Рабочая программа по истории 23. 01. 09 Машинист локомотива

Раздел История
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

__________________________________________________________________________


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

города Москвы

« КОЛЛЕДЖ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО И ГОРОДСКОГО ТРАНСПОРТА»












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Общеобразовательной учебной дисциплины

ОУД.04 ИСТОРИЯ

по профессии среднего профессионального образования

программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих)

23.01.09 Машинист локомотива


















Москва

2016



ОДОБРЕНА

Предметной (цикловой) комиссией

общего и гуманитарного и социального цикла

Протокол № ____

от «___»______ 2016 г.





Председатель предметной (цикловой)

комиссии

/______/ Т.А. Пятовская



Составитель:

Пыталева В.Г., преподаватель истории ГБПОУ КЖГТ высшей квалификационной категории


Рецензенты: _______________________________________

Ф.И.О., учёная степень, звание, должность, наименование ГБПОУ СПО

Разработана на основе Федерального

государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального

образования 23.01.09 Машинист локомотива,

Федерального государственного

образовательного стандарта среднего

( полного) общего образования, Рекомендаций

по организации получения среднего общего

образования в пределах освоения

образовательных программ среднего

профессионального образования на базе

основного общего образования с учётом

требований федеральных государственных

образовательных стандартов и получаемой

профессии или специальности среднего

профессионального образования.


Заместитель директора по УР

___________/ Н.А. Морковина








.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




стр. 4-6

  1. СТРУКТУРА и содержание ПРОГРАММЫ

стр.6

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

стр. 46-47

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

стр.48-50







1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. Область применения программы.

Реализация среднего общего образования в пределах ОПОП ППКРС по профессии

23.01.09 Машинист локомотива, входящей в состав укрепненной группы

23.00.00. Техника и технология наземного транспорта,

В соответствии с ФГОС СПО по профессии среднего профессионального образования 23.01.09 Машинист локомотива, Федеральным государственным образовательным стандартам среднего (полного) общего образования, Рекомендациями по организации получения среднего общего

образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учётом

требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой

профессии или специальности среднего профессионального образования, технический профиль обучения.

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина « История» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области» Общественные науки» ФГОС среднего общего образования. В учебном плане ППКРС по профессии СПО 23.01.09 Машинист локомотива дисциплина входит в цикл общеобразовательных дисциплин по выбору из обязательных предметных областей, направлена на формирование общеучебных компетенций по 4 блокам (самоорганизация, самообучение, информационный и коммуникативный блоки) и следующих общих компетенций:


  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • ОК 2. Организовывать свою деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определённых руководителем.

  • ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

  • ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

  • ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

  • ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

  • ОК 7. Использовать воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

Освоение содержания учебной дисциплины «История» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

личностных:

- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);

- становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязаности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

- готовность к служению Отечеству, его защите;

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с об-щечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

метапредметных:

- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;

- умение использовать средства информационных и коммуникационных техно-логий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсо -сбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

предметных:

- сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

- владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

- сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

- владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

- сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.

1.4.Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины:

Профильное изучение дисциплины осуществляется через перераспределение учебных часов в зависимости от важности раздела темы, отбор дидактических единиц, использование межпредметных связей, отражение профильной направленности в реализации внеаудиторной самостоятельной работы студента, что обеспечивает реализацию межпредметных связей в изучении дисциплин общепрофессионального цикла: ОП.05 Общий курс железных дорог; ОП.07 Безопасность жизнедеятельности; ОП.06 Охрана труда; (ПМ.02 Управление и техническая эксплуатация локомотива (по видам) под руководством машиниста), что обеспечивает освоение ППКРС.

1.5 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальная учебная нагрузка обучающегося - 256 часа, в том числе:

Обязательная аудиторная учебная нагрузки обучающегося - 171час;

Самостоятельная работа обучающегося - 85 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


1.Выполнение домашнего задания: изучение первоисточника; подготовка к обсуждению вопросов по заданию преподавателя, работа с конспектом, ознакомление с нормативными документами; анализ дополнительной, справочной литературы

26

2.Подготовка докладов, рефератов, творческих заданий, презентаций по предложенным темам; выполнение тестовых заданий; работа с рекомендуемыми интернет- ресурсами и др.

59

Итоговая аттестация в форме: 1, 2,3,4,5 семестр - зачёт


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Введение.

  1. Содержание учебного материала:

Значение изучения истории. Проблема достоверности исторических знаний. Исторические источники, их виды, основные методы работы с ними.

Периодизация всемирной истории. История России - часть всемирной истории.


3


1


Раздел 1.

Древнейшая стадия развития человечества



4


Тема 1.1

Происхождение человека. Люди эпохи палеолита

Содержание учебного материала:

Источники знаний о древнейшем человеке. Древнейшие виды человека. Расселение древнейших людей по земному шару. Появление человека современного вида. Палеолит. Условия жизни первобытных людей. Родовая община. Зарождение и особенности первобытной религии и искусства. Археологические памятники.


2


2

Тема 1.2.

Неолитическая революция и её последствия


  1. Содержание учебного материала:

Понятие « неолитическая революция». Зарождение производящего хозяйства, появление земледелия и животноводства. Неолитическая революция на территории современной России. Первое и второе общественное разделение труда. Появление ремесла и торговли. Начало формирования народов. Индоевропейцы. Соседская община. Племена и союз племён. Укрепление власти вождей. Возникновение элементов государственности. Древнейшие города.







2


Раздел 2.

Цивилизации Древнего мира


14


Тема 2.1.

Древнейшие государства

Содержание учебного материала:

Древнейшие государства. Понятие цивилизации. Особенности цивилизаций Древнего мира - древневосточной и античной. Специфика древнеегипетской цивилизации. Города-государства Шумера. Вавилон. Законы царя Хаммурапи. Финикийцы и их достижения. Древние евреи в Палестине. Хараппская цивилизация Индии. Индия под властью ариев. Зарождение древнекитайской цивилизации.


1

2

Самостоятельная работа №1

Работа с интернет- ресурсами, презентация по предложенным темам: Древний Египет; Древний Китай; Древняя Индия, Древняя Греция, Древний Рим.


6


3

Тема 2.2

Великие державы Древнего Востока

Содержание учебного материала:

Предпосылки складывания великих держав,

их особенности. Последствия появления великих держав. Хеттское царство. Ассирийская военная держава. Урарту. Мидийско-Персидская держава - крупнейшее государство Древнего Востока. Государства Индии. Объединение Китая. Империи Цинь и Хань.


1


2

Тема 2.3

Древняя Греция

Содержание учебного материала:

Древняя Греция. Особенности географического положения и природы Греции. Минойская и микенская цивилизации. Последствия вторжения дорийцев в Грецию. Складывание полисного строя. Характерные черты полиса. Великая греческая колонизация и ее последствия. Развитие демократии в Афинах.

Македонское завоевание Греции. Походы Александра Македонского и их результаты.

.


2

2

Тема 2.4. Древний Рим

Содержание учебного материала

Древний Рим. Рим в период правления царей. Рождение Римской республики и особенности управления в ней. Борьба патрициев и плебеев, ее результаты. Римские завоевания. Система управления в Римской республике. Внутриполитическая борьба, гражданские войны. Рабство в Риме, восстание рабов под предводительством Спарта-ка. От республики к империи. Римская империя: территория, управление. Кризис Римской империи.

