• Преподавателю
  • История
  • Изменения в программе обучения истории детей с задержкой психического развития (V — IX классы)

Изменения в программе обучения истории детей с задержкой психического развития (V — IX классы)

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Некоторые изменения в программах обучения детей с задержкой психического развития (V - IX классы)

При адаптации программ основное внима­ние обращалось на овладение детьми прак­тическими умениями и навыками, на умень­шение объема теоретических сведений, включение отдельных тем или целых раз­делов и материалы для обзорного, ознако­мительного или факультативного изучения.

В результате проделанной работы под­готовлены объяснительные записки с реко­мендациями к изменениям, внесенным в программу массовой школы. Эти объясни­тельные записки найдут отражение в не­скольких номерах нашего журнала. В дан­ном выпуске публикуются рекомендации к изучению литературы, истории, матема­тики и английского языка; объяснительные записки к изучению других предметов бу­дут помещены на страницах следующего номера журнала.

История

Курс истории в школе - необходимое зве­но в образовании и воспитании учащихся. Задачей курса является вооружение детей знаниями о развитии общества с древней­ших времен до наших дней, формирование понимания закономерностей общественного развития. Изучение истории служит воспи­танию у учащихся высоких нравственных качеств, патриотизма и интернационализма. На уроках истории развивается творческое мышление учащихся, их познавательная ак­тивность, самостоятельность суждений. Важно стимулировать интерес школьников к производству, науке, искусству, развивать умение самостоятельно пополнять свои знания, в том числе-из источников вне­урочной информации.

Изучение школьного курса истории пред­ставляет значительные трудности для детей с ЗПР в силу особенностей их познава­тельной деятельности. Для этих детей харак­терны недостаточный уровень развития ло­гического мышления, затруднения в уста­новлении причинно-следственных связей, сниженная память, отставание в развитии речи. В связи с этим учащиеся замед­ленно овладевают необходимыми обобщен­ными историческими представлениями и понятиями, плохо запоминают историче­скую периодизацию и хронологию, затруд­няются в анализе и обобщении конкрет­ных исторических фактов, в понимании закономерностей общественного развития.

На уроках истории школьники нуждаются в специально организованной помощи, на­правленной на то, чтобы облегчить им усвое­ние учебного материала. Рекомендуется некоторая разгрузка программы за счет освобождения от слишком сложного для них или не имеющего первостепенного значе­ния материала, от излишней детализации. Высвобождающееся время рекомендуется использовать для изучения и разбора особо значимых исторических фактов, для группи­ровки материала по историко-региональному признаку, его систематизации, а также для привлечения краеведческого материала и сведений о современных событиях в жизни своего города, района, области, республики.

Учителю рекомендуется активно привле­кать дополнительный наглядный материал, технические средства обучения, а также учить детей работать с учебником. Боль­шую роль в обучении детей с ЗПР играет максимальное использование контурных карт, составление разнообразных опорных «памяток», словариков, таблиц и схем; определенный эффект достигается привлече­нием произведений художественной литера­туры и живописи, организацией экскурсий в музеи, к памятникам истории, на произ­водство.

Преподавание истории в V-IX классах ведется по программам общеобразователь­ной школы, в которые внесены следующие изменения.

V класс. Рассказы по истории Отечества

Многие темы этого курса знакомы детям из уроков чтения, ознакомления с окру­жающим миром и природоведения в на­чальной школе и их изучение в добавле­нии времени не нуждается.

Сложный, объемный или ранее не встре­чавшийся материал содержат темы «Начало книгопечатанья. Иван Федоров», «Полтав­ская битва. Петербург - новая столица России», «Отечественная война 1812 года», «Восстание декабристов». На эти темы целе­сообразно добавить по I ч.

При изучении темы «В крепостной дерев­не» дети встречаются со сложными для них понятиями барщина и оброк, однако на этом этапе на их усвоение можно не затрачивать время, так как эти понятия будут подробно разбираться в VIII классе. То же касается и темы «Россия при капи­талистических порядках», отводимое на нее время можно сократить на 3 ч.

На темы «Образование СССР» и «Рас­сказы о Великой Отечественной войне» предусмотрено добавить по 1 ч для массив­ного привлечения современного и краевед­ческого материала.

Для итогового обобщения в конце года достаточно вместо 3 ч затратить I ч.

VI класс. История Древнего мира

Исторический процесс прослеживается на материале не отдельно взятой страны, а группы стран, и учебный материал органи­зован крупными тематическими блоками.

I. Древний Восток.

  1. Географическое положение стран Древ­него Востока (Египет, Передняя Азия, Индия, Китай).

  2. Возникновение классов и государства в странах Древнего Востока.

3.Управление государством и борьба классов в странах Древнего Востока.

4.Могущество и упадок государств Древнего Востока.

