• Преподавателю
  • История
  • «ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН ПОД ВЛАСТЬЮ РЮРИКА», конспект урока истории, для учащихся 7 класса

«ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН ПОД ВЛАСТЬЮ РЮРИКА», конспект урока истории, для учащихся 7 класса

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДАТА:

КЛАСС: 7

ТЕМА:

«ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН ПОД ВЛАСТЬЮ РЮРИКА»

ЦЕЛЬ:

  • Формирование представлений у учащихся об объединении восточных славян под властью Рюрика

ЗАДАЧИ:

  • Познакомить учащихся с причинами объединения восточных славян под началом Рюрика;

  • Коррекция и развитие зрительной памяти через специальные упражнения;

  • Вызвать у учащихся интерес к изучаемому материалу

ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ:

IX век - объединение восточных славян; Рюрик - первый русский князь.

ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ:

Послы, пленники, княжество

ОБОРУДОВАНИЕ:

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX - начале XII в.», иллюстрации по теме

ТИП УРОКА:

Сообщение новых знаний



ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

  • Приветствие учащихся

  • Проверка готовности учащихся к уроку

  • 5 - ти минутное жужжащее чтение

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Учитель:

Откройте тетради и запишите дату и классная работа. Сейчас мы проведём диктант дат. (1 УЧАЩИЙСЯ У ДОСКИ)

1256 г. 1721 г. 1987 г. 1900 г.

Учащиеся:

ПРОВЕРКА С ЗАПИСИ НА ДОСКЕ

Учитель:

Сейчас вам нужно определить по году - половину века и век. (1 УЧАЩИЙСЯ У ДОСКИ)

1256 г.- 2 половина XIII века 1721 г.- 1 половина XVIII века

1987 г. - 2 половина XX века 1900 г. - 2 половина XIX века

Учащиеся:

ПРОВЕРКА С ЗАПИСИ НА ДОСКЕ

Учитель:

Вспомните, о чем говорили на прошлом уроке?

Учащиеся:

На прошлом уроке говорили о славянских воинах и богатырях

Учитель:

Кто участвовал в войнах, приносили добычу у восточных славян?

Учащиеся:

У восточных славян участвовали в войнах и приносили добычу дружинники.

Учитель:

Что такое засека?

Учащиеся:

Засекой называли заграждение из поваленных деревьев.

Учитель:

Кого из воинов называли дозорными?

Учащиеся:

Дозорными называли воина, который постоянно находился на засеке.

Учитель:

Расскажите, как были вооружены восточные славяне?

Учащиеся:

Основным оружием у восточных славян был лук и стрелы. Лук носили на левом плече в кожаной сумке, на правом боку воин вешал сумку со стрелами - колчан. Еще восточные славяне были вооружены копьём. В бою славяне использовали меч, боевой топор в виде полумесяца - секиру и палицу. Защищались от ударов врага славяне мечом.

Учитель:

Кого называли богатырями?

Учащиеся:

Богатырями называли воинов, особо отличившихся в боях своей силой, смелостью, боевым умением.

  1. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

Учитель:

Правления государством у славян, такого как у нас не было. Государей у них не было, а в каждой семье всеми делами заправлял старейшина. Славянские племена между собой ссорились. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с тем, кто или что прекратило междоусобицы между славянами.

Откройте тетради и запишите тему урока.

Тема урока: «ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН ПОД ВЛАСТЬЮ РЮРИКА»

Учащиеся: ( записывают тему урока)


  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Учитель:

Сегодня при изучении новой темы нам встретятся новые слова: послы, пленники, княжество.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

ПОСЛЫ - ПРЕДСТАВИТЕЛИ СОСЕДНИХ НАРОДОВ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ

ПЛЕННИКИ - ЛЮДИ, КОТОРЫХ ВЗЯЛИ В ПЛЕН ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ

КНЯЖЕСТВО - ОБЪЕДИНЕНИЕ СЛАВЯНСКИХ ПЛЕМЁН ПОД ВЛАСТЬЮ КНЯЗЯ

Учитель:

Как мы с вами уже сказали - правления государством у славян, такого как у нас не было. Государей у них не было, а в каждой семье всеми делами заправлял старейшина. Для важных дел старейшины сходились на вече и решали все дела сообща. Чужие воины приходили на землю славян, жгли дома и уносили имущество жителей. А сами славяне все ссорились между собой. Некому было разбирать их ссоры, мирить их и заботиться, чтобы никто их не обидел. Тогда один старый и умный начальник славян по имени Гостомысл позвал к себе перед смертью многих старых людей и стал им говорить: «Поищите себе такого человека, который бы разбирал ваши ссоры, мирил вас и наказывал непослушных. Такой человек будет заботиться также и о том, чтобы чужие народы не обижали вас!»

Послушались славяне умного совета. И послали они послов за моря в другую далёкую страну, где жил народ по имени варяги. Славянским племенам нравилась смелость и храбрость варягов. Послы пришли за море к варяжскому народу и сказали знатным начальникам, которых варяги называли князьями, с такими словами: «Наша земля велика и богата, только порядка в ней нет: приходите княжить и владеть нами!». Варяжские князья согласились и пришли править к славянам. Править пришли три варяго - русских князя: Рюрик и два его брата Синеус и Трувор. Сам Рюрик поселился в Новгороде, самом древнем городов славянских, второй брат - Синеус обосновался на земле лежащей около Белого озера, а третий брат - Трувор - в славянском городе Изборске.

