Разработка внеклассного мероприятия Колесо истории

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Внеклассное мероприятие по истории

«Колесо истории»

для учащихся 5-9классов































Виторина «Колесо истории»

Эпиграф:

"...клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы
переменить отечество, или иметь другую историю, кроме
истории наших предков, такой, какой нам Боже дал".

А.С.Пушкин.

Цель мероприятия:

- воспитание у школьников чувства патриотизма и развитие интереса к истории;

Задачи: - создание условий для проявления творческих способностей учащихся;

- развитие умений работать в группе;

- развитие эрудиции у школьников;

- развитие творческих способностей.

Тип: внеклассное мероприятие;

Вид: викторина

Оборудование:

- портреты исторических деятелей;

- компьютер;

- демонстрационный экран;

- карточки с заданиями;

- жетоны.

Структура мероприятия:

  1. Подготовительный этап.

  2. Вступительное слово

  3. Проведение викторины между командами

  4. Конкурс для зрителей

  5. Подведение итогов

План проведения викторины:

I конкурс. Представление команд. Приветствие

II конкурс-разминка. «Всякая всячина»

III конкурс. «Конверт для любознательных»

IV конкурс. «Древнейшая история»

V конкурс. Конкурс капитанов

VI конкурс. Наш край в годы Великой Отечественной войны

Подготовительный этап.

Учащимся заранее предоставлен список литературы для подготовки к викторине. Участники должны были сформировать две команды и выбрать капитанов.

Ход викторины:

  1. Вступительное слово:



1 ведущий. Мы рады вас приветствовать, ребята!

Конечно, если в школе вы, а не ушли куда-то.

И просим вас прислушаться, оставив все дела,

«Историада» сегодня к вам пришла.

2 ведущий. В день 16 , января месяца

Начали мы неделю школьную,

Не простую, а историческую!

1 ведущий. Проигравших здесь не будет,

Победит лишь знание,

Не беда, что выигрыш труден,

Прочь отбрось страдания.

Учитель истории: Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа.
Наша викторина направлена на то, чтобы вспомнить отдельные эпизоды истории отечества. Итак, мы начинаем (слайд 1, 2). Вас ждет несколько этапов (слайд 3).

2. ведущий. Для начала представляем наше жюри:

Председатель жюри……………

1. ведущий. Члены жюри…………..

1 ведущий. Условия конкурсов - дисциплина плюс смекалка!

2 ведущий. Состязание проходит между двумя командами.

Приглашаем команды на сцену.

1 ведущий. Команда 1-ая ………….

Капитан команды…………..

2 ведущий. Команда 2-ая……………..

Капитан команды………..

I конкурс. Приветствие команд

1 ведущий. Первый конкурс - приветствие и представление команд. Высшая оценка- 5 баллов. Первыми на сцену приглашаются «…………»

2 ведущий. Слово для приветствия предоставляется команде………

1 ведущий. Жюри просим подвести итоги.


II конкурс-разминка. «Всякая всячина»

2 ведущий. А теперь начинаем конкурс- разминку «Всякая всячина». Команды соревнуются в том, кто быстрее и правильнее ответит на 13 вопросов в отведенные на конкурс 2 минуты. Если вы затрудняетесь дать ответ, вы должны перейти к следующему вопросу, сказав слово « дальше». За каждый верный ответ - 1 бал. Вопросы команде «………….».

1 ведущий.

1. Столица древнерусского государства. (Киев)

2. Русский царь, проводивший опричнину. (Иван Грозный)

3. Место, где было ледовое побоище. (Чудское озеро)

4. Полуостров, проданный Россией Америке. (Аляска)

5. Первый русский император. (Петр 1)

6. Бабушка Николая I. (Екатерина Вторая)

7. Кружок единомышленников Александра I . (Негласный комитет)

8. Первый русский музей. (Кунсткамера)

9. Легендарный основатель династии русских князей. (Рюрик)

10. Победитель крестоносцев на Чудском озере. (Александр Невский)

11. Поэт, гусар, герой войны 1812 года. ( Денис Давыдов)

12. Фамилия царя Бориса. (Годунов)

13. Князь, основатель Москвы. (Юрий Долгорукий)

На 13 вопросов было дано….верных ответов.

