Конспект урока по истории на тему Культура России в 17 веке

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Культура России в 17 веке».

Цель урока: выявить особенности развития культуры России в XVII в.

Задачи урока:

  • Образовательная. В Результате урока: учащиеся познакомятся с достижениями русской культуры вXVII в.; выявят и охарактеризуют особенности культурного подъема изучаемого периода;

  • Развивающая. Ученики учатся: совершенствовать навыки: самостоятельной работы, подбора материала на заданную тему; работать с документами и текстом учебника; формулировать собственную точку зрения; аргументировать и отстаивать свои взгляды; совершенствовать навыки систематизации пройденного материала: составление таблиц, схем; развивать творческие (эстетические, художественные) способности.

  • Воспитательная. Учащиеся: продолжают развивать свои коммуникативные умения в процессе коллективной, групповой работы; развивают чувство уважения к культурному прошлому своей страны; убеждаются в необходимости охраны памятников культуры.

Урок изучения новой темы. Форма проведения урока - виртуальная экскурсия. Сопровождается мультимедийной презентацией.

Содержание урока

1. Оргмомент.

2. Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала.

Сообщение темы и цели урока.

Итак, тема нашего урока : «Культура России в XVII веке».(Слайд 1).

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с развитием русской культуры изучаемого периода, рассмотрим её многообразие, своеобразие и противоречивость, выясним ,что стало главным в развитии культуры 17 века.(Слайд 2).

3. Усвоение новых знаний.

Учитель: На протяжении XVII века в России шёл процесс обмирщения культуры - освобождения её от церковного влияния, заканчивается процесс формирования русской народности и единого русского языка.

Памятники истории безмолвны. Веками хранят они свои тайны от тех, кто не умеет вслушиваться и вглядываться в прошедшие события. Но любознательному и вдумчивому они расскажут многое. Сегодняшний урок мы проведем в виртуальном музее культуры, побываем исследователями, заглянем в прошлое.

Итак, в плане нашей экскурсии:

Знакомство с развитием образования и науки, основными жанрами русской литературы, достижениями архитектуры и живописи.

Перед вами лежат материалы по культуре 17 века. Внимательно прочитайте их и ответьте на предложенные вопросы.

Работа с документами.

1 группа.

«Образование и книгопечатание»

Учитель.В 17 веке всё больше ощущается потребность в развитии наук и образования. Увеличивается количество библиотек. Открываются правительственные и частные школы.

- Центрами грамотности и просвещения оставались, как и прежде, монастыри. «мастера грамоты» появляются и городах. У них учились дети и взрослые - бояре и дворяне, в меньшей степени - крестьяне и посадские люди. Учили сначала азбуку, потом Часослов, письмо, Псалтирь. Те, кто побогаче, продолжали обучение - на очереди были «Апостол», Евангелие. Премудрость математическая сводилась к счету до тысячи и далее, сложению и вычитанию, реже - умножению и делению. В 1685 г открылась «школа для учения детям» в городе Боровске . Получило распространение домашнее обучение. В 1665 г. - открылась первая государственная греко-латинская школа. Создал ее Симеон Полоцкий при Спасском монастыре в Москве. В 1667 г. - в Китай-городе был создан «гимнасион». В 1680 г. - основана школа при Печатном дворе. Руководитель - иеромонах Тимофей. Обучалось в ней 232 ученика В 1687 г. - открыто первое Славяно-греко-латинское училище, которое впоследствии будет названо академией Основатели его братья Софроний и Ионнаний Лихуды.

- В 1649 г. в Москве появилась первая книга с иллюстрациями, изготовленными методом глубокой гравюры. Это было "Учение и хитрость ратного строения пехотных людей". В ней содержалось 35 гравированных таблиц. .В 1679 году появилась первая библиотека, названная Типографской, в которую сдавались книги и рукописи. Первое московское пособие для обучения грамоте - Букварь Василия Бурцова (20 августа 1634 год). Второе издание букваря - 1637 г. Совсем маленькая, "карманная" книжечка, напоминающая кошелек. Хотя принцип построения пока оставлен без изменений, это первая русская иллюстрированная азбука.

"Букварь языка славенска, сиречь начало учения детем хотящим учитися чтению писаний" издан в Москве Симеоном Полоцким в 1679 г., по сравнению с предыдущими уже более объемный - в нем 160 листов.

