- Преподавателю
- История
- Интегрированный урок по теме: Отечественная война 1812 года
Интегрированный урок по теме: Отечественная война 1812 года
Раздел | История |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Коробкова Н.Г. |
Дата | 15.02.2017 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Здравствуйте, ребята! В 2012 году мы отмечали 200-летие этого грандиозного события нашей истории. Это событие - одно из самых героических страниц истории нашей Родины. Победа русского народа над завоевателем, который считался величайшим военным гением Европы, поразила воображение современников и поныне волнует потомков, служит для одних предметом гордости, для других - неразгаданной загадкой, для третьих грозным предостережением - «не ходи на Москву!». «Русской Илиадой» назвали ее современники. О каком историческом событии идет речь сегодня?
Мотивационная беседа. В Отечественной истории есть такие события, которые должен знать каждый человек. К таким событиям, безусловно, относится Отечественная война 1812 года. Ведь именно в то трудное время решалась судьба Родины, всего народа. Тема нашего урока: «Героизм народа в Отечественной войне 1812 года».
Наш урок сегодня необычный - интегрированный. И проводим мы его вместе с учителем литературы. Ведь литература и история - это два родственных предмета. На уроках истории у нас часто звучат стихи и фрагменты художественных произведений. Нашу тему мы сегодня будем раскрывать на примерах исторических личностей и литературных образов (рассмотрим завершающий этап войны).
А теперь приступаем к изучению нашей темы, но прежде чем мы начнем, хотелось бы вспомнить, почему в тот исторический момент Отечественная война 1812года была делом времени? (Беседа с учащимися).
Перед погружением в тему, давайте поработаем с таблицей З-Х-У.Что мы знаем
Что хотим узнать
Что узнали, и осталось узнать
В первой колонке появляются записи:
- Тильзитский мир
-Обострение отношений России и Франции
- Отечественная война 1812 года
- Бородинское сражение
- Кутузов
- Пожар в Москве
- Наполеон
Ребята работают в парах, это позволяет привлечь к работе всех учащихся. Появляются вопросы:
- Почему началась война?
- Какие сражения были в ходе войны?
- Кто же выиграл Бородинское сражение?
- Почему Кутузов оставил Москву?
- Кто из известных русских полководцев принимал участие в Бородинской битве?
- Кто такие партизаны?
- Назовите направления внешней политики Александра I в начале XIX века?
(европейское и ближневосточное)
- Какое направление внешней политики было проблемным и почему?
(В начале XIX века в Европе между Францией и Англией было противоборство, шла борьба за экономическое и политическое влияние в мире. К тому же Франция с приходом Наполеона Бонапарта стала осуществлять агрессивную внешнюю политику, стремясь подчинить себе все государства Европы. Подобная агрессивная политика Франции вынудила Россию начать поиски союзников для сдерживания Франции. В итоге в 1805г. Оформилась третья антинаполеоновская коалиция, цель которой не допустить чтобы Франция осуществляла дальнейшие захваты и угрожала независимости соседних государств. Однако действия коалиции против Франции в битвах в 1805 г. под Аустерлицем и 1807 г. под Фридландом были неудачными. В результате в июле 1807 г. Александр I подписал унизительный Тильзитский мирный договор, главным пунктом которого было вступление России в континентальную блокаду).
- Что такое континентальная блокада?
(прекращение торговых отношений с Англией)
- Какое значение имел Тильзитский мирный договор для России?
(1. сильно ударил по экономике России, так как Англия была основным торговым партнером России;
2. Россия оказалась в изоляции;
3. авторитет Александра резко упал)
Таким образом, положение, сложившиеся после заключения Тильзитского мира было крайне неустойчивым, так как не отвечало интересам ни России, ни Франции и создавало предпосылки для начала новой войны.
- Назовите причины войны.Вывод: война между Россией и Францией была неизбежна и была делом времени.
Зачем он так за славою гонялся?
Для чести счастье презирал?
