Материалы по курсу Севастополеведение к уроку «Скифы и эллины»

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Курс «Севастополеведение»

5 класс

Тема 4: «Под покровительством Понта и Рима»

Тема урока: «Скифы и эллины»

Цели:

1. Дать представление об этнических и политических

процессах в Северном Причерноморье в III - II вв. до н.э.

2. Развивать умения работы с текстом учебника, картой, контурной

картой, атласом, решать кроссворд.

3. Развитие навыков работы в группе.

4. Привитие интереса к исследовательской работе.

Оборудование:

- настенная карта

- учебный атлас «Крым. История 5 - 11 кл.»

- контурные карты «XII в. до н.э. - V в. до н.э., IV в. до н.э. - III в.»

- тетради

- мультимедийный проектор

- мел, доска

- кувшин и «остраконы»

- сигнальные карточки

- копии кроссвордов для выполнения домашнего задания.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: лабораторный практикум (групповая работа).

Ход урока:

Попробуем представить себе драматическую историческую картину

и почувствовать переломный характер эпохи.

Мы отправляемся в далекое, но опасное путешествие. Важно

проверить все ли мы взяли в дорогу. Нам необходимы лоция

(настенная карта, атлас, контурная карта, учебная книга), путевые

листы (дневники), небольшие «остраконы», что бы каждый из вас

смог выразить своё мнение об уроке. В конце урока каждый из вас,

бросая «остракон» в кувшин, ответит на один из вопросов:

  1. Что вы знали по данной теме?

  2. Что нового узнали?

  3. Какой этап урока вызвал интерес?

  4. Оценить атмосферу урока.

  5. Как вы будете использовать те знания, которые сегодня получили?

В качестве эпиграфа урока возьмем слова Б.Шоу «Единственный

путь, ведущий к знанию - деятельность».

Домашнее задание: осмыслить параграф 4.1 и решить кроссворд. (приложение №1).

В начале небольшая историческая разминка для отправляющихся в путь (за правильные ответы - жетоны):

Учитель показывает сигнальную карточку «Блицопрос»

  1. Раскройте значение понятий «колония» и «метрополия» (колония- поселение греков на чужих берегах или земля, организованно заселенная людьми - выходцами из других стран; метрополия - город-мать).

  2. Что такое Великая греческая колонизация? (расселение греков по берегам морей и основание новых поселений).

  3. Когда она происходила и каковы её основные направления? (VIII-VI вв. до н.э.; побережья Средиземного, Черного, Азовского морей).

  4. Какие греческие колонии возникли в VI - V вв. до н.э. на

Крымском полуострове? (ответ у карты). ( Херсонес, Керкинитида, Феодосия, Пантикапей, Киммерик и др.).

  1. Какие племена жили в VIII - VI вв. до н.э. в Северном

Причерноморье? (ответ у карты). ( киммерийцы, тавры, скифы). Почему греки называли их варварами? ( говорили на непонятном для греков языке).

За племенем племя, народ за народом,

Их лошади да божества.

Тянулись к просторам её плодородным,

Где соль, вода и трава.

  1. Назовите главный принцип бытовой жизни Херсонеситов

(«Мой дом - моя крепость»).

Класс объединен в 3 группы: ( тянут жребий с названиями групп)

1 группа - «Северное Причерноморье и Крым»

2 группа - «Сарматы»

3 группа - «Скифы»

Двое учащихся сегодня выступят в роли исследователей.

Закрепим правила взаимодействия в группе (учитель показывает

карточку «Работа в группе»):

  1. Творческое общение между всеми участниками группы

  2. Личная ответственность и участие за успех совместной работы

3. Дружеская толерантность

4. Умение слышать и слушать

5. Регулярное обсуждение всей группой хода работы.

Задания группам:

В течение 3 минут, читая указанный текст, обратить внимание на следующее:

1 группа (параграф 4.1 пункт 1) - имена

- название региона

- лента времени

- как складывались отношения между

скифами и эллинами

2 группа (параграф 4.1.пункт 2): поставить вопросы к тексту и найти ответы

3 группа (параграф 4.1 пункт 3, 5) - топонимы

- имена

- хронологию

- причины скифо - херсонесских войн

Физпауза для повышения мозговой активности.

Обсуждение работы групп: (ответы групп фиксирует на доске «летописец», обозначая события на ленте времени; по ходу учащиеся работают в контурной карте и тетради, записывая опорные слова и приклеивая иллюстрации. Оценивается работа летописца, за правильные ответы учащиеся получают жетоны).

Генри Форд говорил: То, что мы собрались вместе - это только начало; то, что мы продолжаем оставаться вместе, - это уже достижение; то, что мы вместе работаем, - это настоящий успех!

Учитель показывает карточку «Обсуждение»

1 группа «Северное Причерноморье и Крым» отвечает на вопросы:

1. Назвать регион, в котором господствовали скифы. (Северное

Причерноморье).

2. Сколько столетий господствовали скифы в Северном Причерноморье?

(работа с лентой времени). ( VII в. до н.э. - III в. н.э.).

