Рабочая программа по истории Древнего мира (5 класс)

Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательство «Просвещение», 2008 г. Опирается на стандарт основного общего образования по истории. Данное тематическое планирование рассчитано на 70 учебных часов (2 часа в неделю). Курс истории на ступени основного общего образования является частью ко...
Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Администрации города Лобня

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №4

_______ Т.Ф.Максимова

1.09.2014



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по истории Древнего мира

(базовый уровень)

5 класс









Составитель: Шустова Ольга Викторовна,

учитель истории









Лобня

2014



Пояснительная записка

к рабочей программе по Всеобщей истории.

История Древнего мира (5 класс)



Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательство «Просвещение», 2008 г. Опирается на стандарт основного общего образования по истории.

Данное тематическое планирование рассчитано на 70 учебных часов (2 часа в неделю).

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно- хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Кроме того, изучение истории позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации.

В 5 классе, в ходе изучения истории происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение локальных цивилизаций в древности, их наименования и определение сущности являются спорными и неустановленными).

Данный курс ставит своей целью дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности, создать более полное представление о странах древнего мира, более глубокое проникновение в специфику древних цивилизаций.

В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса - формировать историческое мышление - дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного.

Цели курса:

• осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ;

• показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

• охарактеризовать становление идей и инстинктов, понимание которых необходимо со­временному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования);

• раскрыть на конкретном примере, что каждый из народов древности оставил позитив­ный след в истории человечества.

Формировать у ученика терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

В ходе изучения курса у учащихся должны сформироваться следующие умения и навыки:

• пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, раскрыть содержание иллю­страции;

• сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия;

• умение оперировать историческими датами;

• умение читать карту;

• умение анализировать исторические источники.

В результате изучения истории ученик должен:

знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории Древнего мира и выдающихся деятелей древней истории;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • определять последовательность и длительность важнейших событий древней истории;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;

  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ

  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

  • группировать исторические явления и события по заданному признаку;

  • объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

  • выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древней истории, достижениям культуры;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

- высказывания собственных суждений (в споре и т.п.) об историческом наследии народов мира;

- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

КОЛИЧЕСТВО КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ:

За первое полугодие: 4

За второе полугодие: 3

За год: 7













Программа курса «История Древнего мира»

Введение. Откуда мы узнаем, как жили наши предки. -1 час

Глава 1. Первобытные собиратели и охотники -3 часа

Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы -2 часа

Глава 3. Счет лет в истории -2 час

Глава 4. Древний Египет -8 часов

Глава 5. Западная Азия в древности -8 часов

Глава 6. Индия и Китай в древности -5 часов

Глава 7. Древнейшая Греция -5 часов

Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием -8 часов

Глава 9. Возвышение Афин в 5-м веке до н.э. и расцвет демократии -5 часов

Глава 10. Македонские завоевания в 4-м веке до н.э. -4 часа

Глава 11. Рим: от его возникновения до установления

господства над Италией -3 часа

Глава 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья -3 часа

Глава 13. Гражданские войны в Риме -4 часа

Глава 14. Римская империя в первые годы нашей эры -5 часов

Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной

Римской империи -3 часа

Итоговое повторение -1 час

урока


Тема урока

Дом. задание

Дата проведения

Фактическая дата

1.

Введение. Откуда мы узнаем, как жили наши предки.

стр.6, определения

1 неделя

Глава 1. Первобытные собиратели и охотники

2.

Древнейшие люди

§ 1

3.

Родовые общины охотников и собирателей

§ 2, вопросы

2 неделя

4.

Возникновение искусства и религиозных верований

§ 3, вопрос № 4

Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы

5.

Возникновение земледелия и скотоводства

§ 4

3 неделя

6.

Появление неравенства и знати

§ 5, вопросы

Глава 3. Счет лет в истории

7.

Счет лет в истории

С. 28-30, карточки

4 неделя

8.

Контрольная работа по теме «Жизнь первобытных людей»

С. 27

Глава 4. Древний Египет

9.

Государство на берегах Нила

§ 6

5 неделя

10.

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

§ 7

11.

Жизнь египетского вельможи

§ 8

6 неделя

12.

Военные походы фараонов

§ 9

13.

Религия древних египтян

§ 10

7 неделя

14.

Искусство Древнего Египта

§ 11

15.

Письменность и знания древних египтян.

§ 12, вопросы

8 неделя

16.

Контрольная работа по теме «Древний Египет»


Глава 5. Западная Азия в древности

17.

Древнее Двуречье

§ 13

9 неделя

18.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

§ 14, вопросы

19.

Финикийские мореплаватели

§ 15

10 неделя

20.

Библейские сказания

§ 16, выписать заповеди

21.

Древнееврейское царство

§ 17, определения

11 неделя

22.

Ассирийская держава

§ 18

23.

