Описание системы работы учителя истории и обществознания

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:















Методический семинар по теме

«Использование проблемно-диалоговых технологий на уроках истории и обществознания как средства формирования научных и социальных компетентностей»

учителя истории и обществознания

МОУ СОШ №1 села Покойного

Коловановой Татьяны Николаевны





2016-2017 учебный год

Модернизация российского образования, Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения в области исторического знания значительно повысили требования к уровню преподавания истории и обществознания в школе.

Президент России Владимир Путин серьёзно озабочен вопросом исторического образования подрастающего поколения и последние годы уделяет этому большое внимание. Долгие годы история преподносилась через призму коммунистической идеологии, накладывая штампы на многие факты и события. Последнее десятилетие наблюдается другая крайность: нет единой линии, единой позиции. Дошло до абсурда, появляются историки и политики, которые переосмысливая события прошлого, ставят под сомнение или отрицают вовсе героические страницы нашей истории. Как же быть подрастающему поколению? Как разобраться в этом не простом и пестром калейдоскопе событий? К сожалению, сегодня мы столкнулись с большими проблемами: оскудение морали, падение патриотизма, молодые люди разучились общаться. Сегодня, как никогда, возрастает роль учителя истории и обществознания в школе. Сегодня в ходе изучения школьного материала учитель должен дать возможность ученикам самим понять и разобраться во многих проблемах, научиться анализировать различные взгляды и позиции, вырабатывая при этом собственную гражданскую позицию. В этом я вижу актуальность данной проблемы.

В связи с вышесказанным на своих уроках применяю проблемно-диалоговую технологию. На мой взгляд, именно эта технология наиболее удачно соответствует вызовам времени, является наиболее эффективной.

Технология проблемно-диалогического обучения готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности: дети усваивают лучше то, что открыли сами и выразили по- своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер. Учащиеся управляют собственной деятельностью, развивают инициативу и самостоятельность, появляется возможность почувствовать себя успешным не только у сильных, но и у слабых учеников. Формируется самоуважение, растёт самооценка. Работа в группе помогает развивать коммуникативные навыки, учит работать с информацией. Достижение цели невозможно без сотрудничества, умения слышать друг друга, принимать точку зрения одноклассников, которая не всегда совпадает с собственной. Проблемный урок всегда будет личностно-ориентированным, здоровьесберегающим. Проблемные уроки формируют не только ЗУНы, но и УУД.

Дискуссия на моих уроках, построенная с учетом соответствующих психологических механизмов и закономерностей, не только способствует успешному усвоению знаний, но и составляет суть воспитания, ибо в его основе заложен душевный контакт учителя и ученика.

Первыми интерес к проблеме диалогического взаимодействия в образовании проявили Сократ, А. Камю; гуманистическую направленность диалоговой стратегии показали Платон, Я.А.Каменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский. Именно в диалоге, в дискуссии видели суть воспитания великие педагоги Я.Корчак и В.А.Сухомлинский. В современной педагогике технологией проблемного диалога занимается Е.Л. Мельникова, лауреат премии Правительства России в области образования.

На мой взгляд, следует учитывать психологические закономерности в построении диалога. Основное условие построения диалога - установление особых отношений учителя с учащимися между собой, которые могут быть определены как атмосфера взаимного доверия, доброжелательности, откровенности, духовной общности. Эти отношения предполагают совместное видение проблемы и совместные поиски ее разрешения. Именно во время дискуссии даже при несовпадении взглядов и оценок возможны поиск и конструктивное решение проблемы, так как при этом первостепенно важен сам факт соучастия совместной направленности, заинтересованности.

Таким образом, определились основные задачи:

во-первых, повысить эффективность процесса обучения, используя различные формы диалоговой технологии;

во-вторых, расширить интеллектуальные возможности каждого ученика, что будет способствовать их самореализации. Выработки активной гражданской позиции;

в-третьих, повысить уровень гражданского самосознания у учащихся.

Я глубоко убеждена, что использование современных педагогических технологий, активных форм обучения, создание на уроках истории и обществознания обстановки, способствующей воспитанию внутренней свободы ученика, раскрытию его личностного творческого потенциала, становлению его активной гражданской позиции становится необходимым условием гражданского образования в школе.

