План конспект урока на тему Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока «Династический кризис 1825 года.

Выступление декабристов».

Учитель: Селивёрстова Татьяна Викторовна


Тема урока

Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов

Тип урока

Урок изучения нового материала

Дата урока

План урока

  1. Мотивация. Введение в тему (Постановка проблемного вопроса, эвристическая беседа);

  2. Опрос домашнего задания;

  3. Изучение нового материала

  • Династический кризис;

  • Выступление 14 декабря 1825 года на Сенатской площади;

  • Следствие и суд над декабристами;

  • Историческое значение и последствия восстания;

  1. Рефлексия;

  2. Домашнее задание.

Педагогическая цель урока

Раскрыть сущность династического кризиса; разобрать ход восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года; показать героизм благородство, любовь к Отечеству молодого дворянства; определить причины поражения и последствия выступления декабристов.

Формы и методы обучения

Методы - объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый;

Формы - индивидуальная, фронтальная.

Определения и даты

Династический кризис; 14 декабря 1825 года - выступление на Сенатской площади, 29 декабря 1825 года - восстание Черниговского полка.

Персоналий

Александр I, Константин Павлович, Николай I, Павел Иванович Пестель, Сергей Иванович Муравьёв-Апостол, Михаил Павлович Бестужев-Рюмин, Никита Михайлович Муравьёв, Кондратий Фёдорович Рылеев, Пётр Григорьевич Каховский, Сергей Павлович Трубецкой.

Оборудование

Проектор, раздаточный материал

Авторский медиапродукт

Презентация Microsoft Power Point

Планируемые образовательные результаты

Предметные компетенции

Метапредметные и личностные УУД

Научатся выделять главное в тексте, строить причинно-следственные связи, объяснять значения терминов, высказывать своё отношение к выступлению декабристов.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи между событиями;

Коммутативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия.

Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

План проведения урока

Этапы урока

Временная реализация

Организационный момент

2

Постановка целей и задач урока, формулировка проблемного вопроса

5

Опрос домашнего задания

5

Изучение новой темы темы

22

Рефлексия

5

Запись домашнего задания

1



Ход урока


Организационный момент.

Постановка целей и задач урока, формулировка проблемного вопроса (слайд 1,2)

Стихотворение А.С. Пушкина 1827 г. «Во глубине сибирских руд»

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,

Надежда в мрачном подземелье

Разбудит бодрость и веселье,

Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут - и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Учитель:

    • Кому посвящено стихотворение А.С.Пушкина?

  • Какова его главная мысль?

  • В чем особенности общественного движения в первой четверти XIX века?

  • О каких «высоких стремлениях» говорит А.С.Пушкин?

В ходе беседы учащиеся должны прийти к выводу, что стихотворение посвящено участникам тайных обществ - будущим декабристам, именно они стали открыто говорить о необходимости отмены крепостного права, ограничении самодержавия, проведения реформ.


Проверка домашнего задания

Проверка таблицы, на предыдущем уроке нами была разобрана программа Южного общества, дома по алгоритму нужно было разобрать программу Северного общества (проверяем таблицу, которая была задана домой, слайд 3,4)

В ходе проверки, сравниваются два программных документа декабристов «Русская правда» Павла Пестеля и «Конституция » Никиты Муравьева, выделяют черты сходства и черты отличия этих программ.

Изучение новой темы.

Учитель: Ребята давайте с вами еще раз вспомним, кем же были декабристы. Декабристы - уникальное явление в русской истории. Молодые дворяне, хорошо образованные с блестящей военной карьерой, имеющие уважение, почет, статус. Но именно они не захотели смириться с гнетом крепостного права. Возвращаясь из Европы, они ждали перемен, а получили свертывание реформ, поэтому они стали, активно готовится к восстанию против самодержавия. Оно было намечено на 1826 год. Но последующие события заставили внести коррективы в их планы. Именно об этих событиях мы сегодня поговорим (слайд 5).

Запишем тему сегодняшнего урока, исходя из темы, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (слайд 6).

Цели нашего урока (слайд 7).

