• Преподавателю
  • История
  • Методическая разработка урока истории для 7 класса коррекционной школы на тему Образование государства восточных славян – Киевской Руси ( 7 класс)

Методическая разработка урока истории для 7 класса коррекционной школы на тему Образование государства восточных славян – Киевской Руси ( 7 класс)

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка по адаптации учебного материала для детей с нарушениями зрения (слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, эмоционально-волевой сферы) на уроках истории (обществознания)


Технологическая карта урока истории России

Класс - 7

Тема: Образование государства восточных славян - Киевской Руси

Длительность урока: 45 минут

Физкультминутки: 1- на 12-13 минуте урока

2- на 32-33 минуте урокаСформировать у обучающихся представление о процессе образования государства у восточных славян.

Раскрыть признаки государства у восточных славян

Сформировать у обучающихся представление о роли первых русских князей в процессе образования государства.

Образовательные ресурсы

1.ЭОР «Образование и становление Древнерусского государства» (информационный)

2.ЭОР ««Образование и становление Древнерусского государства» ( практический) 3. Компьютер 4. Проектор

План урока

  1. Восточные славяне в древности

  2. Образование древней Руси

  3. Первые русские князья

  4. Расцвет Киевской Руси

Личностно значимая проблема

Когда и как образовалось государство Киевская Русь

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная, работа в парах

Основные понятия

государство, полюдье, князь, дружина, варяги, уроки, погосты, Русская правда, летопись, Софийский собор. Персоналии: Нестор, Рюрик, Олег, древляне, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир, Ярослав

Учебное пособие для учащихся

Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М История России. учеб.для 7 кл. спец.(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.- М., Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом источника; анализировать схемы; высказывать собственное мнение, суждения; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему;

продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему:

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.















ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока



Время


Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения


Деятельность учителя


Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия


Универсальные

учебные действия

(УУД)


Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки (тема «Киевская Русь»). Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися в ходе беседы.

Беседа с учащимися:

Что вам известно о государстве Киевской Руси?

Почему государство так называлось? Существует ли такое государство сегодня? А есть ли такой город на карте?

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать(возможная формулировка целей: выяснить когда и как образовалось государство Киевская Русь)

Фронтальная

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения



Работа в тетради: запись темы.

II.

Актуализация

знаний

9

Постановка проблемы урока



ЭОР №1. стр 1.

1. Учитель сообщает тему урока, его цель, обращает внимание на форму проведения

  1. "Откуда есть пошла Руськая земля? Кто первее в Киеве нача княжити? Откуда Руськая земля стала есть?". Эти три вопроса, задаёт летописец Нестор, начиная свой летописный рассказ. Сегодня в конце урока нам предстоит ответить на эти вопросы

  2. Ответить на эти вопросы нам поможет историческое исследование.

  3. Кто жил на нашей земле до образования древнерусского государства?

Используя карту, назовите известные вам восточнославянские племена

  1. Опишите, используя иллюстрацию, поселок восточных славян.



1. Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение,

2. Делают выводы: жили многочисленные восточнославянские племена, самое сильное - поляне. Жили славяне в поселках возле рек и озер.



Фронтальная работа.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы



Устные ответы


2

Физкультминутка: мозговая гимнастика. Приложение 3.

III.

Изучение

нового

материала

18

Иллюстрация ЭОР №1 , стр 2(Князь Рюрик)


Работа с текстом ЭОР №1 стр.2


Работа с текстом ЭОР №1 стр 3,4.

Просмотр иллюстраций ЭОР №1 стр 3( Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир) .

Просмотр иллюстрации ЭОР №1 стр 3.( Святослав и визинтийский император)



Просмотр иллюстрации ЭОР №1 стр 4.(Софийский собор)


Работа с логической цепочкой

Организует работу по иллюстрации стр.2 ЭОР№1.

Рассмотрите внимательно иллюстрацию Сделайте возможные выводы

Кто изображен на иллюстрации? Сколько человек изображено? Откуда эти люди прибыли? Почему сделала этот вывод?

Организует прослушивание текста ЭОР, беседу с обучающимися, работу над датами и понятием

Как зовут князя - воина , приглашенного новгородцами? Почему новгородцы пришли к выводу пригласить Рюрика? Кто такие варяги? Когда это произошло? Что произошло на Руси в 862 году? Подумайте, какое два признака государства здесь названы (правитель, дружина)

Организует прослушивание текста ЭОР, беседу с обучающимися

Перечислите, кто правил Русью после Рюрика.