Разделение Римской империи на Восточную и Западную. Великое переселение народов и падение Западной Римской империи.






2







2

Тема 2.5

Культура и религия Древнего мира




Содержание учебного материала:

Культура и религия древнего мира.

Особенности культуры и религиозных воззрений Древнего востока. Монотеизм. Иудаизм. Буддизм - древнейшая мировая религия. Зарождение конфуцианства в Китае. Достижения культуры Древней Гре-ции. Особенности древнеримской культуры. Античная философия, наука, литература, архитектура, изобразительное искусство. Античная культура как фундамент современной мировой культуры. Религиозное представления древних греков и римлян. Возникновение христианства. Особенности христианского вероучения и церковной структуры. Превращение христианства в государственную религию Римской империи.

Практические занятия

Возникновение христианства.

Особенности христианского вероучения и церковной структуры.


2


2

Раздел 3.

Цивилизации Запада и Востока в Средние века




12


Тема 3.1

Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе

Содержание учебного материала:

Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе.

Средние века: понятие, хронологические рамки, периодизация. Варвары и их вторжения на территорию Римской империи. Крещение варварских племен. Варварские королевства, особенности отношений варваров и римского населения в различных королевствах.


1


2

Тема 3.2

Возникновение ислама. Арабские завоевания

Содержание учебного материала:

Арабы. Мухаммед и его учение.

Возникновение ислама. Основы мусульманского вероучения. Образование Арабского халифата. Арабские завоевания. Распад халифата. Культура исламского мира.


1

2

Тема 3.3

Византийская империя

Содержание учебного материала:

Территория Византии. Византийская империя: власть, управление. Расцвет Византии при Юстиниане. Византия и славяне, славянизация Балкан. Принятие христианства славянскими народами. Турецкие завоевания и падение Византии. Культура Византии. Искусство, иконопись, архитектура. Влияние Византии на государственность и культуру России.


1


2

Тема 3.4

Восток в средние века

Содержание учебного материала:

Средневековая Индия. Ислам в Индии. Делийский султанат. Культура средневековой Индии. Особенности развития Китая. Административно-

бюрократическая система. Китайская культура и ее влияние на соседние народы. Становление и эволюция государственности в Японии. Самураи. Правление сёгунов.


1


2

Тема 3.5

Империя Карла Великого и её распад. Феодальная раздробленность в Европе

Содержание учебного материала:

Королевство франков. Военная реформа Карла Мартела и ее значение. Карл Великий, его завоевания и держава. Каролингское возрождение. Распад Каролингской империи. Причины и последствия феодальной раздробленности. Британия в раннее Средневековье.


1


2

Тема 3.6

Основные четы западноевропейского феодализма

Содержание учебного материала:

Средневековое общество.

Феодализм: понятие, основные черты. Феодальное землевладение, вассально-ленные отношения. Структура и сословия средневекового общества. Крестьяне, хозяйственная жизнь, крестьянская община. Феодалы. Феодальный замок. Рыцари, рыцарская культура.


2


2

Тема. 3.7. Средневековый западноевропейский город

Содержание учебного материала:

Города Средневековья, причины их возникновения. Развитие ремесла и торговли. Коммуны и сеньоры. Городские республики. Ремесленники и цехи. Социальные движения. Повседневная жизнь горожан. Значение средневековых городов.





1



2

Тема 3.8

Католическая церковь в средние века. Крестовые походы


Содержание учебного материала:

Христианская церковь


  • Средневековье. Церковная организация и иерархия. Усиление роли римских пап. Разделение церквей, католицизм и православие. Духовенство, монастыри, их роль

  • средневековом обществе. Крестовые походы, их последствия. Ереси в Средние века: причины их возникновения и распространения. Инквизиция. Упадок папства.


1


2



Тема. 3.9.

Зарождение централизованных государств в Европе

Англия и Франция в Средние века. Великая хартия вольностей.. Оформление сословного представительства (Парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции). Столетняя война и ее итоги. Османское государство и падение Византии. Рождение Османской империи и государства Европы. Пиренейский полуостров в Средние века. Реконкиста. Образование Испании и Португалии. Политический и культурный подъем в Чехии. Ян Гус. Гуситские войны и их последствия. Перемены во внутренней жизни европейских стран. Завершение складывания национальных государств. Окончательное объединение Франции. Укрепление королевской власти в Англии.


2





2

Тема 3.10

Средневековая культура Западной Европы. Начало Ренессанса

Средневековая культура Западной Европы. Начало Ренессанса. Особенности и достижения средневековой культуры. Наука и богословие. Духовные ценности Средневековья. Школы и университеты. Художественная культура. Изобретение книгопечатания и последствия этого события. Гуманизм. Начало Ренессанса (Возрождения). Культурное наследие европейского Средневековья.


1



2

Раздел 4.

От Древней Руси к Российскому государству


19


Тема 4.1

Образование Древнерусского государства


Содержание учебного материала:

Восточные славяне: происхождение,

расселение, занятия, общественное устройство. Предпосылки и причины образования Древнерусского государства. Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Походы Святослава.



1

2

Тема 4.2.

Крещение Руси и его значение

Содержание учебного материала:

Начало правления князя Владимира Святославича. Крещение Руси: причины, основные события, значение. Христианство и язычество. Церковная организация на Руси. Монастыри. Распространение культуры и письменности.






2

2

Тема 4.3

Общество Древней Руси




Содержание учебного материала:

Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Русская Правда. Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Древняя Русь и ее соседи.


1

2

Самостоятельная работа № 2

Работа с интернет - ресурсами, подготовка доклада по теме:

« Ярослав Мудрый»


5


3

Тема 4.4.

Раздробленность на Руси

Содержание учебного материала

Политическая раздробленность: причины и последствия. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического, социально- политического и культурного развития. Новгородская земля.

Владимиро- Суздальское княжество. Зарождение стремления к объединению земель.


2



2


Тема 4.5.

Древнерусская культура

Содержание учебного материала:

Особенности древнерусской культуры. Возникновение письменности. Летописание. Литература. Былинный эпос. Деревянное и каменное зодчество. Живопись. Иконы. Развитие местных художественных школ.



2

2

Тема 4.6.

Монгольские завоевания и его последствия

Содержание учебного материала:

Монгольское нашествие. Сражение на Калке. Поход монголов на Северо-Западную Русь. Героическая оборона русских городов.

Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Зависимость русских земель от Орды и ее последствия. Борьба населения русских земель против ордынского владычества.



2

2


Тема 4.7.

Начало возвышения Москвы

Содержание учебного материала:

Начало возвышения Москвы. Причины и основные этапы объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Причины и ход возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь. Дмитрий Донской. Начало борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва, ее значение.



2


2

Тема 4.8.

Образование единого русского государства





Содержание учебного материала:

Образование единого Русского государства. Русь при преемниках Дмитрия Донского. Автокефалия Русской православной церкви. Иван III. Присоединение Новгорода. Завершение объединения русских земель. Прекращение зависимости Руси от Золотой Орды. Образование единого Русского государства и его значение. Усиление великокняжеской власти. Судебник 1497 года. Положение крестьян, ограничение их свободы. Предпосылки и начало складывания крепостнической системы.



