Рабочая программа по ИКМК 8 кл

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе программы курса для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Министерства образования Республики Мордовия, методических рекомендаций для основной школы под редакцией авторского коллектива Н.М.Арсентьева.

Данная программа содержит план изучения учебного материала по курсу «История и культура мордовского края» для 8 класса.

Одним из важнейших вопросов современного российского образования является формирование его региональной составляющей. В федеральном Базисном учебном плане 2004 г. Министерство образования России рекомендует выделять не менее 10 % общего нормативного времени на региональный (национально-региональный) компонент. В Мордовии с 1998 г. Изучается предмет «История и культура мордовского края», издаются программы и учебники для 5-9 классов.
Цели изучения:

Изучение истории и культуры мордовского края в соответствии с современными требованиями к школьному историческому образованию направлено на достижение следующих целей:

- освоение учащимися знаний о важнейших событиях и процессах истории Мордовии в их взаимосвязи с историей России и хронологической последовательности;

- овладение элементарными методами исторического познания, навыками работы с историческим источником, исторической картой;

- воспитание патриотических чувств, уважения к истории и традициям малой Родины, трепетного отношения к историческому и культурному наследию;

- формирование ценностных ориентаций в ходе знакомства с исторически сложившимися этнокультурными, религиозными традициями республики;

- приобретение умения применять знания о системах социальных норм и ценностей для ориентации в полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии.

Место предмета в базисном учебном плане.

Программа по курсу «История и культура мордовского края» для основной школы РФ, Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 17 часов для изучения курса из расчета 0,5 часа в неделю. Примерная программа составлена с учетом требований базисного учебного плана. Курс «История и культура мордовского края» в 8 классе ведется в соответствии с программой для общеобразовательных школ без добавлений и изменений





Общая характеристика предмета:


Преподавание курса истории и культуры Мордовии основано на нижеприведенных принципах.

- Необходимо подвести школьников к осознанию тесной взаимосвязи истории Мордовии с российской историей, которая выражается и в том, что события и закономерности общероссий-

кой истории нашли свое отражение в регионе, и в том, что многие уроженцы республики (Никон, Ф. Ушаков, С. Д. Эрьзя и др.) стали неотъемлемой частью политической, военной истории и культурного достояния России. Поэтому особое внимание в программе курса должно быть уделено проблемам геополитического положения Мордовии, ее вхождения в состав единого Российского государства, создания МАССР, места и роли современной Республики Мордовия в российском социально-экономическом, политическом, культурном пространстве.

- С другой стороны, в ходе изучения предмета следует отразить цивилизационные особенности региона: многонациональную и поликонфессиональную специфику края. Реализации этой задачи способствует социокультурный подход: большое внимание должно быть уделено традициям, религии, мифологии, фольклору народов республики.

- Историко-культурный компонент в определенной мере должен восполнить недостаток школьного курса истории, выражающийся в дефиците внимания к проблемам духовной культуры. Важно, что этот аспект раскрывается не только тогда, когда речь идет о высших достижениях культуры, но и при изучении повседневной жизни населения, быта, социальных норм.

- Историко-психологический метод продуктивен в подаче учебного материала, призван помочь детям взглянуть на исторические события, поведение людей прошлого с учетом особенностей психологии людей, этических норм и нравов той эпохи.

- В то же время современная система ценностей (свобода человека, права личности, ценность человеческой жизни, демократические нормы) является базовой в оценке результатов исторических преобразований, мерилом достижений населения края.

- С целью избежать схематизации исторических явлений следует формировать у учащихся представление об истории как о живом процессе, особое внимание уделив роли личности в истории, причем не только известного политика, военачальника, деятеля культуры, но и обычного горожанина, крестьянина, дворянина, священника, внесшего свой посильный вклад в историю.

- Целесообразно использование элементов филологического метода в преподавании истории и культуры Мордовии. Язык является богатым историческим источником: он помогает объяснить происхождение топонимических понятий, в нем скрыта этимология имен и фамилий. Язык исторических текстов позволяет воссоздать живую картину прошлого, отразить колорит эпохи, приблизиться к пониманию представлений, стиля мышления людей прошлого.

- Должное внимание следует уделить исторической географии. Поскольку границы мордовского края исторически изменчивы, а большая часть мордовского населения живет за пределами современной республики, очевидна необходимость изучения географических рамок расселения мордовской диаспоры, анализа современного географического положения Мордовии, его связи с особенностями исторического развития региона.

Одним из важнейших вопросов современного российского образования является формирование его региональной составляющей. В федеральном Базисном учебном плане 2004 г. Министерство образования России рекомендует выделять не менее 10 % общего нормативного времени на региональный (национально-региональный) компонент. В соответствии с рекомендациями МРИО, учебным планом МКОУ Болотниковская ООШ на 2014-2015 учебный год в школе ведется преподавание курса «История и культура мордовского края». Программа рассчитана на учащихся 5-9 классов, 0,5 час в неделю - 17 ч. в год.