При рассмотрении изображений первых русских князей: Олега, Игоря, Ольги учитель дает обучающимся дополнительную информацию (Возможно использование дополнительной литературы. Например, Ишимова «Рассказы по русской истории» ),

Учитель организует работу над понятиями: полюдье, уроки и погосты.

.

Организует работу по иллюстрации.

Как зовут князя, изображенного на иллюстрации. Что вам о нем известно. Как художник показал враждебность отношений Святослава и византийского императора?

Беседа: подумайте, о каких еще признаках государства здесь говорится. Обратите внимание на дела Святослава и Ольги ( налоги, территория). Уточняющие вопросы: что такое дань? Кто и кому ее платил? Каким хотел видеть Русь Святослав: А что значит сильное государство? т

Какое сооружение изображено? А чем еще прославился князь Владимир?

Учитель обращает внимание на текст: « При Ярославе был создан первый свод законов «Русская Правда».

Нужны ли в государстве законы: Для чего? Как назывался свод законов?

«В Киевской Руси существовали свободные общинники и зависимые люди».( т.е разные категории населения).

Составьте логическую цепочку «От Рюрика до князя Ярослава»


Отвечают на вопросы, формулируют свои выводы: изображены 3 князя- воина, прибывшие из-за моря.

Работают с текстом ЭОР, участие в беседе.

Обучающиеся начинают составлять в тетради схему «Признаки государства на Руси»( правитель, дружина)


Обучающиеся прослушивают текст источника, анализируют дополнительную информацию


Обучающиеся объясняют смысл понятий

Отвечают на вопросы, формулируют свои выводы


Обучающиеся продолжают составлять в тетради схему «Признаки государства на Руси»( правитель, дружина, налоги, территория)



Обучающиеся продолжают составлять в тетради схему «Признаки государства на Руси»( правитель, дружина, налоги, территория, законы, население)

Работают с логической цепочкой. Приложение №1.


Фронтальная

работа.


Индивидуальная работа.


Фронтальная

работа.



Индивидуальная работа

Фронтальная работа.


Фронтальная работа.


Индивидуальная работа.

Работа в парах. Взаимопроверка

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы

Познавательные: извлекают необходимую информацию из источника; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем.

Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты источника; выделяют главное

Устные

ответы.


Устные ответы.

Работа в тетради: 872 год-

Варяги-

.

Устные ответы.


Работа в тетради: полюдье, уроки, погосты


Работа в тетради



Работа в тетради

Записи на карточках

2

Физкультминутка: гимнастика для глаз . Приложение 3.

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7

Работа в парах по схемам


Работа с ЭОР №2

1.Учитель предлагает учащимся представить другу другу схемы «Признаки государства» . и сделать выводы.

2. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу по ЭОР , поясняет задания

Организация работы в парах или в группах.

1. группа Укажите на карте древние города Киевской Руси

2 группа. Заполните таблицу «Политика первых русских князей»

3 группа

Крещение Руси. Выберите предметы, которые появляются после крещения Руси.( можно не использовать на данном уроке)

4 группа Создание Русской правды. Впишите пропущенные слова

1.Обучающиеся рассматривают схемы друг друга и приходят к выводу: что в 9 веке произошло образование Древнерусского государства

2. Выполнение заданий ЭОР(практический)

Работа в парах. Обмен мнениями.

2. Групповая(парная) работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в источнике информации ЭОР ( практический)

Проверка выполнения заданий в

Тетради

Работа по ЭОР

V. Итоги урока. Рефлексия

3

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

- А теперь ответьте на главные вопросы урока: "Откуда есть пошла Руськая земля? Кто первее в Киеве нача княжити? Откуда Руськая земля стала есть?"

- Понравилось ли вам сегодня на уроке?

Как вы оцениваете свою работу. Выберите смайлик соответствующий вашему состоянию ( использование смайликов для оценки эмоционального состояния обучающегося)

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

2

Конкретизирует домашнее задание

Раздел 3, Тема(параграф)1., выучить понятия и термины, вопросы и задания к параграфу

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа




Приложение №1

Признаки государства на Руси





Методическая разработка урока истории для 7 класса коррекционной школы на тему Образование государства восточных славян – Киевской Руси( 7 класс)

Признаки государства на РусиМетодическая разработка урока истории для 7 класса коррекционной школы на тему Образование государства восточных славян – Киевской Руси( 7 класс)Методическая разработка урока истории для 7 класса коррекционной школы на тему Образование государства восточных славян – Киевской Руси( 7 класс)