2 ведущий. Вопросы команде «………»

1. Предводитель русских на Куликовом поле. (Дмитрий Донской)

2. Главное сражение войны 1812 года . (Бородинское сражение)

3. Площадь, где было восстание декабристов. (Сенатская площадь)

4. Форма правления, при которой власть передается

Наследству. (монархия)

5. Князь, который ввел христианство на Руси. (Владимир)

6. Царь, при котором к России были присоединены

Сибирь, Казань, Астрахань. (Иван IV)

7. Место проведения праздничной торговли. (ярмарка)

8. Царь, о котором Вяземский сказал: «Сфинкс, не

разгаданный до гроба». (Александр I)

9. Национальность полководца, героя войны 1812

года Багратиона. (грузин)

10. Автор картины « Бурлаки на Волге». (И. Репин)

11. Царь, в припадке гнева убивший своего сына. (Иван IV)

12. Программный документ Южного общества . (Русская Правда)

13. Царь, основатель Петербурга. (Петр 1)

На 13 вопросов команда… …… дала…… .правильных ответа. Жюри попросим подвести итоги этому конкурсу.



III конкурс «Конверт для любознательных»

1 ведущий. В данном конверте карточки с отрывками из известных стихотворений. Поочередно вынимая эти карточки, вы должны будете указать о ком или о чем этот отрывок. На обсуждение не более 1-2 минут. За полный ответ дается 5 баллов.

2 ведущий. Итак, начали. Приглашается представитель команды... (Вынимает, читают сами, обсуждают) - Приложение №1, слайды 4-7.

IV конкурс «Древнейшая история»

1 ведущий. Следующий конкурс называется «Древнейшая история». Мы будем читать вопросы, а команды будут отвечать на них. Право ответа имеет та команда, капитан которой первым поднимет руку. В случае неправильного ответа другая команда имеет возможность предложить свой вариант. (Приложение №2)

V конкурс . Конкурс капитанов

2 ведущий. А сейчас объявляем конкурс капитанов. Вам предстоит разгадать кроссворд. (Приложение №3)

1 ведущий. Пока капитаны команд разгадывают кроссворд, предлагаем зрителям ответить на наши вопросы. За правильные ответы Вы получите жетоны. Набравший большее количество жетонов, получит сладкий приз.



Вопросы к конкурсу для зрителей



1 ведущий. Узнай город.

Со времени княжения Кия

Над Днепром поднялся новый град

В белокаменной Софии

Побывать был каждый рад. (Киев, слайд 8)

2 ведущий. Ой, ты город Великий!

Господин торговых дел!

От боев с ордою дикой

Ты счастливо уцелел!

Там, куда садиться солнце,

Неспокойно в этот час-

Ведь задумали ливонцы

Наши земли взять у нас… (Новгород Великий, слайд 9)

1 ведущий. Ты, как мученик, горела,

Белокаменная!...

И под пеплом ты лежала

Полоненною,

И из пепла ты восстала

Неизменною. (Москва, слайд 10)

2 ведущий. По предложенным характеристикам определите исторического деятеля.

1. Русский император. Его первой женой была Евдокия Лопухина. С детства любил всевозможные потехи, игры. Самое любимое развлечение-

«потешные полки». Победил шведов. Ввел новую моду в России. (Петр 1, слайд 11)

1 ведущий. 2. Русский полководец XVIII века. Родился слабым мальчиком, но решил стать военным. Прошел путь от солдата до фельдмаршала. Участвовал в подавлении восстания Пугачева. Взял штурмом турецкую крепость Измаил. Генералиссимус русской армии. (Суворов, слайд 12)

2. ведущий. Мы благодарим болельщиков и давайте выясним, насколько успешно справились наши капитаны со своим заданием. Сдайте ваши работы жюри и они, проверив их, подведут итоги конкурсу капитанов.

V конкурс. «Наш край в годы Великой Отечественной войны»

1 ведущий. Сейчас мы выясним: участники какой команды лучше знают историю родного края в годы Великой Отечественной войны. Каждая команда по очереди будет отвечать на наши вопросы. (Приложение № 4)



Подведение итогов

1 ведущий. Предоставляем слово жюри.

Жюри подводит итоги и комментирует результаты.

-----------------------------------------------------------------------------------------

Возможные номинации: 1. «Дружный экипаж» (команда- победительница).

2. «Лучший стратег» (лучший капитан команды)

3. «Тыловая поддержка» (лучший болельщик).

4. «Умники и умницы» (лучший игрок от каждой команды).

(Слайд 13)

1 ведущий. Если на планете вы Земля живете,

Если песни о России вы поете,

Значит знать историю должны мы с вами

И гордиться дедами, отцами.

И историю страны, друзья,

Забывать нам никогда нельзя.

2 ведущий. Помни, каждый день, что нами прожит,

Важный след в истории оставить может.

А история - о времени наука.

Память нам дана не зря- такая штука,

Что и кровь, и боль, и войн прошедших бойни

Повторяться вновь, если не будем помнить…

Учитель. Благодарим игроков за игру, болельщиков за поддержку, жюри и ведущих за качественную работу. Сегодня каждый смог продемонстрировать свои знания по истории и расширить свой кругозор.

Спасибо всем! До свидания!



Приложение №1.