2


2

Раздел 5. Россия в XVI -XVII веках: от великого княжества к царству


21


Тема 5.1


Россия в правление Ивана Грозного

Содержание учебного материала:

Иван IV. Избранная рада. Реформы 1550-х годов и их значение. Становление приказной системы.. Расширение территории государства, его многонациональный характер. Походы на Казань. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, борьба с Крымским ханством, покорение Западной Сибири. Ливонская война, ее итоги и последствия. Опричнина, споры о ее смысле. Последствия опричнины. Россия в конце XVI века, нарастание кризиса. Учреждение патриаршества. Закрепощение крестьян.




2



2

Самостоятельная работа № 3

Работа с интернет - ресурсами, подготовка

реферата по теме: «Иван Грозный - человек и политик»



6







2




3

Тема 5.2.

Смутное время начала

XVII века


Содержание учебного материала:

Царствование Б.Годунова. Смута: причины, участники, последствия. Самозванцы. Восстание под предводительством И.Болотникова. Вмешательство Речи Посполитой и Швеции в Смуту. Оборона Смоленска. Освободительная борьба против интервентов. Патриотический подъем народа. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Ополчение К.Минина и Д.Пожарского. Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых.



2




2

Тема 5.3.

Экономическое и социальное развитие России

в XVII веке. Народные движения


Содержание учебного материала:

Экономические последствия Смуты. Восстановление хозяйства. Новые явления в экономике: рост товарно - денежных отношений, развитие мелкотоварного производства, возникновение мануфактур. Развитие торговли, начало формирования всероссийского рынка. Окончательное закрепощение крестьян. Народные движения. Городские восстания.


2


2

Тема 5.4.

Становление абсолютизма в России. Внешняя политика России в XVII веке.

Содержание учебного материала:

Усиление царской власти. Развитие приказной системы.. Начало становления абсолютизма. Власть и церковь. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Русские первопроходцы. Внешняя политика России в XVII веке. Взаимоотношения с соседними государствами и народами. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение к России Левобережной Украины и Киева.


2


2

Тема 5.5.

Культура Руси конца

XIII -XVII веков

Содержание учебного материала:

Культура XIII-XV веков. Летописание. Важнейшие памятники литературы Расцвет иконописи (Ф.Грек, А.Рублев). Культура XVI века. Книгопечатание (И.Федоров). Публицистика. Зодчество (шатровые храмы). «Домострой». Культура XVII века. Традиции и новые веяния, усиление светского характера культуры. Образование. Литература: новые жанры (сатирические повести, автобиографические повести), новые герои. Зодчество: основные стили и памятники. Живопись (С. Ушаков).



1

2

Самостоятельная работа № 4

Работа с интернет - ресурсами, написание реферата по теме: «Культура Руси в XVII в.»


6


3

Раздел 6.

Страны Запада и Востока

в XVI-XVIII вв.



12


Тема 6.1.

Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе

Содержание учебного материала:

Зарождение ранних капиталистических отношений. Мануфактура. Открытия в науке, усовершенствование в технике, внедрение технических новинок в производство.

Развитие торговли и товарно-денежных отношений. Революция цен и ее последствия.






1






2

Тема.6.2

Великие географические открытия

Содержание учебного материала:

Великие географические открытия, их технические, экономические и интеллектуальные предпосылки. Поиски пути в Индию и открытие Нового Света (Х. Колумб, Васко да Гама, Ф. Магеллан). Разделы сфер влияния и начало формирования колониальной системы. Политические, экономические и культурные последствия Великих географических открытий.







1







2



















Тема 6.3.

Возрождение и гуманизм в Западной Европе

Содержание учебного материала:

Эпоха Возрождения. Понятие «Возрождение». Истоки и предпосылки становления культуры Ренессанса в Италии. Гуманизм и новая концепция человеческой личности. Идеи гуманизма в Северной Европе.

Высокое Возрождение в Италии. Искусство стран Северного Возрождения.

1

2

Тема 6.4

Реформация и контрреформация

Содержание учебного материала:

Понятие «протестантизм». Церковь накануне реформации. Мартин Лютер. Реформация в германии, лютеранство. Религиозные войны. Крестьянская война в Германии. Жан Кальвин и распространение его учения. Новая конфессиональная карта Европы. Контрреформация и попытка преобразований в католическом мире. Орден иезуитов.


1


2

Тема 6.5

Становление абсолютизма в европейских странах

Содержание учебного материала:

Становление абсолютизма в европейских странах. Абсолютизм как общественно-политическая система. Абсолютизм во Франции. Религиозные войны и правление Генриха IV. Людовик XIV - «король-солнце».

Абсолютизм в Испании. Испания и империя Габсбургов в XVII-XVIII веках. Англия в эпоху Тюдоров.

Общие черты и особенности абсолютизма в странах Европы. «Просвещенный абсолютизм», его значение и особенности в Пруссии, при монархии Габсбургов.


1


2

Тема 6.6

Англия в

XVII -XVIII

веках

Содержание учебного материала:

Англия в XVII-ХVIII веках. Причины и начало революции в Англии.

Протекторат О. Кромвеля. Реставрация монархии. Итоги, характер и значение Английской революции. «Славная революция». Английское Просвещение. Дж. Локк. Политическое развитие Англии в XVIII веке. Подъем мануфактурного производства. Начало промышленной революции. Изменения в социальной структуре общества.



1


2

Тема 6.7

Страны Востока в XVI -XVIII веках

Содержание учебного материала:

Страны Востока в XVI-XVIII веках. Османские завоевания в Европе. Борьба европейских стран с османской опасностью.. Маньчжурское завоевание Китая. Начало проникновения европейцев в Китай. Цинская политика изоляции. Сёгунат Токугавы в Японии.


1


2

Тема 6.8.

Страны Востока и колониальная экспансия европейцев

Содержание учебного материала:

Страны Востока и колониальная экспансия европейцев. Колониальные захваты Англии, Голландии и Франции. Складывание колониальной системы. Колонизаторы и местное население. Значение колоний для развития стран Западной Европы. Испанские и португальские колонии Америки. Английские колонии в Северной Америке: социально-экономическое развитие и политическое устройство. Рабовладение. Европейские колонизаторы

  • Индии. Захват Индии Англией и его последствия.


1


2

Тема 6.9.

Развитие европейской культуры и науки

в


XVI -XVIII веках


Содержание учебного материала:

Новые художественные стили: классицизм, барокко, рококо. Крупнейшие писатели, художники, композиторы. Просвещение: эпоха и идеология. Развитие науки, важнейшие достижения. Идеология Просвещения и значение ее распространения. Учение о естественном праве и общественном договоре. Вольтер, Ш. Монтескьё, Ж.Ж.Руссо.


1


2

Тема 6.10

Война за независимость и образование США

Содержание учебного материала:

Война за независимость и образование США. Причины борьбы английских колоний в Северной Америке за независимость. Декларация независимости США. Образование США. Война за независимость как первая буржуазная революция в США. Конституция США. Билль о правах.



1


2

Тема 6.11

Французская революция конца

XVIII века

Содержание учебного материала:

Предпосылки и причины Французской революции конца XVIII века. Начало революции. Декларация прав человека и гражданина. Конституционалисты, жирондисты, якобинцы. Начало революционных войн. Свержение монархии и установление республики. Якобинская диктатура. Падение якобинцев. Установление власти наполеона Бонапарта. Итоги революции. Международное значение революции.


