- Преподавателю
- История
- Разработка урока по истории на тему Природные условия и население Древней Индии (6 класс)
Разработка урока по истории на тему Природные условия и население Древней Индии (6 класс)
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Олешко Д.Р. |
Дата | 30.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Макеевская общеобразовательная школа I - III ступеней №72
Методическая разработка урока истории в 6 классе
Подготовила
учитель истории
Олешко Д.Р.
2016год
Тема урока: Природные условия и население Древней Индии.
Цели и задачи урока: сформировать представление обучающихся о загадочной древней Индии; познакомить с географическим положением, выявить особенности природных условий Индии, узнать о занятиях древних индийцев; развивать умения у обучающихся работать с исторической картой; формировать навыки обучающихся получать информацию от исторической карты, вырабатывать умения систематизировать информацию, развивать память, мышление, речь; воспитывать чувства уважения к традициям и историческому прошлому стран мира.
Тип урока: урок - путешествие.
Структура урока:
1.Организационный момент
2. Подготовка к активному усвоению знаний.
3. Изучение новой темы (план урока):
- Местоположение Индии
-Климат Индии
-Животный и растительный мир Индии
-Цивилизация Древней Индии
-Занятия жителей Древней Индии
4. Закрепление
5. Подведение итогов
6.Объяснение домашнего задания
Методические приемы:
-
Словесный
-
Наглядный
-
Практический
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Актуализация знаний учащихся:
Ребята, на предыдущих уроках мы с вами изучали государства Передней Азии, давайте с вами вспомним и назовём эти государства:
-Древнее Двуречье или Междуречье (Презентация слайд 2)
-Финикия (Презентация слайд 3)
-Ассирийская держава (Презентация слайд 4)
-Персидская держава (Презентация слайд 5)
Молодцы, ребята, а сейчас мы выполним задание на повторение.
- Впишите недостающие слова:
(Презентация слайды № 6, 7)
-Столицу Ассирии, город Ниневию, называли «логовищем львов», «городом крови».
-В 8-м веке до н.э. самой сильной в мире была армия государства Ассирия.
-Ассирийцы впервые стали широко использовать в военном деле конницу.
-Для разрушения вражеской крепости ассирийцы применяли таран.
-Ниневия была захвачена и сожжена врагами в 612 году до н.э. Однако библиотека царя Ассирии по имени Ашшурбанапал не погибла в огне.
-Самым могущественным правителем Персии был Дарий Первый.
-В 538 году до н.э. Кир торжественно вступил в побеждённый Вавилон.
-
Изучение нового материала.
Хорошо, это мы с вами повторили, а, сейчас приступаем к изучению новой темы.
Учитель: Ребята, многие из вас, наверное, любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? Но ведь можно путешествовать и заочно. И вот однажды взяв в руки книгу я увидела карту одной большой страны. Эта страна - родина шахмат, родина арифметических чисел, которыми мы привычно пользуемся сегодня. Там живут слоны, есть непроходимые леса. А еще говорят, что мальчик Маугли тоже жил в этой стране. Жители этой загадочной страны очень любят петь и танцевать. Послушайте небольшой отрывок из песни и посмотрите танец. Попробуйте узнать о какой стране идёт речь. И куда мы с вами сейчас отправимся в путешествие.
(Презентация слайд 8)
(Танец под индийскую музыку).
Учитель: Как вы думаете, ребята, с историей какой страны мы начинаем знакомиться на этом уроке?
Дети : Индия.
Учитель: Правильно, Индия. Об этой таинственной далёкой стране вы, наверное, уже немало слышали.
Учитель: А, как вы считаете, какова цель нашего урока, о чём мы должны сегодня узнать?
Дети: (сами высказывают предположения):
-Познакомиться с географическим положением Древней Индии;
-Выявить особенности природных условий Древней Индии;
- Узнать о древних городах Индии;
-Узнать о занятиях древних индийцев.
