Чему учил китайский мудрец Конфуций (интегрированный урок: история, литература)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

Цели урока: создавать условия для:

  • Изучения и первичного закрепления информации;

  • Закрепления системы ЗУН;

  • Применения системы знаний в знакомой, измененной и новой учебных ситуациях.

Задачи урока:

Образовательные:

Развивающие: способствовать развитию речи, творческих способностей; расширять кругозор учащихся, формировать умение анализировать, выделять существенные признаки, сопоставлять, делать выводы и обобщать.

Воспитательные: формировать нравственные и эстетические представления, пользоваться полученными знаниями в ценностной ориентации личности.

Тип урока: изучение нового материала.

Межпредметные связи: история (Султанова О. В.), литература (Капорова О. Ю.).

Средства обучения: авторская презентация, проектор, компьютер, карточки - задания.

Ход урока.

  1. Актуализация знаний.

Учитель литературы: на любом уроке за учительским столом вы видите одного преподавателя. А сейчас нас двое: учитель истории и учитель литературы.

? - Как вы думаете, почему мы сегодня вдвоем будем вести урок?

На двух разных предметах мы изучаем темы близкие по содержанию. В центре внимания уроков истории Древний Китай, а на уроках русского языка и литературы мы учимся составлять синквейны, и писать мини - сочинения по высказываниям известных людей живших в разные времена и в разных странах.

Такие уроки, на которых возможно объединение двух предметов, называются интегрированными.

Учитель истории: На Великой Китайской равнине между реками Хуанхэ и Янцзы возникло несколько государств, правители которых враждовали друг с другом. Но жители всех этих государств считали себя единым народом, потому что имели единую культуру и сходные обычаи. Об этих обычаях часто рассказывал мудрец Конфуций, которого очень почитали китайцы. С мудрыми мыслями и высказываниями этого человека мы и познакомимся сегодня на уроке.

Тема нашего урока: «Чему учил китайский мудрец Конфуций»

(слайд 1 с темой урока)

Учитель литературы: Конфуций - это древнекитайский проповедник и писатель. Узнать о том, как он постигал жизненную мудрость нам поможет доклад, который подготовила Пересадина Юля.

(подборка слайдов иллюстрирующих рассказ)

Доклад.

В историю мировой культуры Конфуций вошел как основоположник особой религии - конфуцианство. Это имя ему было дано иезуитскими миссионерами примерно через 2000 лет после его смерти. Своим современникам Конфуций был известен как Кун Цю.

Как о любом религиозном деятели, о нем складывались различные легенды. Согласно одной из них матери Конфуция было видение о том, что она должна отправиться в пещеру, где родится ее сын. Женщина отправилась туда и родила младенца. Вокруг новорожденного парили драконы.

На самом деле Конфуций родился в городе Лу, расположенный в провинции Шаньдун в благородной, но обедневшей семье аристократов, чиновников и военных. Поэтому и жизнь его была наполнена лишениями и одновременно страстным желанием пробиться и стать достойным и уважаемым членом общества.

Его отличало жадное стремление к знаниям. Юноша много читал и старался приобрести любые книги, какие только ему удавалось найти. В первую очередь его интересовали традиции и религия Китая, древняя история и литература.

Конфуций много учился и в 22 года начал обучать сам, вскоре прославившись как один из лучших педагогов Китая. В школе Конфуция дети изучали четыре дисциплины: мораль, язык, политику и литературу.

После смерти матери он последовал общепринятому обычаю - вернулся домой и соблюдал траур три года. Он отказался от всех удовольствий, только читал и занимался самообразованием. Ему тогда было 42 года.

В 50 лет Конфуций начал политическую деятельность и вскоре занял высокое положение в Лу. Но какое - то время спустя ему пришлось уйти со службы из - за интриг. После этого Конфуций в течении 13 лет путешествовал по Китаю, но так и не нашел применение своим способностям и идеям. В дальнейшем он уже не вернулся на службу и большую часть жизни занимался тем, что преподавал и служил домашним учителем в семьях знатных господ и официальных лиц.

Учение Конфуция стало известно по книге «Беседы и суждения», составленной из записей сделанных его учениками.

Умер Конфуций в возрасте 72 лет. На месте его дома был построен храм. Распространение идей конфуцианства началось во втором веке до нашей эры. Тогда была принята идея философа о необходимости работы ученых людей в правительстве и начато обучение правительственных чиновников. Вскоре идеи Конфуция были признаны государственной религией Китая и оставались таковыми до 1912 года, когда был сброшен последний китайский император.

Учитель истории: В чем же заключалась мудрость суждений Конфуция, почему его философская концепция была признана государственной религией Китая. Ответ на эти вопросы и является основной целью нашего сегодняшнего урока.