Материалы для конкурса «Конверт для любознательных»

1. На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн,

И в даль глядел, пред ним широко река неслася,

И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу

Здесь будет город заложен

На зло надменному соседу

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно. (Петр Первый)

2. Стоял такой великий стон,

Шел бой с такою кровью,

Что был в багрец окрашен Дон

До самого низовья. (битва на Куликовом поле)

3. В годы кровавых набегов врагов

В монастыре, за стенами

Он написал образ светлых богов,

Как бы беседующих с нами.

Три молодых человека сидят

В тихом раздумье о мире,

Складки одежды легки на скамьях,

Образы как бы застыли.

Образы эти пройдут сквозь века,

Хоть и трудна дорога,

Но на Руси будет вера всегда

В триединого Бога. (Андрей Рублев «Троица»)

4. Куда ты ведешь нас?...

Не видно ни зги!...

Мы вязнем и тонем в сугробинах снега,

Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.

Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути. (Сусанин)



















Приложение №2



Вопросы для конкурса «Древнейшая история»

5 баллов

Живут в пределах местности одной

Они, как брошенное в землю семя,

Собравшись несколько родов,

Они образовали …

(Племя).

5 баллов

Это предки всех слонов,

Но огромнее, лохмаче.

Для охотников, тем паче,

Нет желаннее добычи.

(Мамонты).

5 баллов

Назови это занятье,

Когда целый день-деньской

Плоды, ягоды, коренья -

Что имеет вид съестной,

Люди первые искали

Стадом всем потом съедали.

(Собирательство).

5 баллов

Первый это коллектив.

Человек там не ленив.

Он по лесу ходит день.

Собирает все - не лень.

(Стадо).

5 баллов

Чем может отличаться

Древнейший человек

От тех, кто появился

Пораньше так на век?

Ведь он такой же голый

И так же весь оброс.

Ест все, что попадается.

Встает вот, правда, в рост.

(Умением изготавливать орудия труда).

10 баллов

Человек взял палку, камень

И связал. И ему не лень

Им работать целый день.

Он деревья рубит им.

Чем? Спеши назвать каким?

(Каменный топор).

5 баллов

Назови орудье то,

Что придумано давно

Человеком самым первым.

А для нас сейчас оно

Вовсе даже не нужно.

(Дубина, палка-копалка, заостренный камень).

5 баллов

Это главное орудие

На многие века.

Оно сделано из дерева.

Но изменив слегка.

Охотники остроконечник

Привязали на наконечник.

И с тех пор для всех зверей

Нет оружия грозней.

(Копье).

5 баллов

Человек пошел на лов.

Чтобы был большой улов

И предмет он прихватил,

Что из кости смастерил.

Назови, что это было

И оружием служило.

(Гарпун).

5 баллов

Он из мотыги появился,

Избавив всех от лишних мук.

За животным он тащился.

Ты, прав, конечно …

(Плуг).

5 баллов

Человек взял кость иль древо,

Расщепил его слегка.

И в расщеп тот очень ловко

Вставил камушки. Рука

Брала его осторожно,

Чтоб колосья срезать им.

Так орудием каким,

До сих пор известным всем,

Мог работать он один?

(Серп).

5 баллов

Первое орудие труда для обработки земли, состоящее из палки с сучком, - это:

(Мотыга).

5 баллов

С возникновением земледелия и скотоводства жизнь человека изменилась, она зависела теперь не только от природы, но и от …

(Его собственного труда или него самого).

5 баллов

Фантастическое существо, в облике которого переплетаются черты людей и животных.

(Оборотень).

5 баллов

Первобытные люди боялись грозных явлений природы, хотели понять их причины. Так возникли первые…

(Религиозные верования или религия).

5 баллов

Восстановите последовательность событий:

  1. Возникновение мотыжного земледелия;

  2. Овладение огнем;

  3. Возникновение плужного земледелия;

  4. Изобретение лука и стрел.

(2, 4, 1, 3).























Приложение №3

КРОССВОРД «ИСТОРИК» для конкурса капитанов.

Разработка внеклассного мероприятия Колесо истории

Вопросы

1. Фамилия человека, которого называют «первым русским историком». 2. Наука, к которой пробудился большой интерес в русском обществе к концу ХVIII века. 3. Как называется запись важнейших событий, которую вели из года в год, из лета в лето? 4. Как раньше называлось правительственное письмо и послание? 5. Как называются церковь и жилые помещения, в которых живут монахи? 6. Назовите учреждение для хранения старых документов. 7. Как называется издание, в котором Карамзин впервые опубликовал более 40 летописей и грамот?

Ответы:

  1. Карамзин. 2. История. 3. Летопись. 4. Грамота. 5. Монастырь. 6. Архив. 7. Книга.





