События начинаются 19 ноября 1825 года, когда во время поездки по стране в Таганроге заболел и умер император Александр I. Неожиданная смерть Александра I, человека со сложным характером, скрытного и непредсказуемого, сразу же породила множество слухов, суть которых сводилась к одному: царь не умер, в гроб положен был какой-то другой человек. Александр же скрылся, ушел, отрекшись от престола. Правда, слухи скоро затихли. Эта внезапная смерть привела к династическому кризису. Давайте, прежде чем, перейти к сути кризиса, обратимся к словарю, и запишем определение.

Династический кризис - нарушение установленного порядка передачи верховной власти при наследственной монархии вследствие отсутствия прямых наследников (слайд 8).

Задание - приложение 1 (работая с текстом выделить причину династического кризиса).

Называют причины (слайд 9).

Причины:

  • Смерть Александра I, который не оставил наследников;

  • Тайное завещание, об отречении следующего по старшинству брата Константина было секретным. Константин, разведшись с первой женой, женился на польской аристократке Иоанне Грудзинской, которая не принадлежала ни к какому правящему дому, поэтому брак считался неравным, дети в этом браке не имели права на престол. Сам Константин на престол не стремился, зная, что в народе про него говорят: «достойный сын своего отца: те же странности и вспышки, и та же жестокость и буйство».

Учитель: иная ситуация была у Николая - женат на принцессе прусского правящего дома, в 1818 году у них родился сын Александр. Минусы Николая в том, что его не любила армия, а, следовательно, нет поддержки со стороны гвардии (слайд 10)

Положение еще больше осложнялось огромными расстояниями, которые отделяли друг от друга главных героев этих событий. Александр I умер в Таганроге; Константин, которого все считали законным наследником престола, находился в это время в столице Царства Польского - Варшаве; а Николай, совершенно неожиданно для всех, провозглашенный наследником указом умершего царя, - в Петербурге.

Николай познакомился с завещанием старшего брата, но не рискнул действовать по его воле. Генерал-губернатор столицы Милорадович, отвечавший за порядок в городе, во всеуслышанье заявил, что ни за что не ручается, если Николай взойдет на престол. Очевидно, и сам будущий царь хорошо сознавал свою непопулярность и ту опасность, которой она грозит. В этой ситуации Николай решил не торопиться. 27 ноября, на другой день после получения известий из Таганрога, Николай в Большой церкви Зимнего дворца сам первым принял присягу Константину и привел к ней дворцовые караулы. Константин был провозглашен императором (слайд 11). Фактически мы видим, что в стране установилось безвластие (слайд 12).

Только когда стало окончательно ясно, что Константин ни за что не приедет в столицу, Николай рискнул провести переприсягу. В ночь на 14 декабря на чрезвычайном заседании Государственного Совета он прочел манифест о своем вступлении на престол. Узнав о переприсяге, которая была назначена на утро 14 декабря, члены Северного общества решили этими обстоятельствами воспользоваться в полной мере.

Физкультминутка

А теперь ребята, встать

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело!

Задание 2 - работая с текстом учебника, выделите планы,

которые ставили перед собой декабристы (слайд 13).

Работая с этим планом, мы должны ответить на главный вопрос

«МОГЛИ ЛИ В ТОТ МОМЕНТ ДЕКАБРИСТЫ ОДЕРЖАТЬ ПОБЕДУ» - элемент фишбоун

Учитель: Но все в тот день пошло не по плану (слушая мой рассказ, вы должны записать причины поражения декабристов).

Наступал рассвет, медлить было нельзя. Ещё затемно 14 декабря офицеры - члены тайного общества были в казармах и вели агитацию среди солдат. С горячей речью выступил перед солдатами Московского полка Александр Бестужев. «Я говорил сильно, меня слушали жадно», - вспоминал он позже. От присяги Николаю солдаты отказались и приняли решение идти на Сенатскую площадь. С развивающимися знамёнами Московский полк под командованием братьев Александра и Михаила Бестужевых и Дмитрия Щепина-Ростовского первым пришёл на Сенатскую площадь (слайд 14). Но здесь их ожидало первое горькое разочарование. Оказалось, что Сенат уже присягнул Николаю I и сенаторы разъехались. Таким образом, первая цель восстания не была достигнута. Это была тяжёлая неудача. А дальше от плана начало откалываться одно звено за другим. Оказалось, рано утром отказался совершить акт цареубийства Каховский, отказался вести на Петропавловскую крепость солдат - Булатов и захватить Зимний дворец - Якубович.