В 1694 г. в Москве издан Букварь Кариона Истомина - монаха Московского Чудова монастыря. В 1696г. - «Букварь языка славенска…» в20 экземпляров. (Слайд 3,4).

Вопросы к документу:

- Чем вы можете объяснить возросший интерес к грамотности и просвещению в 17 веке?

2 группа.

Учитель:

Научные знания находились ещё на стадии развития. Главным их источником продолжали оставаться книги западноевропейских авторов.

«Наука»

Успехи ремесла и торговли обусловили развитие научных знаний, носящих прикладной, практический характер. В 1621 году был составлен «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки». В медицинской практике пользовались «травниками», «лечебниками».В Москве открылась «школа русских лекарей». Появляются руководства по описанию и измерению земельных участков. Освоение новых земель способствовало развитию географических знаний.

Светские знания распространялись как с помощью книг, доступных весьма узкому кругу людей, так и путем накопления практического, конкретного опыта в разных сферах деятельности. При невысоком общем теоретическом уровне математических знаний в XVII веке умели решать задачи, связанные с повседневной практикой - измерять площади, извлекать квадратные и кубические корни, решать уравнения с несколькими неизвестными. Практические знания в области химии отразились во многих рукописных пособиях для приготовления красок и чернил.

Астрономические знания в XVII в. также получили свое развитие, так как потребность вычисления праздников и различные хозяйственные нужды требовали и более точного знания времени смены фаз Луны, вре- менеми года и тому подобное.

В XVII веке в связи с освоением новых территорий и расширением связей с другими странами активизировалось накопление географических знаний. В 1648 году во время экспедиции С. Дежнева был открыт пролив между Азией и Северной Америкой, в 1649 году Е. Хабаров открыл земли по Амуру.

В 1678 году была издана первая печатная история Русского государства с древнейших времён до 70-х годов 17 века-«Синопсис».

Вопросы к документу:

- Какие научные знания получили своё развитие в 17 веке? Какой характер они преимущественно носили?

Учитель:

Основными жанрами литературы по прежнему остаются сказания, летописи, "жития", поучения. Однако, и в старых формах начинает проступать новое содержание.

3 группа.

«Литература».

- Центральное место в литературе заняли исторические повести, имевшие публицистический характер. Например, группа таких повестей («Временник дьяка Ивана Тимофеевича», «Сказание Авраамия Палицына», «Иное сказание» и другие) была откликом на события Смутного времени.

Проникновение светских начал в литературу связано с появлением в XVII веке жанра сатирической повести, где действуют уже вымышленные герои. В них обличались феодальные порядки, ложь, продажность, крючкотворство.

Например:

Обман- «История о российском дворянине Фроле Скобееве»

Земельные тяжбы, кончавшиеся победой сильного-«Повесть о Ерше Ершовиче»

Жадность и корыстолюбие судей- «Повесть о Шемякином суде.

Протопоп Аввакум- основоположник автобиографического жанра в русской литературе. «Житие», написанное его собственной рукой, откровенно рассказывает о лишениях многострадального человека, посвятившего свою жизнь борьбе за идеалы православной веры.

В XVII веке в русской литературе появляются поэтические произведения-вирши Симеона Полоцкого.

Широкое хождение имеют сказки- волшебные, бытовые, героические; былины о богатырях киевской поры; исторические песни.

Большой популярностью пользовалась у образованных людей зарубежная художественная литература, переведенная на русский язык: рыцарские романы; юмористические рассказы; приключенческие повести и т.д.(Слайд 5).

Вопросы к документу:

  • Какие новые жанры литературы появились в 17 веке?

  • Как вы считаете, какие пороки общества высмеивали сатирические повести? (Ложь, пьянство, жадность, ябедничество и т.д.)

Вывод: Таким образом, литература XVII века стала носить светский характер и была направлена на широкий круг читателей.

Учитель:

Сочетание народных традиций и новых тенденций характерно и для русской архитектуры XVII века. Она во многом продолжала линию русского деревянного зодчества.

4 группа.

«Архитектура»

Зодчество на Руси было храмовое, крепостное и гражданское .Основным строительным материалом по-прежнему оставалось дерево. Вершиной деревянного зодчества XVII века является роскошный царский дворец в Коломенском. Постепенно увеличивается объём строительства из кирпича - в основном это здания правительственных учреждений, торгово-промышленных предприятий. Началось использование многоцветных изразцов, фигурного кирпича, белокаменных деталей, что придавало постройкам праздничный вид. Достигло своего расцвета традиционное храмовое строительство. В XVII веке был построен грандиозный Ростовский кремль, в то же время завершается оформление монастырских ансамблей - Иосифо-Волоколамского, Троице-Сергиева, Кирилло-Белозерского.