Учитель: Вы верно заметили, сегодня нам предстоит разобрать такие вопросы:
(Презентация слайд № 9)
-
Местоположение Индии
-
Климат Индии
-
Животный и растительный мир Индии
-
Цивилизация Древней Индии
-
Занятия жителей Древней Индии
Сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие в эту страну. Скажите, а что берут люди с собой, отправляясь в путешествие? ( Дети отвечают). Конечно, много разных вещей, но, как правило, они берут с собой компас и карту. Древние греки называли Индию: «волшебной, сказочной страной». Почему? В течение урока мы постараемся ответить на этот вопрос.
Учитель: Итак, ребята, запишите тему нашего урока : «Природные условия и население Древней Индии".
(Презентация слайд № 10)
Учитель: В Южной Азии, за высочайшим в мире, Гималайским хребтом, раскинулся большой полуостров Индостан, на котором находится Индия. (показать на карте)
(Презентация слайд № 11)
Индия - одна из колыбелей человеческой цивилизации.
(Презентация слайд № 12)
Полуостров - это часть суши, омываемая водой: морями, океанами. (записать)
Посмотрите на карту, водами какого океана омывается Индия? ( стр. 96)
Дети: Индийским океаном.
Учитель: Вы уже знаете, что люди поселяются там, где есть реки. В Индии протекают две больших реки…какие? (стр.96)
Дети: Инд и Ганг.
Учитель: Правильно. Самые широкие и полноводные реки Индии - Инд и Ганг. На берегах этих рек и селились в древности индийцы.
(Презентация слайд № 13)
Свое название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга, жители Индии, считают священными.
Работа с документом.
Учитель: Ребята, а сейчас мы с вами поработаем с документом. Мы прочитаем отрывок из сочинения Диодора Сицилийского "Историческая библиотека). Внимание на экран. Читает____________
(Презентация слайд № 14)
Чтение первого отрывка: "Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями:"
Учитель: Что мы узнали из этого отрывка? (Дети отвечают: "в Индии есть горы, плодовые деревья»)
Учитель: Посмотрите на карту. Как называются горы, о которых упоминает Диодор Сицилийский? (учебник стр. 96)
Дети : Гималаи.
(Презентация слайд № 15, 16)
Учитель: Да, ребята, правильно, Гималайские горы. Вершины Гималаев сплошь покрыты льдами и снегами. Кстати, слово "Гималаи" означает "жилище снега". В Гималаях находится самая высокая на земле вершина - это Джомолунгма.
(Презентация слайд № 17)
Дети: Джомолунгма -"поднебесное жилище богов". (записать)
(Презентация слайд № 18 ) ( видео)
(Презентация слайд № 19)
А сейчас мы прочтём ещё один отрывок из сочинения Диодора Сицилийского "Историческая библиотека). Внимание на экран. Читает____________
Чтение второго отрывка: "Индия никогда, говорят, не знала голода... Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона - один зимний :, другой - летний:"
Учитель: Что мы узнали о климате Индии?
Дети: Там идут дожди.
Учитель: Да, ребята, дожди в Индии идут часто. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко. Из-за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами - джунглями.
(Презентация слайд № 20)
Учитель: Джунгли - непроходимые леса. (записать)
(Презентация слайд № 21)
В джунглях поражает огромная высота деревьев, густота растительности - здесь всегда темно и душно. Гигантскими гирляндами свешиваются лианы и образуют сплошную сеть, через которую очень трудно пройти. В вечнозеленом лесу круглый год цветут яркие душистые цветы. С восхода до заката слышатся гомон птиц. Как вы думаете, ребята, что джунгли давали древним жителям Индии? (ответы детей)
Учитель: Человек, попавший в джунгли, не боялся умереть с голода. Здесь всегда можно найти еду, ведь в джунглях растут орехи, ягоды, бананы, манго, цитрусовые. Но в джунглях человека подстерегала опасность.
(Презентация слайд № 22)
Там водится множество зверей и птиц. Здесь живут страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи. Особенно индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг своих домов кусочки еды и говорили: "Угощайтесь, но нас не трогайте". Еще в Индии водился слон.