Учитель литературы: Давайте же перейдем непосредственно к самим высказываниям и поработаем с ними. Перед уроком наш класс был разбит на три группы. Перед каждой из групп лежит конверт с заданиями. Откройте их и ознакомьтесь. (слайд 2 - задания для групп)

1 группа: Выберете высказывания, которые характеризуют отношение к знанию и учению. В чем вы согласны с его высказываниями?

2 группа: Выберете высказывания, в которых говориться о том, как надо относиться к старшим, родителям, другим людям. Почему необходимо относиться с почтением к своим родителям?

3 группа: Выберете высказывания, в которых говориться о том, как надо относиться ко всем людям без исключения. Почему необходимо быть добрым по отношению к другим людям?

Высказывания Конфуция.

  1. Учись! Ибо жизнь всегда напоминает нам, что любых наших знаний мало. Когда человек перестает учиться, он может потерять и то, чему научился раньше.

  2. Хочешь узнать новое, обратись к старому.

  3. Учиться и не размышлять - напрасно терять время, размышлять и не учиться - губительно.

  4. В кругу семьи почитай родителей. Вне семьи почитай старших.

  5. Будьте почтительны к родителям и учителям вашим. Только в милосердии и самопожертвовании опережайте их.

  6. Если при жизни отца следовать его воле, а после его смерти следовать его поступкам и в течение трех лет не изменять порядков, заведенных отцом, то это можно назвать сыновней почтительностью

  7. Что себе не пожелаешь, того не делай и другим.

  8. Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.

  9. Будь честен и милостив с людьми, возлюби добро.

Дети выбирают высказывания согласно полученному заданию. Озвучивают выбранное и отвечают на дополнительный вопрос.

(слайд 3 - таблица)

Дополнительные вопросы:

Учитель истории: 1-й группе: Объясните смысл высказывания: «Хочешь узнать новое - обратись к старому». Какой школьный предмет может помочь в изучении «старого»?

Учитель литературы: 2-й группе: Почему Конфуций советует не ограничивать себя в развитии милосердия и самопожертвования по отношению к людям?

Учитель литературы: 3-й группе: Объясните смысл высказывания: «Что себе не пожелаешь, того не делай и другим». Какая русская поговорка соответствует словам китайского мудреца.

Учитель истории: В Китае сохранилось очень много сказаний и легенд о знаменитом мудреце. О нем писались книги, складывались стихи, сказки. А вот какую басню донесло до нас время. Послушайте ее. Выступают учащиеся. Басня «Ответ мудреца»

У мудрого Конфуция было три ученика: Гун, Лу и Чжан. Однажды странствующий спросил его:

- Что ты скажешь о своем ученике Гуне?

Конфуций ответил:

- Даже ученые восхищаются разумом Гуна!

- А какие достоинства у Лу?

- Храбрость его превосходит множество знаменитых воинов!

- А третий ваш ученик?

- Трудолюбие Чжана достойно восхищения!

Услыхав слова Конфуция, монах удивился:

- Если Гун так умен, если Лу так храбр, если Чжан так трудолюбив - чему же им еще учится у вас?

- Выслушай мой ответ. Гунн умен, но ленив. Лу храбр, но неблагоразумен. Чжан трудолюбив, но завистлив. Гунн не знает, что ум не приносит счастья ленивцу. Лу не знает, что храбрость без осторожности ведет к гибели. Чжан не знает, что радость не живет вместе с завистью. Ничего этого мои ученики не знают. И пока они не постигнут эти истины, я буду их учителем, а они - моими послушными учениками.

Учитель литературы: Какие качества стремился привить своим ученикам Конфуций? (ум, храбрость, трудолюбие, осторожность, радость)

Учитель истории: Что из перечисленных качеств нужно больше всего в жизни каждому из вас?

Учитель литературы: Чему бы вы хотели научиться у своих учителей?

Учитель литературы: Конфуций учил детей поэзии. Многие известные изречения Конфуция переложены в стихи.

На горной вершине

Ночую в покинутом храме.

К мерцающим звездам

Могу прикоснуться рукой.

Боюсь разговаривать громко

Земными словами.

Я жителей Неба

не смею тревожить покой.

Кто-нибудь из вас хоть раз в жизни писал стихи? Тогда самое время попробовать! Сегодня и я предлагаю вам попробовать себя в поэзии. Напишите синквейн по теме нашего урока.

Учитель истории: Молодцы ребята, сегодня мы поработали на славу. А вот ваше домашнее задание.

1. Представьте, что слово «Конфуций» требует расшифровки, но необычной. Необходимо каждую букву, входящую в слово, использовать для того, чтобы дать характеристику самому Конфуцию (можно словом, выражением, небольшим предложением.)

К

О

Н

Ф

У

Ц

И

Й

2. Сочините синквейн о Конфуции и его учении.

А теперь подведем итоги урока.

© 2010-2022