Опора на вышеназванные базовые исторические принципы позволит реализовать многофакторный подход к изучению истории и культуры мордовского края: раскрыть геополитические, экономические, социально-демографические, религиозные факторы развития региона, а также сформировать у детей представление о сложности, многосторонности любого исторического явления и процесса.

Психолого-педагогические принципы должны учитывать возрастные особенности учащихся, они обусловлены задачами развивающего обучения. Важно, чтобы ребенок был не пассивным потребителем исторической информации, а деятельным участником процесса познания и обучения.

- Важным дидактическим приемом преподавания курса «Родиноведение» в 5 классе и курса истории Мордовии в 6 классе является опора на жизненный опыт Учащихся. Этому могут помочь составление родословной, изучение происхождения имен и фамилий, судеб предков, летописи школы, биографий улиц и т. д. Необходимо вводить школьников в мир истории через вещно-материальную среду: архитектурные памятники, старинные монеты, семейные фотографии и т. д.

- Результативным, на наш взгляд, должно стать использование игровых технологий в виде системы творческих заданий (исторические сочинения от первого лица, составление исторических карт, составление герба своего рода и т. д.)- Главная задача - заинтересовать ребенка, пробудить уважение к прошлому, научить видеть историю в себе, своей семье, предметах быта, названиях улиц, городов.

Учащиеся подросткового возраста (7-9 классов) склонны к реальной практической деятельности, познанию мира и самопознанию. На этом этапе обучения возникают возможность и необходимость развития абстрактного мышления, формирования понятийного аппарата школьников.

Конкретное воплощение данная идея может находить в решении проблемных задач, когда учащиеся отвечают на вопросы, требующие не только знания фактов, но и логического мышления, анализа исторической ситуации, сопоставления возможных вариантов развития событий. Работа с историческими документами и с историческими терминами способствует развитию аналитических способностей, овладению методикой научного анализа.

- Наглядность обучения - важный дидактический принцип, необходимый в преподавании курса. Карты, схемы, таблицы, иллюстрации должны сопровождать все материалы учебно-методического комплекса и сам процесс обучения, способствуя лучшему усвоению материала учащимися и облегчая работу учителя.

Вышеназванные исторические и дидактические принципы призваны способствовать реализации и развитию способностей, интересов детей, приобретению ими опыта познания и самопознания, подготовить их к осуществлению выбора образовательной и профессиональной траектории, сформировать общенациональное самосознание, исторический оптимизм, воспитать учащихся в духе толерантности и уважения к истории родного края и России в целом.

Место предмета в учебном плане:

На изучение курса ИКМК отводиться 17 часов, 0,5 час в неделю.






Содержание учебного курса


Тема: Социально-политическое развитие мордовского края в первой половине XIX века

1 урок. Положение мордовского края в многонациональной Российской империи к началу XIX века. Административное устройство. Особенности развития мордовских земель в составе различных губерний Российской империи. Национальный и социальный состав населения.

2 урок. Участие населения мордовского края в Отечественной войне 1812 г. Народное ополчение. Сбор пожертвований для нужд армии. Создание госпиталей. Участие в заграничных походах.

3 урок. Народное движение первой половины XIX в. Терюшевское восстание 1808 - 1810 гг. Декабристы - наши земляки.

  1. Тема: Социально-экономическое развитие мордовского края в первой половине XIX века

4 урок. Сельское хозяйство. Численность и состав населения. Проявления кризиса феодально-крепостнического хозяйства. Помещичье и крестьянское хозяйство: типы, категории. Попытки рационализации помещичьих хозяйств. Помещичьи крестьяне. Реформы П.Д. Киселева и государственные крестьяне. Развитие земледельческих промыслов крестьян. Особенности уклада жизни крестьян. Крестьянское движение.

5 урок. Состояние промышленности. Развитие традиционных кустарных промыслов. Торгово-промышленные села. Формы организации торговли. Саранская ярмарка. Специфика городов в мордовском крае (уездные, заштатные). Население, внешний облик горожан и общественная жизнь.


Тема: Культура мордовского края в первой половине XIX в.

6 урок. Проявление национального самосознания в культуре мордовского народа. Взаимовлияние культур русского и мордовского народов. Просвещение. Роль Казанского университета в распространении образования. Типография Н.Е. Струйского.

7 урок. Общественные движения. Видные деятели освободительного движения 40 - 50-х гг. XIX в. в мордовском крае. Н.М. Сатин. А.И. Пальм. А.Д. Желтухин. Н.П. Огарев и его акшинские социалистические эксперименты.

