Элективный курс для 10-11 классов «История России в лицах. От древности до наших дней»

Элективный курс «История России в лицах. От древности до наших дней» прежде всего предназначен помочь школьникам в подготовке к сдаче ЕГЭ по истории. Точнее, написать задание С6, дающее аж 5 баллов и посвященное персоналиям. Ну, и кроме того, для понимания образа изучаемой эпохи просто необходимо знать этот материал - роль личности в истории еще никто не отменял! Рассчитан курс на два года - 10-11 класс. Применяться может, как в общеобразовательных школах, так и в любых гимназиях-лицеях. Может...
Раздел История
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа элективного курса «История России в лицах. IX-XXI вв.»

Для профильного гуманитарного класса. 10-11 класс.


Пояснительная записка

Программа рассчитана на 140 часов за два года (2 часа в неделю)

Цели и задачи курса состоят в том, чтобы дать учащимся возможность:


  • расширить историческое познание, его мировоззренческое составляющее;

  • полнее осознать значение истории для личности и общества и роли личности в истории;

  • познакомить учащихся с различными точками зрения по поводу деятельности отдельных личностей в период истории нашего государства;

  • развивать умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи;

  • совершенствовать умения диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции в отношении к событиям и личностям прошлого настоящего, вести дискуссию, что позволит учащимся подготовиться к сдаче ЕГЭ.

Тематика и характер курса предопределяют следующие особенности его изучения:

  • проблемное изложение и изучение материала ( выделение ключевых вопросов, проблемный, эвристический характер их рассмотрения);

  • создание открытых, проблемных, познавательных ситуаций;

  • большая часть времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся, сообщение новых знаний ( в т.ч. в лекционной форме) не должно стать самоцелью, превращать занятия в сухой лекционный курс;

  • в ходе изучения курса актуализируется ранее изученный материал.

Актуальность программы определяется важностью изучения персоналий для понимания образа изучаемой эпохи, а также имеет прагматическое значение - подготовку к успешной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, содержание которого предполагает сформированность данных знаний.

Общими принципами отбора содержания материала являются:

  • доступность для учащихся средней школы;

  • реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы;

  • инвариантность содержания - программа применима для учащихся, которые заинтересованы в изучении истории, с учетом их уровня знаний, умений, навыков

  • содержание обеспечивает более полное знакомство с историческими персоналиями, т.к. курс школьной базовой программы этому отводит недостаточно времени;

  • систематичность программы обеспечивается логикой развёртывания содержания знаний;

  • реалистичность программы выражается в том, что она может быть изучена в отведенное количество часов.

Предполагаемые результаты

Предлагаемый учебный курс должен помочь учащимся усвоить исторические факты, события, явления, ключевые понятия, связанные с историческими персоналиями. Курс позволяет познакомиться с биографиями ведущих деятелей культуры, политических, общественных, государственных деятелей России.




Содержание программы

Тема 1. «Земля русская» (24 часа)

Легендарные и реальные в «признании варягов». Рюрик. Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Русь в конце IX-сер X в. Реформа управления и налогообложения при Ольге. Святослав-«Александр Македонский Восточной Европы». Первая междоусобица на Руси и победа Владимира Святославича. Крещение Руси как русский и европейский феномен.Оборона Руси от печенегов. Междоусобица на Руси после смерти Владимира Святославича. Борис и Глеб - князья мученики. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Первый русский митрополит Илларион. Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Личность Мономаха. Начало раздробленности на Руси. Распад Руси на 15 крупных княжеств. Владимиро-Суздальская Русь. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский и зарождение русского самовластия. Всеволод Большое Гнездо. Господин Великий Новгород. Система выкармливания князя-особенность Новгородской государственности. А. Невский. Новое нашествие кочевников.Чингисхан. Евпатий Коловрат. Русская культура в XII- XIII в.в. Нестор, Даниил Заточник, Кирилл Туровский.

Тема 2. «Московская Русь» (20 часов)

Установление ордынского ига на Руси. Подвиг князя Михаила Ярославича Тверского. Возвышение Москвы.Начало Московской династии. Даниил Московский. Личность Ивана Калиты. Противостояние Орде. Московско-Владимирская Русь при Д.Донском. Сергий Радонежский.Мамай. Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Тёмном. Великое княжество Московское. Возникновение государства Российского. Иван III - первый великий князь всея Руси. Софья Палеолог- супруга Московского великого князя. Иосиф Волоцкий, Нил Сорский. Россия при Иване Грозном.Царь и его соратники (Алексей Адашев, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр) культура и быт. Великие живописцы (А. Рублев, Ф. Грек, Дионисий).

Тема 3. « Россия в XVII веке» (18 часов)

«Кризис верхов». Борис Годунов. Смутное время. Первый Самозванец Подъём народного движения. И.Болотников. Народный отпор интервентам.

Кузьма Минин, князь Д.Пожарский. Полководец М.В.Скопин-Шуйский. Патриарх Гермоген. Возрождение страны после смуты. Царь Алексей Михайлович (Тишайший). Предшественники Петра: Ордин Нащёкин, В.Голицин. Народные восстания-«бунташное время». Личность Степана Разина. Церковный раскол. «Друзья-враги»: патриарх Никон, протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Народы, вошедшие в состав Российской империи в XVII в. Богдан Хмельницкий и его сподвижники. Обмирщение культуры. Симеон Полоцкий, С.Ушаков, Ф.Прокопович.

Тема 4. « Россия в XVIII в.» (18 часов).

Эпоха дворцовых переворотов. Правление Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III. Эпоха Екатерины II.

Фавориты и политики. Крестьянская война. Емельян Пугачёв и его сподвижники. Победы на суши и на морях. Великие полководцы и флотоводцы. Расцвет русской культуры. Русское «просвещение». Л.Магницкий, М.Ломоносов, Новиков, Фонвизин. Проявление оппозиционной мысли. Великие живописцы и зодчие. Русский театр.

Тема 5. « Россия в XIX в.» (18 часов)

Тема 6. « Россия в XX в.» (26 часов)

Тема 7. « Россия в XXI в.» (10 часов)

Тема 8. « Роль личности в истории» (6 часов)


Рекомендуемая литература:

Анисимов Е.В.Женщины на Российском престоле.М., 1997 г.

В.И.Буганов, А.И. Сахаров.История России.М.,Просвещение, 2000 г.

История России в лицах.М., 1997 г.

Л.А.Кацва, А.Л.Юрганов. История России.VIII-XV вв.Мирос, 1995.

Л.А.Кацва, А.Л.Юрганов. История России.VIII-XV вв.Мирос, 1995.

Б.Г. Пашков. Русь Россия.Российская империя. (Хроника правлений и событий.862-1917 г.г.).М., 1997.

Энциклопедия по истории России. Ариада, 1998-1999 г.Энциклопедия по истории России.

«Русика», 2003 г.Энциклопедический справочник школьника. «История России». М., 1997.

© 2010-2022