• Преподавателю
  • История
  • Разработка урока по истории на тему Природные условия и население Древней Индии (6 класс)

Разработка урока по истории на тему Природные условия и население Древней Индии (6 класс)

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Макеевская общеобразовательная школа I - III ступеней №72







Методическая разработка урока истории в 6 классе







Подготовила

учитель истории

Олешко Д.Р.










2016год

Тема урока: Природные условия и население Древней Индии.

Цели и задачи урока: сформировать представление обучающихся о загадочной древней Индии; познакомить с географическим положением, выявить особенности природных условий Индии, узнать о занятиях древних индийцев; развивать умения у обучающихся работать с исторической картой; формировать навыки обучающихся получать информацию от исторической карты, вырабатывать умения систематизировать информацию, развивать память, мышление, речь; воспитывать чувства уважения к традициям и историческому прошлому стран мира.

Тип урока: урок - путешествие.

Структура урока:

1.Организационный момент
2. Подготовка к активному усвоению знаний.
3. Изучение новой темы (план урока):
- Местоположение Индии

-Климат Индии

-Животный и растительный мир Индии

-Цивилизация Древней Индии

-Занятия жителей Древней Индии

4. Закрепление
5. Подведение итогов
6.Объяснение домашнего задания

Методические приемы:

  • Словесный

  • Наглядный

  • Практический

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний учащихся:

Ребята, на предыдущих уроках мы с вами изучали государства Передней Азии, давайте с вами вспомним и назовём эти государства:

-Древнее Двуречье или Междуречье (Презентация слайд 2)

-Финикия (Презентация слайд 3)

-Ассирийская держава (Презентация слайд 4)

-Персидская держава (Презентация слайд 5)

Молодцы, ребята, а сейчас мы выполним задание на повторение.

- Впишите недостающие слова:


(Презентация
слайды № 6, 7)


-Столицу Ассирии, город Ниневию, называли «логовищем львов», «городом крови».
-В 8-м веке до н.э. самой сильной в мире была армия государства Ассирия.
-Ассирийцы впервые стали широко использовать в военном деле конницу.
-Для разрушения вражеской крепости ассирийцы применяли таран.
-Ниневия была захвачена и сожжена врагами в 612 году до н.э. Однако библиотека царя Ассирии по имени Ашшурбанапал не погибла в огне.

-Самым могущественным правителем Персии был Дарий Первый.

-В 538 году до н.э. Кир торжественно вступил в побеждённый Вавилон.



  1. Изучение нового материала.

Хорошо, это мы с вами повторили, а, сейчас приступаем к изучению новой темы.

Учитель: Ребята, многие из вас, наверное, любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? Но ведь можно путешествовать и заочно. И вот однажды взяв в руки книгу я увидела карту одной большой страны. Эта страна - родина шахмат, родина арифметических чисел, которыми мы привычно пользуемся сегодня. Там живут слоны, есть непроходимые леса. А еще говорят, что мальчик Маугли тоже жил в этой стране. Жители этой загадочной страны очень любят петь и танцевать. Послушайте небольшой отрывок из песни и посмотрите танец. Попробуйте узнать о какой стране идёт речь. И куда мы с вами сейчас отправимся в путешествие.

(Презентация слайд 8)

(Танец под индийскую музыку).

Учитель: Как вы думаете, ребята, с историей какой страны мы начинаем знакомиться на этом уроке?

Дети : Индия.

Учитель: Правильно, Индия. Об этой таинственной далёкой стране вы, наверное, уже немало слышали.

Учитель: А, как вы считаете, какова цель нашего урока, о чём мы должны сегодня узнать?



Дети: (сами высказывают предположения):

-Познакомиться с географическим положением Древней Индии;

-Выявить особенности природных условий Древней Индии;

- Узнать о древних городах Индии;

-Узнать о занятиях древних индийцев.

