• Преподавателю
  • История
  • Конспект урока по истории Отечества Образование и грамотность на Руси 7 класс коррекционная школа

Конспект урока по истории Отечества Образование и грамотность на Руси 7 класс коррекционная школа

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Волгоградская школа-интернат №1»









Конспект урока

История Отечества

7 класс

Тема: «Образование и грамотность на Руси»


Учитель: Мирошниченко С.Л.














Волгоград 2016

Дата:18.11.2016

Класс: 7

Тема: « Образование и грамотность на Руси»

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: Формировать представление о распространении грамотности и образования на Руси.

Задачи:

Образовательные:

- показать, что изобретение славянской азбуки, было необходимым условием распространения грамотности на Руси;

-уточнить , что было сделано Ярославом Мудрым для распространения грамотности;

Коррекционно-развивающие:

- развивать устную речь, через ответы на вопросы;

- осуществлять коррекцию развития мыслительных операций ,через установление отношений между понятиями;

-осуществлять коррекцию развития преднамеренного восприятия, через выполнение упражнений на осмысленность и обобщенность зрительного восприятия;

- развивать навыки работы с учебником, выделяя существенное из прочитанного.

Воспитательная:

- воспитывать у учащихся интерес к родному языку и культуре.

Материально-техническое оснащение и дидактическое обеспечение: урока: презентация к уроку; видеофильм «Школа древней Руси»; береста; индивидуальные карточки с заданием у учащихся; бумажная стрела; мешочек с землей; след, вырезанный из бумаги ; демонстрационные карточки со словами: «пергамен», «переписчик», «устав», «Библия», «библиотека»; интерактивная доска; ноутбук у учителя.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы:

Коррекционно-развивающие, здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникативные технологии, технология разноуровнего обучения. Наглядные методы (презентация , видеофильм, береста), словесные методы и приемы (беседа, рассказ, создание познавательной ситуации, игра, работа с учебником). Практические методы (упражнение на установление отношений между понятиями).

Ход урока


Организационный момент:

II.

Актуализация изученного.









III.Изучение нового материала




























































IV. Закрепление












V.Подведение итогов урока.


1. Приветствие детей. Психологический настрой на урок.

- Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу и настроимся на работу. На уроке я пожелаю всем вам хорошего настроения.

Фронтальный опрос.

-Скажите, как в древности называли человека, который мог дать ответы на все вопросы?

Если учащиеся затрудняются, учитель помогает.

- В восточных сказках упоминается такой мудрец, звали его Хаджа Насреддин.

- А как звали русского князя, прозвище которого было Мудрый?

- Что вы знаете о Ярославе Мудром?

Вопросы на экране интерактивной доски.

-Выберите правильный ответ.

(Слайд ).

-Ярослав Мудрый был:

- Сыном князя Святослава.

- Сыном князя Игоря.

- Сыном князя Владимира.

- В каком веке княжил Ярослав Мудрый?

2. (Слайд )

9(IX).

10(X).

11(XI).

-Ребята, а почему князя Ярослава прозвали мудрым?

-Как назывались законы Ярослава?

- Правильно, ребята , но прозвище Мудрый князь Ярослав получил не только за то, что строил города и издал законы.

- Одна из задач нашего урока подробнее узнать о добрых и славных делах Ярослава Мудрого.

1.Введение в тему. ( создание познавательной ситуации).

-Послушайте одну старую историю. Рассказать мне ее поможет мой помощник.

( Заходит ученик, одетый в древнерусский костюм. У него стрела, мешочек и вырезанный след.).

- В древние времена, когда не было письменности на Руси, люди передавали послания предметным письмом.

- Однажды молодой князь получил от своего отца предметное письмо: стрелу, мешочек с землей и след, вырезанный из кожи.

Сын понял послание отца так:

Ученик: - Вскоре надо ждать отца в гости, так как след его уже простыл на родной земле, и он стрелой мчится ко мне.