Новизна в том, что меняется роль учителя (от оратора на транслятора) и ученика (от созерцателя до деятеля), меняется отношение ученика к происходящему на уроке, меняются методы и формы приобретения знаний. Трудоёмкость состоит в том, что такие уроки требуют большой предварительной подготовки, в организации ученического коллектива, в большом объёме информации. Риски, прежде всего, в нехватке времени при классическом подходе к составлению расписания, в необходимости выбора нужной информации из большого объёма, сложно удержать дисциплину.

Проблемный диалог содержит 2 слова ПРОБЛЕМА И ДИАЛОГ. Это значит что постановка проблемы на уроке и поиск ее решения происходит в специально организованном диалоге ученика и учителя, ученика и ученика. Различают 2 вида диалога побуждающий и подводящий. Они обеспечивают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект. Благодаря этому создается устойчивая мотивация.

Формы применения диалоговой технологии.

Среди диалоговых технологий выделяются: проблемно-поисковые диалоги, семинары-дискуссии, учебные дискуссии, эвристические беседы, анализ конкретных ситуаций, ролевые игры, интервью. В диалоге формируется критическое мышление.

Дейл Карнеги писал: «Умение говорить - это наикратчайший путь к известности…И почти каждый человек может говорить так, что будет приятен и желаем в обществе, если он обладает верой в себя и людей». Умение говорить происходит через осмысление, логику мышления, умение вести дискуссию.

Дискуссию можно использовать как отдельный педагогический приём, и как подход к организации учебно-воспитательного процесса. В процессе дискуссии, по моему мнению, наиболее полно представлена возможность:

- моделировать реальные жизненные проблемы;

- вырабатывать у школьников умение слушать и взаимодействовать с другими;

- продемонстрировать характерную для большинства проблем многозначность решений;

- обучить анализировать реальные ситуации, отделять главное от второстепенного.

Дискуссия выявляет многообразие существующих точек зрения на какую-либо проблему. В учебном процессе дискуссионный подход использую в различных формах: дебатов, диспутов, полемик, споров, дискуссий на основе изучения текстов, проблемная дискуссия, либеральный клуб, дискуссии от имени…(ролевая дискуссия), «Круглый стол», дискуссия «Чтобы было бы, если…»

Разновидностью «экспресс-дискуссии» могут быть «мини-дебаты» - они не требуют много времени, чаще всего проводятся «один на один» (участвуют два ученика). Обычно в качестве темы урока берётся одна большая тема, которая затем дробится на несколько более мелких. По каждой из этих тем выступает одна пара спикеров, которые защищают противоположные точки зрения.

В работе по формированию активной гражданской позиции у учащихся мною применяется метод кейс - технологий (как одна из форм диалога, дискуссии). Метод case-study, или метод конкретных ситуаций (от английского case - случай, ситуация), это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов).

Непосредственная цель метода case-study совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию - case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса - оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Таким образом, диалоговые технологии в преподавании истории и обществознания позволяют решить основные проблемы, которые стоят сегодня перед школой. Именно интерактивные виды деятельности - тренинги, диспуты, дискуссии, круглые столы - способствуют развитию таких личностных качеств, как гражданское самосознание, инициативность и коммуникативные умения. Развивая эти качества в различных формах работы, подростки приобретают умения и навыки общественной деятельности, проживая смоделированные, искусственно созданные в тренингах ситуации, они вырабатывают свою систему взглядов на общественную жизнь.

Проблемно-диалогическое обучение успешно применимо при обучении обществознанию и истории на всех ступенях образования.

Приведу пример использования проблемно-диалогового обучения.

Задания, опирающиеся на позицию современного человека. Дебаты.

Ты - человек XXI века, попал в 1095 г. и слышишь призыв папы Римского Урбана II об освобождении Гроба Господня в Иерусалиме. Ты уже знаешь итоги и последствия крестовых походов.

1 группа. Поддержите Папу .

2 группа. Убедите его отказаться от походов.

Приведите веские аргументы

При этом учитель должен контролировать ведение дискуссии и порядок изложения своих позиций с точки зрения уважения друг друга.

Результатом использования диалоговых технологий в моей работе является развитие творческих способностей и определению индивидуальных способностей ребенка; получение навыков работы в команде; выработка навыков простейших обобщений; получение навыков презентации; получение навыков пресс-конференции, умения формулировать вопрос, аргументировать ответ; вести цивилизованный диалог

Это отражается на выборе предметов «история» и «обществознание» в качестве экзамена в форме ЕГЭ, где выпускники показывают стабильно высокий уровень знаний предмета и победы в школьных и муниципальных этапах олимпиад.



© 2010-2022