Учитель: Вы верно заметили, сегодня нам предстоит разобрать такие вопросы:

(Презентация слайд № 9)

  • Местоположение Индии

  • Климат Индии

  • Животный и растительный мир Индии

  • Цивилизация Древней Индии

  • Занятия жителей Древней Индии

Сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие в эту страну. Скажите, а что берут люди с собой, отправляясь в путешествие? ( Дети отвечают). Конечно, много разных вещей, но, как правило, они берут с собой компас и карту. Древние греки называли Индию: «волшебной, сказочной страной». Почему? В течение урока мы постараемся ответить на этот вопрос.

Учитель: Итак, ребята, запишите тему нашего урока : «Природные условия и население Древней Индии".

(Презентация слайд № 10)

Учитель: В Южной Азии, за высочайшим в мире, Гималайским хребтом, раскинулся большой полуостров Индостан, на котором находится Индия. (показать на карте)

(Презентация слайд № 11)

Индия - одна из колыбелей человеческой цивилизации.

(Презентация слайд № 12)

Полуостров - это часть суши, омываемая водой: морями, океанами. (записать)

Посмотрите на карту, водами какого океана омывается Индия? ( стр. 96)

Дети: Индийским океаном.

Учитель: Вы уже знаете, что люди поселяются там, где есть реки. В Индии протекают две больших реки…какие? (стр.96)

Дети: Инд и Ганг.

Учитель: Правильно. Самые широкие и полноводные реки Индии - Инд и Ганг. На берегах этих рек и селились в древности индийцы.

(Презентация слайд № 13)

Свое название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга, жители Индии, считают священными.

Работа с документом.

Учитель: Ребята, а сейчас мы с вами поработаем с документом. Мы прочитаем отрывок из сочинения Диодора Сицилийского "Историческая библиотека). Внимание на экран. Читает____________

(Презентация слайд № 14)

Чтение первого отрывка: "Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями:"

Учитель: Что мы узнали из этого отрывка? (Дети отвечают: "в Индии есть горы, плодовые деревья»)

Учитель: Посмотрите на карту. Как называются горы, о которых упоминает Диодор Сицилийский? (учебник стр. 96)

Дети : Гималаи.

(Презентация слайд № 15, 16)

Учитель: Да, ребята, правильно, Гималайские горы. Вершины Гималаев сплошь покрыты льдами и снегами. Кстати, слово "Гималаи" означает "жилище снега". В Гималаях находится самая высокая на земле вершина - это Джомолунгма.

(Презентация слайд № 17)

Дети: Джомолунгма -"поднебесное жилище богов". (записать)

(Презентация слайд № 18 ) ( видео)

(Презентация слайд № 19)

А сейчас мы прочтём ещё один отрывок из сочинения Диодора Сицилийского "Историческая библиотека). Внимание на экран. Читает____________

Чтение второго отрывка: "Индия никогда, говорят, не знала голода... Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона - один зимний :, другой - летний:"

Учитель: Что мы узнали о климате Индии?

Дети: Там идут дожди.

Учитель: Да, ребята, дожди в Индии идут часто. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко. Из-за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами - джунглями.

(Презентация слайд № 20)

Учитель: Джунгли - непроходимые леса. (записать)

(Презентация слайд № 21)

В джунглях поражает огромная высота деревьев, густота растительности - здесь всегда темно и душно. Гигантскими гирляндами свешиваются лианы и образуют сплошную сеть, через которую очень трудно пройти. В вечнозеленом лесу круглый год цветут яркие душистые цветы. С восхода до заката слышатся гомон птиц. Как вы думаете, ребята, что джунгли давали древним жителям Индии? (ответы детей)

Учитель: Человек, попавший в джунгли, не боялся умереть с голода. Здесь всегда можно найти еду, ведь в джунглях растут орехи, ягоды, бананы, манго, цитрусовые. Но в джунглях человека подстерегала опасность.

(Презентация слайд № 22)

Там водится множество зверей и птиц. Здесь живут страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи. Особенно индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг своих домов кусочки еды и говорили: "Угощайтесь, но нас не трогайте". Еще в Индии водился слон.