2


2


Раздел 7

Россия в конце

XVII- XVIII веке


22


Тема 7.1

Россия в эпоху петровских преобразований


Содержание учебного материала:

Россия в эпоху петровских преобразований. Дискуссии о Петре I, значении и цене его преобразований. Начало царствования Петра I. Начало самостоятельного правления Петра I. Азовские походы. Великое посольство. Северная война: причины, основные события, итоги. Значение Полтавской битвы. Провозглашение России империей. Государственные реформы Петра I. Реорганизация армии. Реформы государственного управления (учреждение Сената, коллегий, губернская реформа и др.). Указ о единонаследии. Табель о рангах. Утверждение абсолютизма. Церковная реформа. Развитие экономики. Восстания в Астрахани, на Дону.

Итоги и цена преобразований Петра Великого.

Самостоятельная работа № 5









4























2













Выполнение творческого задания по теме: « Реформы Петра I» (составление кроссворда)



6



3

Тема 7.2

Экономическое и социальное развитие в

VIII веке. Народные восстания

Содержание учебного материала:

Развитие промышленности и торговли во второй четверти - конце ХVIII века. Рост помещичьего землевладения. Основные сословия российского общества, их положение. Усиление крепостничества. Восстание под предводительством Е. И. Пугачева и его значение.


2

2

Тема 7.3

Внутренняя и внешняя политика России в середине - второй половине VIII века

Содержание учебного материала:

Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Расширение привилегий дворянства. Участие России в Семилетней войне. Короткое правление Петра III. Правление Екатерины II. Политика «просвещенного абсолютизма»: основные направления, мероприятия, значение. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Внутренняя политика Павла I, его свержение. Внешняя политика Екатерины II. Русско-турецкие войны и их итоги. Великие русские полководцы и флотоводцы (П.А.Румянцев, А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков). Присоединение и освоение Крыма и Новороссии; Г.А.Потемкин. Участие России в разделах Речи Посполитой. Внешняя политика Павла I. Итальянский и Швейцарский походы А.В.Суворова, Средиземноморская экспедиция Ф.Ф.Ушакова.





2


2

Самостоятельная работа № 6

Выполнение творческого задания по теме: «Дворцовые перевороты»


6


3

Тема 7.4

Русская культура

XVIII в.

Содержание учебного материала:

Нововведения в культуре петровских времен. Просвещение и научные знания (Ф.Прокопович. И.Т.Посошков). Литература и искусство. Культура и быт России во второй половине XVIII века. Становление отечественной науки; М.В. Ломоносов. Историческая наука (В.Н.Татищев). Русские изобретатели (И.И.Ползунов, И.П.Кулибин). Общественная мысль (Н.И. Новиков, А.Н. Радищев). Литература: основные направления, жанры, писатели (А.П.Сумароков, Н.М.Карамзин, Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин). Развитие архитектуры, живописи, скульптуры, музыки (стили и течения, художники

  • их произведения). Театр (Ф.Г.Волков).

.


2


2

Раздел 8

Становление индустриальной цивилизации


6


Тема 8.1

Промышленный переворот и его последствия

Содержание учебного материала:

От мануфактуры к фабрике. Машинное производство. Социальные последствия промышленной революции. Индустриальное общество. Экономическое развитие Англии и Франции в ХIХ веке.

Концентрация производства и капитала. Монополии и их формы. Роль государства в экономике.


1


2

Тема 8.2

Международные отношения

Содержание учебного материала:

Войны Французской революции и Наполеоновские войны. Антифранцузские коалиции. Крушение наполеоновской империи и его причины. Создание Венской системы международных отношений.

Крымская (Восточная) война и ее последствия. Франко-прусская война и изменение расстановки сил на мировой арене. Колониальные захваты. Складывание системы союзов. Тройственный союз. Франко-русский союз - начало образования Антанты.


2


2

Тема 8.3

Политическое развитие стран Европы и Америки

Содержание учебного материала:

Страны Европы после Наполеоновских войн. Июльская революция во Франции. Образование независимых государств в Латинской Америке. Эволюция политической системы Великобритании, чартистское движение. Революции во Франции, Германии, Австрийской империи и Италии в 1848-1849 годах: характер, итоги и последствия. Пути объединения национальных государств: Италии, Германии. Социально-экономическое развитие США в конце XVIII - первой половине XIX века. Гражданская война в США. Отмена рабства. Итоги войны. Распространение социалистических идей. Учение К. Маркса. Рост рабочего движения. Деятельность I Интернационала. Возникновение социал-демократии. Образование II Интернационала.


2


2

Тема 8.4


Развитие западноевропейской культуры

Содержание учебного материала

Литература. Изобразительное искусство.

Музыка. Романтизм, реализм, символизм в художественном творчестве. Секуляризация науки. Теория Ч. Дарвина. Важнейшие научные открытия. Влияние культурных изменений на повседневную жизнь и быт людей. Автомобили и воздухоплавание.


1


2

Раздел 9.

Процесс модернизации в традиционных обществах Востока


4


Тема 9.1

Колониальная экспансия европейских стран. Индия.

Содержание учебного материала:

Особенности социально-

экономического и политического развития стран Востока. Значение колоний для ускоренного развития западных стран. Колониальный раздел Азии и Африки. Традиционные общества и колониальное управление. Освободительная борьба народов колоний и зависимых стран.


2


2

Тема 9.2

Китай и Япония

Содержание учебного материала:

Начало превращения Китая в зависимую страну. Упадок и оконча-

тельное закабаление Китая западными странами. Особенности японского общества в период сёгуната Токугава. Насильственное «открытие» Японии. Революция Мэйдзи

  • ее последствия. Усиление Японии и начало ее экспансии в Восточной Азии.


2


2

Раздел 10

Российская империя в ХIХ веке


21


Тема 10.1

Внутренняя и внешняя политика России в начале

XIX века

Содержание учебного материала:

Император Александр I и его окружение. Создание министерств.

Указ о вольных хлебопашцах. Меры по развитию системы образования. Проект М. Сперанского. Учреждение государственного совета. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 года. И его последствия. Присоединение к России Финляндии и Бессарабии. Отечественная война 1812 года. Планы сторон. Основные этапы и сражения войны. Герои войны (М.И. Кутузов, П.И. Багратион, Н.Н. Раевский, Д.В. Давыдов и др., причины победы России в Отечественной войне 1812 года. Заграничный поход русской армии 1813 - 1814 годов. Венский конгресс. Роль России в Европейской политике в 1813 - 18125 годах. Изменение внутриполитического курса

Александра I в 1816 -1825 годах. Аракчеевщина. Военные поселения.


2


2

Тема 10.2

Движение декабристов

Содержание учебного материала:

Движение декабристов. Движение декабристов: предпосылки возникновения, идейные основы и цели, первые организации, их участники. Южное общество; «Русская правда» П.И. Пестеля. Северное общество; Конституция Н.М. Муравьева. Выступления декабристов в Санкт-Петербурге (14 декабря 1825 года) и на юге, их итоги. Значение движения декабристов.


