Конспект урока Природа и люди Древней Индии (5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная

школа № 9»

Шевчёнок Юлия Андреевна

Учитель истории

Стаж: 1 год

Тема: Природа и люди Древней Индии.

Цель: познакомить учащихся с особенностями географического положения, растительным и животным миром Древней Индии, занятиями ее жителей, особенностями религии.

Задачи:

Образовательные: формирование навыка работы с исторической картой и историческими источника.

Воспитательные: воспитывать уважение к людям другой национальности, их культуре и традициям.

Развивающие: развитие кругозора учащихся, развитие умения анализировать, сравнивать и обобщать.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: контурная карты, документ «Природные богатства Индии» (Диодор Сицилийский), компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

Ожидаемые результаты: учащиеся должны знать особенности и отличия формирования государств у народов Юго-Восточной Азии, уметь назвать основные географические объекты полуострова Индостан, уметь рассказать о природе, религии и городах Древней Индии.



ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг. момент.

ЦЕЛЬ: обеспечить условия для обучения на уроке.

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок проведу у вас я. Меня зовут Юлия Андреевна.

Намаскар! Мера нам Юлия Андреевна хай.

Слайд 1

Личностные:

формирование умения личностного самоопределения к видам деятельности, возникновение интереса.

2. Целеполагание.

ЦЕЛЬ: создать условия для формирования умения принимать цель.

- Ребята, сегодня мы познакомимся с историей еще одной страны. Я буду вашем гидом, а вы моими помощниками. Но прежде чем начать, я предлагаю вам закрыть глаза и внимательно послушать музыкальный фрагмент песни. Готовы? Наше путешествие началось.

(Звучит индийская музыка (компьютер)

- Скажите, пожалуйста, о какой стране пойдет речь сегодня на уроке?

- Конечно же, это удивительная страна Индия.

- А что бы вы хотели узнать об этой стране?



- Но прежде давайте вспомним с какими государствами вы уже познакомились. Для этого я раздам каждой паре по карточке, прочитайте её внимательно и попытайтесь ответить, о каком государстве в ней рассказано, а также покажете его на карте.

- Молодцы. Теперь я вижу, что мы можем отправлять в путешествие. Поплывём мы с вами на корабле. Слайд 2 (Вывешивается карта Индии)

- Скажите мне, а что нам нужно для того чтобы отправиться в путешествие? Что нам необходимо?

- У вас на парте лежат маршрутные листы. Они нам будут помогать на протяжении всего нашего путешествия.



О стране Индия

Какая природа и люди в Древней Индии

Где находится Индия, какие главные реки протекают по территории Индии, чем занимались жители Древней Индии.

называют государства и показывают его на карте: Египет, Финикия, Палестина, Междуречье


Карта(маршрутный лист)

Регулятивные УУД:

- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

Коммуникативные УУД:

- использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

3. Планирование.

ЦЕЛЬ: создать условия для формирования умения планировать свою деятельность.

-Сейчас я вам предлагаю посмотреть план путешествия. Слайд 3

План путешествия:

  • Географическое положение Древней Индии.

  • Природные особенности Индии.

  • Занятия населения Древней Индии.

  • Верования индийцев.

- Я предлагаю вам задание, которое предстоит выполнить в течении урока. Слайд 4 «Почему греки считали Индию «волшебной сказочной страной?»




Регулятивные УУД:

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

4. Реализация плана.

ЦЕЛЬ: создать условия для формирования у обучающихся представлений о Древней Индии.

- Итак, мы с вами отправляемся путешествовать по Древней Индии.

- Посмотрите, что мы должны с вами узнать первым?

- Для работы нам необходима карта. Она находится в учебнике на стр.96.

- Внимательно рассмотрите.

- Кто покажет у доски, где находиться Индия?

- Молодец

- Скажите мне пожалуйста, кто ни будь из вас может сказать, что такое полуостров? Проверим. Слайд 5

Полуостров - это часть суши, с трех сторон омываемая водой: морями, океанами.

- А сейчас мы с вами поработаем с документом. Это отрывок из сочинения

Слайд 6 Диодора Сицилийского "Историческая библиотека". Но для начала вам нужно разделиться на 4 группы. У каждой группы лежит свой текст документа. Вы читаете и выбираете, кто из вашей группы будет отвечать.

Чтение первого отрывка: Индия омывается водами с трёх сторон…

- Что мы узнали из этого отрывка? Посмотрите на карту, водами какого океана омывается Индия.?

- Верно с трёх сторон она омывается Индийским океаном.

- Чтение второго отрывка: Много в Индии широких плодородных равнин, отличающихся красотой и пересеченных множеством рек.

- Что мы узнали из этого отрывка?

- Верно, а вы уже знаете, что люди поселяются там, где есть реки. Почему?

- В Индии протекают две больших реки. Назовите какие?

- Найдите их на карте, кто покажет нам?

- Свое название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга жители Индии считают священными.