В конце XVII века возникает новый стиль храмовой архитектуры - московское барокко, использовавшийся для строительства небольших церквей в усадьбах русских вельмож. Наиболее яркими примерами московского барокко стали церковь Покрова в Филях и колокольня Новодевичьего монастыря.

Его отличительными чертами были многоярусность, устремленность ввысь, многоцветная богатая отделка зданий Именно в этом стиле построена церковь Покрова в Филях. (Слайд 6).

Вопросы к документу:

  • Какие направления русского зодчества получили своё развитие в 17 веке?

  • Как назывался новый стиль архитектуры конца 17 века? Назовите его отличительные черты.

Учитель:

Итак, мы с вами в зале «Архитектура XVII века».

1 экскурсовод.

Церковь Покрова в Филях - выдающийся памятник русской архитектуры, единый ансамбль, включающий архитектуру, декоративное искусство и живопись. Это - один из красивейших московских храмов постройки конца XVII века, ярчайший образец так называемого московского или «нарышкинского барокко». Невиданные дотоле компактные формы легко узнаются по колокольне, поставленной наверху, над главной частью храма. Строились они по почину родственников жены царя Алексея Михайловича - Нарышкиных, особенно же брата царицы, дяди Петра I, Льва Кирилловича. Он и возвел храм Покрова в Филях в своей подмосковной усадьбе. Строил его Яков Бухвостов, крепостной архитектор. Удивительно праздничное ощущение нарядной пышности создается изысканным сочетанием белого с красным в окраске фасадов здания. В XVIII веке вокруг храма был разбит парк..(Слайд 7).

Учитель:

Одним из самых ярких памятников эпохи стал Теремной дворец Московского Кремля, созданный в 1635-1636 годах для Михаила Федоровича.(Слайд 8,9).

2 экскурсовод.

Теремной дворец был большим трехэтажным зданием на высоких подклетях, увенчанным «теремком». Золотая кровля и два пояса лазурных изразцовых карнизов делали здание нарядным. На фоне красных стен выделялась белоснежная каменная резьба. В трехэтажном Теремном дворце размещались покои царицы и царских детей, над ними располагались покои царя. В верхнем этаже-надстройке, так называемом златоверхом Теремке, заседала Боярская дума. На третьем и пятом этажах дворца располагались галереи-гульбища. С восточной стороны на второй этаж дворца вело Верхнее Золотое крыльцо, служившее парадным входом в царские покои. Основными декоративными украшениями фасадов дворца являются белокаменные резные наличники, украшенные подвесными гирьками с растительными орнаментами, включающими геральдические изображения зверей и птиц. Это первое каменное здание на Руси, предназначенное для повседневной жизни, а не для торжественных приемов . Строителями дворца были народные мастера- Антипа Константинов, Бажен Огурцов, Ларион Ушаков и Трофим Шарутин.

Первоначальные интерьеры дворца не сохранились.

Учитель: о внутренних помещениях Теремного дворца в народе говорили: «Ни в сказке сказать, ни пером описать…»

Вывод: Светские черты проникают в храмовую архитектуру, основываются на народной культуре, которую отличает жизнерадостность, разнообразие и «узорочье».

Учитель:

В живописи XVII века заметен отход от условности средневекового искусства. Высшая ступень развития живописного искусства в XVII веке связана с деятельностью выдающегося художника Симона Ушакова.

5 группа.

«Живопись».

-Живописные произведения в 17 веке представлены в основном иконами. Новым стало то, что художники стали проявлять интерес к реальному, земному миру. Росписи того времени напоминают нарядные ковры. В них много реальных персонажей и бытовых подробностей. В отличие от древних икон, в них нет глубоких раздумий художника о добре и зле, о судьбах людей и смысле жизни К правдивому отображению реальных вещей стремился и живописец и график Симон Ушаков. В русской живописи XVII в. С. Ушаков выступил как реформатор: используя традиционные приёмы иконописи, он вместе с тем стремился к объёмности изображения ликов, добиваясь большей их реальности, чтобы подчеркнуть индивидуальные черты, сделать лики «жизнеподобными».

