- Преподавателю
- История
- Программа кружка по истории Увлекательная история
Программа кружка по истории Увлекательная история
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ооржак О.В. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МБОУ СОШ №12 г. Кызыла имени воинов-интернационалистов
Программа кружка
«Увлекательная история»
(5-8 классы)
Составитель:
Ооржак Оюу Владимировна
учитель истории и обществознания
Кызыл 2014
Пояснительная записка
"История учит даже тех, кто у нее не учится, она их проучивает за невежество и пренебрежение" (В.О. Ключевский). Изучать историю своего государства, знать ее должен каждый человек. Однако, в связи с тем, что на уроках изучается большой объем материала, школьная программа не позволяет подробно говорить о знаменитых людях нашего Отечества, с которыми связаны основные вехи в истории нашей страны, об интересных исторических фактах прошлого.
Сегодня в содержании образования все более важным становится не знаниевый, а системно - деятельностный подход, объединяющий интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие образования. Ценность исторической науки в обществе возрастает, так как история учит детей таким общечеловеческим ценностям как уважение друг к другу, веротерпимость, справедливость, стремление помогать друг другу в беде.
Актуальность программы определяется необходимостью воспитания и развития интереса к истории государства и тем историческим личностям, деятельность которых повлияла на историю страны. Учащиеся должны понимать процессы, происходящие в истории.
Целью данной программы является содействие становлению обучающегося как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности как гражданина и патриота.
Задачи программы:
- расширение интеллектуального кругозора учащихся;
- повышение мотивации к изучению истории ;
- помощь в формировании интереса к культурному наследию предков;
- развитие умения самостоятельно работать с различными источниками информации,
- овладение различными видами научно - исследовательской деятельности: исследовательская работа, проект, презентация, подготовка к олимпиадам и конкурсам;
- создание условия для развития творческих и коммуникативных способностей учащихся.
Отличительными особенностями данной программы являются
1) созидательная направленность, которая основывается на принципе целостности.
2) программа имеет прагматическое значение - подготовку к участию во Всероссийской олимпиаде школьников по истории и других исторических конкурсах, содержание которых предполагает сформированность исторических знаний.
3) кружок «Увлекательная история» призван объединить учащихся разных классов, которым интересна история и которые хотят получить больше знаний по этому предмету.
Новизна программы состоит в ее историко-краеведческой направленности, интегрированном характере, применении системно-деятельностного подхода, поискового метода в деятельности учащихся.
Организационно-педагогические основы:
Срок реализации: 1 год
Количество часов: 34 часа
Возраст участников: 12 - 14 лет, 5 - 8 классы
Режим занятий:
- занятия могут проводится 1 раз в неделю или 2 раза в месяц в течение учебного года (в зависимости от темы),
- предполагается проведение индивидуальных или групповых консультаций.
Основные принципы педагогической деятельности являются:
-
внимание к возрастным, физиологическим, психологическим особенностям воспитанников, их потенциальным возможностям;
-
принцип целесообразности (доступная учебная нагрузка, адекватные формы и методы работы);
-
принцип развивающего характера обучения (направленность на формирование приемов познавательной деятельности, расширение кругозора);
-
инвариантность содержания - программа применима для учащихся, которые заинтересованы в изучении истории, с учетом их уровня знаний, умений, навыков.
Основные методы работы:
- анализ исторической литературы и исторических источников,
- эвристическая беседа,
- дискуссия (дебаты),
- сюжетно-ролевые и интеллектуальные игры,
- подготовка и обсуждение творческих работ учащихся,
- «мозговой штурм» и др.
Формы занятий:
Теория: экскурсии, встречи с интересными людьми, сообщения, беседы, изучение экспонатов школьного музея, работа с ТСО.
Практика: выполнение творческих работ (докладов, мультимедийных презентаций, плакатов, синквейнов, исследовательских работ, проектов, буклетов и т.п), участие в олимпиадах и конкурсах
Программа кружка включает в себя следующие разделы
- История как наука (теоретическая часть)
- От теории - к практике
- Лики истории (конкурсы, интеллектуальные игры)
- Творчество - путь к успеху (участие в олимпиадах, конкурсах)
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
- Сохранение и развитие у учащихся чувства гордости, любви к Родине, родному краю, школе.
