- Преподавателю
- История
- Контрольная работа по теме: Россия в XIX в. (10 класс) 1 вариант
Контрольная работа по теме: Россия в XIX в. (10 класс) 1 вариант
Раздел | История |
Класс | 10 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Петреченко И.И. |
Дата | 29.04.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Контрольная работа по теме: «Российская империя в XIX в.»
I вариант
1.Прочтите отрывок из письма декабриста Г.С. Батенькова и укажите государственного деятеля, о котором идёт речь.
«Граф имел обширную и непреклонную волю...
Деятель он был неутомимый, и хотя главное его предприятие - военные поселения - общим мнением не одобрялись и были причиною неумолимого на него негодования, однако же он несмотря ни на что и мерами слишком крутыми дал ему обширное развитие».
а) М.М. Сперанский; б) А.А. Аракчеев;
в) Д.А. Милютин; г) А.Х. Бенкендорф.
2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, обозначают представителей общественных движений.
а) народники; б) отходники; в) западники; г) славянофилы; д) декабристы.
Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.
3. Влияние европейских революций 1848-1849 гг. на внутреннюю политику императора Николая I проявилось в
а) либерализации судебной системы Российской империи; б) усилении цензурного гнёта;
в) даровании конституций Финляндии и Польше; г) создании фабричного законодательства.
4. В результате проведения военной реформы в царствование Александра II комплектование армии стало осуществляться на основе
а) вольного найма; б) набора ополченцев;
в) всеобщего вооружения населения; г) всесословной воинской повинности.
5. Как называлась война XIX в., в ходе которой русская армия длительное время обороняла город Севастополь?
а) Крымская; б) Семилетняя;
в) Первая мировая; г) Отечественная 1812 г.
6. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. в бою под Шипкой-Шейново прославился
а) В.А. Корнилов; б) П.И. Багратион;
в) М.Д. Скобелев; г) Ф.Ф. Ушаков.
7. Рассмотрите схему.
Изображённая на схеме территория
а) вошла в состав России в начале XX в.;
б) была утрачена Россией в результате русско-японской войны;
в) была продана США в правление императора Александра II;
г) отделилась от России после 1917 г.
8. Установите соответствие между войнами, которые вела Россия, и их итогами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
9. Какие из перечисленных понятий появились в России в ходе Великих реформ в 60-70-е гг. XIX в.? Найдите в приведённом списке два понятия и запишите цифры, под которыми они указаны.
а) губернии; б) министерства;
в) вольные хлебопашцы; г) бессословный суд; д)мировые посредники
10. Как назывались выборные органы местного самоуправления, созданные в ходе Великих реформ?
а) земства; б) уделы; в) уезды; г) автономии.
11. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите год, когда происходили описанные события.
«Полтораста осуждённых выведены на гласис перед крепостию, им прочтено решение суда, над ними переломлены шпаги, сняты с них мундиры и фраки; они облечены в крестьянское платье и отправлены в ссылку. Пять человек были повешены. Всё это происходило вскоре по восхождении солнца и в отдалённой части города, следственно, зрителей не могло быть много. Несмотря на то, в этот день жители Петербурга исполнились ужаса и печали».
а)1826 г.; б)1849 г.; в)1881 г.; г)1887 г.
12. Кто из перечисленных лиц был историком?
а) И.И. Шишкин; б) В.А. Жуковский;
в) Н.М. Карамзин; г) М.Ф. Казаков.
13. Прочтите отрывок из стихотворения А.С. Пушкина и укажите правителя, о котором пишет поэт.
«Он человек! Им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей,
Простим ему неправое гоненье,
Он взял Париж! Он основал Лицей!»
а) Павел I; б) Александр I; в) Николай I; г) Карл XII.
14. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, обозначают названия участников общественных движений в XIX в.
а) славянофилы; б) декабристы; в) пугачёвцы;
г) народовольцы; д) западники.
15. Кто из перечисленных государственных деятелей проводил реформы в период правления Николая I? Найдите в приведённом списке двух государственных деятелей и запишите цифры, под которыми они указаны.