1


2

Тема 10.3

Внутренняя политика Николая I XIX века

Содержание учебного материала:

Правление Николая I. Кодификация законов. Социально-

экономическое развитие России во второй четверти XIX века. Крестьянский вопрос. Реформа управления государственными крестьянами П.Д. Киселева. Начало промышленного переворота, его экономические и социальные последствия. Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина. Теория официальной народности (С.С. Уваров).


1



2

Тема 10.4

Общественное движение во второй четверти XIX в.

Содержание учебного материала:

Оппозиционная общественная мысль. «Философическое письмо» П.Я. Чаадаева. Славянофилы (К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин и др.)


  • западники (К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев, Т.Н. Грановский и др.). Революционно-социалистические течения (А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.Г. Белинский). Общество петрашевцев. Создание А.И. Герценом теории русского социализма и его издательская деятельность.


1


2

Содержание учебного материала:

Восточный вопрос. Войны с Ираном и Турцией. Кавказская война. Крымская война 1853-1856 годов: причины, этапы военных действий, итоги. Героическая оборона Севастополя и ее герои.



2




2

Тема 10.5

Внешняя политика во второй четверти XIX века

Тема 10.6

Отмена крепостного права и

Реформы 60-70 годов XIX века

Содержание учебного материала:

Необходимость и предпосылки реформ. Император Александр II и его окружение.

Подготовка крестьянской реформы. Основные положения Крестьянской реформы 1861 года и условия освобождения крестьян. Значение отмены крепостного права. Земская и городская реформы, создание системы местного самоуправления. Судебная реформа, суд присяжных. Введение всеобщей воинской повинности. Реформы в области образования и печати. Итоги и следствия реформ 1860-1870-х годов. «Конституция М.Т. Лорис - Меликова». Александр III. Причины контрреформ, их основные направления и последствия.


2

2

Самостоятельная работа № 7

Работа с интернет - ресурсами, подготовка

презентации по теме: «Реформы 60-80 годов XIX в.»


6


3

Тема 10.7

Общественное движение во второй половине XIX века

Содержание учебного материала:

Общественное движение в России Течения общественной мысли: консервативные, либеральные, радикальные (М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачёв). Народнические движения. Кризис народничества. Распространение марксизма и зарождение рРоссийской социал- демократии. Начало рабочего движения.



1


2

Тема 10.8

Экономическое развитие во второй половине XIX века

Содержание учебного материала:

Экономическое развитие во второй половине XIX века. Социально-экономическое развитие пореформенной России. Сельское хозяйство после отмены крепостного права. Развитие торговли и промышленности. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота, его последствия. Возрастание роли

государства в экономической жизни страны. Курс на модернизацию промышленности. Экономические и финансовые реформы (Н.X. Бунге, С.Ю. Витте). Разработка рабочего законодательства.


2


2

Тема 10.9

Внешняя политика России во второй половине XIX века

Содержание учебного материала:

Европейская политика.

А. М. Горчаков и преодоление последствий поражения в Крымской войне. Русско-турецкая война 1877-1878 годов, ход военных действий на Балканах - в Закавказье. Присоединение Казахстана и Средней Азии. Заключение русско-французского союза. Политика России на Дальнем Востоке. Россия в международных отношениях конца XIX века.


1


2

Тема 10.10

Русская культура XIX века



Содержание учебного материала:

Развитие науки и техники (Н.И.Лобачевский, Н.И. Пирогов, Н.Н.Зинин, Б.С.Якоби, А.Г.Столетов, Д.И.Менделеев, И.М.Сеченов

  • др.). Расширение сети школ и университетов. Основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм). Золотой век русской литературы: писатели и их произведения (В.А.Жуковский, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь и др.). Общественное звучание литературы (Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский). Становление и развитие национальной музыкальной школы (М.И.Глинка, П.И.Чайковский, Могучая кучка). Расцвет театрального искусства, возрастание его роли в общественной жизни. Живопись: академизм, реализм, передвижники. Архитектура: стили (русский ампир, классицизм), зодчие и их произведения. Место российской культуры в мировой культуре XIX века.


2


2

Раздел 11

От Новой истории к Новейшей


21


Тема 11.1

Мир в начале XX века


Содержание учебного материала:

Понятие «новейшая история». Важнейшие изменения на карте мира. Первые войны за передел мира. Окончательное формирование двух блоков в Европе (Тройственного союза и Антанты), нарастание противоречий между ними.

Особенности экономического развития Великобритании, Франции, Германии, США. Социальные движения и социальные реформы. Реформизм деятельности правительств. Влияние достижений научно-технического прогресса.


1



2

Тема 11.2

Пробуждение Азии в начале XX века


Содержание учебного материала:

Колонии, зависимые страны и метрополии.

Синьхайская революция в Китае. Сун Ятсен. Гоминьдан. Кризис Национально-освободительная борьба в Индии против британского господства. Индийский национальный конгресс. М. Ганди.


1


2

Тема 11.3

Россия на рубеже XIX -XX

веков

Содержание учебного материала:

Русско-Японская война 1904-1905гг

Динамика промышленного развития. Роль государства в экономике. Аграрный вопрос. Император Николай II и его политические воззрения. Общественное движение. Возникновение политических партий. Усиление влияния в Северо - восточном Китае. Русско - японская война 1904 - 1905 годов: планы сторон. Основные сражения. Портсмутский мир.



1


2

Тема 11.4

Революция 1905-1907 годов в России

Содержание учебного материала: Причины революции. «Кровавое воскресенье» и начало революции.

Советы как форма политического творчества масс. Манифест 17 октября 1905 года. Московское восстание. Спад революции. Становление конституционной монархии и элементов гражданского общества.. Опыт российского парламентаризма 1906-1917 годов: особенности парламентской системы, ее полномочия и влияние на общественно-политическую жизнь, тенденции эволюции. Результаты Первой российской революции в политических и социальных аспектах.


2


2

Тема 11.5

Россия в период столыпинских реформ

Содержание учебного материала:

П.А. Столыпин как государственный деятель. Программа П.А. Столыпина, ее главные цели и комплексный характер. Основное содержание и этапы реализации аграрной реформы, ее влияние на экономическое и социальное развитие России. Проблемы и противоречия в ходе проведения аграрной реформы. Экономический подъем. Политическая и общественная жизнь в России в 1910- 1914 годы. Обострение внешнеполитической обстановки.





2




2

Тема 11.6

Серебряный век русской культуры

Содержание учебного материала: Открытия российских ученых в науке и технике. Русская философия: поиски общественного идеала. Развитие литературы: от реализма к модернизму. Поэзия Серебряного века. Изобразительное искусство: традиции реализма, «Мир искусства», авангардизм, его направления. Архитектура. Скульптура. Музыка.




1





2

Тема 11.7

Первая мировая война.

Боевые действия 1914-1918 годов

Содержание учебного материала:

Особенности и участники войны. Восточный фронт и его роль в войне. Переход к позиционной войне. Основные сражения в Европе в 1915-1917 годах. Брусиловский прорыв и его значение. Поражение Германии и ее союзников.











2


1

Тема 11.8

Первая мировая война и общество

Содержание учебного материала:

Развитие военной техники в годы войны. Власть и общество на разных этапах войны. Нарастание тягот и бедствий населения. Антивоенные и национальные движения. Нарастание общенационального кризиса в России. Итоги Первой мировой войны. Парижская и Вашингтонская конференции и их решения.


