ПЗ Экономические реформы 1990 гг в России

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Чебаркульский профессиональный техникум»











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИСТОРИЯ




Тема программы:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ НА РУБЕЖЕ XX - XXI ВЕКОВ.

Тема учебного занятия:

Экономические реформы 1990 годов в России:

основные этапы и результаты







Автор: преподаватель истории и общественно-экономических дисциплин

Горюнова Нонна Петровна







2015, Чебаркуль

Тема программы:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ НА РУБЕЖЕ XX - XXI ВЕКОВ

Тема учебного занятия:

Экономические реформы 1990 годов в России: основные этапы и результаты

Время, предусмотренное на учебное занятие - один академический час.

Цели учебного занятия:

  1. Дидактическая.

Провести комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа,

проанализировать основные этапы и результаты экономических реформ 1990-х годов в России.

2. Развивающая.

Способствовать развитию умений: выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, конструировать вопросы, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, формулировать собственные суждения.

3. Воспитывающая.

Способствовать воспитанию способности проявлять в деятельности

следующие профессионально важные личностные качества:

активность гражданской позиции, коммуникабельность, критическое отношение к социально - экономической действительности, тактичность и деликатность при оппонировании собеседнику.

Вид учебного занятия: практическое занятие

Внутрипредметные связи:

темы:

СССР в послевоенный период: углубление традиционных начал в советском обществе.

Советский Союз в период частичной либерализации режима.

Межпредметные связи:

дисциплина - обществознание, темы:

Политика и власть. Государство в политической системе,

Участники политического процесса.


Материально-техническое и дидактическое оснащение: учебные пособия, памятки по работе в группах; карточки-подсказки, оценочные таблицы; АРМ, ПК.

Методы и приемы в соответствии с уровнями усвоения материала обучающимися:

I УРОВЕНЬ (микрогруппы №№ 3, 4) объяснительно - иллюстративный;

II УРОВЕНЬ (микрогруппа № 2) отражательно-преобразующий, репродуктивный;

III УРОВЕНЬ (микрогруппы №№ 1, 5) духовно - практической деятельности.

Модель обучения: развивающая

Технология: ролевое моделирование

Учебно-методическое и информационное обеспечение

К данному занятию обучающиеся должны выполнить опережающее домашнее задание - самостоятельно ознакомиться с содержанием темы и составить хронологическую таблицу экономических событий 1991 - 2001 гг.

При выполнении домашнего задания обучающимся рекомендуется воспользоваться:

- учебной литературой:

1. Артемов В.В., Лубченков Ю. Н. Учебное издание. ИСТОРИЯ. Дидактические материалы-

М., Академия, 2013,

2. Артемов В.В., Лубченков Ю. Н. ИСТОРИЯ. Учебник в двух частях,

Часть 2 - М., Академия, 2013,

3. Левандовский А.А., Щетинов Ю. А., Мироненко С.В. ИСТОРИЯ РОССИИ учебник для общеобразовательных учреждений, 11 класс - М., Просвещение, 2013,

4. Гайдар Е. Т. Смуты и институты. Государство и эволюция. - СПб.: Норма, 2013,

5. А. Безбородов, Н Елисеева, В. Шестаков. Перестройка и крах СССР. 1985-1993.- СПб.: Норма, 2013,

6. Тимошина Т. М. Экономическая история России - М., 2003,

7. Зуев М. Н. История России: учеб. Пособие / М. Н. Зуев.-2-е изд., прераб. и доп. -М.: Издательство Юрайт, 2011,

8. История России. С древнейших времен до начала XXI века. В 2 т. / под. ред. А.Н. Сахарова. - М., 2003, том 2.


Интернет - ресурсами:

old.russ.ru/ist_sovr/express

oldgazette.narod.ru

istrodina.com

rusarchives.ru

idf.ru/almanah/shtml


ХОД ЗАНЯТИЯ

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

1.1. Организационный момент: проверка готовности обучающихся к занятию, проверка посещаемости.

1.2. Целевая установка.

Мотивация целей (формирование познавательных потребностей)

Сообщение преподавателя.

В настоящее время мы хорошо знаем, что распад Советского Союза и крах экономической политики, проводившейся «перестроечным» руководством КПСС, характеризовавшейся попытками совместить введение рыночных механизмов с сохранением социалистических методов хозяйствования, вынудили российское руководство во главе с Б. Н. Ельциным предпринять радикальные меры по реформированию экономики страны. В октябре 1991 г. Ельцин обнародовал программу радикальных экономических преобразований, в основе которой лежали методы западной программы «шоковой терапии», переработанные применительно к российским условиям группой экономистов во главе с Егором Тимуровичем Гайдаром. Программа предусматривала введение свободных цен на товары и услуги (либерализацию цен), «запуск» механизма конкуренции между отраслями промышленности и предприятиями, освобождение торговли из-под государственного контроля и «разгосударствление».

Фактические результаты реформ, первоначально оказались очень далеки от желаемых: общество столкнулось с рядом непредвиденных серьёзных проблем.


