Возникновение искусства и религиозных верований

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Возникновение искусства и религиозных верований» 5 кл.

Цель: определить составляющие элементы первобытного искусства и религиозных верований; проанализировать причинно-следственную связь в формировании мировоззрения первобытного человека.

Планируемые результаты:

предметные: научиться использовать приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения искусства и религии для первобытного человека; объяснять причины возникновения и развития основ духовной культуры в первобытном обществе; изучать и систематизировать информацию на основе различных исторических источников;

метапредметные УУД: формировать собственную точку зрения; слушать и слышать друг друга; самостоятельно формулировать учебную проблему; находить пути решения поставленным задачам; давать определения понятий; уметь выделять информацию из текстов разных видов;

личностные УУД: формировать личностную мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность культурно-нравственного наследия для современного человека и общества в целом.

Основные понятия: оборотни, душа, религиозные верования, пещерная живопись, «страна мертвых», колдовство, искусство.

Оборудование: учебник по истории Древнего мира, мультимедийная доска, ½ листа формата А4 и карандаши трех цветов - черный, красный, коричневый.

Тип урока: урок решения частных задач с применением открытого способа.

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Фронтальный опрос (беседа)

На доске записаны даты: 2 млн. л. н., 100 тыс. л. н., 40 тыс. л. н.

-Какие события относят к указан датам?

- Почему древние люди не погибли во время похолодания на Земле? Перечислите основные причины.

- Почему только сплоченная группа людей могла добиться успеха при охоте на крупных зверей?

- Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? А какие признаки выражает слово «родовая»?

III. Формирование учебной проблемы.

Учитель обращает внимание учащихся на тему урока, и на ее основе происходит формирование учебной задачи.

Тема урока

«Возникновение искусства и религиозных верований»

Учитель выделяет слова «искусство» и «верование»

Как вы понимаете слово «искусство» и «верование»?

Ученики дают свои варианты ответов, которые учитель фиксирует на доске. Из перечисленных ассоциаций формируем основную задачу урока - «Определить причинно-следственную связь в формировании духовной жизни первобытного человека»

IV. Изучение нового материала

Пещерная живопись. Загадки древнего рисунка

Работа с текстом, чтение, беседа, работа с иллюстрацией (время, четко контролируется учителем, отведенное на знакомство с текстом).

п. 1, 2 § 3 - самостоятельная работа с текстом.

Беседа по вопросам:

- Как была открыта пещерная живопись?

- Почему первобытные художники плохо изображали человека и хорошо передавали облик и характер зверей?

- Почему первобытные художники изображали мамонтов, бизонов, оленей, лошадей? Какую роль играли эти звери в жизни людей?

Человек «заколдовывает» зверя. Религиозные

верования.

Рассказ учителя с опорой на иллюстрации и создание опорной схемы.

В эпоху палеолита были созданы рисунки, где изображались люди в странных одеждах (приложение 1), по мнению большинства ученых - это колдуны. (здесь можно поработать с классом - Кто такой колдун?)

Древний человек был бессилен перед природными явлениями - ветром, бурей, громом, молнией и т.д., - боялся и преклонялся перед природной стихией. Формируется устойчивое понятие, чтоб природные силы были благосклонны к человеку, надо им принести жертву. Так возникает язычество - обожествление сил природы. Одновременно появляется и погребальный культ, то есть разные обряды и верования, связанные с погребением умерших.

Возникают и развиваются другие формы верований в первобытном обществе:

Тотемизм - вера в таинственную связь человеческого рода (племени) с определенными животными или растениями;

Анимизм - вера в невидимых «духов» или «души», которыми наделяли одушевленные и неодушевленные предметы;

Магия - колдовство

Древние люди считали, что от сверхъестественных сил зависит, будет ли удачной охота. Поэтому на стенах пещер рисовали фигурки животных, пронзенные копьями и стрелами (приложение 2). Некоторые племена рисовали предполагаемую жертву на земле и пронзали рисунок копьями в ходе ритуального танца.

Сверхъестественные силы, божества человек представлял по-разному - в виде людей, животных, или фантастических существ. Он вырезал их изображения из подручного материала (дерево, кость, камень) и поклонялся им. В древности идолам приносили даже человеческие жертвы.

В ходе развития и усложнения религиозных представлений прежние колдуны становятся профессиональными служителями богов. Постепенно они выделяются в особую группу жрецов, которые жили за счет приношений и передавали свою профессию по наследству.

Появившиеся у первобытных людей верования - в колдовство, в душу, в жизнь после смерти - называются религиозными.

V. Закрепление изученного материала

У каждого ученика лежит на парте ½ листа формата А4 и карандаши трех цветов - черный, красный, коричневый.

Задание:

Изобразите на листке сцену из вашей повседневной жизни, учитывая основные правила: 1 - вы первобытный человек; 2 - используем только три цвета (черный, красный, коричневый - мин. краски); 3 - особенности техники наскальной живописи (человек изображается схематически); 4 - время ограничено (10-15 мин.)

VI. Рефлексия

- Какая цель, задачи стояли перед нами в начале урока?

- Смогли ли вы их достичь?

- Какие умения и навыки вы приобрели на уроке? Пригодятся ли они вам в повседневной жизни? Можно ли их использовать на других уроках?

- О чем из услышанного на уроке хотелось бы еще поразмышлять? Почему вы считаете это значимым?

VII. Домашнее задание

§ 3, задание 2 с.20

Учитель озвучивает задание и демонстрирует сопутствующее изображение (Приложение 3)

Почему первобытные художники иногда изображали руку на теле животного, нарисованного в пещере?









Приложение 1

Возникновение искусства и религиозных верований.

Возникновение искусства и религиозных верований.





Приложение 2

Возникновение искусства и религиозных верований.

Приложение 3

Возникновение искусства и религиозных верований.

© 2010-2022