С невинными народами сражался?
И скипетром стальным короны разбивал?
Зачем шутил граждан спокойных кровью,
Презрел и дружбой и любовью
И пред творцом не трепетал?..
М.Ю. Лермонтов.
- Когда Франция напала на Россию? (э)
Выразительное чтение отрывка из стихотворения Ф. Тютчева «Неман»
Ты ль это, Неман величавый?
Твоя ль струя передо мной?
Ты, столько лет с такою славой,
России верный часовой?...
Один лишь раз по воле Бога,
Ты супостата к ней впустил -
И целость русского порога
Ты тем на веки утвердил…
Ты помнишь ли былое, Неман?
Тот день годины роковой,
Когда стоял он над тобой,
Он сам, могучий южный демон-
И ты, как ныне, протекал,
Шумя под вражьими мостами,
И он струю твою ласкал
Своими чудными очами…
Изучения нового материала.
1. Вторжение Наполеона в Россию.
История.
Рассказ учителя с использованием карты.
- Итак, война началась, 12 июня 1812 года "Великая армия" (640 тысяч человек) вторглась в пределы Российской империи. Русская армия насчитывала 590 тысяч человек, но она была разделена на три далеко стоящие друг от друга группы (под командованием генералов М.Б.Барклая де Толли, П.И.Багратиона и А.П.Тормасова). Армия Наполеона быстро продвигалась, необходимо было объединить армию, а численное превосходство неприятеля ставило вопрос о срочном пополнении армии.
Александр I решился на необычный шаг - издал манифест с призывом создавать народное ополчение, а чуть позже в Смоленске обратился к епископу Иринею с рескриптом, в котором возлагал на него долг ободрять и убеждать крестьян, чтобы они вооружались, чем только могут и наносили врагам "великий вред и ужас". Дворяне и состоятельные граждане делали пожертвования на благо победы над врагом.
Тем не менее, отступление продолжалось. В конце июля у Смоленска русским армиям удалось соединиться. Однако, Смоленск, несмотря на мужество и отвагу русских воинов, пришлось оставить.
- Вопрос к учащимся: как можно охарактеризовать поведение Александра I в начале войны?
Литература.
Анализ сцен: «Оставление русскими своих земель: Смоленск. Богучарово. Москва».
- Сцена оставления Смоленска (ч.2 гл. 4).
- Поведение старого Болконского.
- Москва (ч.1, гл. 23). Оставление Москвы ее жителями, поведение Ростовых, патриотизм Пьера, снарядившего на свои деньги полк.
Все примеры доказывают единство патриотического поведения русских людей.
Весь материал - в документе.
1 эксперт- «Начало войны»:
- Когда началась война?
- Кто командовал 1, 2, 3 русскими армиями?
-Какова численность русской армии в начале войны? французской армии?
- каков был план военной компании Наполеона? Каков план русского командования?
-Почему русская армия отступала?
2-й эксперт - «Смоленское сражение»;
-Кто руководил действиями русской армии?
-Какую тактику выбрал Барклай де Толли?
-Где должны были соединиться 1 и 2 русские армии?
-Когда началось Смоленское сражение?
-Какое значение имело Смоленское сражение?
-Когда и почему произошла смена командования русской армией?
-Кто стал новым командующим русской армией? Какую тактику он выбрал и почему?
3-й эксперт -«Бородинское сражение»
-Каково было соотношение русской и французской армией перед Бородинской битвой?
-Когда состоялось генеральное сражение?
-Где начались первое наступление французских войск?
-Приведи пример героической обороны русских позиций на Бородинском поле?
-Каковы были потери русской и французской армий при Бородино?
-Кто победил, по твоему мнению, в Бородинской битве?
-Когда состоялся Совет в Филях? Какой вопрос там обсуждали? Какое было принято решение на совете?
-Что такое Тарутинский марш маневр? Какое значение он имел?
4-й эксперт - «Партизанское движение»:
-В чем проявлялся народный характер войны?