Учитель: - Долго ждал сын отца, а отец, тем временем, ждал сына. Ведь своим посланием старый князь просил о помощи: "Выручай, враги топчут нашу родную землю, а их стрел так много, что они затмили собою солнце".

-Как вы считаете, удобным ли, совершенным ли, было предметное письмо?

-Почему? Объясните свой ответ.

2. Сообщение темы и задач урока.

- Кто догадался, как называется тема нашего урока.

-Тема нашего урока «Образование и грамотность на Руси». (Слайд )

(Тема урока на слайде и на доске).

- Сегодня на уроке мы узнаем, как распространялась грамотность и образования в Киевской Руси, узнаем, что было сделано Ярославом Мудрым для просвещения русского народа.

-Запишите число и тему урока в тетрадь.

3. Вступительная беседа.

-При каком князе началось крещение Руси?

-В каком году приняли христианство на Руси?

- Славянская письменность зародилась ещё до принятия христианства на Руси.

-Кто научил славян грамоте? (Слайд )

- Два брата из византийского города Салоники - Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку. (Слайд ).

4. Работа в тетрадях.

-Для чего нужна письменность?

- Как вы думаете, можно ли считать важным событием создание славянской азбуки в истории Руси?

- Докажите.

- Запишите в тетрадях, кто создал славянскую письменность.

(Кирилл и Мефодий- создатели славянской письменности). (Слайд).

5. Просмотр видеофильма «Школа древней Руси»

- До принятия христианства, умеющих писать и читать на Руси было мало, грамотными были духовенство, выучились писать князья. Ярослав Мудрый хотел , чтобы на Руси было больше грамотных людей, он повелел создать школы при храмах и монастырях. В школах священники учили детей и взрослых.

- Давайте заглянем в древнерусскую щколу.

Просмотр видеофильма.(3 мин).

Комментарии учителя:

- На миниатюре изображена славянская школа. На ней мальчик Варфоломей учится грамоте. Вот Варфоломей с учителем.

Рядом несколько учеников с открытыми книгами. Судя по всему, учение дается нелегко. Вот учитель наказывает мальчика.

Вот родители бранят ученика . Здесь Варфоломей молится об освоении грамоты.

Когда родители умерли, Варфоломей стал монахом под именем Сергий. Через несколько лет он стал известным на Руси святым Сергием Радонежский.

Давайте заглянем в церковную школу. Вот дети учат азбуку со своим старым учителем-дьяконом. Учились писать на бересте - коре березы . Буквы процарапывали писалом-острой костяной или металлической палочкой. Это писало X-XI. Вот берестяная грамота. А это дошедшие до наших дней берестяные грамоты мальчика Онфима. Вот он нарисовал себя в образе всадника. Вот отрывок из церковной книги. А это полная азбука. На этой грамоте написано:привет Даниле от Онфима. Это первый учебник грамматика. А это страница из азбуки.

Вывод - Какое впечатление на вас произвела школа Древней Руси?

Учитель: - Открытие таких школ было очень важным этапом развития грамотности на Руси.

6. Демонстрация бересты.

-Посмотрите у меня береста. (Учитель демонстрирует бересту).

В древности на Руси самым дешёвым и распространенным материалом для письма была береста. Её варили в солёной воде и клали под пресс. На влажной внутренней стороне коры писали текст.

- Большинство книг написано на пергамене, который делали из телячьей кожи. (Слайд). - Пергамен был очень дорогим материалом. На пергамене писали пером.

Учитель крепит на доске карточку со словом «пергамен».

- На чем писали в Древней Руси.

- Чем писали.

7.Работа по карточкам.

Выполните задание 1 на карточке. Допишите предложение о письменных принадлежностях в Древней Руси.

«На Руси писали на … (бересте)

и … (пергамене) , используя для этого …(писало) и (перья) …».

У учащихся, испытывающих трудности, облегченное задание-подчеркнуть правильный ответ.

Учитель помогает затрудняющимся ученикам.

