции преемствен­ности среднего звена и начальной школы, целесообразно завершить изучение данного раздела игрой - путешествие в далекое прошлое наших предков. Игру можно организовать в виде путешествия по стан­циям.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Объявление темы и задачи урока

Итак, несколько уроков подряд мы с вами изучали жизнь древних лю­дей: их внешность, занятия, отношения между собой. Этот период време­ни ученые назвали первобытностью. А чем этот период времени отличается, например, от современности? Вот это мы с вами и выясним сегодня, повторяя изученный материал. Мы отправляемся в путешествие в «Мир первобытного человека». Чтобы попасть в этот мир, необходимо вспомнить все, что мы узнали о жизни первобытного человека. Первым попадет в этот мир тот, кто выполнит больше заданий.

Задача для учащихся: Каковы черты первобытности или первобытного общества.

III. Путешествие по станциям

На доске схема путешествия по станциям

5

ОТГАДАЙКИНО

4

ТЕРМИНОВО

2

ЗАДАЧКИНО


ВИКТОРИНОВО

Два итоговых урока по теме Древний человек 5 классДва итоговых урока по теме Древний человек 5 класс

Два итоговых урока по теме Древний человек 5 классДва итоговых урока по теме Древний человек 5 класс

3

КРОССВОРДОВО




1. На первой станции ВИКТОРИНОВО проводится викторина. Учащиеся записывают ответ в тетрадь под цифрой вопроса. За каждый правильный ответ 1 балл.

1.Как ученые стали назвать человека, появившегося 40 тыс. лет назад?

(Человек - умелый)

2. Как назывался древнейший человеческий коллектив?

(Человеческое стадо)

3. Какое животное было приручено первым?

(Собака)

4. Почему у древних людей появилась вера в богов и духов?

(Наблюдения за природой и неумение объяснить некоторые ее явления)

5. Почему древние люди клали в могилу умершего предметы,

необходимые для жизни?

(Вера в загробную жизнь)

6. Кто управлял племенем?

(Вождь, совет старейшин, народное собрание)

2. На станции «Задачкино» решаются творческие задачи. Две на выбор.

Задача 1

Одно из первобытных племен не оставило археологических памятни­ков. Но известно, что в языке племени были слова, обозначавшие «кре­мень», «копье», «корзина», «лодка», «весло», «огонь», «шалаш». Можно ли на этом основании сделать выводы о быте и умениях племени? Докажите свою мысль.

Ответ'. Можно. Сами слова рассказывают о занятиях древних людей.

Задача 2

Известно, что древние люди первоначально пользовались ручным ру­билом без рукоятки, а затем научились прикреплять рубило к деревянной рукоятке. Впоследствии люди изобрели плот. Как появление топора с ру­кояткой подготовило изобретение плота?

Ответ: Сумев воединить топор с рукояткой, человек попробовал соеди­нить и бревна... Так появился плот.

Задача 3

Какие находки нужно найти археологу, чтобы с уверенностью сказать, что здесь жили древнейшие люди.

Ответ: Следы очага, орудий труда, рисунки на стенах пещеры.

Задача 4

До недавнего времени коренные жители Австралии были отсталыми в хозяйственном и культурном отношении людьми. Они не умели читать, писать, не знали металлов. Вместе с тем австралийцы прекрасно разбира­лись в природе: они различали более двухсот видов пригодных в пищу ди­ких растений, около ста видов съедобных улиток и более двадцати видов съедобных рыб. Чем объяснить, что большинство современных горожан и даже сельских жителей гораздо хуже австралийцев разбирается в окружа­ющей природе.

Ответ; На протяжении двух млн. лет собирательство и охота были глав­ными занятиями людей.

Физкультминутка

3. Станция КРОССВОРДОВО - совместное разгадывание кроссворда (квадратики за правильный ответ) - кроссворд на доске


3



2



5

4

7


6




8




13


9


10



11



12




По горизонтали: 1. Первое домашнее животное. 2. Толстый слой льда. 4. Коллектив родственников, живших и трудившихся сообща. 6. Подарок людей идолу. 7. Древнее орудие для рыхления почвы. 8. Древнее живот­ное, не перенесшее холодный климат. 9. Гибкий прут, стянутый тетивой. 10. Первый металл, открытый человеком. 11. Связанные вместе бревна (для передвижения на воде). 12. Знатный человек, возглавлявший войско. 13. Несколько родов.

