- Преподавателю
- История
- Конспект урока по истории Отечества Образование и грамотность на Руси 7 класс коррекционная школа
Конспект урока по истории Отечества Образование и грамотность на Руси 7 класс коррекционная школа
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мирошниченко С.Л. |
Дата | 01.02.2017 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Волгоградская школа-интернат №1»
Конспект урока
История Отечества
7 класс
Тема: «Образование и грамотность на Руси»
Учитель: Мирошниченко С.Л.
Волгоград 2016
Дата:18.11.2016
Класс: 7
Тема: « Образование и грамотность на Руси»
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: Формировать представление о распространении грамотности и образования на Руси.
Задачи:
Образовательные:
- показать, что изобретение славянской азбуки, было необходимым условием распространения грамотности на Руси;
-уточнить , что было сделано Ярославом Мудрым для распространения грамотности;
Коррекционно-развивающие:
- развивать устную речь, через ответы на вопросы;
- осуществлять коррекцию развития мыслительных операций ,через установление отношений между понятиями;
-осуществлять коррекцию развития преднамеренного восприятия, через выполнение упражнений на осмысленность и обобщенность зрительного восприятия;
- развивать навыки работы с учебником, выделяя существенное из прочитанного.
Воспитательная:
- воспитывать у учащихся интерес к родному языку и культуре.
Материально-техническое оснащение и дидактическое обеспечение: урока: презентация к уроку; видеофильм «Школа древней Руси»; береста; индивидуальные карточки с заданием у учащихся; бумажная стрела; мешочек с землей; след, вырезанный из бумаги ; демонстрационные карточки со словами: «пергамен», «переписчик», «устав», «Библия», «библиотека»; интерактивная доска; ноутбук у учителя.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы:
Коррекционно-развивающие, здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникативные технологии, технология разноуровнего обучения. Наглядные методы (презентация , видеофильм, береста), словесные методы и приемы (беседа, рассказ, создание познавательной ситуации, игра, работа с учебником). Практические методы (упражнение на установление отношений между понятиями).
Ход урока
Организационный момент:
II.
Актуализация изученного.
III.Изучение нового материала
IV. Закрепление
V.Подведение итогов урока.
1. Приветствие детей. Психологический настрой на урок.
- Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу и настроимся на работу. На уроке я пожелаю всем вам хорошего настроения.
Фронтальный опрос.
-Скажите, как в древности называли человека, который мог дать ответы на все вопросы?
Если учащиеся затрудняются, учитель помогает.
- В восточных сказках упоминается такой мудрец, звали его Хаджа Насреддин.
- А как звали русского князя, прозвище которого было Мудрый?
- Что вы знаете о Ярославе Мудром?
Вопросы на экране интерактивной доски.
-Выберите правильный ответ.
(Слайд ).
-Ярослав Мудрый был:
- Сыном князя Святослава.
- Сыном князя Игоря.
- Сыном князя Владимира.
- В каком веке княжил Ярослав Мудрый?
2. (Слайд )
9(IX).
10(X).
11(XI).
-Ребята, а почему князя Ярослава прозвали мудрым?
-Как назывались законы Ярослава?
- Правильно, ребята , но прозвище Мудрый князь Ярослав получил не только за то, что строил города и издал законы.
- Одна из задач нашего урока подробнее узнать о добрых и славных делах Ярослава Мудрого.
1.Введение в тему. ( создание познавательной ситуации).
-Послушайте одну старую историю. Рассказать мне ее поможет мой помощник.
( Заходит ученик, одетый в древнерусский костюм. У него стрела, мешочек и вырезанный след.).
- В древние времена, когда не было письменности на Руси, люди передавали послания предметным письмом.
- Однажды молодой князь получил от своего отца предметное письмо: стрелу, мешочек с землей и след, вырезанный из кожи.
Сын понял послание отца так:
Ученик: - Вскоре надо ждать отца в гости, так как след его уже простыл на родной земле, и он стрелой мчится ко мне.