Но, как показали события, у Николая был сильный союзный союзник - время. 14 декабря оно работало на царя. Большинство войск, расквартированных в Петербурге, поддержали Николая. Декабристы же эффект внезапности, который давал им серьёзные преимущества, упустили безнадёжно.

Противостояние на Сенатской площади продолжалось около 5-ти часов: с 11 до начала 5-го. Пожалуй, самым ярким и трагическим событием за эти долгие часы являлся рейд на Сенатскую площадь генерал-губернатора Милорадовича, пытавшегося убедить рядовых участников восстания в том, что их обманывают. Но он был смертельно ранен Каховским (слайд 15).

После того, как переговоры не удались, Николай приказал войскам, принесшим ему присягу, открыть огонь по мятежникам. Уже после второго выстрела восставшие дрогнули и побежали.

Какие вы выделили причины поражения?

Учитель: Следствие по делу декабристов началось практически в день восстания. Некоторые из его руководителей были задержаны прямо на Сенатской площади. Вечером 14 декабря они уже давали первые показания. Пятеро были повешены в Петропавловской крепости.

Несмотря на разгром восстания - Николай I оказался под сильным впечатлением от этого события, стало очевидно, что жить по старым порядкам страна уже не может. Декабристы всколыхнули передовую часть российского общества, способствовали тому, что её усилия и таланты оказались направленными на борьбу с крепостничеством и самодержавием.









Приложение 1.

Прочитайте отрывок из монографии Мелицы Нечкиной «Декабристы», выделите и запишите причины, которые могли привести к династическому кризису.

«…..Между тем события обогнали декабристов и вынудили их выступить раньше сроков, которые были ими определены. Всё резко изменилось поздней осенью 1825 г. В ноябре 1825 года неожиданно умер вдали от Петербурга, в Таганроге, император Александр I. Сына у него не было, и наследником престола являлся его брат Константин. Но женатый на простой дворянке, особе не царской крови, Константин по правилам престолонаследия не мог бы передать престол своим потомкам и поэтому отрекся от престола. Наследником Александра I должен был стать следующий брат, Николай - грубый и жестокий, ненавидимый в армии. Отречение Константина держали в тайне, о нём знал лишь самый узкий круг членов царской семьи. Не обнародованное при жизни императора отречение не получило силы закона, поэтому наследником престола продолжал считаться Константин; он воцарился после смерти Александра, и 27 ноября наследие было приведено к присяге Константину. Формально в России появился новый император - Константин I. В магазинах уже выставили его портреты, успели даже отчеканить несколько новых монет с его изображением. Но Константин престола не принимал, одновременно не желал и формально отрекаться от него в качестве императора, которому уже принесена присяга. Создалось двусмысленное и крайне напряженное положение междуцарствия. Николай, боясь народного возмущения и ожидая выступления тайного общества, о котором уже был осведомлен шпионами-доносчиками, решился, наконец, объявить себя императором, так и не дождавшись от брата формального акта отречения. Была назначена вторая присяга, или, как говорили в войсках, «переприсяга», - на этот раз уже Николаю I. «Переприсяга» в Петербурге была назначена на 14 декабря. Междуцарствие и «переприсяга» волновали население и раздражали армию. Декабристы ещё при создании своей первой организации приняли решение выступить в момент смены императором на престоле. Этот момент теперь настал…….».

  1. _____________________________________________________________



  1. _____________________________________________________________



  1. _____________________________________________________________



  1. _____________________________________________________________

Прочитайте 2 два первых абзаца пункта «Выступление 14 декабря 1825 года», найдите и выпишите в них ответ на вопрос «В чём состоял план восстания?».



© 2010-2022