Персидская держава «Царя царей»

§ 19

12 неделя

24.

Контрольная работа по теме «Западная Азия в древности»


Глава 6. Индия и Китай в древности

25.

Природа и люди Древней Индии

§ 20

13 неделя

26.

Индийские касты

§ 21

27.

Чему учил китайский мудрец Конфуций

§ 22

14 неделя

28.

Первый властелин единого Китая

§ 23, вопросы

29.

Полугодовая контрольная работа

15 неделя

Глава 7. Древнейшая Греция

30.

Греки и критяне

§ 24

31.

Микены и Троя

§ 25

16 неделя

32.

Поэма Гомера «Илиада»

§ 26

33.

Поэма Гомера «Одиссея»

§ 27, вопросы

17 неделя

34.

Религия древних греков

§ 28, прочитать подвиги Геракла

Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

35.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

§ 29

18 неделя

36.

Зарождение демократии в Афинах

§ 30, определения

37.

Древняя Спарта

§ 31

19 неделя

38.

Основание греческих колоний

§ 32

39.

Олимпийские игры в древности

§ 33, вопрос № 4

20 неделя

40.

Победа греков над персами в Марафонской битве

§ 34

41.

Нашествие персидских войск на Элладу

§ 35, вопросы

21 неделя

42.

Контрольная работа по теме «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием»


Глава 9. Возвышение Афин в 5-м веке до н.э. и расцвет демократии

43.

В гаванях афинского порта Пирей

§ 36

22 неделя

44.

В городе богини Афины

§ 37

45.

В афинских школах и гимнасиях

§ 38

23 неделя

46.

В театре Диониса

§ 39

47.

Афинская демократия при Перикле

§ 40

24 неделя

Глава 10. Македонские завоевания в 4-м веке до н.э.

48.

Города Эллады подчиняются Македонии

§ 41, вопрос № 2

49.

Походы Александра Македонского на Восток.

§ 42

25 неделя

50.

В Александрии Египетской

§ 43, вопросы на стр. 202

51.

Контрольная работа по теме «Македонские завоевания в 4-м веке до н.э.»

26 неделя

Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

52.

Древний Рим

§ 44

53.

Завоевание Римом Италии

§ 45, определения

27 неделя

54.

Устройство Римской республики

§ 46, вопросы

Глава 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья

55.

Вторая война Рима с Карфагеном

§ 47

28 неделя

56.

Установление господства Рима во всем Средиземноморье

§ 48, вопросы

57.

Рабство в Древнем Риме

§ 49

29 неделя

Глава 13. Гражданские войны в Риме

58.

Земельный закон братьев Гракхов

§ 50

59.

Восстание Спартака

§ 51

30 неделя

60.

Единовластие Цезаря

§ 52

61.

Установление империи

§ 53

31 неделя

62.

Итоговая контрольная работа


Глава 14. Римская империя в первые годы нашей эры

63.

Соседи Римской империи в первые века нашей эры

§ 54, вопросы

32 неделя

64.

В Риме при императоре Нероне

§ 55

65.

Первые христиане и их учение

§ 56, вопросы

33 неделя

66.

Расцвет Римской империи во 2-м веке н.э.

§ 57

67.

«Вечный город» и его жители

§ 58, рисунок

34 неделя

Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи

68.

Римская империя при Константине

§ 59

69.

Взятие Рима варварами

§ 60

35 неделя

70.

Семь чудес света



Используемая литература:


  1. Вигасин А.А. Годер Г.И. Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса. - М., 2012.

  2. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2.-М., 2011.

  3. Годер Г. И. Задания и задачи по истории древнего мира: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1996

  4. Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. Пособие для учителя.- М., 2010.

  5. Брандт М.Ю. История Древнего мира. Тесты.- М.,2000

  6. Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории 5-9 класс.- М.,1997

  7. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции - М.,1998

  8. Крушкол Ю.С. Мурыгина Н.Ф. Хрестоматия по истории Древнего мира-М., 1977

  9. Лубченков Ю.Н. Михайлов В.В. История Древнего Рима - М.,1998

  10. Максимов Ю.И. Тесты по истории Древнего мира. 5 класс. - М.,2010.

  11. Смирнов С. Г. Задачник по истории Древнего мира - М.,1994

  12. Сухов В.В. История Древнего мира и Средних веков. 5-6 класс. - М.,2000.

  13. Крючкина Н. Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории древнего мира: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2003

  14. Цветкова Г. А. Дидактические материалы по истории Древнего мира: 5 кл. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003

  15. Аппарович Н. И. Дидактические карточки-задания по истории древнего мира. 5 класс. - М.: «ГЕНЖЕР», 1999



Рассмотрено

Протокол заседания

ШМО учителей естественно-научного цикла

от 25.08.2014 №1

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_______________ Д.З.Васильева

26.08.2014



© 2010-2022