8 урок. Литература. А.И. Полежаев. И.В. Селиванов. Искусство. Саранская живописная школа. И.К. Макаров. Архитектура. М.П. Варенцов-Коринфский.

9 урок. Повторительно-обобщающий урок


Тема: Социально-экономическое развитие мордовского края в пореформенный период

10 урок. Подготовка и реализация аграрной реформы в мордовском крае. Крестьянское движение. Рост товарности крестьянских хозяйств. Дифференциация крестьянства. Помещичье хозяйство в новых условиях.

11 урок. Развитие промышленности, торговли и транспорта. Особенности формирования промышленной буржуазии и пролетариата. Предпринимательские фамилии в мордовском крае. Первые выступления рабочих.

Тема: Общественная жизнь края во второй половине XIX века

12 урок. Либеральные реформы 60 - 70-х гг. в мордовском крае. Земские образование, медицина, статистика. Открытие Народных училищ. Пореформенный город.

13 урок. Либеральное и радикально-демократическое движение. Аграрный вопрос в общественной борьбе. П.Г. Заичневский. Народники. М.Н. Гернет.

Тема: Развитие культуры мордовского края на рубеже XIX-XX вв.

14 урок. Литература и публицистика в культурной жизни населения края. Русские писатели о мордовском народе. Архитектура уездного города. Живопись. Возникновение театра. В.С. Серова. Выдающийся педагог и просветитель М.Е. Евсевьев.

15 урок. Крестьянская культура (обряды, праздники, одежда, музыка). Мещанская (городская) культура. Общественный кругозор населения. Быт различных классов и социальных слоев.

16 урок. Повторительно-обобщающий. Завершение складывания в XIX веке многонациональной Российской империи. Общее и особенное в судьбе русского и мордовского народов.

17 урок. Итоговый урок по курсу 8 класса.































Материально-техническое обеспечение


  • Мультимедийный компьютер.

  • Разработанный учителем презентационный материал.

  • Карта Республики Мордовия.

Учебно-методическое обеспечение



Используемый учебник: История и культура мордовского края в первой XIX в начале X X веках; учеб.для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ под ред. проф. РАН Н.М. Арсентьева ; Издат. центр ИСИ МГУ им. Н.П. Огарева. - Саранск, 2007. - 200с.

Дополнительная литература

  1. История Мордовии. С древнейших времен до середины XIX века. Под. ред. Н.М. Арсентьева, В.А. Юрченкова/ Саранск, 2001 г

  2. История Мордовии: От эпохи великих реформ до великой российской революции / В.М. Арсентьев, Н.М. Арсентьев, С.Б. Бахмустов и др. ; под ред. Н.М. Арсентьева, В.А. Юрченкова. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2005 г.

  3. Крюкова Т.А. Мордовское народное изобразительное искусство/ Саранск, 1968 г.

  4. Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. Сост. Маркова С.С./Саранск, 2004 г

  5. Здравствуй, Мордовия!: рассказы о род. крае для маленьких читателей /Мордов. гос. ун-т им. Н.П. Огарева; авт.-сост. Н.М. Арсентьев, Т.С. Баргова, К.И. Шапкарин. - Саранск: 2005 г.

  6. Чамзинский район на стыке веков / Сост.: П.Д. Новиков, В.А. Зеленов, Н.Л. Банников, И.И. Квасков, Е.П. Садилин и др. - Саранск. 1999 г.

  7. Бахмустов С., Лаптун В. Разорванное ожерелье. - Саранск, 1991.

  8. Воронин И. Д. Достопримечательности Мордовии - Саранск, 1982.

  9. Воронин И. Д. Литературные деятели и литературные места Мордовии. - Саранск, 1976.

  10. Записки о Саранске XVIII-XX веков / сост. В. А. Юрченков. - Саранск, 1991.

  11. Махаев В. Храмы Мордовии: рассказы для школьников о православных храмах и монастырях мордовского края. - Саранск, 2008.

  12. Мокшин Н. Ф. Боги и сказания мордвы: рассказы о родном крае для маленьких читателей. - Саранск, 2007.

  13. Мокшин Н. Ф. Мифология мордвы. Этнографический справочник. - Саранск, 2004.

  14. Осянина Н. Десять путешествий скульптора Эрьзи: рассказы о жизни и творчестве С. Д. Эрьзи (Нефедова). - Саранск, 2008.

  15. Ушаковы: монах и воин: по рассказам архивариуса Санаксар- ского монастыря иеромонаха Венедикта. - Саранск, 2008.

  16. Юрченков В. А. Хронограф, или Повествование о мордовском народе и его истории. - Саранск, 1991.

© 2010-2022