• Преподавателю
  • История
  • Использование технологии проблемного обучения для достижения планируемых результатов (из опыта работы по реализации ФГОС на уроках истории и обществознания в 5-9 классах)

Использование технологии проблемного обучения для достижения планируемых результатов (из опыта работы по реализации ФГОС на уроках истории и обществознания в 5-9 классах)

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование технологии проблемного обучения для реализации планируемых результатов (на основе опыта внедрения ФГОС второго поколения на уроках истории и обществознания в 5х-8х классах)

С 2012-2013 учебного года наше ГБОУ гимназия г.Сызрани Самарской области экспериментально внедряет ФГОСы второго поколения в начальной и основной школе в 5х-9х классах. Я нахожусь на стадии практического выполнения требований ФГОС к результатам обучения и освоения содержания курса истории и обществознания в 5х-9х классах. Проблемное обучение - это не новый подход к достижению результатов обучения. Но учитель и дети поставлены в новые условия. В чем эта новизна?

1.Проблемное обучение формирует гармонически развитую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и само коррекции. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремиться их разрешить. Тем самым, войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов.

2.Введение метапредметного подхода в обучение - это осторожная попытка развернуть образование навстречу новым потребностям и новым вызовам 21 века. Время выдвигает новые требования к профессиональной успешности современного выпускника через полипрофессиональное взаимодействие. Второе образование, экономист-юрист в одном флаконе - это уже не новость. Учитель, который стремиться в завтра, должен включаться в полипрофессиональное взаимодействие. А здесь без взаимодейстия разных форм знания не обойтись.

В ходе подготовки подобного метапредметного урока происходит интеграция, связанная с разработкой нового содержания образования. В чём она состоит? Меняется работа с деятельностью учащегося, где на уроке передаются не просто знания, а обязательна передача способов работы со знанием. Если вы, работая с определённым предметным понятием, передаете учащимся кроме предметного материала, обобщенный способ работы с любым понятием, вы поднимаетесь с предметного уровня на метапредметный. Это диктует необходимость внедрения системно - деятельностного подхода в организации урока.

3. В современных условиях, когда признается право на существование разных смыслов, оценок, трактовок тех или иных событий, на мой взгляд, просто необходимо использовать альтернативные точки зрения на факты и явления.
4. В последние годы резко возрос объем научной информации, которую должны усвоить учащиеся, поэтому возникла необходимость перестройки учебного процесса. Это вызвало обостренное внимание педагогов-исследователей к разработке вопросов проблемного обучения. Они изучаются в трудах известных дидактов и психологов. Большинство современных публикаций по теории обучения связано с идеей активизации учебного процесса и учебной деятельности учащихся.

В учебном пособии Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» проблемное обучение к педагогическим технологиям на основе активизации и интенсификации деятельности ученика. «Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей». ( с.60-61). Я как практикующий учитель должна уметь создавать проблемную ситуацию и через постановку познавательных задач организовать самостоятельную деятельность школьника.

Цель активизации путем проблемного обучения состоит в том, чтобы поднять уровень усвоения понятий и обучить не отдельным мыслительным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения не стереотипных задач. Эта активность заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получил из него новую информацию. Другими словами, это расширение углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, она ищется и находится учеником, поставленным в поисковую ситуацию. Умственный поиск - сложный процесс, он, как правило, начинается с проблемной ситуации, проблемы. Но не всякий поиск связан с возникновением проблемы? Если учитель дает задание ученикам, указав, как его выполнить, то даже самостоятельный поиск не будет решением проблемы.

Подлинная активизация учащихся характеризуется самостоятельным поиском не вообще, а поиском путем решения проблем. Если поиск имеет целью решение теоретической, технической, практической учебной проблемы или форм и методов художественного отображения, он превращается в проблемное учение.

Основное различие между проблемным и традиционным обучением мы видим в двух моментах: они различаются по цели и принципам организации педагогического процесса.

Цель проблемного типа обучения не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности ученика и развития его творческих способностей. Цель традиционного типа обучения - усвоение результатов научного познания, вооружение учащихся знаниями основ наук, привитие им соответствующих умений и навыков.

В основе организации учителем объяснительно-иллюстративного обучения имеет принцип передачи учащимся готовых выводов науки. В основе организации цели процесса проблемного обучения имеет принцип поисковой учебно-познавательной деятельности ученика, то есть принцип открытия им выводов науки, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знаний к практике.