По вертикали: 1. Занятие древних людей. 3. Наука, изучающая жизнь по вещественным источникам. 5. Участок земли в соседской общине.

Ответы: 1. Собака. Собирательство. 2. Ледник. 3. Археология. 4. Род. 5. Надел. 6. Жертва. 7. Мотыга. 8. Мамонт. 9. Лук. 10. Медь. 11. Плот. 12. Вождь. 13. Племя.

4. На станции «терминово» проверяется знание терминов. 2 вариатна

1 вариант- записать термин в тетрадь- Что обозначают слова и выражения: история, исторический источ­ник, всеобщая история, орудия труда, религия, искусство, родовая об­щина, соседская община, племя, вождь, идол, неравенство.

Учитель задает вопросы, учащиеся записывают ответы в тетрадь под номерами вопросов. За каждый правильный ответ - 1 балл.1

1. Древнейшее каменное орудие - рубило

2. Коллектив людей, произошедших от единого предка - род

3. Символическое изображение бога - идол

4. Вера в сверхъестественные существа - религия

5. Изготовление различных промышленных изделий - ремесло

6. Объединение нескольких родов - племя

7. Глава воинов племени - вождь

5. На станции «отгадайкино»

Определить занятие.

1.Все свои силы и время они тратят на поиски пищи. Питаются фруктами, ягодами, кореньями и клубнями, которые откапывают в земле острыми палками. - Собирательство

2. Берет человек плуг, идет рыхлить землю, бросает в землю семена. Когда они созревают, срезает урожай серпом - земледелие

3. Орудия, применяемые при выделке горшков, ограничиваются двумя или тремя дощечками и парой круглых, немного приплюснутых с обеих сторон камней. Сперва с помощью плоской палочки делается из глины верхний ободок горшка, который оставляется сушиться на солнце - ремесло

Мы достигли цели нашего путешествия, попали в мир древнего человека - учитель возвращается к задаче урока.

- Каковы черты первобытности?

Первобытность - это такой поря­док жизни людей при котором: а) люди жили небольшими коллектива­ми, и все были равны; б) имели общее имущество; в) совместно трудились.)

Вывод записывается в тетрадь.

В заключение урока, при наличии времени ИГРА «Третий лишний»

Из связки в три понятия выбрать лишнее и объяснить почему.

НАПРИМЕР: Старейшина, вождь, рубило (рубило не имеет отношения к знати)

1. Человеческое стадо, письменность, родовая община (письменность не является человеческим коллективом)

2. Мотыга, идол, молитва (мотыга не является частью религии)

3. Собирательство, охота, рыбалка (рыбалка не относиться к первым занятиям древних людей)

4. Собака, кошка, коза (кошка не является первым из прирученных животных)

5. Век, часы, год (часы не имеют отношения к временным отрезкам)

Подведение итогов. Максимальное количество баллов - 18

Подсчитывается количество баллов, ставится оценка. Трое учащиеся, набравшие большее количество баллов, занимают соответственно 1,2 и 3 место и получают дополнительную оценку «5»


3



2



5

4

7


6




8




13


9


10



11



12




По горизонтали: 1. Первое домашнее животное. 2. Толстый слой льда. 4. Коллектив родственников, живших и трудившихся сообща. 6. Подарок людей идолу. 7. Древнее орудие для рыхления почвы. 8. Древнее живот­ное, переносящее холодный климат. 9. Гибкий прут, стянутый тетивой. 10. Первый металл, открытый человеком. 11. Связанные вместе бревна (для передвижения на воде). 12. Знатный человек, возглавлявший войско. 13. Несколько родов.

По вертикали: 1. Занятие древних людей. 3. Наука, изучающая жизнь по вещественным источникам. 5. Участок земли в соседской общине.

Ответы: 1. Собака. Собирательство. 2. Ледник. 3. Археология. 4. Род. 5. Надел. 6. Жертва. 7. Бо­рона. 8. Мамонт. 9. Лук. 10. Медь. 11. Плот. 12. Вождь. 13. Племя.



© 2010-2022