Учитель: - Долго ждал сын отца, а отец, тем временем, ждал сына. Ведь своим посланием старый князь просил о помощи: "Выручай, враги топчут нашу родную землю, а их стрел так много, что они затмили собою солнце".
-Как вы считаете, удобным ли, совершенным ли, было предметное письмо?
-Почему? Объясните свой ответ.
2. Сообщение темы и задач урока.
- Кто догадался, как называется тема нашего урока.
-Тема нашего урока «Образование и грамотность на Руси». (Слайд )
(Тема урока на слайде и на доске).
- Сегодня на уроке мы узнаем, как распространялась грамотность и образования в Киевской Руси, узнаем, что было сделано Ярославом Мудрым для просвещения русского народа.
-Запишите число и тему урока в тетрадь.
3. Вступительная беседа.
-При каком князе началось крещение Руси?
-В каком году приняли христианство на Руси?
- Славянская письменность зародилась ещё до принятия христианства на Руси.
-Кто научил славян грамоте? (Слайд )
- Два брата из византийского города Салоники - Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку. (Слайд ).
4. Работа в тетрадях.
-Для чего нужна письменность?
- Как вы думаете, можно ли считать важным событием создание славянской азбуки в истории Руси?
- Докажите.
- Запишите в тетрадях, кто создал славянскую письменность.
(Кирилл и Мефодий- создатели славянской письменности). (Слайд).
5. Просмотр видеофильма «Школа древней Руси»
- До принятия христианства, умеющих писать и читать на Руси было мало, грамотными были духовенство, выучились писать князья. Ярослав Мудрый хотел , чтобы на Руси было больше грамотных людей, он повелел создать школы при храмах и монастырях. В школах священники учили детей и взрослых.
- Давайте заглянем в древнерусскую щколу.
Просмотр видеофильма.(3 мин).
Комментарии учителя:
- На миниатюре изображена славянская школа. На ней мальчик Варфоломей учится грамоте. Вот Варфоломей с учителем.
Рядом несколько учеников с открытыми книгами. Судя по всему, учение дается нелегко. Вот учитель наказывает мальчика.
Вот родители бранят ученика . Здесь Варфоломей молится об освоении грамоты.
Когда родители умерли, Варфоломей стал монахом под именем Сергий. Через несколько лет он стал известным на Руси святым Сергием Радонежский.
Давайте заглянем в церковную школу. Вот дети учат азбуку со своим старым учителем-дьяконом. Учились писать на бересте - коре березы . Буквы процарапывали писалом-острой костяной или металлической палочкой. Это писало X-XI. Вот берестяная грамота. А это дошедшие до наших дней берестяные грамоты мальчика Онфима. Вот он нарисовал себя в образе всадника. Вот отрывок из церковной книги. А это полная азбука. На этой грамоте написано:привет Даниле от Онфима. Это первый учебник грамматика. А это страница из азбуки.
Вывод - Какое впечатление на вас произвела школа Древней Руси?
Учитель: - Открытие таких школ было очень важным этапом развития грамотности на Руси.
6. Демонстрация бересты.
-Посмотрите у меня береста. (Учитель демонстрирует бересту).
В древности на Руси самым дешёвым и распространенным материалом для письма была береста. Её варили в солёной воде и клали под пресс. На влажной внутренней стороне коры писали текст.
- Большинство книг написано на пергамене, который делали из телячьей кожи. (Слайд). - Пергамен был очень дорогим материалом. На пергамене писали пером.
Учитель крепит на доске карточку со словом «пергамен».
- На чем писали в Древней Руси.
- Чем писали.
7.Работа по карточкам.
Выполните задание 1 на карточке. Допишите предложение о письменных принадлежностях в Древней Руси.
«На Руси писали на … (бересте)
и … (пергамене) , используя для этого …(писало) и (перья) …».
У учащихся, испытывающих трудности, облегченное задание-подчеркнуть правильный ответ.