При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, довел в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факторы и организует (проблемные ситуации) их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы. В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение.

Проблемное преподавание - деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, изложение учебного материала с его объяснением и управлению деятельностью учащихся, направленной на усвоение новых знаний, путем самостоятельной постановки учебных проблем и их решение.

Проблемное учение - это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснения учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решение по средствам выдвижения предложений, гипотез их обоснование и доказательства, а также путем проверки правильности решения.

Проблемная ситуация - это интеллектуально-психологическое затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом, действие это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, творческой познавательной деятельности. Она обуславливает начало мышления в процессе постановки и решения проблем.

Методические способы создания проблемных ситуаций :

Первый способ - побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и проводит к активному усвоению новых знаний. На уроке истории в 5 классе, изучая реформы Солона я так создаю проблемную ситуацию: Реформатор Солон провел разумные реформы, указал афинянам путь истины - демократию, но оказался изгнанником. Был вынужден жить на чужбине. Почему? Для решения этой проблемной ситуации с позиций деятельностного подхода я использую работу в группах по 4-5 человек. Одни из них сторонники реформ Солона, другие-противники.

Второй способ - ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер. В истории науки такие факты привели к постановке научной проблемы. Например, проблема глобального потепления как часть экологической проблемы современности в курсе обществознания 8 класса.

Третий способ - расстановка учебных проблемных заданий на объяснение явлений или поиск путей практического решения. Например, в 9 классе, изучая начальный период Великой Отечественной войны, ставиться проблема так: одни историки говорят о внезапном нападении фашистской Германии на Советский Союз, другие же заявляют, что И.В. Сталин знал о готовящейся войне, третьи - о намерении И.В. Сталина нанести превентивный удар по Германии. Противоречие налицо. Задача учащихся - доказать одну из точек зрения, причем можно по группам работать одновременно по всем трем точкам зрения, что разнообразит и обогатит урок.

Четвертый способ - побуждение учащихся к сравнению сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, в результате которых возникает проблемная ситуация. Примером может служить изучение особенностей социально-экономического развития индустриальных стран в начале XX века через деление на группы , перед которыми ставиться проблема неравномерности развития стран, поиска общего и особенного в развитии.

В истории 8 класса мы имеем множество персоналий для подобного сравнения : Екатерина II и Павел I, Александр II и Александр III : внутренняя политика государей.

Пятый способ - побуждения учащихся к предварительному обобщению новых фактов. Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известными, и сделать самостоятельное обобщение. Это могут быть Крымские войны Екатерины II в истории 8 класса, реформы и их итоги.

Шестой способ - организация межпредметных связей. Часто материал учебного предмета не обеспечивает создание проблемной ситуации (при обработке навыков, повторения пройденного и тому подобное). В этом случае следует использовать факты и данные наук, имеющие связь с изучаемым материалом. Чаще всего в истории мы прибегаем к литературе.

Седьмой способ - варьированные задачи, переформулировка вопроса.

Правила постановки учебной проблемы.

Процесс постановки учебных проблем требует знания не только логико-психологических и лингвистических, но и дидактических правил постановки проблем.Учитель, зная уровень подготовленности своих учащихся и исходя из специфики обучения, может ставить перед ними уже встречавшиеся ранее проблемы. При этом он учитывает следующее:

а) алгоритм решения ранее решенных проблем можно использовать при решении новых трудных проблемных задач;

б) решение встречавшихся ранее, но не решенных из-за отсутствия достаточных знаний проблем укрепляет интерес учащихся к предмету, убеждает их в том, что практически преодолимы все учебные проблемы - для этого надо иметь больше знаний;

в) постановка ранее решавшейся классом проблемы в иной формулировке обеспечивает возможность творческой работы при повторении пройденного материала;

г) ранее решенные коллективом проблемы можно использовать для вторичной постановки перед слабыми учащимися для самостоятельного решения.

Структурными элементами проблемного урока являются:

1) актуализация прежних знаний учащихся;

2) усвоение новых знаний и способов действия;

3) обсуждение и решение задач, формирование умений и навыков;

4)обратная связь;

5) рефрексия.