Среди работ Ушакова есть иконы особого рода - политические картины - «Насаждение древа государства Российского». Со второй половины XVII века появляются в России самые первые портреты с натуры, их стали называть парсунами. ПАРСУНА(личность, особа) первоначально синоним современного понятия "портрет" вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания. Персонажами являются, прежде всего, цари, князья, военачальники, церковные иерархи.

В этот период стал развиваться такой живописный жанр, как книжная и летописная миниатюра. Живописцы отражали земные дела людей: пахота, катание на санях, сенокос и т.д.(Слайд 10).

Вопросы к документу:

- Какие изменения появились в живописи 17 века? Что появилось нового?

Я передаю слово искусствоведам, которые познакомят с работами Симона Ушакова.

1 Экскурсовод . Перед вами икона «Спас Нерукотворный» Симона Ушакова. Художник расположил лик святого так, как это предписывали традиции иконописи, но вместе с тем стремился к объёмности изображения ликов, добиваясь большей их реальности, чтобы подчеркнуть индивидуальные черты .Ушаков высветил скулы, подбородок, положил тени под глазами Христа, чтобы сделать его лик объемным. Чтобы придать взгляду живость, художник направил лицо не прямо на зрителя, а немного влево. Цвет лица близок к естественному.(Слайд11,12).

2 Экскурсовод .

ПАРСУНА(личность, особа) первоначально синоним современного понятия "портрет" вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания.

В первой половине XVII в. парсуны создавались в старой иконописной манере - на липовых досках, яичными красками. Так написаны парсуны царя - Федора Ивановича и воеводы князя М. В. Скопина-Шуйского. В изображении, характерный для иконы, трехчетвертной поворот, крупные головы, широко раскрытые глаза. При этом художники стремятся как можно точнее изобразить реальные черты оригиналов.

В 80-90-е гг. XVII в. русские художники создают наиболее значительные парсуны: портрет в рост дяди Петра I Л.К. Нарышкина и поясной портрет матери Петра I - Н. К. Нарышкиной. Для них характерны пристальное внимание к внутреннему миру человека, тонкая цветовая гамма.(Слайд 13,14).

Вывод: Итак, изменения коснулись и живописи. Это наблюдается в медленном, но постепенном отходе от канонических образцов иконописания. Изображениям придают портретное сходство с конкретными людьми.

4.Закрепление.

Тестовые задания.

  1. Самой распространенной формой получения образования было:

А) обучение в церковных школах;

Б) обучение в государственных школах;

Г) обучение в университетах;

Д) домашнее обучение.

2. В середине XVII века в архитектуре получил распространение стиль

А) «дивное узорочье»

Б) нарышкинское барокко

В) шатровый

Г) «палаццо»

3. Первая история Российского государства, изданная в 1678 г., называлась

А) «Житие»

Б) «Синопсис»

В) «Хронограф»

Г) «Хождение»

4. Яркой иллюстрацией стиля «нарышкинское барокко» является

А) Церковь Покрова в Филях в Москве

Б) Церковь Ильи Пророка в Ярославле

В) Церковь Рождества Богородицы в Путинках в Москве

Г) Успенский собор Московского Кремля

5. В XVII в. появился новый литературный жанр

А) былина

Б) «житие»

В) сатирическая повесть

Г) «хождение»

6. Первым высшим учебным заведением в России был:

А) Московский университет

Б) государственная школа при Заиконоспасском монастыре

В) Славяно-греко-латинская училище (академия)

7. В XVII веке популярными в народе оставались жития святых. В многочисленных списках ходило по стране «Житие»:

А) протопопа Сильвестра

Б) протопопа Аввакума

В) ученого-монаха Симеона Полоцкого

Г) митрополита Макария.

8. Особым расположением царской семьи пользовался ученый-монах Симеон Полоцкий, который выделялся своими успехами в:

А) учении книжном

Б) поэзии

В) медицине

Г) богословии.

Выводы.

- Что же явилось главным в развитии русской культуры XVII века?(обсуждение в группах).

Учитель: После перехода от средневековья к новому времени культура стала освобождаться от определенных, незыблемых правил:

  • Творения архитекторов, писателей, художников обретают личностные, индивидуальные черты;

  • В XVII веке проявилось заметное уменьшение зависимости русской культуры от церкви;

  • В XVII веке в русской культуре активно развиваются светские элементы.

(Слайд 15).

5.Домашнее задание.

Прочитать параграф 10, выполнить задания в рабочей тетради, написать мини-сочинение «Экскурсия в музей».

6. Итог урока.



© 2010-2022