(Презентация слайд № 23)

Индийцы приручили слона. Он переносил тяжести и даже участвовал в сражениях - воины сидели на спине у слона и осыпали противника стрелами. У индийцев слон был одним из священных животных. Даже одним из главных богов был Ганеша, которого изображали с головой слона.

(Презентация слайд № 24)

Ребята, вы наверняка читали замечательную книгу, в которой рассказывается о жизни джунглей. Как называется эта книга, кто ее автор?

Дети: "Маугли", автор - Киплинг.

Физкультминутка: (Презентация слайд № 25)

Учитель: Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:

Дети встают.

  • заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз);

  • идем по тропинке (ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра);

  • увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо);

  • впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом);

  • раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя);

  • вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).

Учитель: Так, отдохнули, а теперь продолжаем наше путешествие. Шли мы по джунглям и вышли к поселку. На северо-западе полуострова Индостан в долине большой реки Инд в III тыс. до н.э. возникли первые поселения.

(Презентация слайд № 26)

Археологи нашли в долине Инда остатки огромных городов - Рупар, Рангур, Хараппа, (Презентация слайд № 27) Мохенджо-Даро. (Презентация слайд № 28).

И сегодня, специально, к нам на урок я пригласила трёх археологов, чтобы они нам рассказали об одном из древних городов Индии.

(сообщение уч-ся)

1. Особенно нас поразил город Мохенджо-Даро. Вероятно, город строился на протяжении нескольких столетий. Его размеры достигали 250 га. Здесь были обнаружены прямые улицы, с домами, построенными из обожженного кирпича. Стены некоторых зданий возвышались на 7 с половиной метров. Скорее всего, горожане жили в 2-х и 3-х этажных домах. В домах не было окон, выходящих на улицу, но зато, кроме жилых помещений, была комната для омовений, куда подавалась вода из специального колодца.

2. Улицы располагались с севера на юг и с востока на запад, ширина каждой из них достигала 10 м. Вероятно, древние жители этого города пользовались повозками на колесах. В центре Мохенджо-Даро возвышалось здание с огромным бассейном. Назначение этого строения точно неизвестно, но ученые предположили, что это здание представляло собой древний храм, посвященный богу воды. Неподалеку от храма размещались большие ремесленные мастерские, рынок и зернохранилища. Центральная часть города была обнесена крепостной стеной. За ней жители Мохенджо-Даро прятались во время войн.

3. В начале II тыс. до н.э.жители стали покидать свои города, со временем они пришли в упадок, и их занесло песком.О городах забыли на 3,5 тысячи лет, пока в 1922 г. не нашли их археологи. Историки еще окончательно не установили причины запустения этих городов.Возможно, была эпидемия малярии, резкое изменение природных условий (экологическая катастрофа) и т.д. Гибелью этих двух городов заканчивается древний период истории Индии.

Учитель: Спасибо, ребята, за ваш интересный рассказ о первых поселениях Древней Индии.

Высокого развития в городах достигло ремесло, (Презентация слайд №29) из бронзы изготовляли орудия труда и оружие, а также статуэтки людей и животных. Археологами найдено много украшений из золота, серебра, меди и бронзы: браслеты, кольца, серьги. Из камня делали ручные жернова, различные виды гирь.

Высокого развития также достигло и гончарное искусство.( Слайд 30) Почти вся посуда изготовлялась на гончарном круге. Часто посуду разрисовывали узорами и орнаментом. На гончарном круге делали также глиняные канализационные трубы, глиняные колеса, прялки.

Жители городов разводили скот: овец, свиней, быков, буйволов, коз, собак. С особой любовью они относились к корове.

(Презентация слайд № 31)

Она давала молоко, из которого делали простоквашу, масло. А вот мясо коровы индийцы не ели, она считалась священным животным. Тот, кто убивал корову, считался преступником.

Но главным занятием жителей Древней Индии было земледелие. В долине рек индийцы начинают развивать рисоводство, выращивают бобовые и злаковые культуры.

(Презентация слайд № 32)

А, сейчас, путешественники, которые вернулись из Индии, продолжат наш рассказ о земледелии.

Сценка.