Учитель помогает затрудняющимся ученикам.
Физминутка.
- Давайте проверим как вы справились с заданием. Если ответ «да» вы садитесь, если нет продолжаете стоять.
- Встаньте. На Руси писали на бересте и пергамене ?
Учащиеся садятся.
- Если ваш ответ «да», вы встаете, «нет», продолжаете сидеть.
- Для письма использовали писало и перья?
8.Рассказ с демонстрацией слайдов.
(Учитель поощряет учащихся).
-Молодцы, справились с заданием, садитесь.
- При Ярославе Мудром многие жители страны стали грамотными. Научившись писать, люди стали записывать договора и важные документы, писать друг другу письма, записки, вести деловые бумаги. (Слайд ).(Слайд ) До наших дней сохранились изделия гончаров, на которых они ставили свою подпись. (Слайд ) Часто на стенах храмов горожане оставляли надписи, которые также сохранились до наших дней.
- При Ярославе Мудром книги стали переводить с греческого языка на славянский.
9.Работа с учебником.
- Кто переводил и переписывал книги , вы прочитаете в учебнике стр.162 - 4 и 5 абзацы.
Учебники открыты на указанной странице.
- Читает Коля.
10.Беседа по содержанию текста с демонстрацией слайдов.
( Учитель демонстрирует слайды: монах- переписчик, письмо уставом.)
- Кто переписывал книги?
- Кем были переписчики?
Учитель крепит на доске карточку со словом «переписчик».
- Как называлась новая славянская азбука?
- Как назывался тип письма кириллицей?
Учитель крепит на доске карточку со словом «устав».
- Как вы думаете, какую книгу переписывали чаще всего?
- Почему?
- Потому ,что Библия - главная книга христиан. (Слайд).
Учитель крепит на доске карточку со словом «Библия».
-Библия, слово греческого происхождения «библио» означает -книга.
- Ребята, а где хранится собрание книг?
- Кто знает, что означает слово библиотека?
- Библиотека, слово греческого происхождения от слова «библио» -книга и тека «хранилище». Хранилище для книг.
Учитель крепит на доске карточку со словом «Библиотека».
11.Работа с учебником.
- Давайте прочитаем, как появились первые библиотеки. Стр.163 абзац 2.
- Читает Рима.
- Кто был создателем первой библиотеки?
- При каком храме была создана первая библиотека?
- Кто мог пользоваться книгами в библиотеке?
-А в настоящее время, все могут посещать библиотеки?
-А вы посещаете библиотеки?
12.Рассказ о роли Ярослава Мудрого в просвещении Руси.
-Для укрепления христианской веры и распространения грамотности и образования на Руси Ярослав Мудрый стал строить новые храмы и монастыри, при монастырях открывали школы. При нем построили храм Святой Софии в Киеве. Вокруг себя Ярослав Мудрый собрал много образованных людей, которые стали писать новые книги.(Слайд).
-Князь Ярослав приглашал художников и строителей из Византии. Они обучали русских мастеров.(Слайд).
- Что вы можете сказать о правлении Ярослава Мудрого?
Учитель обобщает ответы детей.
- При Ярославе Мудром распространилась грамотность и просвещение на Руси. Киев стал культурным центром Древней Руси.
Давайте поиграем , назовите лишнее слово и ответьте почему.
1.Игра "Третий лишний". (Слайд )
• Кирилл - Мефодий - Владимир.
• Переписчик - писец - художник.
• Береста - бумага - пергамент.
2. Работа по карточкам. Установление отношений между понятиями.
-Давайте повторим новые слова , которые вы сегодня услышали. Найдите задание № 2 на карточке. Соедините слово с определением линиями.
Переписчик
Место ,где хранится соб-
рание книг.
Библия
Монах, который пере-
писывал книги.
Устав
Главная книга всех
христиан.
Библиотека
Тип письма кириллицей.
У учащихся ,испытывающих трудности облегчённый вариант задания - два понятия соотнести с определением.