а) Е.Ф. Канкрин; б) С.Ю. Витте; в) К.П. Победоносцев;
г) Н.Х. Бунге; д) П.Д. Киселёв.
16. Выходец из семьи бедного сельского священника, этот государственный деятель служил при дворах трёх императоров, а его карьера знала и взлёты, и падения. При одном императоре он разработал проект, который предусматривал постепенную трансформацию России в конституционную монархию, а при следующем императоре возглавил работу по созданию Свода законов страны.
1. Укажите человека, о котором идёт речь.
2. По поручению кого из императоров он разработал проект государственной реформы?
3. Почему лишь малая часть его предложений была воплощена в жизнь? Укажите одну любую причину незавершённости преобразований.
17. Расположите в хронологической последовательности события войн с Наполеоном.
а) совет в Филях; б) битва при Аустерлице;
в) сражение на р. Березина; г) битва за город Смоленск.
18. Установите события в хронологической последовательности.
а) проведение земской реформы; б) война с Наполеоном;
в) Крымская война; г) оборона Шипки.
19. Установите соответствие между фамилиями государственных деятелей и названиями проведенных ими преобразований, подготовленных проектов реформ.
ФАМИЛИИ
ДЕЯТЕЛЕЙ
ПРЕОБРАЗОВАНИЯ, ПРОЕКТЫ
А
К.П.Победоносцев
1
создание Третьего отделения императорской канцелярии
Б
П.Д.Киселев
2
реформа государственных крестьян
В
С.Ю.Витте
3
подготовка судебной реформы
4
введение золотого стандарта рубля
20. Какие два из перечисленных ниже органов власти созданы в первой трети XIX в.?
а) министерства; б) Святейший Синод; в) Государственный совет;
г) Государственная дума; д) Верховный тайный совет.
21. Какие два понятия возникли в связи с проведением Крестьянской реформы 1861 г.?
а) мировой посредник; б) барщина; в) отрезки;
г) местничество; д) оброк.
22. Запишите термин, о котором идёт речь.
Промышленный переворот в России в XIX в. характеризуется переходом от _________________ к фабрике.
23. Запишите термин, о котором идёт речь.
«Введённое по инициативе С.Ю. Витте исключительное право государства на розничную и оптовую продажу крепких спиртных напитков, а также на очистку спирта».
24. Запишите слово, пропущенное в схеме.
25. Из сочинения историка
«В последние годы, вопреки утвердившемуся в науке убеждению в том, что … был великим полководцем, одержавшим победу при Бородине (если не фактическую, то моральную), появились сомнения относительно и этого вывода. Во-первых, есть множество свидетельств того, что главнокомандующий русской армией не владел инициативой на поле сражения. Он был инертен настолько, что один из участников сражения, генерал Н.Н. Раевский, писал: «Нами никто не командовал». Инициативой полностью владел Наполеон, который диктовал ход битвы. И в конечном счёте завоеватель достиг поставленной перед собой стратегической цели - занял Москву, защита которой была объявлена русским главнокомандующим главной целью сражения.
Но Наполеон всё-таки не разбил русскую армию. После битвы он не видел привычного для него беспорядочного бегства неприятеля. Перед его глазами не проходили толпы пленных (всего была захвачена 1 тыс. пленных и 15 пушек, столько же пленных и 13 пушек захватили и русские). Перед французским императором не лежали на земле десятки поверженных вражеских знамён. Несомненно, русская армия в тяжелейшем сражении выстояла. И причиной этого стала необыкновенная стойкость русского солдата, воодушевлённого высоким и жертвенным чувством патриотизма, стоявшего за царя, православную веру и Отечество».
1. Укажите пропущенную в тексте фамилию русского полководца.
2. Укажите год, когда происходили описываемые события.
3. Во втором абзаце отрывка найдите и запишите предложение, в котором описывается ситуация, подтверждённая которой указываются в дальнейшем тексте. Выпишите не менее двух подтверждений данной ситуации.