Урок истории 8 класс Либеральные реформы 60-70-х гг. 19 века

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ф.И.О. Малютина Н.Н.

Предмет: история.

Класс: 8.

Тема урока: ЛИБЕРАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ 60 - 70-Х Г.XIX ВЕКА.

Цель урока: Формирование исторического сознания и исторического стиля мышления на основе глубокого осмысления причин, сущности и последствий Либеральных реформ 60 - 70-х г.XIX века

Планируемые результаты: Ученик по окончанию изучения темы:

- находит в тексте необходимую информацию, оформляет её в таблице;

- даёт определение основным понятиям;

- называет причины проведения реформ;

-раскрывает сущность Либеральных реформ;

- обозначает хронологические рамки проведения реформ;

- обосновывает значимость реформ;

- выделяет достоинства и недостатки реформы;

- даёт оценку историческому событию, явлению

- обосновывает своё мнение

План изучения нового материала:

1.Понятие либеральные реформы

2.Учреждение земств.

3.Самоуправление в городах.

4.Судебная реформа.

5.Военная реформа.

6.Реформа просвещения.

7.Итоги и значение.

Основные понятия:

земство; куриальная система выборов; имущественный ценз; возрастной ценз; гражданское общество; правовое государство; суд присяжных; мировой суд; всеобщая воинская повинность; университетская автономия.

Основные даты:

1864 год - утверждение Александром II «Положения о губернских и уездных земских учреждениях».

1864 год - издание «Положения о начальных народных училищах». Утверждение Устава гимназий и прогимназий: создание гимназий двух типов - классических и реальных.

1864 год - утверждение новых судебных уставов.

1874 год - принятие Устава о воинской повинности.

Тип урока: «открытия» нового знания.

Форма урока: урок - дискуссия

Технология: интерактивного обучения

Оборудование урока: Учебник Данилов А.А. История России, ХХ - нач. ХХI вв. 8 класс. - М., 2010

рабочие папки (инструкции, тексты документов)


Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Задание: Прочитайте эпиграф к уроку

«19 век был наиболее либеральным во всей российской истории». Г.Е.Миронов.

Вводная беседа

- Что значит либеральный век?

- Дайте определение понятию « Либеральный»

- Что такое реформа? / преобразование, изменение, переустройство какой - либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры.

- С именем какого правителя связано проведение либеральных реформ.

- Как будет называться тема нашего урока? /Либеральные реформы Александра II/

- О каких реформах Александра II вы уже знаете, почему он вошел в историю как царь-освободитель?

/крестьянская реформа 1861 г., освобождение крестьян от крепостной зависимости, а также

земская, городская, судебная, военная, реформа просвещения/

Постановка проблемного вопроса: Почему В.О.Ключевский считал реформы Александра II Великими, сродни Великой Французской революции.

- Почему сложно ответить на вопрос?

- Что необходимо знать о либеральных реформах, чтобы ответить на этот вопрос?

Это и будет нашей целью - Выяснить, каковы причины, сущность и последствия либеральных реформ. А на проблемный вопрос ответите в конце урока.

3.Изучение нового материала. Методика «Круглый стол». Но сначала класс делится на 5 групп и 15 минут готовится к работе. Распределение заданий между группами (задача каждой группы, общий продукт деятельности - проект)

Задание 1-й группе: изучите Земскую реформу. Обоснуйте её значение для развития общества.

Задание 2-й группе: изучите Городскую реформу. Обоснуйте её значение для развития общества.

Задание 3-й группе: изучите Судебную реформу. Обоснуйте её значение для развития общества.

Задание 4-й группе: изучите Военную реформу. Обоснуйте её значение для развития общества.

Задание 5-й группе: изучите реформу Просвещения. Обоснуйте

Работа 1 группы:

- определить, когда проведена реформа, кто её проводил, причины реформы, какая система местного самоуправления сложилась до реформы. Заполнить таблицу

- найти основные положения реформы, составить схему, заполнить таблицу, дать определение понятиям.

- определить и записать в таблицу значение реформ (положительное и недостатки)

Обсуждение проблемного вопроса в группе:

Согласны ли вы с высказыванием В.И. Ленина, что «…земства являются пятым колесом в телеге самодержавия»?

Работа 2 группы:

- определить, когда проведена реформа, кто её проводил, причины реформы, какая система местного самоуправления в городах сложилась до реформы. Заполнить таблицу.

- найти основные положения реформы, составить схему, заполнить таблицу, дать определение понятиям.

- определить и записать в таблицу значение реформ (положительное и недостатки)

Обсуждение проблемного вопроса в группе:

Согласны ли вы с точкой зрения современников, что ЗЕМСТВО представлялось «недостроенным зданием: без фундамента и крыши»?

Работа 3 группы:

- определить, когда проведена реформа, кто её проводил, причины реформы, какая система судопроизводства сложилась до реформы. Заполнить таблицу.

- найти основные положения реформы, составить схему, заполнить таблицу, дать определение понятиям.