Методическая разработка урока истории для 7 класса коррекционной школы на тему Образование государства восточных славян – Киевской Руси( 7 класс)Методическая разработка урока истории для 7 класса коррекционной школы на тему Образование государства восточных славян – Киевской Руси( 7 класс)

Методическая разработка урока истории для 7 класса коррекционной школы на тему Образование государства восточных славян – Киевской Руси( 7 класс)





( ответы)

Признаки государства


Правитель

Дружина(армия)

НалогиМетодическая разработка урока истории для 7 класса коррекционной школы на тему Образование государства восточных славян – Киевской Руси( 7 класс)

Признаки государства на РусиМетодическая разработка урока истории для 7 класса коррекционной школы на тему Образование государства восточных славян – Киевской Руси( 7 класс)Методическая разработка урока истории для 7 класса коррекционной школы на тему Образование государства восточных славян – Киевской Руси( 7 класс)


Методическая разработка урока истории для 7 класса коррекционной школы на тему Образование государства восточных славян – Киевской Руси( 7 класс)Методическая разработка урока истории для 7 класса коррекционной школы на тему Образование государства восточных славян – Киевской Руси( 7 класс)

Методическая разработка урока истории для 7 класса коррекционной школы на тему Образование государства восточных славян – Киевской Руси( 7 класс)

Законы

Население

Территория



Приложение 2.

Расставьте первых русских князей . Используя схему как подсказку


  1. Много воевал с соседями, Византией.

  2. Захватил Киев

  3. Принял христианство на Руси

  4. Установление размеров дани и места ее сбора.

  5. Создал первый свод законов «Русская правда»

  6. Убит древлянами в 945 году

Методическая разработка урока истории для 7 класса коррекционной школы на тему Образование государства восточных славян – Киевской Руси( 7 класс)Методическая разработка урока истории для 7 класса коррекционной школы на тему Образование государства восточных славян – Киевской Руси( 7 класс)Методическая разработка урока истории для 7 класса коррекционной школы на тему Образование государства восточных славян – Киевской Руси( 7 класс)Методическая разработка урока истории для 7 класса коррекционной школы на тему Образование государства восточных славян – Киевской Руси( 7 класс)Методическая разработка урока истории для 7 класса коррекционной школы на тему Образование государства восточных славян – Киевской Руси( 7 класс)Методическая разработка урока истории для 7 класса коррекционной школы на тему Образование государства восточных славян – Киевской Руси( 7 класс)

Методическая разработка урока истории для 7 класса коррекционной школы на тему Образование государства восточных славян – Киевской Руси( 7 класс)Методическая разработка урока истории для 7 класса коррекционной школы на тему Образование государства восточных славян – Киевской Руси( 7 класс)Методическая разработка урока истории для 7 класса коррекционной школы на тему Образование государства восточных славян – Киевской Руси( 7 класс)Методическая разработка урока истории для 7 класса коррекционной школы на тему Образование государства восточных славян – Киевской Руси( 7 класс)Методическая разработка урока истории для 7 класса коррекционной школы на тему Образование государства восточных славян – Киевской Руси( 7 класс)

(Ответы)

Расставьте первых русских князей . Используя схему как подсказку

1. Много воевал с соседями, Византией.

2. Захватил Киев

3. Принял христианство на Руси

4.Установление размеров дани и места ее сбора.

5. Создал первый свод законов «Русская правда»

6.Убит древлянами в 945 году

2.

6

4

1

3

5

Методическая разработка урока истории для 7 класса коррекционной школы на тему Образование государства восточных славян – Киевской Руси( 7 класс)Методическая разработка урока истории для 7 класса коррекционной школы на тему Образование государства восточных славян – Киевской Руси( 7 класс)Методическая разработка урока истории для 7 класса коррекционной школы на тему Образование государства восточных славян – Киевской Руси( 7 класс)Методическая разработка урока истории для 7 класса коррекционной школы на тему Образование государства восточных славян – Киевской Руси( 7 класс)Методическая разработка урока истории для 7 класса коррекционной школы на тему Образование государства восточных славян – Киевской Руси( 7 класс)

Приложение 3. .

Литература: skosh.ru/index.php/fizkultminutki Физкультминутки на уроках в школе VIII вида

Физкультминутка для глаз

Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.

Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз

Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

Физкультминутка "Мозговая гимнастика"

1. Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

2. "Ленивые восьмёрки" (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости "восьмёрки" по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

3. "Шапка для размышлений" (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): "наденьте шапку", то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.



© 2010-2022