1


2

Самостоятельная работа № 8

Работа с интернет - ресурсами, подготовка

презентации по теме «Россия в первой мировой войне - тыл и фронт»



6


3

Тема 11.9

Февральская революция в России. От Февраля к Октябрю

Содержание учебного материала:

Причины революции.

Отречение Николая II от престола. Падение монархии как начало Великой российской революции. Временное правительство и Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов: начало двоевластия. Причины апрельского, июньского и июльского кризисов Временного правительства. Конец двоевластия. На пороге экономической катастрофы и распада: Россия в июле-октябре 1917 года. Деятельность А.Ф. Керенского во главе Временного правительства. Выступление Л.Г. Корнилова и его провал. Изменения в революционной части политического поля России: раскол эсеров, рост влияния большевиков в Советах.


1


2

Тема 11.10

Октябрьская революция в

России и её последствия



Содержание учебного материала:

События 24-25 октября в Петрограде. Приход к власти большевиков во главе с В. И. Лениным. Установление власти Советов. II Всероссийской съезд Советов. Декреты о мире и о земле. Формирование новых органов власти. Создание ВЧК, начало формирования Красной Армии. Отношение большевиков к созыву Учредительного собрания. Причины разгона УС.

Создание федеративного социалистического государства и его оформление в Конституции РСФСР 1918 года. Советско - германские переговоры и заключение Бресткого мира, его условия, экономические и политические последствия. Установление однопартийного режима.



1

2

Тема 11.11

Гражданская война в России






Содержание учебного материала

Причины Гражданской войны. Красные и белые: политические ориентации, лозунги и реальные действия, социальная опора. Другие участники Гражданской войны. Цели и этапы участия иностранных государств в Гражданской войне. Причины победы красных. Россия в годы Гражданской войны. Экономическая политика большевиков. Национализация, «красногвардейская атака на капитал». Политика «военного коммунизма», ее причины, цели, содержание, последствия. Последствия

  • итоги Гражданской войны.

.



2




2

Раздел 12.

Между мировыми войнами


19


Тема 12.1

Европа и США


Содержание учебного материала:

Территориальные изменения в Европе и Азии после Первой мировой войны. Революционные события 1918 - начала 1920-х годов в Европе. Ноябрьская революция в Германии и возникновение Веймарской республики. Революции в Венгрии. Зарождение коммунистического движения, создание и деятельность Коммунистического интернационала. Экономическое развитие ведущих стран мира в 1920-х годах. Причины мирового экономического кризиса 1929-1933 годов.

Дж. М .Кейнс и его рецепты спасения экономики. Государственное регулирование экономики и социальных отношений. «Новый курс» президента США Ф. Рузвельта и его результаты.


1


2

Тема 12.2

Недемократические режимы

Содержание учебного материала:

Захват фашистами власти в Италии. Победа нацистов в Германии. А. Гитлер - фюрер германского народа. Внутренняя политика А. Гитлера, установление и функционирование тоталитарного режима, причины его устойчивости. Авторитарные режимы в большинстве стран Европы: общие черты и национальные особенности. Создание и победа Народного фронта во Франции, Испании. Гражданская война в Испании.


1


2

Тема 12.3

Турция, Китай, Индия, Япония







Содержание учебного материала:

Воздействие Первой мировой войны и Великой российской революции на страны Азии. Установление республики в Турции, дея-тельность М. Кемаля. Великая национальная революция 1925-1927 годов в Китае. Создание Компартии Китая. Установление диктатуры Чан Кайши и гражданская война в Китае. Создание Национального фронта борьбы против Японии.

Кампания гражданского неповиновения в Индии. Идеология ненасильственного сопротивления английским колонизаторам М.Ганди. Милитаризация Японии, ее переход к внешнеполитической экспансии.


2
















2

Тема 12.4

Международные отношения

Содержание учебного материала:

Деятельность лиги Наций. Кризис Версальско - вашингтонской системы. Агрессия Японии на Дальнем востоке. Начало японо- китайской войны. Столкновение России и Японии. События у озера Хасан и реки Халгин - Гол. Агрессия Италии в Эфиопии. Вмешательство германии и Италии в гражданскую войну. Складывание союза агрессивных государств « Берлин-Рим - Токио». Мюнхенский сговор и раздел Чехословакии.


1





2

Тема 12.5

Культура в первой половине
XX века


Содержание учебного материала:

Развитие науки. Открытия в области физики, химии, биологии, медицины. Формирование новых художественных направлений

и школ. Развитие реалистического и модернистского искусства. Изобразительное искусство. Архитектура. Основные направления в литературе. Писатели: модернисты, реалисты; писатели «потерянного поколения», антиутопии. Музыка. Театр. Развитие киноискусства. Рождение звукового кино. Нацизм и культура.



1




2

Тема 12.6

Новая экономическая политика в Советской России. Образование СССР

Содержание учебного материала:

Новая экономическая политика в Советской России. Образование СССР. Экономический и политический кризис. Крестьянские восстания, Кронштадтский мятеж


  • др. Переход к новой экономической политике. Сущность нэпа. Достижения и противоречия нэпа, причины его свертывания. Политическая жизнь в 1920-е годы. Образование СССР: предпосылки объединения республик, альтернативные проекты

  • практические решения. Укрепление позиций страны на международной арене.


2


2

Тема 12.7

Индустриализация и коллективизация в СССР

Содержание учебного материала:

Обострение внутрипартийных разногласий и борьбы за лидерство в партии и государстве. Советская модель модернизации. Коллективизация сельского хозяйства: формы, методы, экономические и социальные последствия. Индустриализация: цели, методы, экономические и социальные итоги и следствия. Первые пятилетки: задачи и результаты.


2



2

Самостоятельная работа № 9

Творческое задание по теме: « Советская индустриализация»


6


3

Тема 12.8

Советское государство и общество в 1920 -1930 годы

Содержание учебного материала:

Особенности советской политической системы: однопартийность, сращивание партийного и государственного аппарата, контроль над обществом. Культ вождя. И.В.Сталин. Массовые репрессии,

их последствия. Стахановское движение. Повседневная жизнь и быт населения городов и деревень. Итоги развития СССР в 1930-е годы. Конституция СССР 1936 года.


2


Тема 12.9

Советская культура в 1920 -1930 годы

Содержание учебного материала:

«Культурная революция»: задачи и направления. Ликвидация неграмотности, создание системы народного образования.

Культурное разнообразие 1920-х годов. Достижения литературы и искусства. Развитие кинематографа. Введение обязательного начального преподавания. Восстановление преподавания истории. Идеологический контроль над духовной жизнью общества. Развитие советской науки.







1




2


Раздел 13.

Вторая мировая война


16


Тема 13.1

Накануне второй мировой

войны

Содержание учебного материала:

Политика «умиротворения» агрессора и переход Германии к решительным действиям. Англо-франко-советские переговоры в Москве, причины их неудачи. Советско-германский пакт о ненападении и секретный дополнительный протокол. Военно-политические планы сторон. Подготовка к войне.


2


2

Тема 13.2

Первый период второй мировой войны. Бои на тихом океане

Содержание учебного материала:

Накануне мировой войны.