- определить и записать в таблицу значение реформ (положительное и недостатки)

Обсуждение проблемного вопроса в группе:

Как вы думаете, почему именно судебная реформа оказалась наиболее прогрессивной и последовательной?

Работа 4 группы:

- определить, когда проведена реформа, кто её проводил, причины реформы, что из себя представляла русская армия в Российской империи до реформы 70-х г. XIX века. В чем вы видите её недостатки? Заполнить таблицу.

- найти основные положения реформы, составить схему, заполнить таблицу, дать определение понятиям.

- определить и записать в таблицу значение реформ (положительное и недостатки)

Обсуждение проблемного вопроса в группе:

Как вы думаете, почему консервативная часть генералитета и политических деятелей были против проведения данной реформы и называли Д.А. Милютина «якобинцем»?

Работа 5 группы:

- определить, когда проведена реформа, кто её проводил, причины реформы, какая система образования сложилась до реформы. Заполнить таблицу.

- найти основные положения реформы, составить схему, заполнить таблицу, дать определение понятиям.

- определить и записать в таблицу значение реформ (положительное и недостатки)

Обсуждение проблемного вопроса в группе:

Н.И. Пирогов (известный русский ученый) инициировал обсуждение в прессе вопрос, «какой должна быть школа: сословной или бессословной». Что по этому вопросу думаете вы. Аргументируйте свою точку зрения.

Физкультминутка.

4.Закрепление новых знаний. Презентация результатов и продуктов деятельности малых групп, коллективное обсуждение (метод «Дискуссия») за «круглым столом».

1 группы: основные результаты работы группы, схема, таблица

Примерные вопросы для обсуждения, дискуссии:

- Можно ли считать реформу завершенной?

Согласны ли вы с высказыванием В.И. Ленина, что «…земства являются пятым колесом в телеге самодержавия»?

2 группы: основные результаты работы группы, схема, таблица

Примерные вопросы для обсуждения, дискуссии:

- Можно ли считать реформу завершенной?

Согласны ли вы с точкой зрения современников, что ЗЕМСТВО представлялось им «недостроенным зданием: без фундамента и крыши»?

3 группы: основные результаты работы группы, схема, таблица

Примерные вопросы для обсуждения, дискуссии:

- Можно ли считать реформу завершенной?

Как вы думаете, почему именно судебная реформа оказалось наиболее прогрессивной и последовательной?

4 группы: основные результаты работы группы, схема, таблица

Примерные вопросы для обсуждения, дискуссии:

- Можно ли считать реформу завершенной?

Как вы думаете, почему консервативная часть генералитета и политических деятелей были против проведения данной реформы и называли Д.А. Милютина «якобинцем»?

5 группы: основные результаты работы группы, схема, таблица

Примерные вопросы для обсуждения, дискуссии:

- Можно ли считать реформу завершенной?

Н.И. Пирогов (известный русский ученый) инициировал обсуждение в прессе вопрос, «какой должна быть школа: сословной или бессословной». Что по этому вопросу думаете вы. Аргументируйте свою точку зрения.

Решение проблемного вопроса:

- Можем ли мы ответить теперь на главный вопрос урока?

- Почему В.О.Ключевский считал реформы Александра II Великими, сродни Великой Французской революции. ( метод «Займи позицию»)

Возможные варианты ответов учеников.

/Либеральные Реформы 60-70-х годов, устранив ряд пережитков, создав современные органы самоуправления и суда, способствовали развитию страны, росту гражданского самосознания населения. Это были только первые шаги: верхних этажей власти реформы не коснулись.

Император Александр II проявил личное мужество в проведении Великих реформ. Велико их значение.

- Почему, несмотря на это, в 60-70-е г. активизировалось либеральное и радикальное крыло общественного движения, началась охота на императора и 1 марта 1881 года Александр II был убит террористами- революционерами?

Возможные варианты ответов учеников с помощью учителя

/Ни одна реформа до конца не была завершена. При Александре II страна вступило на путь реформ. Этот путь - от неограниченного самодержавия до прочного конституционного строя - очень опасен. В ходе преобразований государство теряет свою устойчивость и становится очень уязвимо. Этот путь следовало пройти спокойно и осмотрительно, от реформы к реформе и, не останавливаясь, завершая начатое. Иначе страна опрокинет нерешительного реформатора, сама пойдет дальше, уже никем неуправляемая.

Вывод: Великие реформы создали условия для развития капиталистических отношений, шел процесс разрушения феодальных порядков.

5.Контроль знаний. Выполнение теста.

6.Рефлексия.

Беседа:

- О чём заставил задуматься урок?

- Что было особенно интересно на уроке?

Игра «Незаконченные предложения». (ученику предлагается прочитать незаконченное предложение и быстро продолжить его любыми словами, первой пришедшей в голову мыслью. Предложения начинаются весьма неопределенно, поэтому у ребят практически неограниченные возможности закончить его).

Оценка и самооценка.

7.Домашнее задание.

п.21-22, вопросы 1-5.

Эссе «Нужны ли были реформы государству?».









© 2010-2022