В афинских школах и гимнасиях урок истории в 5 классе

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"В афинских школах и гимнасиях" урок истории в 5 классе.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с системой обучения и воспитания в афинских школах и гимнасиях;

  • совершенствовать аналитические навыки учащихся: умения анализировать, сравнивать, обобщать;

  • воспитывать интерес к истории через приобщение к общечеловеческим ценностям.

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок - путешествие c элементами ролевой игры.

  1. Повторение пройденного материала, актуализация.

Учитель: Мы уже знаем как было устроено образование и воспитание в древней Спарте. Сегодня мы с вами побываем в афинской школе и узнаем, как дело с образованием обстояло там.

-Давайте же вспомним, что представляло из себя воспитание и образование в Спарте?

Основной вопрос сегодняшнего урока: сходство и различии ситемы образования в Спарте и Афинах.

Ребята, сегодня мы поговорим об афинской системе образования, о том, как велось обучение, какие предметы изучались, кто посещал школы, какие школьные принадлежности использовались, где школьники могли продолжить образование.
Давайте совершим путешествие в Древнюю Грецию, (Звучит "Сиртаки").
Древние греки считали, что всем областям жизни человека покровительствуют боги. Наукой историей ведала богиня КЛИО. Ее обычно изображали со свитком в одной руке и грифельной палочкой в другой. Рядом с ней всегда находилась корзина со свитками, на которых были записаны исторические события и деяния людей. Людям необразованным и невежественным богиня никогда не раскрывала свои тайны. Для любознательных же ее кладовые всегда были открыты.

Учитель вместе с учениками обращается к богине КЛИО с молитвой, просит ее благословления и помощи во время путешествия.

Затем учитель вращает колесо истории, с помощью которого можно попасть на много лет назад.

Итак, в добрый путь! Колесо истории поможет нам попасть на много тысячелетий назад - в IV век до н.э.:

Колесо истории влево повернись,
Расскажи о прошлом, расскажи про жизнь
Про эпохи, войны, про борьбу за власть,
Как сумели многие в историю попасть?

1. Главная задача греческой культуры/

Ребята! Мы с вами находимся в Древней Греции, в Афинском государстве.

Демократия в Греции создала условия, способствующие расцвету и развитию культуры.

Главная задача греческой культуры - воспитать всесторонне развитого человека.

Как вы это понимаете, ребята? Что значит выражение "всесторонне развитая личность"? Правильно, физическое здоровье также важно, как и умственное, и моральное развитие.

К воспитанию именно такого человека и стремились греки.

2. Древнегреческий алфавит, письменность.

Вы уже знаете, что в VIII - VI в.в. до н. э. греки основали множество колоний на побережье Средиземного и Черного морей и стали называть себя эллинами, а свою родину - Элладой. Их объединяли общий язык, обычаи, религия, единая письменность. Нам трудно представить современную жизнь без письменности, - ведь она наилучший способ сохранения информации, передачи знаний.

Вспомните, на каких материалах писали люди в древности? (Камень, глина, береста, папирус, пергамент, бумага)

В X в. до н.э. финикийцы, жившие на Восточном побережье Средиземного моря (работа с картой) создали алфавит, состоявший из 22 знаков - букв. На основе этого алфавита в VIII в. до н.э. греки создали свой алфавит, в нем насчитывалось 24 буквы.

Давайте сравним эти два алфавита. В чем между ними разница?

На доске пишется по-финикийски: ТН КС, по-гречески: ТОН КОСА

Вывод: греческая система письма была более простой. Их алфавит лег в основу латинского алфавита и стал прототипом европейских языков. Овладеть письмом можно было за короткий срок, поэтому все свободные мужчины Греции были грамотны. Греки любили и берегли книги.

3. Учебные заведения Древней Греции.

В Греции было несколько типов учебных заведений.

А какие учебные заведения есть в нашем поселке? (школа).

Мы посетим учебные заведения Древней Греции, узнаем какими они были и чему в них учили. (Учитель работает на доске со схемой, учащиеся в тетрадях)

В афинских школах и гимнасиях урок истории в 5 классе.

Афинский стратег Перикл, узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул: «Вот ещё одним педагогом стало больше!», что означают слова Перикла?

Кого греки называли педагогами? Кого так называют в наши дни?

Прочитайте п.1 § 38.

1. С какого возраста начиналось обучение в Древней Греции?

2. Кого называли педагогами?. Каковы были их обязанности?

3. Греческие педагоги нередко плохо говорили по - гречески. Почему?

4. Кого называют педагогом в наши дни?

5. Кто мог учиться в школе?