Приложение №4

Наш край в годы Великой Отечественной войны.

1. Сколько воинов Южного Урала удостоены звания Героя Советского Союза?

2. Какой город Южного Урала в народе называли Танкоградом?

3. Какие средства собрали трудящиеся области на вооружение Красной Армии?

4. В канун 20-летия Великой Победы героям Танкограда воздвигнут памятник. Где находится этот памятник?

5. Сколько предприятий страны было эвакуировано в Челябинскую область?

6. В годы Великой Отечественной войны в Челябинске появились троллейбусы. Когда появились первые машины?

7. Поэт Михаил Матусовский написал стихотворение «Тверже стали»

Враги, чтоб заставить его говорить,
Огнем и железом пытали,
Но мужества воина им не сломить
Штыком из немецкой стали...
Он Родины имя шептал в тишине,
Его укрепляла в отваге
Сыновняя верность любимой стране,
Солдатская верность присяге.

Кому из челябинцев посвящено это стихотворение?

8. Назовите предприятия, которые были построены в Челябинске в годы войны.

9. Какой театр страны был эвакуирован в г. Челябинск?

10. Какой завод в Челябинске выпускал знаменитые «катюши»?

11. Когда «катюши» впервые появились на фронте?

12. Назовите имя главного конструктора по производству знаменитых «катюш».

13. В ноябре 1943 года Челябинская делегация трудящихся выезжала на фронт с подарками. Известный поэт, работавший в те дни в армейской газете «Героический штурм», откликнулся на приезд уральцев, опубликовав стихотворение «Урал». Кто автор этого стихотворения?

14. Когда в области была сформирована Добровольная танковая бригада?

15. «За Волгой для нас земли нет!» - кому принадлежат эти слова? Когда они были произнесены?

16. Из какого произведения взяты эти слова, кто автор этого произведения? «Урал - опорный край державы, ее добытчик и кузнец».

17. Сколько госпиталей было в Челябинске в годы войны?

18. Какие танки выпускал Танкоград?

19. Назовите конструкторов - создателей боевых машин Танкограда.

20. Назовите имя единственного челябинца, награжденного Золотой Звездой за участие в войне с Японией.

21. Назовите имя челябинского художника, автора листовок - плакатов о войне.

22. Чем прославился рабочий завода им. С. Орджоникидзе Е. П. Агарков?

ОТВЕТЫ:

1. 224 человека

2. г.Челябинск

3. 323,5 миллионов рублей

4. На Комсомольской площади в Тракторозаводском районе г.Челябинска.

5. Более 200 крупных и средних предприятий. Сталинградский тракторный завод, Ленинградский - Кировский завод, Запорожсталь и др.

6. 4 декабря 1942 г.

7. Отважному разведчику, замученному фашистами в 1945 году Челябинцу Николаю Алексееву (учился в школе № 34 Ленинского района)

8. Трубопрокатный завод (октябрь 1942 г.) Металлургический завод (февраль 1943 г.), Кузнечно-прессовый (июнь 1943 г.) и др.

9. Московский Малый театр.

10. Завод им. Колющенко

11. 14 июля 1941 г, в г. Орше-

12. С. М. Тарасов

13. Поэт Михаил Светлов 14- К 9 мая 1943 г.

15. Эти слова принадлежат челябинскому снайперу Василию Зайцеву. Они произнесены в битве за Сталинград.

16. Из поэмы А. Твардовского «За далью-даль».

17. 10 госпиталей.

18. Танки «КВ», «Т-34», «ИС-1», САУ.

19. Н. Л. Духов, И. Р. Трашутин, Л. С. Троянов.

20. Капитан Леонид Смирных командовал батальоном на Сахалине.

21. М. И. Ткачев

22. Инициатор новаторского движения. Он объединил две бригады и путем лучшей организации труда добился резкого повышения производительности труда.

Приложение №5

Бланк оценок

Название конкурса

Баллы 1 команды

Баллы 2 команды

Представление команд. Приветствие




«Всякая всячина»




«Конверт для любознательных»




«Древнейшая история»




Конкурс капитанов




Наш край в годы Великой Отечественной войны



Итог:




























Литература:

  1. Гражданско-патриотическое воспитание (классные часы, общешкольные мероприятия, интеллектуальные игры, викторины)/ автор-составитель Е.В. Усатова и др.- Волгоград: Учитель, 2006г

  2. Энциклопедия тайн и загадок. - Москва: Белый город, 2008г.;

  3. 100 БИТВ которые изменили мир:

- Бородино - 1812г. №1, 2010г;

- Сталинград - 1942-1943гг. №2, 2010г ;

- Полтава 1709г. №10, 2010г;

- Ледовое побоище - 1242г. №19, 2010г;

4. Интернет ресурсы uchportal. ru















© 2010-2022