Сегодня на уроке мы попробуем разобраться в причинах этих проблем, примерив роль политиков - реформаторов на себя. Вы будете исполнять роли Егора Тимуровича Гайдара, Виктора Степановича Черномырдина, Сергея Владиленовича Кириенко и других.

Те из вас, кто будут исполнять эти роли, расскажут нам о сущности «своих» экономических планов и программ, о том, что было сделано и о результатах своей деятельности, о своих успехах и неудачах.

Какие знания и умения нам нужны, чтобы справить с такой сложной задачей?

Постановка дидактической цели урока совместно с обучающимися.

Почему были необходимы реформы?

Какие пути перехода от плановой экономики к рыночной предлагали реформаторы?

Почему реформы «шоковой терапии» дали положительные результаты, например, в Англии в запланированные сроки, а в России реформаторы столкнулись с кризисом неплатежей?

Почему итоги реформ для разных категорий граждан были различны?

Каково историческое значение реформ?

Завершает беседу преподаватель совместно с обучающимися формулируя дидактическую цель учебного занятия и записывает её на доске.


2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.


2.1. Актуализация знаний.

Повторение ранее изученных опорных терминов: разгосударствление, приватизация, девальвация, акционирование, ваучер, акция, деноминация, эмиссия, инфляция, конвертируемость рубля, либерализация цен, директивная экономика, рыночная экономика, постиндустриальное общество.

Повторение терминов и последующее разделение учебной группы на микрогруппы осуществляется посредством следующего методического приема:

преподаватель последовательно демонстрирует карточки, с написанными на них терминами, всем обучающимся и сообщает, что каждый ответ, раскрывающий содержание понятия, будет оцениваться жетоном. Желающие ответить поднимают руку. На вопрос могут последовательно отвечать несколько обучающихся, уточняя правильный ответ, но каждый обучающийся должен заработать и получить на руки только один жетон.

Подготовлены жетоны пяти цветов, причем каждый цвет символизирует определенную оценку: красный -1 балл, синий -2 балла, зеленый -3 балла, желтый - 4 балла, белый -5 баллов. Преподаватель учитывая психолого-педагогические требования, не сообщает обучающимся какое количество баллов заработают они, получив жетон, того или иного цвета.


2.2 Ориентировочные основы действий (ООД)

Преподаватель объясняет содержание и правила дидактической ролевой игры, знакомит игровыми ролями, с раздаточным материалом, оценочной таблицей.


После того, как каждый обучающий получил жетон, преподаватель, руководствуясь разноуровневым подходом в обучении, формирует пять микрогрупп, в зависимости от цвета полученных жетонов (белые с белыми, красные с красными и т. д.). Каждая микрогруппа из своего состава самостоятельно выбирает тех, кто будет исполнять роли политиков - реформаторов:


белый - микрогруппа № 1, роли Егора Тимуровича Гайдара и Анатолия Борисовича Чубайса,

зеленый - микрогруппа № 2, роль Виктора Степановича Черномырдина,

синий - микрогруппа № 3, роль Сергея Владиленовича Кириенко,

красный - микрогруппа № 4, роли Евгения Максимовича Примакова, Сергея Вадимовича Степашина,

желтый - микрогруппа № 5, роли Владимира Владимировича Путина, Германа Оскаровича Грефа.

Микрогруппы совместно с «политиком» готовятся к выступлению.

Во время выступления «политика - реформатора», микрогруппа исполняет роль его «команды», а обучающимся всех остальных микрогрупп переходит роль российского народа. Любой участник игры может задать выступавшим и «команде» вопросы от имени народа. Могут возникать диалоги, споры, что весьма приветствуется.





2.3 ФОРМИРОВАНИЕ ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7 В ПРОЦЕССЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ РОЛЕВОЙ ИГРЫ.

Подготовка микрогрупп к выступлению.


Участникам игры предлагается пересесть на другие места, объединившись в микрогруппы в зависимости от цвета полученных жетонов.

Перед началом работы каждая микрогруппа выбирает спикера. Он руководит работой микрогруппы.


Микрогруппы готовятся к выступлениям, отвечая на вопросы, указанные в карточках - заданиях (приложения 2 - 6), осуществляя самостоятельный поиск информации в различных источниках: литература, Интернет- ресурсы.

В ответах обучающиеся должны отразить «собственную» реформаторскую позицию с позиций своей роли.

Выступления микрогрупп.

Последовательно выступают с сообщениями микрогруппы №№ 1,2,3,4,5.

После каждого выступления любой участник игры может задать выступавшим вопросы, исполняя роль «народа», если позиция «политика» представляется не совсем понятной. Могут возникать диалоги, споры, участие в которых положительно влияет на итоговую оценку.


2.4 Закрепление компетенций. Рефлексия.

После завершения игры спикер подает оценочную таблицу (приложение 1) своей микрогруппы с самоооценками преподавателю.

Преподаватель всем обучающимся предоставляет возможность (по желанию) выступить и отразить свои знания на высоком уровне: в своем выступлении выступающему необходимо сформулировать собственную точку зрения об итогах и значении реформ.


2.5 Обобщение преподавателя.