Мы находимся в обычной греческой школе. Представьте, что вы - греческие ученики, а я ваш учитель. В школу вас привели рабы - педагоги. Греческие мальчики приветствовали учителя почтительным наклоном головы и жестом поднятой руки.

Хайрете пайдес! Калой кай агатой! Здравствуйте дети! Прекрасные и совершенные!

Сегодня, в день ранней весны, когда оживает жизнь, я ввожу вас в свою школу. Будьте усердны, бойтесь наказания. Не шалите, розги всегда лежат перед вами. Наш город с надеждой смотрит на вас, будущих граждан, ожидая, что вы вырастете опорой Родины и приумножите ее славу и богатство. А теперь перестаньте дрожать, , сядьте прямо и начнем урок. Я буду учить вас писать, читать и считать. Запомнили?

В греческих школах были разные ученики, не всем легко давалось грамота.

Рассказывали про одного богача, который подарил своему ленивому сыну 24 раба, имена их начинались с первых букв алфавита.

Выучим сегодня несколько слов и попытаемся их записать. А с чего мы начнем обучение? Конечно же, со знакомства с греческим алфавитом.

Приготовьте свои дощечки вощённые воском и стили.

У каждого ученика на парте лежит лист с греческим алфавитом. Учитель прочитывает алфавит, указывая на каждую букву, дети следят за ним. Затем алфавит читается хором.

Греческий алфавит

В афинских школах и гимнасиях урок истории в 5 классе.

1. Как по-гречески называется наука о прошлом? Правильно, история.

А писали на деревянных табличках, покрытых воском и деревянной палочкой, которая называлась стилем. Плоским концом стиля затирали допущенные ошибки. "Чаще переворачивай стиль!" - говорил учитель - грек своим ученикам. Примерно то же требует учитель в наши дни: работай с черновиком, не пиши сразу набело, совершенствуй свой стиль.

Давайте запишем это слово В афинских школах и гимнасиях урок истории в 5 классе.(Проговариваю буквы и записываю слово по- гречески на доске, а дети - в тетрадях)

А теперь довайте познакомимся с греческими цыфрами и поробуем решить простые примеры

Греческие цыфры

В афинских школах и гимнасиях урок истории в 5 классе.

В школах греческие мальчики изучали также поэзию - заучивали наизусть отрывки из поэм. Ребята, а какие древнегреческие поэмы вам известны? Назовите их авторов. Преподавались также танцы и музыка. Мальчики овладевали искусством хорового пения, учились играть на музыкальных инструментах: лире, кифаре, арфе, флейте. Это были основные школьные предметы.

II. Путешествие в школу закончилось, наш путь лежит в палестру и гимнасий( обозначаем на схеме) изучать вы их будете самостоятельно.,). 1-й вариант занимается изучением палестры: прочитайте п. 3 § 38 и ответьте на вопросы: 1. Чем занимались в палестре? 2. каким видам спорта обучались мальчики в палестрах? (Пятиборье: бег, борьба, прыжки, метание копья и диска), а 2- гимнасий П. 4 § 38.1. Что такое гимнасий? 2. Кто мог их посещать? Чему учились в гимнасиях?

Результаты своих работ представьте в виде рекламного проспекта что бы другим захотелось пойти учиться в гимнасии и палестры, т.к. известно, что образование в Греции было бесплатны только в начальной школе, а за дольнеёшее обучение надо было платить. Выступление представителей групп.

Давайте вернёмся к вопросу, который мы поставили перед сабой в начале урока и сравним образование в Спарте и Афинах.

III. Закрепление

Работа нескольких учащихся у доски: отметить знаком "+ " предметы, относящиеся к теме урока, знаком "-" - не относящиеся:

Школа, праздник, бумага, стиль, хор, авторучка, арифметика, история, театр, полис, урок;

На доске лист с рисунками: свиток, будильник, флейта, гласные и согласные буквы, деревянная книга, бутылек с лекарством, маски, счеты, атлет, розги, бумажная книга и др.

Ребята! Сегодня мы с вами познакомились с системой обучения и воспитания Древней Греции. Мы сегодня побывали в школах и гимнасиях Древней Греции, и, наверное, вы поняли, что, несмотря на различные способы обучения, цель была одна - получение знаний, стремление к совершенствованию, к новым знаниям. Это именно то, что отличает человека от других живых существ. Свидетельством этому служат и слова древнегреческого философа Платона: "...Только благодаря образованию человек становится самым прекрасным и самым божественным из существ; невежда же - самое дикое создание из всех существующих на земле..."
Домашнее задание: § 38.

1. запишите слово «полис» и «демос» на греческом языке

2. Правила ораторского искусства



© 2010-2022