Физминутка.

- Давайте проверим как вы справились с заданием. Если ответ «да» вы садитесь, если нет продолжаете стоять.

- Встаньте. На Руси писали на бересте и пергамене ?

Учащиеся садятся.

- Если ваш ответ «да», вы встаете, «нет», продолжаете сидеть.

- Для письма использовали писало и перья?

8.Рассказ с демонстрацией слайдов.

(Учитель поощряет учащихся).

-Молодцы, справились с заданием, садитесь.

- При Ярославе Мудром многие жители страны стали грамотными. Научившись писать, люди стали записывать договора и важные документы, писать друг другу письма, записки, вести деловые бумаги. (Слайд ).(Слайд ) До наших дней сохранились изделия гончаров, на которых они ставили свою подпись. (Слайд ) Часто на стенах храмов горожане оставляли надписи, которые также сохранились до наших дней.

- При Ярославе Мудром книги стали переводить с греческого языка на славянский.

9.Работа с учебником.

- Кто переводил и переписывал книги , вы прочитаете в учебнике стр.162 - 4 и 5 абзацы.

Учебники открыты на указанной странице.

- Читает Коля.

10.Беседа по содержанию текста с демонстрацией слайдов.

( Учитель демонстрирует слайды: монах- переписчик, письмо уставом.)

- Кто переписывал книги?

- Кем были переписчики?

Учитель крепит на доске карточку со словом «переписчик».

- Как называлась новая славянская азбука?

- Как назывался тип письма кириллицей?

Учитель крепит на доске карточку со словом «устав».

- Как вы думаете, какую книгу переписывали чаще всего?

- Почему?

- Потому ,что Библия - главная книга христиан. (Слайд).

Учитель крепит на доске карточку со словом «Библия».

-Библия, слово греческого происхождения «библио» означает -книга.

- Ребята, а где хранится собрание книг?

- Кто знает, что означает слово библиотека?

- Библиотека, слово греческого происхождения от слова «библио» -книга и тека «хранилище». Хранилище для книг.

Учитель крепит на доске карточку со словом «Библиотека».

11.Работа с учебником.

- Давайте прочитаем, как появились первые библиотеки. Стр.163 абзац 2.

- Читает Рима.

- Кто был создателем первой библиотеки?

- При каком храме была создана первая библиотека?

- Кто мог пользоваться книгами в библиотеке?

-А в настоящее время, все могут посещать библиотеки?

-А вы посещаете библиотеки?

12.Рассказ о роли Ярослава Мудрого в просвещении Руси.

-Для укрепления христианской веры и распространения грамотности и образования на Руси Ярослав Мудрый стал строить новые храмы и монастыри, при монастырях открывали школы. При нем построили храм Святой Софии в Киеве. Вокруг себя Ярослав Мудрый собрал много образованных людей, которые стали писать новые книги.(Слайд).

-Князь Ярослав приглашал художников и строителей из Византии. Они обучали русских мастеров.(Слайд).

- Что вы можете сказать о правлении Ярослава Мудрого?

Учитель обобщает ответы детей.

- При Ярославе Мудром распространилась грамотность и просвещение на Руси. Киев стал культурным центром Древней Руси.

Давайте поиграем , назовите лишнее слово и ответьте почему.

1.Игра "Третий лишний". (Слайд )

• Кирилл - Мефодий - Владимир.

• Переписчик - писец - художник.

• Береста - бумага - пергамент.


2. Работа по карточкам. Установление отношений между понятиями.

-Давайте повторим новые слова , которые вы сегодня услышали. Найдите задание № 2 на карточке. Соедините слово с определением линиями.


Переписчик

Место ,где хранится соб-

рание книг.

Библия

Монах, который пере-

писывал книги.

Устав

Главная книга всех

христиан.

Библиотека

Тип письма кириллицей.

У учащихся ,испытывающих трудности облегчённый вариант задания - два понятия соотнести с определением.