- Чтение третьего отрывка: "Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями "

- Что мы узнали из этого отрывка?

- Посмотрите на карту. Как называются горы, о которых упоминает Диодор Сицилийский?

- Кто может рассказать о Гимолаях?

- В Гималаях находится самая высокая на земле вершина. Джомолунгма - в переводе "поднебесное жилище богов". Древние индийцы верили, что на вершине горы обитают боги. Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера.

- Чтение четвёртого отрывка: "Индия никогда, говорят, не знала голода. .. Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона - один зимний :, другой - летний:"

- Что мы узнали о климате Индии?

- Часто идут дожди?

- Какой климат в Индии?

- Чем покрыта большая часть территории страны?

- Сделаем вывод на этом этапе путешествия.

- Что мы свами узнали, о Индии?

Слайд 7






Слайд 8

- Можем отправляться дальше?

- Ой ребят посмотрите, что это перед нами?

- А давайте мы сюда свами заглянем.

- Сейчас я вам предлагаю поработать самостоятельно с учебником.

- Откр. Стр. 97 учебника вы найдете информацию о растительном мире джунглей.
Беседа с учащимися по прочитанному.

- Что такое джунгли?


- Какими фруктами мог питаться человек, который оставался ночевать в джунглях?

- Какие звери обитают в джунглях?


Слайд 9

Физминутка:

Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:

  • заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз);

  • идем по тропинке ( ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра);

  • увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо);

  • впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом);

  • раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя);

  • вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).

  • А давайте выполним с вами еще несколько движений.

- Продолжаем. Куда мы свами вышли?

- А для знакомства с животным миром вам нужно познакомится с исторический документом и ответить на вопросы.

В ветвях деревьев гнездились,
шумели, порхали и пели
Птицы лесные и всюду…
в дикой глуши попадались
То кабан, то шакал, то буйвол,
то рысь, то пантера…
И светлая влага кипела
Множеством рыб, крокодилов и змей…
…и ветви обвивши хвостами,
С криком качались на них обезьяны,
по сучьям деревьев
Ползали, перьями ярко блестя, попугаи…

Беседа по документу.
- Назовите представителей животного мира, обитавших в джунглях?
- Чем опасны были джунгли?

Верно.


- Человек, попавший в джунгли, не боялся умереть с голода. Здесь всегда можно найти еду, ведь в джунглях растут орехи, ягоды, бананы, манго, цитрусовые. Но в джунглях человека подстерегала опасность.

- Еще в Индии водился слон Индийцы приручили слона.

- Для чего индийцы приручили слона?



- Как звали главного бога в индии?

- Посмотрите какой мы свами прошли этап?

- Приступаем к следующему. Назовите.

- Послушайте внимательно, я вам прочитаю текс.

Индийцы занимались охотой, собирательством, разводили скот. С особой любовью они относились к корове. Она давала молоко, из которого делали простоквашу, масло. А вот мяса коровы индийцы не ели, она считалась священным животным. Тот, кто убивал корову, считался преступником. Но главным занятием жителей Древней Индии было земледелие.

- О чем говориться в тексте?

- Назовите, что является главным занятием индийцев?

- Что выращивали индийцы?



  1. Решение исторических задач.
    № 1 Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, весовые гири, игрушки из глины. Но во II тысячелетии до н.э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным причинам.
    - Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок?



№ 2.В начале 1 тысячелетия до н.э. наиболее быстро стало развиваться хозяйство в долине Ганга. Преодолевая огромные трудности, люди отвоевывали у джунглей землю для посева: копали каналы, насыпали плотины, рыхлили землю.
- Подумайте, какими успехами в развитии хозяйства это было вызвано?
- Сделаем вывод.
Таким образом, мы можем сказать, что в Индии был богатый животный и растительный мир. Индейцы занимались собирательством, скотоводством и земледелием, выращивали рис, тростник, хлопчатник, пшеницу и ячмень.

Следующий этап нашего путешествия - это верование индийцев.

- Религия индийцев считается - иудаизм. Большинство населения Индии и сегодня верят в своих древних богов. Больше 4 тысячелетий тому назад из множества богов на главное место в индуизме выдвинулись три бога. Они образуют неразрывное единство. Бог Брахма, Бог Вишну, Бог Шива.

- Единого бога в Древней Индии не было. Сначала индийцы обожествляли животных - слонов, коров, а затем их сменили боги, с головами животных.

- Что становиться с человеком после его смерти, по мнению индийцев?

- Ребята посмотрите все ли мы выполнили?


  • Географическое положение Древней Индии.


Индия находится в южной части Азии. На полуострове Индостан.

Полуостров - это часть суши, с трех сторон омываемая водой: морями, океанами.




То что Индия омывается с трех сторон водами

Индийского океана



в Индии есть равнины и реки


  1. это помогает земледелию

  2. люди считали реки священными, дающими жизнь.