-Что такое ополчение? Какую помощь ополченцы оказывали действующей армии?
-Какую роль в партизанском движении сыграл Денис Давыдов?
--Кто такие партизаны? Приведи пример крестьянского партизанского движения.
- Какова их роль в разгроме армии Наполеона?
5-й эксперт - «Отступление французской армии»:
-Пытался ли наполеон заключить мир? Почему?
-Когда французская армия покинула Москву?
-По какой дороге двинулась французская армия?
-Что заставило французскую армию повернуть на Старую Смоленскую дорогу?
- Какие сражения произошли на этом этапе войны?
-Когда война была завершена?
-Какой характер носила война 1812 г?
Исторические материалы о Бородинском сражении
Л.Н. Толстой о Бородинском сражении в романе «Война и мир»
1.Цели преследуемые русской армии
Обескровить противника, добиться изменения соотношения сил, не допустить к Москве
«…не имело ни малейшего смысла…»
2. Подготовка к сражению
Сражение тщательно планировалось, выбиралось место, строились укрепления.
«Русские не отыскивали лучшей позиции…»;
«…сражение…принято было русскими на открытой, почти не укрепленной местности
3. Соотношение сил накануне сражения
120 тыс. человек, 624 орудия у Кутузова. 135 тыс. человек, 587 орудий у Наполеона.
5/6, т.е. 100 тыс. у русских и 120 тыс. у французов.
4. Ход сражения
Наполеон и Кутузов руководили в сражении своими армиями
Ход сражения не был управляем ни со стороны Наполеона, ни со стороны Кутузова
5. Итоги сражения,следствие.
Русские потеряли 38 тыс. человек (30%), французы-58тыс.человек (43%). Кутузов: «Французская армия не превозмогла твердость духа российского солдата…»
Наполеон: «Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали славу быть непобедимыми»
«Нравственная сила французской армии была истощена… победа нравственная была одержана русскими»
Прочитайте текст и определите, о каком историческом событии или сражении идет речь; запишите название сражения или события в таблицу;
- соотнесите текст с картиной, запишите в таблицу номер картины , в которой описаны те же события , что и тексте;
- изобразите на ленте времени эти события;
Источник информации
5 текстов, 5 картин главных событий Отечественной войны 1812 г;
Бланк выполнения задания
таблица 1
Инструмент проверки
Критерии оценки:
-
За каждое правильно названное сражение - 1 балл, всего 5 баллов
-
За правильное соотношение текста с картиной - 1 балл, всего 5 баллов
-
За правильно оформленную ленту времени - 5 баллов, частично правильное: с одной ошибкой- 4 балла, с двумя ошибками - 3 баллов, с тремя - 0 баллов.
Критерии оценивания устной коммуникации:
- №
Критерии оценивания
Максимальный балл
1
Умение отстаивать свою точку зрения
1
2
Правильная речь, грамотность
1
3
Чёткость изложения материала
1
4
Умение выделять главное
1
Итого
4 балла
Всего 19 балов
Оценивание :
19-16 баллов- «5»
15- 14 баллов - «4»
13- 8 баллов - «3»
7 и ниже баллов - «2»
Инструмент проверки
Ключи:
Информационный материал.
Тексты:
Текст 1.
«Несколько выше Ковно, там, где в Неман впадает маленькая речка Еся, река образует большую луку в сторону западного берега. Это место избрал Наполеон для перехода через Неман главной части своей армии. Император переправился один из первых. Ступив на неприятельский берег, он долго стоял у мостов, ободряя солдат и слушая восторженные «Vive l'Empereur!». Потом, наэлектризованный, пришпорив коня, поскакал в лес во весь опор, и долго мчался вперед, совершенно один, в каком-то опьянении. Наконец опомнился, медленно вернулся к мостам, и, присоединившись к одному из гвардейских отрядов, направился в Ковно.»
(Источник : museum.ru/1812/Library/Sitin/contents3.html)
Текст 2.