3. - Упражнение на осмысленность и обобщенность зрительного восприятия.

- Перед вами таинственная грамота.

В этой таинственной грамоте в словах рассыпались и перепутались все буквы. (Слайд).

ГАНКИ, КУБВА, БУАКЗА, (Книга, буква, азбука.)

- Ваша задача расшифровать слово. Подчеркнутая буква начало слова. Первый ряд отгадывает первое слово, второй -второе слово, третий ряд -третье слово.

-Какое слово получилось у первого ряда, второго, третьего ряда.

1. Обобщающая беседа.

- С чем важным, мы познакомились на уроке?

- Какие события способствовали распространению грамотности?

- Как звали первоучителей славян?

- Что сделал Ярослав Мудрый для распространения образования и просвещения людей?

2.Рефлексия.

- Ребята, наш урок подошел к концу. Что нового вы узнали?

- Что вам понравилось?

- Кому было трудно?

- Кому понравились свои ответы?

- Кому не очень понравились свои ответы?

-Почему?

- Ребята , вы все молодцы.

3. Выставление оценок.

Учитель выставляет оценки за урок, комментирует оценки.

4. Домашнее задание

- Ребята, наш урок закончен. Домашнее задание - прочитать стр.161-163 .Дать ответы на вопросы.

Дети здороваются.



Ответы детей -

-Мудрец.



-Ярослав Мудрый.





- Князя Владимира.



Ответы детей - XI век.

-Строил города.

-Издал законы.

-«Русская правда».

.















Ответы детей

- Нет

-Предметное письмо можно "прочитать" по-разному.

Предполагаемые ответы детей

-Письменность на Руси.



Учащиеся записывают число и тему урока в тетрадь.

Ответы детей

- При князе Владимире Святом.

-В 988 году.

-Кирилл и Мефодий.


Ответы учащихся

-Для записи устной речи.

-Создание славянской азбуки являлось важным событием в истории Руси. - Люди смогли писать письма, сообщения.

Учащиеся записывают в тетрадь : Кирилл и Мефодий- создатели славянской письменности.





-Просмотр видеофильма.















Ответы учащихся

- В школе было тяжело учиться.

- Учителя наказывали детей.







Ответы учеников

-На бересте, пергамене.

- Писалом, перьями.

Ученики выполняют задание по карточке.





Выполняют движения согласно заданию.












Учащиеся читают в учебнике указанные абзацы Стр.162 - 4 и 5 абзацы. Один ученик читает текст вслух .

Ответы учащихся

-Переписчики.

- Монахами.

- Кириллица.

- Устав.

- Библию.

- Это главная книга христиан.



-В библиотеке.

-Место ,где собраны книги.



Один ученик читает заданный абзац вслух.

- Ярослав Мудрый.

-При Софийском соборе.

- Все желающие.

- Да

-Да






- При Ярославе Мудром строились храмы и монастыри.

- Открывались школы.

Была создана библиотека.

Ответы детей -

-Владимир лишнее слово, потому что Владимир князь, а Кирилл и Мефодий - монахи ,создатели славянской азбуки.

-Художник лишнее слово, переписчик и писец связаны с письмом.

-Бумага лишнее слово потому , что появилась позднее чем пергамен и береста.

Выполняют задание индивидуально по карточкам.






Ответы учащихся -Книга, буква, азбука.

Предполагаемые ответы учащихся.

- Как распространялась грамотность на Руси.

- Создание славянской азбуки.

-Кирилл и Мефодий.

-Стоил храмы и монастыри , при них открывали школы. Была создана первая библиотека.

Ответы учащихся.



Записывают задание в дневник.






Вариант 1.

1. На Руси писали на …

и … используя для

этого … и …

2. Соедини слово с определением.



Вариант 2.

1.Подчеркните слова, которые считаете правильными.

На Руси писали на бумаге , пергамене, бересте.

Используя для письма ручку, писало, перья.

2. Соедини слово с определением.



© 2010-2022