- Углубление знаний учащихся по истории края; развитие навыков сбора материалов и оформления исследовательских работ, презентаций, экскурсий, проектной деятельности.
- Повышение активности и толерантности учащихся.
- Результаты участия в школьных, районных, региональных конкурсах и олимпиадах.
- Активизация интереса к историческому прошлому России.
- Развитие творческого потенциала учащихся
- Формирование нравственных качеств личности.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться историческими источниками,
- работать над проектом, исследовательской работой,
- уметь публично защищать свою работу,
- обосновывать свою точку зрения,
- вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Основные формы подведения итогов реализации программы:
- интеллектуальный конкурс «Самый умный»,
- творческие работы учащихся,
- участие в мероприятиях на муниципальном и областном уровнях, связанных с историей.
Тематический план
Тема занятия
Кол-во
часов
Формы работы
ИКТ, ЦОР
Дата
Раздел 1. История как наука (теоретическая часть) (10 часов)
Тема 1. История как наука и удивительное путешествие в прошлое.
2
решение познавательных задач, дискуссия
презентация
Тема 2.Вспомогательные исторические дисциплины
1
сообщения учащихся с использованием презентации
Тема 3.Спорные вопросы в истории
2
беседа с использованием презентации
Э.4 презент.
Тема 4. Роль личности в истории.
2
эвристическая беседа
И.17,18
Тема 5. Загадки, тайны истории
2
работа с источниками,
И.16
Тема 6. Способы изучения истории
1
практикум
Раздел 2. От теории - к практике (5 часов)
Тема 1. Электронные ресурсы по истории (Интернет, электронные энциклопедии, электронные каталоги)
2
работа с ЦОРами, в Интернете
Интернет,
ЦОРы
Тема 2. Творческая работа по истории: основные требования
1
презентация
Тема 3. Творим сами
2
работа с Интернет- источниками
Раздел 3. Лики истории (12 часов)
Тема 1. История в лицах (интересные факты из жизни знаменитых личностей).
4
презентация, игра-путешествие
Тема 2. История в фактах: события прошлого в современном анализе
4
работа с источ- никами, решение познавательных задач, викторина
Тема 3. Путешествие по истории: события, факты, личности
4
игры, конкурсы, олимпиада
Раздел 4. Творчество - путь к успеху (5 часов)
Подготовка к олимпиадам, конкурсам муниципального и областного уровней
5
беседа, решение тестов
Итоговое занятие
2
Конкурс «Самый умный»
Итого 34 часа
Содержание программы
Раздел 1. История как наука (теоретическая часть) (10 часов)
История как наука и удивительное путешествие в прошлое.
Вспомогательные исторические дисциплины.
Спорные вопросы в истории.
Роль личности в истории.
Загадки, тайны истории.
Способы изучения истории
Теоретическая часть программы направлена на углубление исторических знаний, развитие исследовательских навыков учащихся.
Раздел 2. От теории - к практике (5 часов)
Электронные ресурсы по истории (Интернет, электронные энциклопедии, электронные каталоги).
Творческая работа по истории: виды творческих работ, основные требования к их выполнению. Выполнение творческих работ (создание презентаций, буклетов, кроссвордов, написание рефератов, проектов и т.п.).
Практическая часть программы направлена на формирование и развитие навыков проектной деятельности, знакомство с ЦОРами в Интернете, развитие навыков работы с Microsoft Office, Microsoft PowerPoint.
Раздел 3. Лики истории (12 часов)
История в лицах (интересные факты из жизни знаменитых личностей).
История в фактах: события прошлого в современном анализе.
Путешествие по истории: события, факты, личности
В рамках данного раздела учащиеся закрепляют полученные исторические знания через участие в интеллектуальных играх, конкурсах, викторинах.
Раздел 4. Творчество - путь к успеху (5 часов)
Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам муниципального и областного уровней. Проведение школьной олимпиады по истории. Написание исследовательских работ и проектов для участия в школьном (районной) конкурсе.