После начала рыночных реформ прошло два десятилетия. Отношение к ним в обществе до сих пор неоднозначное. Однако благодаря реформам мы избежали гражданской войны. Благодаря принятым в 1991 - 1992 годах мерам в крупных городах России не начался голод, хотя «закрома Родины» были пусты, а золотовалютные резервы сократились до минимума. В процесс реформ были заложены основы конкурентного рынка, который открыл дорогу модернизации страны, её превращению из сырьевого придатка развитых стран в высокоразвитую в технологическом отношении державу, соответствующую уровню постиндустриального общества.

В девяностые годы не все знали, что за это придется платить закрытием неконкурентных производств, заводов ВПК, что сбережения сгорят в огне высокой инфляции.

После сложного периода реформ экономическое развитие России с 2001 года уже позволяло надеяться на оптимистическую перспективу.


3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

3.1 Выставление отметок.

Преподаватель анализирует оценочные таблицы, выставляет итоговые оценки, мотивирует оценки.

3.2 Инструктаж о выполнении домашнего задания.

Заполнить таблицу

№ п/п

Этапы экономических реформ 90-х гг.

Содержание этапа





3.3 Подведение итогов занятия.

Преподаватель сообщает о достижении целей занятия.

На основании заключительной беседы с обучающимися преподаватель делает вывод,

о том насколько в процессе изучения темы их интерес к политической сфере общества повышается.

Преподаватель спрашивает:

- что понравилось обучающимся в процессе занятия,

- что обучающиеся предложили бы изменить на последующих занятиях. Благодарит за ответы.


Приложение 1



ОЦЕНОЧНАЯ ТАБЛИЦА микрогруппы


КРИТЕРИИ САМООЦЕНКИ

ФИО

обучающегося

ФИО

обучающегося

ФИО

обучающегося

ФИО

обучающегося

1. Полнота отражения содержания





2. Аргументированность изложения





3. Логичность изложения





4. Коллективность работы





5. Корректность поведения





Итоговая оценка








Приложение 2

Карточка - задание для микрогрупы № 1

Цвет жетонов белый, роли Егора Тимуровича Гайдара и Анатолия Борисовича Чубайса

1.Укажите, какие посты занимали Егор Тимурович Гайдар и Анатолий Борисович Чубайс, временные рамки пребывания их на данном посту.

2.Объясните, почему экономической сфере СССР требовались радикальные реформы?

3.Расскажите о целях и объясните сущность экономических мер, предложенных данными политиками.

4. Расскажите о процессе внедрения мер, предусмотренных реформой.

5. Каковы были результаты деятельности данных политиков, к тому времени, когда они покинули занимаемые посты?


Приложение 3

Карточка - задание для микрогрупы № 2

Цвет жетонов зеленый, роль Виктора Степановича Черномырдина

1.Укажите, какой пост занимал Виктор Степанович Черномырдин и временные рамки пребывания его на данном посту.

2. Объясните, в чем заключаются достоинства и недостатки плановой и рыночной экономических систем?

3. Охарактеризуйте экономическую ситуацию в России, которая сложилась ко времени прихода на правительственный пост В.С. Черномырдина.

4. Какие экономические меры предложил и осуществил данный политик? Почему?

5. Каковы были результаты деятельности данного политика, к тому времени, когда он покинул занимаемый пост?




Приложение 4

Карточка - задание для микрогрупы № 3

Цвет жетонов синий, роль Сергея Владиленовича Кириенко


1.Укажите, какой пост занимал Сергей Владиленович Кириенко и временные рамки пребывания его на данном посту.

2. Охарактеризуйте экономическую ситуацию в России, которая сложилась ко времени прихода на его правительственный пост.

3. Какие экономические меры предложил и осуществил данный политик? Почему?

4. Каковы были результаты деятельности данного политика, к тому времени, когда он покинул занимаемый пост?

Приложение 5


Карточка - задание для микрогрупы № 4

Цвет жетонов красный, роли Евгения Максимовича Примакова, Сергея Вадимовича Степашина

1.Укажите, какие посты занимали Евгений Максимович Примаков, Сергей Вадимович Степашин, временные рамки пребывания их на данном посту.

2. Последовательно характеризуйте экономическую ситуацию в России, которая сложилась ко времени прихода на правительственный пост сначала Е. М. Примакова, а затем С. В. Степашина.

3. Какие экономические меры предложили и осуществили данные политики? Почему?

4. Расскажите последовательно о результатах деятельности данных политиков, к тому времени, когда они покинули занимаемые посты?


Приложение 6

Карточка - задание для микрогрупы № 5

Цвет жетонов желтый, роли Владимира Владимировича Путина, Германа Оскаровича Грефа

1.Укажите, какие посты занимали Владимир Владимирович Путин, Герман Оскарович Греф, временные рамки пребывания их на данном посту.

2. Охарактеризуйте экономическую ситуацию в России, которая сложилась ко времени прихода на правительственные посты данных политиков.

3. Какие экономические меры предложили и осуществили данные политики? Почему?

4. Каковы были результаты деятельности данных политиков в первые годы XXI века?

5.Назовите основные этапы экономических реформ 1990 гг. в России. Как вы считаете, какое историческое значение имели экономические реформы?


© 2010-2022