3. Имя греческого историка, который оставил подробный рассказ о

происхождении, обычаях и нравах скифов, тавров и других народов,

населявших нашу землю в древности (илл. Геродот).

  1. Показать на карте территорию Херсонесского полиса и хоры, которые

посещали скифы. (работа с контурной картой № 1б). Учитель показывает сигнальную карточку «Практикум».

  1. Назвать имя сына скифского царя Гнура, который долго жил среди

эллинов, попал под обаяние их культуры и был убит скифами за

жертвоприношение олимпийским богам. ( Анахарсис).

  1. Имя царя, казненного скифами за преклонение перед греческими

обычаями. ( Скил).

  1. Как складывались отношения между скифами и эллинами. ( то мирно жили, то воевали).

2 группа «сарматы» отвечает на вопросы:

Учитель показывает сигнальную карточку «Практикум»

1. Назвать воинское племя, которое пришло из - за Дона (работа с

контурной картой №1б), (илл. сарматский воин). (сарматы).

2. Назвать время появления сарматских племен в Северном

Причерноморье (работа с лентой времени). ( конец IV в. до н.э.).

  1. В чем была сила сарматского войска. ( конница, тела воинов защищены кольчугой).

  2. Определить роль женщины в сарматском войске нам поможет ученик,

который получил опережающее задание - параграф 4.1 пункт 4

пересказать легенду об Амаге. ( ответ: не уступали в смелости мужчинам и носили одинаковую с ними одежду).

Физпауза для коррекции зрения

3 группа «скифы»

Сияет горит полный стрел,

Конь скачет по степи бескрайней

И мчится чудо - конечеловек -

Философ войн с раскосыми глазами.

И только пыль из - под копыт густая

Являет образ нам, овеянный веками.

отвечает на вопросы:

Учитель показывает сигнальную карточку «Практикум» к заданиям 1,2,4

1. Определить на карте территорию Позднескифского царства (работа с

контурной картой №1б).

2. Назвать столицу государства (работа с контурной картой №1б).

( Неаполь - скифский).

3. К какому времени относится период расцвета Скифского царства в

Крыму? (работа с лентой времени). ( II в. до н.э.).

4. Назвать сильную крепость скифов в устье реки Альмы (работа с

контурной картой №1б). ( Альма - Кермен ).

  1. Назвать период скифо - херсонесских войн (работа с лентой времени).

( III - II вв. до н.э. ).

  1. Назвать причины скифо - херсонесских войн. ( скифы не оставляли попыток расширить свои владения за счет Юго - Западного и Западного Крыма, принадлежавшего Херсонесу; их манили возделанные греками земли).

  2. В чем состояла скифская угроза Херсонесу мы узнаем из рассказа ученика, который подготовил опережающее задание по п.5.

Наступило время дать слово нашим исследователям.

Учитель показывает карточку «Высший пилотаж»

Первый ученик подготовил задание: сравнить занятия и образ жизни скифов, которые жили в Крыму в III - II вв. до н.э. с царскими скифами V в. до н.э. (электронная презентация) (учащиеся класса получают копию слайда). (приложение №2).

Второй ученик подготовил задание: сравнить отношения между скифами и эллинами до вторжения сарматов и после него (электронная презентация) (учащиеся класса получают копию слайда). ( приложение №3).

Закрепление - историческая азбука: за одну минуту группы должны написать список слов на букву «С», которые тесно связаны с изученной темой и озвучить. ( ответ: Северное Причерноморье, скифы, скифия, сарматы, Скил, Скилур, скифо - херсонесские войны).

Оценивание учеников, получивших наибольшее количество жетонов.

Учитель знакомит учащихся с литературой по данной теме.

Подведение итогов: мы вместе были исследователями и наша общая работа показала, что население Северного Причерноморья и Крыма было вовлечено в сложные исторические процессы. Различные народы то жили мирно, то воевали.

Метод «отсроченная отгадка»: с кем боролся Херсонес в I в. до н.э. и почему, и каков исход этой борьбы мы узнаем на следующем уроке.

Рефлексия с «остраконами».

Мы хорошо поработали и заслуживаем аплодисменты.

































Приложение №1

Кроссворд для домашнего задания


Тема: «Скифы и эллины»

Материалы по курсу Севастополеведение к уроку «Скифы и эллины»

По горизонтали:

  1. Название территории, на которой несколько столетий господствовали

скифы.

  1. Имя царя, при котором скифское государство достигло вершины

могущества.

  1. Имя сына скифского царя Гнура, которого греки включили в число семи

величайших мудрецов мира.

  1. Грозная сила сарматского войска.

  2. Название сильной скифской крепости, которая находилась в устье реки Альма.

  3. Знаменитый греческий историк, который составил подробный рассказ о происхождении, обычаях и нравах скифов, тавров и других народов, населявших Крым в древности.

  4. Столица скифского царства, руины которого находятся на окраине современного Симферополя.

  5. Название воинского племени, которое вторглось в Крым с конца IV в. до н.э.

По вертикали:

  1. Название народа который господствовал в Крыму с VII в. до н.э. по

III в. н.э.

  1. Название греческой колонии в Северо - Западном Крыму (современная

Евпатория).

