- Преподавателю
- История
- Возникновение искусства и религиозных верований
Возникновение искусства и религиозных верований
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Прохорова А.В. |
Дата | 10.10.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: «Возникновение искусства и религиозных верований» 5 кл.
Цель: определить составляющие элементы первобытного искусства и религиозных верований; проанализировать причинно-следственную связь в формировании мировоззрения первобытного человека.
Планируемые результаты:
предметные: научиться использовать приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения искусства и религии для первобытного человека; объяснять причины возникновения и развития основ духовной культуры в первобытном обществе; изучать и систематизировать информацию на основе различных исторических источников;
метапредметные УУД: формировать собственную точку зрения; слушать и слышать друг друга; самостоятельно формулировать учебную проблему; находить пути решения поставленным задачам; давать определения понятий; уметь выделять информацию из текстов разных видов;
личностные УУД: формировать личностную мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность культурно-нравственного наследия для современного человека и общества в целом.
Основные понятия: оборотни, душа, религиозные верования, пещерная живопись, «страна мертвых», колдовство, искусство.
Оборудование: учебник по истории Древнего мира, мультимедийная доска, ½ листа формата А4 и карандаши трех цветов - черный, красный, коричневый.
Тип урока: урок решения частных задач с применением открытого способа.
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
Фронтальный опрос (беседа)
На доске записаны даты: 2 млн. л. н., 100 тыс. л. н., 40 тыс. л. н.
-Какие события относят к указан датам?
- Почему древние люди не погибли во время похолодания на Земле? Перечислите основные причины.
- Почему только сплоченная группа людей могла добиться успеха при охоте на крупных зверей?
- Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? А какие признаки выражает слово «родовая»?
III. Формирование учебной проблемы.
Учитель обращает внимание учащихся на тему урока, и на ее основе происходит формирование учебной задачи.
Тема урока
«Возникновение искусства и религиозных верований»
Учитель выделяет слова «искусство» и «верование»
Как вы понимаете слово «искусство» и «верование»?
Ученики дают свои варианты ответов, которые учитель фиксирует на доске. Из перечисленных ассоциаций формируем основную задачу урока - «Определить причинно-следственную связь в формировании духовной жизни первобытного человека»
IV. Изучение нового материала
Пещерная живопись. Загадки древнего рисунка
Работа с текстом, чтение, беседа, работа с иллюстрацией (время, четко контролируется учителем, отведенное на знакомство с текстом).
п. 1, 2 § 3 - самостоятельная работа с текстом.
Беседа по вопросам:
- Как была открыта пещерная живопись?
- Почему первобытные художники плохо изображали человека и хорошо передавали облик и характер зверей?
- Почему первобытные художники изображали мамонтов, бизонов, оленей, лошадей? Какую роль играли эти звери в жизни людей?
Человек «заколдовывает» зверя. Религиозные
верования.
Рассказ учителя с опорой на иллюстрации и создание опорной схемы.
В эпоху палеолита были созданы рисунки, где изображались люди в странных одеждах (приложение 1), по мнению большинства ученых - это колдуны. (здесь можно поработать с классом - Кто такой колдун?)
Древний человек был бессилен перед природными явлениями - ветром, бурей, громом, молнией и т.д., - боялся и преклонялся перед природной стихией. Формируется устойчивое понятие, чтоб природные силы были благосклонны к человеку, надо им принести жертву. Так возникает язычество - обожествление сил природы. Одновременно появляется и погребальный культ, то есть разные обряды и верования, связанные с погребением умерших.
Возникают и развиваются другие формы верований в первобытном обществе:
Тотемизм - вера в таинственную связь человеческого рода (племени) с определенными животными или растениями;
Анимизм - вера в невидимых «духов» или «души», которыми наделяли одушевленные и неодушевленные предметы;
Магия - колдовство
Древние люди считали, что от сверхъестественных сил зависит, будет ли удачной охота. Поэтому на стенах пещер рисовали фигурки животных, пронзенные копьями и стрелами (приложение 2). Некоторые племена рисовали предполагаемую жертву на земле и пронзали рисунок копьями в ходе ритуального танца.
Сверхъестественные силы, божества человек представлял по-разному - в виде людей, животных, или фантастических существ. Он вырезал их изображения из подручного материала (дерево, кость, камень) и поклонялся им. В древности идолам приносили даже человеческие жертвы.
В ходе развития и усложнения религиозных представлений прежние колдуны становятся профессиональными служителями богов. Постепенно они выделяются в особую группу жрецов, которые жили за счет приношений и передавали свою профессию по наследству.
Появившиеся у первобытных людей верования - в колдовство, в душу, в жизнь после смерти - называются религиозными.
V. Закрепление изученного материала
У каждого ученика лежит на парте ½ листа формата А4 и карандаши трех цветов - черный, красный, коричневый.
Задание:
Изобразите на листке сцену из вашей повседневной жизни, учитывая основные правила: 1 - вы первобытный человек; 2 - используем только три цвета (черный, красный, коричневый - мин. краски); 3 - особенности техники наскальной живописи (человек изображается схематически); 4 - время ограничено (10-15 мин.)
VI. Рефлексия
- Какая цель, задачи стояли перед нами в начале урока?
- Смогли ли вы их достичь?
- Какие умения и навыки вы приобрели на уроке? Пригодятся ли они вам в повседневной жизни? Можно ли их использовать на других уроках?
- О чем из услышанного на уроке хотелось бы еще поразмышлять? Почему вы считаете это значимым?
VII. Домашнее задание
§ 3, задание 2 с.20
Учитель озвучивает задание и демонстрирует сопутствующее изображение (Приложение 3)
Почему первобытные художники иногда изображали руку на теле животного, нарисованного в пещере?
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3