Политика <<умиротворения>> агрессора и переход Германии к решительным действиям. Англо-франко-советские перегоны в Москве, причины их неудач. Советско-германский пакт о ненападении и секретный дополнительный протокол. Военно - политические планы сторон. Подготовка к войне.


4


2

Тема 13.3

Второй период Второй мировой войны.

Содержание учебного материала:

Военные действия на советско-германском фронте в 1942 году. Сталинградская битва и начало коренного перелома в ходе войны.. Складывание антигитлеровской коалиции и ее значение. Курская битва и завершение коренного перелома. Оккупационный режим. Геноцид. Холокост. Движение Сопротивления. Партизанское движение в СССР, формы борьбы, роль и значение. Коллаборационизм, его причины в разных странах Европы и Азии. Советский тыл в годы войны. Эвакуация. Вклад в победу деятелей науки и культуры. Изменение положения Русской православной церкви и других конфессий в годы войны. Главные задачи и основные наступательные операции Красной Армии на третьем этапе войны (1944). Открытие Второго фронта в Европе. Военные операции 1945 года. Разгром Германии. Советско-японская война. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Окончание Второй мировой войны. Значение победы над фашизмом. Решающий вклад СССР в Победу. Людские и материальные потери воюющих сторон.


4



2

Самостоятельная работа № 10

Творческое задание по теме: « Великая Отечественная война

1941-1945гг»


6


3

Раздел 14.

Мир во второй половине

XX века - начале XXI века


11


Тема 14.1

Послевоенное устройство мира

Содержание учебного материала:

Итоги Второй мировой войны и новая геополитическая ситуация в мире. Решения Потсдамской конференции. Создание ООН и ее деятельность. Начало «холодной войны». Создание НАТО и СЭВ. Формирование двухполюсного (биполярного) мира. Создание НАТО и ОВД. Берлинский кризис. Раскол Германии. Война в Корее. Гонка вооружений.


2


2

Тема 14.2

Ведущие капиталистические страны

Содержание учебного материала:

Превращение США в ведущую мировую державу. Факторы, способствовавшие успешному экономическому развитию США. Раз-

витие научно-технической революции. Послевоенное восстановление стран Западной Европы. «План Маршалла». Важнейшие тенденции развития Великобритании, Франции, ФРГ. Падение авторитарных режимов в Португалии, Испании, Греции. Европейская интеграция,

  • причины, цели, ход, последствия. Особенности развития Японии.


1


2

Тема 14.3

Страны Восточной Европы



Содержание учебного материала:

Установление власти коммунистических сил после второй мировой войны в странах Восточной Европы. Начало социалистического строительства. Копирование опыта СССР. Создание и деятельность СЭВ. Антикоммунистическое восстание в Венгрии и его подавление. Экономическое и политическое развитие государств в Европе в 1960 - 1970 годы. Кризисные явления в Польше. Особый путь Югославии под руководством И.И. Тито. Перемены в странах Восточной Европы в конце XX века. Объединение Германии. Распад Югославии и война на Балканах.


1







2


Тема 14.4

Крушение колониальной системы.


Содержание учебного материала:

Освобождение от колониальной зависимости стран Азии (Вьетнама, Индии, Индонезии). Деколонизация Африки. Падение режима апартеида в ЮАР. Основные проблемы освободившихся стран. По-

иск путей модернизации. «Азиатские тигры». Основы ускоренного экономического роста. Исламская революция в Иране. Вторжение войск западной коалиции в Ирак. «Арабская весна», ее причины и последствия.




1





2


Тема 14.5

Индия, Пакистан, Китай.

Содержание учебного материала:

Освобождение Индии и Пакистана от власти Великобритании.. Особенности внутри- и внешнеполитического развития этих государств. Реформы в Индии. Успехи в развитии Индии в начале XXI века. Завершение гражданской войны в Китае. Образование КНР. Мао Цзэдун. «Большой скачок», народные коммуны и «культурная революция» в КНР. Реформы в Китае. Дэн Сяопин. Успехи и проблемы развития социалистического Китая на современном этапе.


1



2

Тема 14.6

Страны Латинской Америки

Содержание учебного материала:

Особенности экономического и политического раз-

вития стран Латинской Америки. Между диктатурой и демократией. Господство США в Латинской Америке. Кубинская революция. Ф.Кастро. Строительство социализма на Кубе. Куба после распада СССР. Чилийская революция. С.Альенде. Сандинистская революция в Никарагуа. «Левый поворот» в конце ХХ - начале ХХI века. Президент Венесуэлы У.Чавес и его последователи в других странах.







1





2

Тема 14.7

Международные отношения.

Содержание учебного материала:

Международные конфликты и кризисы в

1950- 1960-е годы. Борьба сверхдержав - СССР и США. Суэцкий кризис. Берлинский кризис. Карибский кризис - порог ядерной войны. Война США во Вьетнаме. Ближневосточный конфликт. Образование государства Израиль. Арабо-израильские войны. Палестинская проблема. Достижение примерного военно-стратегического паритета СССР и США. Разрядка международной напряженности в 1970-е годы. Хельсинкское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Введение ограниченного контингента советских войск в Афганистан. Кризис разрядки. Новое политическое мышление. Конец двухполярного мира и превращение США в единственную сверхдержаву. Расширение НАТО на Восток. Многополярный мир, его основные центры.









2





2

Тема 14.8


Развитие культуры












Содержание учебного материала:

Развитие культуры. Крупнейшие научные открытия второй половины ХХ - начала XXI века. Освоение космоса. Новые черты культуры. Реалистические и модернистские направления в искусстве. Экзистенциализм. Театр абсурда. Поп-арт и его черты. Развитие кинематографа. Итальянский неореализм. Развлекательный кинематограф Голливуда. Звезды экрана. Появление рок-музыки. Массовая культура. Постмодернизм - стирание грани между элитарной и массовой культурой. Глобализация

  • национальные культуры.







2





2

Раздел 15

Апогей и кризис советской системы. 1945 - 1991 годы




17


Тема 15.1

СССР в послевоенные годы


Содержание учебного материала:

Укрепление статуса СССР как великой мировой державы. Начало « холодной войны». Атомная монополия США; создание атомного оружия и средств его доставки в СССР. Положение в сельском хозяйстве. Голод в 1946 году. Послевоенное общество, духовный подъём людей. Противоречия социально - политического развития. Усиление роли государства во всех сферах жизни общества. Власть и общество. Репрессии. Идеология и культура в послевоенный период: кампании и научные дискуссии 19040 годов.



1



2

Тема 15.2

СССР в 1950-начале 1960 годов

Содержание учебного материала:

Перемены после смерти И.В. Сталина. Борьба за власть, победа Н.С. Хрущева. XX съезд КПСС и его значение. Начало реабилитации жертв политических репрессий. Основные направления реформирования советской экономики и его результаты. Освоение целины. Курс на строительство коммунизма. Социальная политика; жилищное строительство. Усиление негативных явлений в экономике. Выступления населения.


2


2

Тема 15.3

СССР во второй половине 1960-

начале 1980 годов

Содержание учебного материала:

Противоречия внутриполитического курса Н.С. Хрущева. Причины отставки Н.С. Хрущева. Л.И. Брежнев. Концепция развитого социализма. Власть и общество. Конституция СССР 1977 года. Преобразования в сельском хозяйстве. Экономическая реформа 1965 года: задачи и результаты. Достижения и проблемы в развитии науки и техники. Нарастание негативных тенденций в экономике. Застой. Теневая экономика. Инакомыслие, диссиденты. Социальная политика, рост благосостояния населения. Причины усиления недовольства. СССР в системе международных отношений. Установление военно-стратегического паритета между

СССР и США. Переход к политике разрядки международной напряженности. Участие СССР в военных действиях в Афганистане.