«Древний город России, названный народом «Ключ-город», запиравший дорогу на Москву, готовился к отпору. С рассветом 16 августа белый туман, стоявший над Днепром, растворился в лучах восходящего солнца.
Стало видно, как в открытом поле строятся колонны французов. Вот они тронулись и пошли в наступление. Корпус Нея атаковал предместье Смоленска. В 9 часов утра к атакующим войскам подъехал сам Наполеон. По его приказу открыли огонь 150 пушек. Затем в атаку пошли главные силы французской армии. Их встретил огонь 70 русских пушек. Французы, неся потери от русских ядер, все же достигли рва у городских стен. Им навстречу бросились русские пехотинцы. На всем фронте завязался рукопашный бой. Рвы заполнялись телами убитых и раненых. Французы не выдержали штыкового удара русских и отошли. Снова гремели пушки. Снова били барабаны, собирая в строй полки. Трубили трубы и гудел набат, скликая население тушить пожары, помогать русским воинам в бою. Новые и новые дивизии бросает Наполеон на город. Из последних сил держится, истекая кровью, пехота генерала Раевского. К вечеру на взмыленном коне примчался к Раевскому офицер-гонец с запиской Багратиона: «Друг мой! - писал Багратион. - Я не иду, а бегу. Желал бы иметь крылья, чтобы скорей соединиться с тобой. Держись!»
(Источник: 1812.dt-ostrova.ru/page6.html)
Текст 3.
«Шахматы поставлены, игра начнется завтра» - сказал Наполеон, возвратясь в свою палатку. Но прежде чем начаться задуманной игре был прочитан перед войсками, как только они заняли свои места по диспозиции, знаменитый приказ Наполеона:
«Воины! Вот сражение, которого вы столь желали. Победа зависит от вас. Она нам необходима; она даст нам все нужное, удобные квартиры и скорое возвращение в отечество. Действуйте так, как вы действовали при Аустерлице, Фридланде, Витебске и Смоленске. Пусть позднейшее потомство с гордостью вспомнит о ваших подвигах в сей день. Да скажут о каждом из вас: он был в великой битве под Москвой!»
(Источник: museum.ru/1812/Library/Sitin/contents3.html)
« Марш, марш! пошли вперед, и более
Уж я не помню ничего.
Шесть раз мы уступали поле
Врагу и брали у него.
Носились знамена как тени,
Я спорил о могильной сени,
В дыму огонь блестел.
На пушки конница летала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.»
М.Ю. Лермонтов
Текст 4.
Фрагмент донесения Кутузова императору Александру от 4 сентября:
«...в таком крайне сомнительном положении, по совещанию с первенствующими нашими Генералами, из которых некоторые были противного мнения, должен я был решиться попустить неприятеля войти в Москву, из коей все сокровища, арсенал и все почти имущества, как казенные так и частные вывезены, и ни один почти житель в ней не остался. Осмеливаюсь всеподданнейше донести ВАМ, ВСЕМИЛОСТИВЕЙШИЙ ГОСУДАРЬ, что вступление неприятеля в Москву не есть еще покорение России... Хотя не отвергаю того, чтобы занятие Столицы не было раною чувствительнейшею, но не колеблясь между сим происшествием и теми событиями, могущими последовать в пользу нашу с сохранением армии, я принимаю теперь в операцию со всеми силами линию, посредством которой начиная с дорог Тульской и Калужской, партиями моими буду пресекать всю линию неприятельскую, растянутую от Смоленска до Москвы, и тем самым отвращая всякое пособие, которое бы неприятельская армия с тылу своего иметь могла, и обратив на себя внимание неприятеля надеюсь принудить его оставить Москву и переменить всю свою операционную линию».
Текст 5.
«Нет. Не пошла Москва моя
К нему с повинной головою!..
Не праздник, не приемный дар -
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою»...
А.С. Пушкин.
Репродукции картин, посвященных Отечественной войне 1812 г: