- Преподавателю
- История
- Урок в 7 классе
Урок в 7 классе
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Никитина Е.В. |
Дата | 20.09.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Профессиональный конкурс работников образования
ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
(2013\2014 учебный год)
Номинация конкурса: «Педагогические идеи и технологии»
Конспект урока по истории Отечества
«Жизнь и быт русского человека разных сословий в 17 веке»
(для 7 класса общеобразовательной школы)
1 Орг.момент.
2.Актуальная беседа.
Учитель: Ребята, скажите пожалуйста, во сколько вы встаете утром?
Дети: (примерно часов в 7; 6.30 ; по разному)
Учитель: А что вы делаете дальше?
( умываемся, завтракаем, слушаем музыку, собираем портфель, созваниваемся, встречаемся, а затем идем в школу0
Учитель: А зачем вам музыка?
(чтобы проснуться, поднять настроение, это режим будущего дня, а часто наши желания, которые отражены в песнях)
Учитель: «Итак, утро - это начало, опережающий образ будущего дня»
( учитель дает определение «ритм дня»).
Учитель: Ребята, а что в вашем понимании значит - « ритм дня» ?
(это настроение, заряд энергии на целый день. Если слушаешь грустную музыку, скучную, то и день пройдет скучно, тебе ничего не хочется, на уроках спишь. А если музыка веселая, ритмичная, то и день пройдет живо, хочется постоянно что то делать.)
Учитель: верно именно как зарождается наше утро, так мы поводим целый день. А вдруг -это утро какого - нибудь важного события, или утро целой эпохи.
Именно утром мы ставим перед собой задачи, планы на день и от нас зависит, сможем ли мы их реализовать.
Учитель: А давайте мы с вами попытаемся заново пережить утро современного человека, как образ будущего дня. Нам поможет в этом ваша и моя любимая музыка, которая звучит в наших квартирах по утрам.
( звучит современная музыка 1-2 минуты.Приложение №1)дети забывают об уроке и переживают своё утреннее состояние. Когда музыка смолкает)
Учитель: Как вы думаете , а во сколько вставали люди в 17 веке?
(рано,с петухами, тоже ели, а потом работали, занимались хозяйством.)
Здесь можно включить музыку 17 века 1-2 минуты
Учитель: почти правильно, но вы забыли о самом главном. Прежде чем начать день, русский человек 17- го столетия подходил к иконе и обращался к богу с молитвой…(слайд№1-6, приложение №2). В молитве человек просил у бога прощения, не делать зла, творить добро во имя господа.
Представьте, весь русский народ в одно мгновение утра поклонялся иконе божьей и только после молитвы начинал трудиться. Вот и мы с вами узнав об этом, отправимся сейчас в 17 век и посмотрим, как жил русский человек, как после молитвы протекал его день. Тема нашего урока : «жизнь и быт русского человека в 17 веке»(слайд №6, приложение №2)
Тихо звучит музыка Витас «весна» ( приложение №3).Входит девочка одетая в русский народный костюм с вышитым рушником на котором хлеб с солью и обращается к присутствующим.
Девочка: «Добро пожаловать, гости дорогие! Как водится, милости просим в нашу светлицу. Не нужно платы, и робеть не надо. Всем чем богаты, тем и рады!. » ( проходит и ставит хлеб с солью, это может быть пирог, на учительский стол)
Учитель: Россия со времен киевской Руси и вплоть до конца 19века была в основном сельскохозяйственной страной, именно оно было главным занятием населения. Природа была для крестьян средой обитания, жизнеобеспечения. Она определяла уклад его жизни. Под её влиянием сложились культура и традиции русского народа.
Учитель: Вам, наверное, приходилось встречаться с определением «быт», «бытовая культура». Что это такое?
( это то, что окружает нас дома каждый день)
Учитель: Быт, бытовая культура - включает в себя повседневную жизнь людей во всех её проявлениях не только дома, но и в школе, на улице.(слайд №7, приложение 2.с определением).каждый народ имеет свою бытовую культуру.
А как ,вы думаете, может ли изучение быта рассказать о национальных особенностях народа?
( да, может)
Учитель: Так как материала в учебнике мало, вам было дано задание: в подготовке к уроку использовать дополнительную литературу. Ваша задача принять активное участие в обсуждении той информации, которую вы нашли и обработали.
Итак, сегодня мы с вами знакомимся с жизнью русского народа 17 века.
(музыка 17 века, переход. Приложение №4 )
Учитель: Жизнь в 17 веке протекала под пристальным взглядом царя (монарха).С его жизни мы и начнем рассказ.
( группа детей, которая готовила материал про царскую жизнь. Рассказ детей сопровождается слайдами, презентацией. Приложение №2, слайды 8-17)
Учитель: Ближним сословием к царю были дворяне им почетное второе место.
(2-я группа детей. Рассказ детей сопровождается презентацией .Приложение №2 слайды18 -29)
Учитель: Посетим слободы, здесь посадское население.
(3-я группа детей. Рассказ детей сопровождается презентацией. Приложение №2, слайды 30 -42)
Учитель: Ну и конечно же самое многочисленное население Руси - крестьяне.
(4 - я группа Рассказ детей сопровождается презентацией. Приложение №2, слайды 43-59)
(на уроке используются элементы одежды каждого сословия)
Учитель: Итак, мы с вами побывали в 17 веке и узнали как жили люди , как проходил их день.
Скажите, что нового вы знали? Что вам понравилось больше всего?
( ответы детей)
Учитель: Скажите, чем же отличался быт каждого сословия?
(одеждой, занятиями, пищей)
Учитель: А как вы думаете , смогли бы люди 17 века жить в наше время?
(ответы детей)
Учитель: А мы в ту эпоху?
(ответы детей)
Учитель: Как культура так и вся общественная жизнь 17 века, находилась как бы на перепутье, когда по словам современников, «старина» и «новизна перемешались.» Но некоторые культурные ценности 17 века вошли в круг неприходящих ценностей нашей страны, они - это часть нашего национального богатства, славы и величия нашего народа. Одну из таких традиций вы видели на нашем уроке. Вы можете сказать. Какую?
(Встречать гостей хлебом - солью)
Учитель: Верно. Русский человек до сих пор славится добротой и широтой своей души.
Учитель: Дома вы еще раз осмыслите, то, что вы сегодня услышали и увидели на уроке, прочитаете §.№11 и составьте рассказ от имени представителя понравившегося вам сословия.( запись домашнего задания в дневники и на доске.)
Спасибо всем за работу, урок окончен.
.