Ученик: Это произошло во дворце египетской царицы Клеопатры. Она узнала, что несколько путешественников вернулись из загадочной Индии и пригласила их рассказать об этой стране.

1 путешественник: Если бы вы только знали, какая удивительная страна - Индия. Там на кустах растёт белая шерсть. Я видел своими собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, и делают из неё красивые и прочные ткани:

Ученик: Клеопатра воскликнула:

Клеопатра: Ты лжешь! Такого не может быть! Эй, стража, казнить его!

Учитель: Взмолился путешественник.

1 путешественник: Помилуй меня! Это правда!

Ученик: И подал царице коробочку хлопчатника и ткань, которую делают из хлопка.

(Презентация слайд № 33)

Царица помиловала путешественника и сказала:

Клеопатра: Расскажи мне еще о том, что же выращивают в этой удивительной стране.

Ученик: Тогда заговорил второй путешественник:

2 путешественник: Кроме пшеницы и ячменя, которые нам хорошо известны, жители Индии выращивают диковинные культуры, которые я привез.

Это чай

Рис

Сахар

Перец

Клеопатра: спасибо, из вашего рассказа я узнала, что индийцы выращивают различные культуры: рис, хлопчатник, сахарный тростник, пряности.

(Презентация слайд № 34)

(Презентация слайд № 35)

(Презентация слайд № 36)

(Презентация слайд № 37)

Учитель: спасибо, ребята, присаживайтесь. Таким образом, древние индийцы подарили человечеству такие сельскохозяйственные культуры, как хлопчатник, сахарный тростник, рис, пшеницу, ячмень, пряности. Ребята, на этом наше путешествие по Древней Индии подошло к концу. Наше путешествие для вас было интересным?

Учитель: А, сейчас, мы с вами, ребята, закрепим изученный материал. У вас на партах лежат листочки с кроссвордом, который вы должны разгадать. Пока будет играть мелодия, вы работаете над заданием, а как только закончится музыка вы должны поменяться листочками и проверить работу своего соседа. Каждый правильный ответ - 1 балл, если ваш сосед неправильно написал - исправьте. После этого вы посчитаете полученные баллы и поставите оценку вашему однокласснику за работу на уроке.

(Презентация слайд № 38). Музыка.

(Дети решают кроссворд и играет музыка, а затем на экране постепенно появляются ответы при обсуждении вопросов.)

Учитель: А теперь посчитаем баллы и поставим оценки друг другу. Поднимите руку, кто получил "5", кто "4"? А есть "3"? Молодцы, все сегодня поработали хорошо.

Заключительное слово

Итак, мы сегодня на уроке выяснили : каковы особенности географического положения Индии, чем занимались жители Индии, какие были природные условия Древней Индии, познакомились с древнейшими городами Индии.

(Презентация слайд № 39)

Да, Индия, действительно, «волшебная, сказочная страна»: в джунглях растут экзотические плоды, круглый год цветут цветы, на юге много драгоценных камней, всегда жарко, там выращивают сахарный тростник и хлопчатник, много необычных зверей и птиц.

Ребята, но на этом наше путешествие по Индии ещё не заканчивается. Мы продолжим на следующем уроке. Познакомимся с памятниками культуры Древней Индии и религиозными верованиями.

А, сейчас подведём итог нашего урока, закончив предложения:

5. Рефлексия

(Презентация слайд № 40)

  1. Сегодня я узнал…..


  1. Я понял, что…….


  1. Было трудно….


  1. Я выполнял задания….


  1. Меня удивило………..


  1. Мне захотелось………..

Давайте поставим оценку за урок.

6. Домашнее задание .

(Презентация слайд № 41)

Д/з: заполнить текстовую таблицу: «Влияние природно-климатических условий на развитие хозяйственной деятельности Индии»

Благоприятные условия

Неблагоприятные условия

ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ

















  1. Самые высокие горы в мире.

  2. Река в Индии.

  3. Непроходимые леса.

4. Священное животное в Индии.

5. Полуостров, на котором находится Индия.



© 2010-2022