3. - Упражнение на осмысленность и обобщенность зрительного восприятия.
- Перед вами таинственная грамота.
В этой таинственной грамоте в словах рассыпались и перепутались все буквы. (Слайд).
ГАНКИ, КУБВА, БУАКЗА, (Книга, буква, азбука.)
- Ваша задача расшифровать слово. Подчеркнутая буква начало слова. Первый ряд отгадывает первое слово, второй -второе слово, третий ряд -третье слово.
-Какое слово получилось у первого ряда, второго, третьего ряда.
1. Обобщающая беседа.
- С чем важным, мы познакомились на уроке?
- Какие события способствовали распространению грамотности?
- Как звали первоучителей славян?
- Что сделал Ярослав Мудрый для распространения образования и просвещения людей?
2.Рефлексия.
- Ребята, наш урок подошел к концу. Что нового вы узнали?
- Что вам понравилось?
- Кому было трудно?
- Кому понравились свои ответы?
- Кому не очень понравились свои ответы?
-Почему?
- Ребята , вы все молодцы.
3. Выставление оценок.
Учитель выставляет оценки за урок, комментирует оценки.
4. Домашнее задание
- Ребята, наш урок закончен. Домашнее задание - прочитать стр.161-163 .Дать ответы на вопросы.
Дети здороваются.
Ответы детей -
-Мудрец.
-Ярослав Мудрый.
- Князя Владимира.
Ответы детей - XI век.
-Строил города.
-Издал законы.
-«Русская правда».
.
Ответы детей
- Нет
-Предметное письмо можно "прочитать" по-разному.
Предполагаемые ответы детей
-Письменность на Руси.
Учащиеся записывают число и тему урока в тетрадь.
Ответы детей
- При князе Владимире Святом.
-В 988 году.
-Кирилл и Мефодий.
Ответы учащихся
-Для записи устной речи.
-Создание славянской азбуки являлось важным событием в истории Руси. - Люди смогли писать письма, сообщения.
Учащиеся записывают в тетрадь : Кирилл и Мефодий- создатели славянской письменности.
-Просмотр видеофильма.
Ответы учащихся
- В школе было тяжело учиться.
- Учителя наказывали детей.
Ответы учеников
-На бересте, пергамене.
- Писалом, перьями.
Ученики выполняют задание по карточке.
Выполняют движения согласно заданию.
Учащиеся читают в учебнике указанные абзацы Стр.162 - 4 и 5 абзацы. Один ученик читает текст вслух .
Ответы учащихся
-Переписчики.
- Монахами.
- Кириллица.
- Устав.
- Библию.
- Это главная книга христиан.
-В библиотеке.
-Место ,где собраны книги.
Один ученик читает заданный абзац вслух.
- Ярослав Мудрый.
-При Софийском соборе.
- Все желающие.
- Да
-Да
- При Ярославе Мудром строились храмы и монастыри.
- Открывались школы.
Была создана библиотека.
Ответы детей -
-Владимир лишнее слово, потому что Владимир князь, а Кирилл и Мефодий - монахи ,создатели славянской азбуки.
-Художник лишнее слово, переписчик и писец связаны с письмом.
-Бумага лишнее слово потому , что появилась позднее чем пергамен и береста.
Выполняют задание индивидуально по карточкам.
Ответы учащихся -Книга, буква, азбука.
Предполагаемые ответы учащихся.
- Как распространялась грамотность на Руси.
- Создание славянской азбуки.
-Кирилл и Мефодий.
-Стоил храмы и монастыри , при них открывали школы. Была создана первая библиотека.
Ответы учащихся.
Записывают задание в дневник.
Вариант 1.
1. На Руси писали на …
и … используя для
этого … и …
2. Соедини слово с определением.
Вариант 2.
1.Подчеркните слова, которые считаете правильными.
На Руси писали на бумаге , пергамене, бересте.
Используя для письма ручку, писало, перья.
2. Соедини слово с определением.