Инд и Ганг.

Выходит к доске показывает расположение рек.



в Индии есть горы

Гималаи

Вершины Гималаев сплошь покрыты льдами и снегами. Кстати, слово "Гималаи" означает "жилище снега".



В Индии идут дожди

Дожди в Индии идут часто, Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера.

Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко.

- Из-за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами - джунглями.

Индия находится на юге Азии на полуострове Индостан, с трёх сторон он омывается Индийским океаном, а на севере Индии находятся горы Гималаи. По её территории протекают две крупные реки Инд и Ганг.

Джунгли


густые, труднопроходимые места

бананами, плодами манго, кокосовыми орехами

хищные звери, ядовитые насекомые и змеи.







2. Природные особенности Индии

Один читает в слух. Все остальные слушают и следят по тексту




тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи

Там водится множество зверей и птиц. Здесь живут страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи.



Он переносил тяжести и даже участвовал в сражениях- воины сидели на спине у слона и осыпали противника стрелами. У индийцев слон был одним из священных животных.

Одним из главных богов был Ганеша, которого изображали с головой слона.

2. Природные особенности Древней Индии

3. Занятия населения Древней Индии



О священном животном - корове. Она дает молоко и масло.

Земледелие

Сажали - рис, сахарный тростник, хлопчатник.



люди в Древней Индии строили города, в которых были кирпичные дома и даже канализация. Города строились по специальному плану, значит, люди обладали математическими знаниями. По перечисленным вещам можно судить о развитии разных видов ремесел. Наличие гирь позволяет судить о развитии торговли

все вышеперечисленное можно было производить только железными орудиями труда





Кем станет человек после смерти. Зависит от его поведения.



Познавательные УУД:

-извлечение необходимой информации из рассказа учителя.




Познавательные УУД:

-ориентироваться в материале учебника и находить по заданию учителя нужную информацию, выстраивать цепочку логических рассуждений;

- осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;




Коммуникативные УУД:

- использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- участвовать в диалоге;

- формировать умения общаться со сверстниками.



Познавательные УУД:

-извлечение необходимой информации из рассказа учителя.


Коммуникативные УУД:

- использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- участвовать в диалоге;

- формировать умения общаться со сверстниками.



Познавательные УУД:

-извлечение необходимой информации из рассказа учителя.



Коммуникативные УУД:

- использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- участвовать в диалоге;

- формировать умения общаться со сверстниками.


Познавательные УУД:

-извлечение необходимой информации из источника.









Коммуникативные УУД:

- использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;




Коммуникативные УУД:

- использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;



Коммуникативные УУД:

- использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;





Коммуникативные УУД:

- использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;


Коммуникативные УУД:

- использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;



5. Контроль и оценка деятельности.

Впишите недостающие слова.
Индия расположена на юге материка_______________________________.
Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире______________. Их название________________.
Берега Индии с запада, с востока и юга омывает__________________________.
Самые многоводные реки Индии - это _____________и____________________.
В_____________ веке до н.э. почти все индийский царства объединились под властью царя_________________.

- Поработаем с контурной картой. (с опорой на стр.100 учебника)

Игра-викторина «Проверь себя»

Правила игры: если утверждение верное вы 1 раз хлопните в ладши(х), если неверное, то не чего не делаем. (О).

Задания:

1. Индия расположена в южной Азии на полуострове Индостан (Х).

2. Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире Гималаи (Х).

3. Полуостров Индостан омывают воды Тихого океана (О).

4. Самые многоводные реки Индии - Тигр и Иордан (О).

5. Джунгли - это густой, труднопроходимый лес (Х).

6. Основные занятия древних индийцев сводились к земледелию, скотоводству, ремеслу и торговле (Х).

7. Индийцы поклонялись многим животным, которых считали священными (Х).

Ребята, нам пора возвращаться, в начале урока вам было дано задание: "Почему греки называли Индию "волшебной, сказочной страной"?"

Выслушиваются ответы учащихся, а затем формируется вывод.

Чудеса Индии

  • благоприятные природные и климатические условия;

  • плодородные земли;

  • полноводные реки;

  • защищенность от нападений врагов (Индийский океан, Гималаи);

  • памятники культуры.

Итак, сегодня на уроке мы начали разговор о Древней Индии. Вы узнали много интересного об этой сказочной, волшебной стране и ее жителях.








хлопок

хлопок

тишина

тишина

хлопок

хлопок

хлопок

Коммуникативные УУД:

- использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- участвовать в диалоге;

- формировать умения общаться со сверстниками

6.Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке. (на листах)

(Выделяю активных на уроке.)

- сегодня я узнал…

- было интересно…

- было трудно…

- теперь я могу…..

Я вам хочу подарить памятки с фразами на индийском языке.

Намасте (Намаскар)! Алвида!



Регулятивные УУД:

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- осуществлять самоконтроль и самооценку.

16


© 2010-2022