(Презентация слайд № 23)
Индийцы приручили слона. Он переносил тяжести и даже участвовал в сражениях - воины сидели на спине у слона и осыпали противника стрелами. У индийцев слон был одним из священных животных. Даже одним из главных богов был Ганеша, которого изображали с головой слона.
(Презентация слайд № 24)
Ребята, вы наверняка читали замечательную книгу, в которой рассказывается о жизни джунглей. Как называется эта книга, кто ее автор?
Дети: "Маугли", автор - Киплинг.
Физкультминутка: (Презентация слайд № 25)
Учитель: Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:
Дети встают.
-
заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз);
-
идем по тропинке (ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра);
-
увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо);
-
впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом);
-
раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя);
-
вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).
Учитель: Так, отдохнули, а теперь продолжаем наше путешествие. Шли мы по джунглям и вышли к поселку. На северо-западе полуострова Индостан в долине большой реки Инд в III тыс. до н.э. возникли первые поселения.
(Презентация слайд № 26)
Археологи нашли в долине Инда остатки огромных городов - Рупар, Рангур, Хараппа, (Презентация слайд № 27) Мохенджо-Даро. (Презентация слайд № 28).
И сегодня, специально, к нам на урок я пригласила трёх археологов, чтобы они нам рассказали об одном из древних городов Индии.
(сообщение уч-ся)
1. Особенно нас поразил город Мохенджо-Даро. Вероятно, город строился на протяжении нескольких столетий. Его размеры достигали 250 га. Здесь были обнаружены прямые улицы, с домами, построенными из обожженного кирпича. Стены некоторых зданий возвышались на 7 с половиной метров. Скорее всего, горожане жили в 2-х и 3-х этажных домах. В домах не было окон, выходящих на улицу, но зато, кроме жилых помещений, была комната для омовений, куда подавалась вода из специального колодца.
2. Улицы располагались с севера на юг и с востока на запад, ширина каждой из них достигала 10 м. Вероятно, древние жители этого города пользовались повозками на колесах. В центре Мохенджо-Даро возвышалось здание с огромным бассейном. Назначение этого строения точно неизвестно, но ученые предположили, что это здание представляло собой древний храм, посвященный богу воды. Неподалеку от храма размещались большие ремесленные мастерские, рынок и зернохранилища. Центральная часть города была обнесена крепостной стеной. За ней жители Мохенджо-Даро прятались во время войн.
3. В начале II тыс. до н.э.жители стали покидать свои города, со временем они пришли в упадок, и их занесло песком.О городах забыли на 3,5 тысячи лет, пока в 1922 г. не нашли их археологи. Историки еще окончательно не установили причины запустения этих городов.Возможно, была эпидемия малярии, резкое изменение природных условий (экологическая катастрофа) и т.д. Гибелью этих двух городов заканчивается древний период истории Индии.
Учитель: Спасибо, ребята, за ваш интересный рассказ о первых поселениях Древней Индии.
Высокого развития в городах достигло ремесло, (Презентация слайд №29) из бронзы изготовляли орудия труда и оружие, а также статуэтки людей и животных. Археологами найдено много украшений из золота, серебра, меди и бронзы: браслеты, кольца, серьги. Из камня делали ручные жернова, различные виды гирь.
Высокого развития также достигло и гончарное искусство.( Слайд 30) Почти вся посуда изготовлялась на гончарном круге. Часто посуду разрисовывали узорами и орнаментом. На гончарном круге делали также глиняные канализационные трубы, глиняные колеса, прялки.
Жители городов разводили скот: овец, свиней, быков, буйволов, коз, собак. С особой любовью они относились к корове.
(Презентация слайд № 31)
Она давала молоко, из которого делали простоквашу, масло. А вот мясо коровы индийцы не ели, она считалась священным животным. Тот, кто убивал корову, считался преступником.
Но главным занятием жителей Древней Индии было земледелие. В долине рек индийцы начинают развивать рисоводство, выращивают бобовые и злаковые культуры.
(Презентация слайд № 32)
А, сейчас, путешественники, которые вернулись из Индии, продолжат наш рассказ о земледелии.
Сценка.
Ученик: Это произошло во дворце египетской царицы Клеопатры. Она узнала, что несколько путешественников вернулись из загадочной Индии и пригласила их рассказать об этой стране.
1 путешественник: Если бы вы только знали, какая удивительная страна - Индия. Там на кустах растёт белая шерсть. Я видел своими собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, и делают из неё красивые и прочные ткани:
Ученик: Клеопатра воскликнула:
Клеопатра: Ты лжешь! Такого не может быть! Эй, стража, казнить его!
Учитель: Взмолился путешественник.
1 путешественник: Помилуй меня! Это правда!
Ученик: И подал царице коробочку хлопчатника и ткань, которую делают из хлопка.
(Презентация слайд № 33)
Царица помиловала путешественника и сказала:
Клеопатра: Расскажи мне еще о том, что же выращивают в этой удивительной стране.
Ученик: Тогда заговорил второй путешественник:
2 путешественник: Кроме пшеницы и ячменя, которые нам хорошо известны, жители Индии выращивают диковинные культуры, которые я привез.
Это чай
Рис
Сахар
Перец
Клеопатра: спасибо, из вашего рассказа я узнала, что индийцы выращивают различные культуры: рис, хлопчатник, сахарный тростник, пряности.
(Презентация слайд № 34)
(Презентация слайд № 35)
(Презентация слайд № 36)
(Презентация слайд № 37)
Учитель: спасибо, ребята, присаживайтесь. Таким образом, древние индийцы подарили человечеству такие сельскохозяйственные культуры, как хлопчатник, сахарный тростник, рис, пшеницу, ячмень, пряности. Ребята, на этом наше путешествие по Древней Индии подошло к концу. Наше путешествие для вас было интересным?
Учитель: А, сейчас, мы с вами, ребята, закрепим изученный материал. У вас на партах лежат листочки с кроссвордом, который вы должны разгадать. Пока будет играть мелодия, вы работаете над заданием, а как только закончится музыка вы должны поменяться листочками и проверить работу своего соседа. Каждый правильный ответ - 1 балл, если ваш сосед неправильно написал - исправьте. После этого вы посчитаете полученные баллы и поставите оценку вашему однокласснику за работу на уроке.
(Презентация слайд № 38). Музыка.
(Дети решают кроссворд и играет музыка, а затем на экране постепенно появляются ответы при обсуждении вопросов.)
Учитель: А теперь посчитаем баллы и поставим оценки друг другу. Поднимите руку, кто получил "5", кто "4"? А есть "3"? Молодцы, все сегодня поработали хорошо.
Заключительное слово
Итак, мы сегодня на уроке выяснили : каковы особенности географического положения Индии, чем занимались жители Индии, какие были природные условия Древней Индии, познакомились с древнейшими городами Индии.
(Презентация слайд № 39)
Да, Индия, действительно, «волшебная, сказочная страна»: в джунглях растут экзотические плоды, круглый год цветут цветы, на юге много драгоценных камней, всегда жарко, там выращивают сахарный тростник и хлопчатник, много необычных зверей и птиц.
Ребята, но на этом наше путешествие по Индии ещё не заканчивается. Мы продолжим на следующем уроке. Познакомимся с памятниками культуры Древней Индии и религиозными верованиями.
А, сейчас подведём итог нашего урока, закончив предложения:
5. Рефлексия
(Презентация слайд № 40)
-
Сегодня я узнал…..
-
Я понял, что…….
-
Было трудно….
-
Я выполнял задания….
-
Меня удивило………..
-
Мне захотелось………..
Давайте поставим оценку за урок.
6. Домашнее задание .
(Презентация слайд № 41)
Д/з: заполнить текстовую таблицу: «Влияние природно-климатических условий на развитие хозяйственной деятельности Индии»
Благоприятные условия
Неблагоприятные условия
ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ
-
Самые высокие горы в мире.
-
Река в Индии.
-
Непроходимые леса.
4. Священное животное в Индии.
5. Полуостров, на котором находится Индия.