Интернет ресурсы
Литература для учителя
-
Борзова Л.П. Игры на уроке истории.- М.: изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2001
-
Зубанова С.Г., Чеботарева Н.И. Занимательная история на уроках и внеклассных мероприятиях.- М.: Издательство «Глобус», 2009
-
Горяйнов С.Г. Задачник по истории России. Ростов-на-Дону.: «Феникс», 1996
-
Ключевский В.О. Исторические портреты. - М.: ВЕЧЕ, 2005.
-
Лернер И.Я. Задачник по истории Отечества. 6 - 7 класс. М.: «Аквариум». - 1997.
-
Нетрадиционные уроки по истории России ХХ века в 9, 11 классах / Авт. - сост. Корнева Т.А. - Волгоград: Учитель, 2004.
-
Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней: Дидактические материалы. - М.: Дрофа, 1999.
-
Харьковская Н.И. Предметная неделя истории в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады.- Ростов -на-Дону.: «Феникс», 2005
Литература для учащихся
-
Ключевский В.О. Исторические портреты. - М.: ВЕЧЕ, 2005.
-
Скороспелов А.И. Кроссворды для школьников. История. Ярославль: «Академия развития», 1997.
-
Степанищев А.Т. История России: IX - XX вв.: Схемы. - М.: ВЛАДОС, 2001.
-
Хрестоматии по истории России из фондов школьной библиотеки
-
Олимпиадные задания прошлых лет
Интернет - ресурсы:
-
edu.ru/ - федеральный портал «Российское образование». Содержит обзор образовательных ресурсов Интернета, нормативные документы, образовательные стандарты и многое другое
-
hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/russia.htm - библиотека электронных ресурсов МГУ.
-
historia.ru/ - российский электронный журнал «Мир истории»
-
his.1september.ru/index.php - электронная версия газеты «История» - приложение к газете «Первое сентября».
-
rusolymp.ru - федеральный портал российских олимпиад школьников
-
ecsocman.edu.ru/ - федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент». Собраны материалы по социальной и экономической истории России, в том числе журнальные статьи и материалы круглых столов, посвященные проблемам исторического пути России.
-
km.ru/ - федеральный портал Виртуальной школы «Кирилла и Мефодия»
-
pedsovet.su/load/130 - каталог образовательных файлов, ЦОРов. История и обществознание.
-
igh.ru/inet_res/ir_jrn.htm - электронные журналы по истории
-
hist.msu.ru/ER/sources.htm - исторические источники в Интернете (коллекция электронных ресурсов по истории)
-
zpu-journal.ru/e-zpu/ - электронный журнал по истории «Знание. Понимание. Умение».
-
encyclopedia.ru - мир энциклопедий
-
myfhology.narod.ru - мифологическая энциклопедия
-
MojGorod.ru - «Народная энциклопедия «Мой город»». Все города России.
-
KM-school.ru/r1/media/a1.asp- КМ- школа. Информационные образовательные ресурсы.
-
macbion.narod.ru - Загадки и тайны ХХ века. Электронная энциклопедия.
-
websib.ru/noos/history/own.php - Личность в Истории
-
tabularium.narod.ru - Проект «Tabularium: личность в истории» посвящен людям - современникам грандиозных исторических событий, носителям редких качеств или людям, взгляды которых опередили их время.
-
topos.ru/veer/47/zheleznjak.htm - О закономерномерности исторического процесса и возможности исторического предвидения
-
emc.komi.com/02/03/126.htm - Вспомогательные исторические дисциплины
-
xattusa.ru/subjects/all/vid - Вспомогательные исторические дисциплины
-
clow.ru/a-rushist/information/105.html - Познавательный портал CLOW. Вспомогательные исторические дисциплины
-
bg-prestige.narod.ru/proekt/index.htm - Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации учебной деятельности»
-
festival.1september.ru/articles/413897 - Проектная деятельность на уроках истории. Приложение к газете «1 Сентября»
-
rulers.narod.ru/index.html Всемирная история в лицах. Сайт посвящен великим людям в истории человечества. Помимо биографий исторических деятелей, приведены сведения о королевских династиях, различные карты и схемы.
-
russianculture.ru Культура России. Официальный сервер Министерства культуры Российской Федерации. Система поиска позволяет искать информацию по хронологическим периодам и по жанрам искусства.