5.Религия в странах Древнего Востока.

6.Культура стран Древнего Востока.
II. Древняя Греция и Древний Рим.

  1. Природа Греции и Рима и хозяйствен­ная жизнь народа в этих странах.

  2. Установление рабовладельческого строя в Афинах, Спарте, Риме.

  3. Укрепление рабовладельческого строя в Афинах и Риме.

4.Образование городов-государств в Греции и на берегах Средиземного и Черного морей.

5.Греко-персидские и пунические войны.

6.Развитие рабовладения в Греции и Риме.

7.Афинская и римская рабовладельческая демократия.

8.Упадок Греции и подчинение ее Македонии. Распад державы А.Македонского.

9.Восстание рабов под предводительством Спартака.

10.Культура Греции и Рима.

11.Упадок и гибель Римской империи.

Организация учебного материала круп­ными математическими блоками преследует определенную коррекционную цель. Такой подход способствует обобщению сведений, пониманию закономерностей исторического процесса, лучшему запоминанию и усвое­нию конкретных исторических фактов.

По каждой теме предлагается заполнить сводную тематическую таблицу (чертится на доске либо готовится плакат). Так, таблица по разделу «Древний Восток» имеет 4 графы:

Египет

Передняя Азия

Индия

Китай


После объяснения темы 1 учитель кратко заносит в таблицу на доске, а дети за ним в тетради основные сведения о географи­ческом положении каждой страны и ее при­родных условиях. Запись заканчивается указанием на то, откуда можно взять соответствующий материал. В данном слу­чае это § 7 (с. 40-43); § 15 (с. 70-73); § 19 (с. 87-90); § 21 (с. 95-97). Дети читают, отвечают на вопросы в книге, заполняют контурные карты, просматри­вают фрагменты диафильмов.

После изучения темы непременно про­водятся обобщающие уроки.

По разделу «Древняя Греция и Древний Рим» в таблицах соответственно будет две графы (по количеству изучаемых стран).

Рекомендуемая перегруппировка мате­риала не только помогает детям лучше усвоить программу по истории, но высво­бождает время (16 ч), которое следует использовать для уроков внеклассного чте­ния по истории (1 раз в две недели). Эти уроки имеют целью с помощью художест­венных средств дать детям более яркие представления об эпохе древнего мира. Кроме того, в освободившееся время целе­сообразно знакомить детей также и с собы­тиями современности, что подготовит их к восприятию учебного материала в более старших классах и будет формировать важное в воспитательном отношении чувст­во причастности к развитию исторического процесса.

VII класс. История средних веков Изучение материала крупными блоками, начатое в VI классе, а также использова­ние исторической художественной литерату­ры продолжается и в VII классе. Так, тема «Культура» охватывает все три периода истории средних веков. На ее изучение вы­деляется дополнительное время, в целом это составит 10 ч. Изучение некоторых тем, представляющих излишне сложный для де­тей материал, свернуто, благодаря чему выделяются часы для чтения художест­венных произведений, рисующих эпоху сред­них веков, а также для изучения краевед­ческого материала.

VIII класс. История Отечества

При изучении темы «Рабовладельческие государства Закавказья» основное внима­ние уделяется государству Урарту. Отдель­ные темы даются обзорно, в связи с чем сокращается учебное время, отводимое на их изучение. Это «Присоединение к России Казанского и Астраханского княжеств», «Крестьянская война под предводительст­вом Степана Разина», «Участие царской России в борьбе против буржуазной Французской революции; действия воору­женных сил России в Италии и Швейца­рии». Увеличивается время, отводимое на изучение важных и больших по объему тем. К ним относятся: «Русь после Куликовской битвы. Русская культура XIV-XV вв», «Основные черты барщинного хозяйства, развитие товарного производства», «Петр I и Северная война». Выделяется время для общего повторения в конце года.

IX класс. История Отечества. Новая история

Может быть немного сокращено время, посвященное изучению тем «Развитие капи­талистических отношений в России во вто­рой трети XIX в», «Реакционная внутренняя и внешняя политика царизма». Рекомен­дуется дать обзорно темы «Вхождение Казахстана в состав России. Присоедине­ние Средней Азии к России», «Революцион­ное народничество 70-80-х годов», «Обще­ственное значение русской литературы, живописи, музыки, театра». Раздел «Новая история» изучается без изменений.

Конкретное распределение времени при изучении учебного курса истории в V- IX классах представлено в тематическом планировании.

Требования, предъявляемые к знаниям по истории в школах для детей с ЗПР,. в це­лом соответствуют требованиям, предъяв­ляемым к ученикам массовой школы, за исключением знания дат. Дети с ЗПР долж­ны запомнить даты самых крупных истори­ческих событий и общую историческую периодизацию.



© 2010-2022