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ:

РЮРИК - В НОВГОРОДЕ,

СИНЕУС - ОКОЛО БЕЛОГО ОЗЕРА

ТРУВОР - В ИЗБОРСКЕ

Так в 862 году родилось Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью.

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ:

862 ГОД - РОЖДЕНИЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Учитель:

Почему старейшина Гостомысл посоветовал старым людям поискать себе человека, который смог бы объединить славян?

Учащиеся:

Старейшина Гостомысл посоветовал старым людям поискать себе человека, который бы смог объединить славян потому, что славяне между собой ссорились и разбирать их ссоры, мирить их и заботиться о том, чтобы на них никто не нападал.

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ:

ПРИЧИНЫ:

  1. СЛАВЯНЕ ССОРИЛИСЬ МЕЖДУ СОБОЙ;

  2. НЕ КОМУ РАЗБИРАТЬ ИХ ССОРЫ, МИРИТЬ ИХ;

  3. НЕКОМУ ЗАЩИЩАТЬ ОТ НАПАДЕНИЯ ВРАГОВ.

Учитель:

Почему восточные славяне решили пригласить на княжение князей из варяжского племени?

Учащиеся:

Восточные славяне решили пригласить князей из варяжского племени потому, что славянским племенам нравилась смелость и храбрость варягов.

Учитель:

Кто из варяжских князей согласился управлять восточными славянами.

Учащиеся:

Управлять восточными славянами согласились варяжские князья Рюрик и два его брата.

Учитель:

Как звали братьев Рюрика?

Учащиеся:

Братьев Рюрика звали Синеус и Трувор.

Учитель:

Где начали княжить варяжские князья?

Учащиеся:

Варяжские князья начали княжить: Рюрик - в Новогороде, Синеус - на Белом озере, Трувор - в Изборске.

Учитель:

Когда родилось Русское государство? Определить век по ленте времени.

Учащиеся:

Русское государство родилось в 862 году, IX век.

Учитель:

Прошло два года и Рюрик из трёх братьев остался один, братья Рюрика умерли. Дружина Рюрика была сильная, в ней были объединены и варяги и славяне. Рюрик со своей дружиной навел порядок на славянских землях, и таким образом славянские земли постепенно объединились под властью Рюрика. После объединения славянских земель Рюрик начал воевать с соседними славянскими племенами и присоединять земли. На новых присоединённых землях Рюрик приказал строить новые города и крепости для защиты от нападения врагов. Дружинники Рюрика воевали с соседними племенами, завоёвывали их и заставляли платить дань. Во время войн дружинники брали много пленников, которых заставляли работать: пахать землю, выращивать урожай, учили их различными ремёслами. Земли, объединённые под властью Рюрика, становились богатыми, а сам Рюрик был самым богатым и знатным среди славянских князей. Чтобы защищать славянские земли от нападения врагов Рюрик отправлял дружинников служить в новые города, где в каждом городе назначались во главе дружины старшие дружинники.

Земли в которых княжил Рюрик, стали называться русской землёй, Русью. С тех пор за нашими предками и закрепилось название русские. Столицей, т.е. главным городом русских земель - стал город Новгород.

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ:

НОВГОРОД - СТОЛИЦА РУСИ

Варяжский князь Рюрик стал основателем нового русского княжеского рода. Племена восточных славян объединились под его властью. Образовалось первое славянское княжество - Русь.

Учитель:

Что делал Рюрик для объединения восточных славян?

Учащиеся:

Для объединения восточных славян Рюрик начал воевать с соседними племенами и присоединять земли.

Учитель:

Что делал Рюрик для защиты городов от нападения врагов?

Учащиеся:

Чтобы защищать славянские земли от нападения врагов Рюрик отправлял дружинников служить в новые города и приказывал крепости для защиты от нападения врагов.

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Учитель:

Ребята о чем говорили сегодня на уроке?

Учащиеся:

Сегодня на уроке говорили об объединение восточных славян под властью Рюрика

Учитель:

Когда произошло объединение восточных славян под началом Рюрика?

Учащиеся:

Объединение восточных славян под властью Рюрика произошло в 862 году.

Учитель:

Из какого племени был Рюрик?

Учащиеся:

Рюрик был из племени варягов

Учитель:

Как звали его братьев?

Учащиеся:

Братьев Рюрика звали Трувор и Синеус.

Учитель:

Почему славянские старейшины обратились к этому племени?

Учащиеся:

Славянские старейшины обратились к варяжским князьям потому, что им нравилась храбрость, мужество и смелость варягов.

Учитель:

Что делал Рюрик для объединения восточных славян?

Учащиеся:

Для объединения восточных славян Рюрик начал воевать с соседними племенами и присоединять земли.

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

А сейчас давайте подведем итоги вашей работы на уроке:


  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

I ГРУППА - СТР. 99 - 102 , ЧИТАТЬ,

II ГРУППА - СТР. 99 - 102 , ЧИТАТЬ подготовиться к уроку повторения

прочитать темы: 4,5,6,10

III ГРУППА - СТР. 99 - 100 , ЧИТАТЬ













~ 9 ~

© 2010-2022