Эта структура отражает основные этапы учения и этапы организации современного урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному. При подготовке к уроку истории необходимо продумать несколько возможностей, способных превратить обычный урок в проблемный, вызвать интерес к теме. Учитель должен уметь так поднести учебный материал, чтобы у ученика возник вопрос «Как же так? Такого не может быть? Все должно быть по-другому!»

1 возможность. Тема урока, даже если в ней изучается событие тысячелетней давности, должна быть актуальной, современной. Для этого в самом начале урока необходимо сориентировать учащихся на возможности практического применения полученных знаний. Например, изучая сущность Столыпинской аграрной реформы, можно продумать возможность применения её некоторых положений, пусть даже не в чистом виде, в современной экономике, связать с фермерством в Самарской области.

2 возможность. Применение алогизмов, противоречий, неподдающихся логичному объяснению. Причем такой материал можно найти даже в учебниках, т.к. многие авторы современных учебников допускают такие ошибки. Например, в учебнике для 7-го класса А.А. Преображенский и Б.А. Рыбаков в теме «Битва на Калке» пишут: «В поход снарядилось объединенное войско южнорусских князей. Каждый князь стоял своим лагерем, действовал самостоятельно, не желая считаться с другими». ( с. 70). Часто алогичный материал представлен в темах, посвященных истории СССР. На материале таких алогичных материалов можно проводить дискуссии среди учащихся.

3 возможность. Предоставление учащимся выбора из двух или более альтернатив, точек зрения. ( Петр Великий: чудо или чудовище?)

4 возможность. Привлечение на уроке вместо стандартного материала афоризмов, эпиграмм, карикатур, частушек.

5 возможность. Сознательный выбор эффекта бумеранга. Учитель может придумать такое изложение материала, чтобы вызвать огонь (критику со стороны учащихся) на себя, специально допустить ошибку в объяснении материала. Особенно удачно это проходит при оценке какой-либо исторической личности, взаимоотношений между политическими деятелями, партиями и т.д.

При обобщении знаний, на мой взгляд, постепенно необходимо приучать учащихся к продуктивно-познавательным, а затем и к проблемным вопросам. Если репродуктивные вопросы начинаются на слово как, когда, кто, что и т.д., то продуктивно-познавательные вопросы отвечают на вопросы почему, докажите, в чем, обобщите, сформулируйте и т.д. Проблемный вопрос не требует вспоминания готовых знаний, а требует рассуждения, размышления и чаще всего краток по содержанию. В связи с этим в дискуссию не боятся вступать и учащиеся с плохой памятью, не подготовившиеся к уроку, а это держит их в постоянном внимании к учебному процессу. Проблемные вопросы требуют большего творческого вклада, как в формулировке, так и в выработке ответов. Например, ребят можно спросить и о дате изгнания Александра Невского из Новгорода его жителями (репродуктивный вопрос), и о причинах изгнания (репродуктивно-познавательный), а можно спросить и по-другому: «Почему Александр Невский, дважды спасший независимость Новгорода, был изгнан из родного города спасенным им же народом?». Но, работая с подобными вопросами, нельзя забывать заключительный этап - аргументы и выводы по вопросу. Нельзя допускать голословных суждений, необоснованных фактов.

Проблемное обучение проводиться посредством решения проблемных задач, среди которых можно условно выделить несколько типов:

1) задачи на анализ теоретических положений, высказанных разными людьми по поводу одного события. Например, одни историки говорят, что опричнина Ивана Грозного ослабила русское государство; другие утверждают, что опричнина укрепила русское самодержавие.

2) Задачи на противоположные высказывания одного человека. Так, В.И. Ленин в 1919 г. резко осуждал эсеровский принцип свободной торговли, а в 1921 г. был провозглашен НЭП, одним из принципов которого была свободная торговля.

3) Задача на анализ факта, события. «Князь Владимир Святославович начал свое правление с убийства своего брата Ярополка. Жизнь его была полна многочисленных преступлений и грехов. Летопись говорит о его любвеобильности: пять жен и восемьсот наложниц. Но в памяти народной он остался Владимиром Красное Солнышко, а христианской церковью канонизирован».