  1. Название доспехов сарматского воина, сделанных из металла и конских

копыт.

  1. Враждебные отношения между эллинами и варварами.

  2. Название греческого полиса в Юго - Западной части Крымского полуострова.

  3. Хозяйственная деятельность по обороту, купле и продаже товаров.

  4. Имя скифского царя, казненного за преклонение перед греческими обычаями.

  5. Имя сарматской царицы.

  6. Название греческой колонии в Северо - Западном Крыму, входящей во владения Херсонеситов.

Ответ.



Материалы по курсу Севастополеведение к уроку «Скифы и эллины»

Приложение №2


Сравнить занятия и образ жизни скифов, которые жили в Крыму

в III - II вв. до н.э. с царскими скифами V в. до н.э.


Возникло государство - скифское царство

Защищенная столица - Неаполь - Скифский

Влияние греческой архитектуры

Жилище - 4х колесная повозка, запряженная быком, укрытая войлоком

Торговля с греками

Появление монет

Большая роль домашнего скота (мясо, молоко, шкуры для одежды и изделий, кости убитого животного использовались как дрова для костра)

Изготовление керамики

Сосуды золотые, серебряные, бронзовые

Захоронения - каменные усыпальницы - мавзолеи

Захоронения - курганы


Вывод: в образе жизни скифов ко II в. до н.э. произошли изменения. Утверждался оседлый образ жизни. Скифы овладели искусством керамики. Возникло могущественное государство.




Приложение №3


Сравнить отношения между скифами и эллинами до вторжения сарматов и после него.

Череда скифо - херсонесских войн

III - II вв. до н.э.

На стороне скифов - тавры, союзнические отношения с сарматами

Скифы посещали греческие колонии, впитывали греческую культуру

Скифы захватили Керкинитиду, Калос - Лимен

Оберегали свой уклад жизни от чужого влияния


Греки платили дань скифским царям



Вывод: По - разному складывались отношения скифов с греческим населением. До вторжения сарматов отношения были относительно мирными: скифы торговали с греками, любознательные эллины путешествовали по скифским владениям, скифы посещали города эллинов, попадали под обаяние их культуры. После вторжения сарматов скифская угроза возросла, началась череда скифо - херсонесских войн. Жизнь в Херсонесе стала опасной и голодной. На помощь сарматов эллины не могли теперь рассчитывать.



Материалы по курсу Севастополеведение к уроку «Скифы и эллины»

Материалы по курсу Севастополеведение к уроку «Скифы и эллины»

IV в. до н.э. - III в.

Самоанализ урока


Урок проходит в соответствии с календарно - тематическим планированием, это первый урок темы №4.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Форма: лабораторный практикум ( групповая работа).

Урок тесно связан с темой «Античный Херсонес».

Урок цели достиг. В основе построения урока лежит принцип развивающего обучения:

  1. Знания (учащиеся получили представление об этнических и политических процессах в Северном Причерноморье в III - II вв. до н.э.).

  2. Умения (работа с текстом учебника, исторической картой, контурной картой, атласом, опора - в тетради).

  3. Учебная деятельность (учащиеся работали у доски, в тетради, изучали материал при помощи иллюстраций, работали в группах).

  4. Система специальных заданий (три ученика подготовили заранее пересказ заданного текста; для привития интереса к исследовательской работе использован электронный мультимедийный ресурс, тип подачи презентации - «Опорный сигнал», шел поиск информации в интернете для помещения иллюстраций к опорному сигналу).

Домашнее задание дано в начале и весь урок шло его комментирование, учащиеся не испытали затруднения при решении кроссворда.

Рационально использовано время урока. Урок закончился со звонком. Все учащиеся включены в учебную деятельность.

Для реализации главных задач использован конструктор урока (семь разных приемов на этапах урока).

Метод «Отсроченная отгадка» предварил тему следующего урока.

Для формирования мотивации использованы «Сигнальные карточки». Шло формирование компетентностей: пространственная, хронологическая, информационная, коммуникативная.

Использованы методы обучения: интерактивное обучение (взаимодействие в режиме беседы), прием критического чтения

Выдержаны правила мотива обучения: открытость, поощрение, эмпатия.

Созданы комфортные условия для обучения. Урок выдержан с позиции здоровьесбережения (две физпаузы, в соответствии с гигиеническими нормами использованы ИКТ, плотность урока была рациональной, присутствовало пять видов учебной деятельности с рациональной продолжительностью, присутствовали эмоциональные разрядки (урок закончился аплодисментами), посадка учащихся была в поле зрения учителя, утомление учащихся наступило в конце урока).

Уровень способностей и познавательной активности класса находится на среднем и достаточном уровне. Обеспеченна оптимальная умственная деятельность учащихся. Темп задан высокий, но учащиеся в основном справились с заданием. Самостоятельная работа семиклассников была достаточно эффективной.

Использован групповой подход в обучении, повторили правила работы в группе.

На уроке выставлено 8+… оценок, дополнительно каждый получит две оценки (контурная карта и кроссворд).

Что не удалось?…

Урок понравился учащимся новизной и яркостью.

© 2010-2022