2


2



Тема 15.4

СССР в годы перестройки

Содержание учебного материала:

Предпосылки перемен. М.С. Горбачев. Политика ускорения и ее неудача.

Национальная политика и межнациональные отношения. Национальные движения в союзных республиках. Политика гласности и ее последствия. Изменения в общественном сознании. Власть и церковь в годы перестройки. Августовские события 1991 года. Распад СССР. Образование СНГ. Причины и последствия кризиса советской системы и распада СССР.


4


2

Самостоятельная работа № 11

Реферат: « Историческая личность - М.С. Горбачёв»



6



3

Тема 15.5

Развитие советской культуры

(1945-1991 годы)

Содержание учебного материала:

Развитие культуры в послевоенные годы. Советская культура в конце 1950-х - 1960-е годы. Новые тенденции в художественной жизни страны. «Оттепель» в литературе, молодые поэты 1960-х годов. Театр, его общественное звучание. Власть и творческая интеллигенция. Советская культура в середине 1960-1980-х годов. Культура в годы перестройки. Развитие науки и техники в СССР. Научно-техническая революция. Успехи советской космонавтики (С.П. Королев, Ю.А. Гагарин). Развитие образования в СССР.


2


2

Раздел 16.

Российская Федерация на рубеже

ХХ-XХI


9


Тема 16.1

Формирование российской государственности

Содержание учебного материала:

Изменения в системе власти. Б.Н. Ельцин. Политический кризис осени 1993 года. Принятие Конституции России 1993 года. Экономические реформы 1990 годов: основные этапы и результаты. Переход к рыночной экономике: трудности и противоречия. Основные направления национальной политики: успехи и просчёты. Военно - политический кризис в Чечне. Отставка Б.Н. Ельцина. Деятельность президента В.В. путина: курс на продолжение реформ, стабилизацию положения в стране, сохранение целостности России, укрепление государственности, обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Развитие экономики и социальной сферы в начале xxi века. Роль государства в экономике. Политические лидеры и общественные деятели современной России. Президентские выборы 2008 года. Президент России Д. А. Медведев. Государственная политика в условиях экономического кризиса, начавшегося в 2008 году. Президентские выборы 2012 года. Геополитическое положение и внешняя политика России в 1990-е годы. Россия и Запад. Отношения со странами СНГ. Восточное направление внешней политики. Разработка новой внешнеполитической стратегии в начале


9


2



















XXI века. Укрепление международного престижа России. Решение задач борьбы с терроризмом. Российская Федерация в системе современных международных отношений. Политический кризис на Украине и воссоединение Крыма с Россией. Культура и духовная жизнь общества в конце ХХ - начале XXI века.

Многообразие стилей художественной культуры. Достижения и противоречия культурного развития.

































Итого


166




Зачёт


5


Домашнее задание


26



Внеаудиторная самостоятельная работа




59




3

Всего


256


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации учебной дисциплины имеется в наличии учебный кабинет « История».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся - 30

- рабочее место преподавателя -1;

- пособия на печатной основе (схемы, таблицы, карты, учебники, дидактический материал и т.д.);

- экранно - звуковые средства обучения (ЭЗСО): видеофильмы (кинофильмы), диафильмы диапозитивы - слайды;

Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением

3.2. Учебно - методический комплекс (УМК) учебной дисциплины:

1. Выписка из учебного плана по профессии 23.01.09 Машинист локомотива;

2. ФГОС СОО ФГАУ « ФИРО»;

3. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «История» для профессиональных образовательных организаций, 2015 (автор Артёмов В.В.);

4. Рабочая программа;

5. Методические рекомендации по выполнении внеаудиторной самостоятельной работы;

6. Раздаточный дидактический материал.

7. Информационно - методическое обеспечение.


3.3. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1 .Алексашкина Л.Н. Всеобщая история c древнейших времен до конца XIX века. М. 2011

2. Алексашкина Л.Н. Всеобщая история ХХ - начало XXI в. М. 2014

3. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования. - М., 2014

Дополнительная литература:

4.А.Н. Сахаров, В.И. Буганов. История России с древнейших времён до конца XVII века: Изд.-М.: « Просвещение»,2013

5.В.А. Шестаков. История России XX - начало XXI века: Изд. - М.: « Просвещение», 2014

6. Загладин Н.В. Всемирная история. М.: « Русское слово», ОАО « Московские учебники», 2014

7. Пазин Р.В. История. Подготовка к ЕГЭ. 140 исторических личностей отечественной и всеобщей истории: материалы биографий. УМС. Легион. Ростов-на - Дону, 2014

8.Алексеев С.И; Мазуров Б.Ф. История России в схемах и таблицах. М. Изд. Центр

« Вентана - Граф», 2013

9. В.В. Кириллов. Отечественная история в схемах и таблицах. Эффективная подготовка к ЕГЭ: ООО. Изд. « Эксмо»,2014


Интернет- ресурсы:

militera.lib.ru (Военная литература: собрание текстов).

world-war2.chat.ru (Вторая Мировая война в русском Интернете).

history.tom.ru (История России от князей до Президента). statehistory.ru (История государства).

kulichki.com/grandwar («Как наши деды воевали»: рассказы о военных конфликтах Российской империи).

mifologia.chat.ru (Мифология народов мира).

august-1914.ru (Первая мировая война: интернет-проект).

9 may.ru (Проект-акция: «Наша Победа. День за днем»). temples.ru (Проект «Храмы России»).

rusrevolution.info (Революция и Гражданская война: интернет-проект).

avorhist.ru (Русь Древняя и удельная).










4.Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнения обучающимися самостоятельных и творческих работ, в ходе выполнения индивидуальных заданий.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых общих

компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Личностные:


  • сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, ува-жения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);

  • становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

  • готовность служению Отечеству, его защите

Метапредметные:


  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректи-ровать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;


  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  • умение использовать средства информационных и коммуникационных техно-логий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсо - сбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;


Общие компетенции:

ОК 1

ОК 2

ОК 3

ОК 4

ОК 5

ОК 6

ОК 7






Общие компетенции:

ОК 1

ОК 2

ОК 3

ОК 4

ОК 5

ОК 6

Форма оценки. Традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу. На основе текущих выставляется итоговая отметка:

внеаудиторные самостоятельные работы ;

проверка домашнего задания;

рубежный контроль;

тестирование;

тематический опрос,

зачет.

Методы оценки. Мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся.


Предметные:


  • сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

  • владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

  • сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

  • владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

  • сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.


Общие компетенции:

  • ОК 1

  • ОК 2

  • ОК 3

  • ОК 4

  • ОК 5

  • ОК 6

  • ОК 7

Форма оценки. Традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу. На основе текущих выставляется итоговая отметка:

внеаудиторные самостоятельные работы;

проверка домашнего задания;

рубежный контроль;

тестирование;

тематический опрос,

зачет.

Методы оценки. Мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся.


7

© 2010-2022