4) Задачи на оценку деятельности конкретной личности. Изучение личности на уроках истории является приоритетным направлением, следует разработать алгоритм изучения. Проблемной эту работу делает тот факт, что, давая оценку, учитель не называет имени личности.«Он часто повторял, что в связи с тем, что день его рождения приходится на день святого мученика Иовы, ему в жизни придется пройти через большое количество страданий. И на самом деле, его постоянно преследовали несчастья: Ходынка, революции, мировая война. Современники прозвали его Кровавым, а современное общество и церковь возвели его и его семью в ранг святых мучеников-страстотерпцев.» «В России царь был больше чем монарх. Он был отцом народа, царем-батюшкой, миллионы людей с восторгом пели «Боже, царя храни», солдаты шли на фронтах первой мировой войны со словами «За веру, царя и Отечество». Однако в 1917 г. не нашлось никого, кто встал бы на защиту царя и его смахнули с престола, как пушинку».

5) Задача на создание ситуации обобщения своего жизненного опыта. Для 5классника вполне хватает жизненного опыта знакомства с профессией учителя , они хорошо знают, что она имеет свои издержки и недостатки. На уроке обществознания в 5 классе по теме «Труд-основа жизни» мы изучаем виды труда . Урок проходит этапы:

1.этап урока Постановка проблемы урока. В начале урока не объявляется тема урока и основные вопросы изложения. В проблемном обучении создается проблемная ситуация и определяется познавательная задача. Учитель рассказывает притчу о бедном китайце, которому не нужно давать денег, ему нужно дать удочку. Почему?

2этап: Актуализация знаний. Я использую технику «Жокей и лошадь»( это наше экзаменационное задание на установление соответствия термина в его содержанием). В традиционном уроке мы проверяет знание терминов тестом, где каждый индивидуально получает баллы и оценку. В условиях деятельностного подхода мы разбиваемся на микро-группы, где командой в 4-5 человек собираем в пары карточки, записывает на командном листе ответы. Почему правильно так? Читаем требования к результатам обучения… (Стр.7 Примерной программы по учебным предметам).

1.Требования к метапредметным результатам «готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействии в социальном окружении»

2.Требования к личностным результатам «способность к ответственному поведению в обществе»

3.Требование к предметным результатам «знание ключевых понятий» в данном случае понятий товар, услуги, деятельность, потребности, благотворительность, труд свободный, труд подневольный; знание особенностей труда как основного вида деятельности человека.»

3 этап урока Изучение нового материал строиться на решении учебных задач с использованием техники Фишбоун, приема «Инсерт».

На 4 этапе Решение учебных задач я использую технику «Лови ошибку» (Стр.19.Задание №24 в рабочей тетради Годера Г.И.).

6) Задачи на сопоставление прошлого и современности, российских и западных аналогов.

Систематическое использование проблемного метода обучения позволяет выработать у учащихся привычку дискутировать, рассуждать, они втягиваются в процесс общения, анализировать, спорить, доказывать. Вершиной этого метода является самостоятельная разработка сильными учащимися проблемных вопросов и стопроцентное участие учеников в учебном процессе. Например, в течение последних четырех лет ежегодно сильными учащимися разрабатывались учебно-исследовательские работы на темы «Н.С.Хрущев: черное и белое» (Шульгин А.), «Александр I: либерал иди консерватор» (Куркина С.), «Степан Бандера: борец с диктатурой или предатель Родины» (Бибикова Е.),«Нужен ли контроль государства в сети интернет?» (Фетюнин К ), «18-женский век в истории России» (Зятчина А.), «Карикатуры и эпиграммы как исторические источники» (Сафин Р.), «Ереси и секты в России» (Портнягин Д.), занимая призовые места на районных и региональных конференциях по истории.

Выводы.

Проблемное обучение не ограничивается созданием проблемных ситуаций. Известный дидакт Кудрявцев Т.Л. основу проблемного обучения составляет понятие проблемная ситуация и способы её решения. Способ выбирает каждый педагог исходя из особенностей уровня подготовленности класса и развитости навыка работы в микрогруппах. Способы с позиций деятельностного подход это: работа в группах, проектная деятельность, работа с историческими документами и задачи исследовательского характера. Для нас на сегодняшний день как говорил Б.Шоу «Единственны путь, ведущий к знанию - деятельность».

Литература.

1.Гин А.А. Приемы педагогической техники. - М.:Вита-пресс,2005.

2.Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 классы.-М.:Просвещение,2011.

3.Селевко Г.К.Современные образовательные технологии.-Учебное пособие для пед. Вузов .- М.: «Народное образование»,1998.



© 2010-2022