• Преподавателю
  • История
  • Урок по истории Вологодского края, 8 класс по теме «Экономическое развитие Вологодского края в первой половине XIX века»

Урок по истории Вологодского края, 8 класс по теме «Экономическое развитие Вологодского края в первой половине XIX века»

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель Золоткова Любовь Васильевна

Конспект урока истории по теме

«Экономическое развитие Вологодского края в первой половине XIX века»

Цель: выявление уровня экономического развития Вологодского края в первой половине XIX века.

Задачи для учителя:

1) актуализировать знания по теме «Экономическое развитие России в первой половине XIX века»;

  1. организовать исследование по заданной теме: подвести к формулированию цели исследования, предположений, организовать работу в группах по составлению карты;

  2. организовать проведение отчета о проделанной работе;

  3. организовать обсуждение по результатам работы.

Задачи для обучающихся:

1) выявить предмет исследования;

2) познакомиться с информацией;

3) заполнить карту;

4) презентовать свою работу, дать им оценку;

5) сделать вывод об уровне экономического развития края.

Оборудование:

  • учебное пособие Безнина М.А. История Вологодского края XIX- начала XXI века. - Вологда, 2009 г.;

  • карта «Вологодский край в XVIII- XIX вв.» (приложение 1);

  • настенная карта «Россия в XIX в.»;

  • компьютер.

Тип урока: изучение нового материала.

Внутрипредметные связи:

«Экономическое развитие России в первой половине XIX века».


Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Приветствует учеников. Проверяет оборудование.

Настраивает учащихся на работу.

Приветствуют учителя.

Актуализация знаний

Организует работу по актуализации знаний:

- В ходе изучения истории России вы познакомились с экономическим развитием в стране в первую половину XIX в. Используя карту, кратко расскажите об уровне экономики нашего государства.

Отвечают на вопрос учителя, выделяя главные отрасли экономики, центры экономического развития.

Мотивация к учебной деятельности

Организация проблемной ситуации для включения обучающихся в работу по целеполаганию:

- Покажите на карте территорию нашего края.

Показывают на карте территорию Вологодского края.

- Что вы можете сказать о его экономическом развитии?

Выясняют, что карта не дает информации на поставленный вопрос.

- Означает ли это отсутствие экономического развития в крае?

Предполагают, что развитие было, но по сравнению с объемами страны оно было небольшим.

Целеполагание, определение темы урока, его задач

Предлагает сформулировать тему и цель урока.

Формулируют тему «Экономическое развитие Вологодского края в I половине XIX века», цель - определить уровень экономического развития края.

- Что поможет нагляднее представить нужную информацию?

- Карта.

- Поскольку карты об экономическом развитии края нет, я предлагаю сделать ее самим, использую карту «Вологодский край в XVIII- XIX вв.» Что вам для этого нужно сделать?

- Познакомиться с необходимой информацией, выделить отрасли экономики, разработать условные обозначения, нанести на карту.

Решение учебной задачи

Предлагает выполнить работу в программах Paint, Microsoft PowerPoint, начиная с вопроса «Транспортные артерии края».

Выполняют работу (сначала изучают вопрос «Транспортные артерии края», в программе Paint наносят на карту основные транспортные магистрали. Затем, изучив теоретический материал по остальным отраслям экономики и перенеся получившееся изображение в презентацию, наносят условные обозначения на карту, составляют легенду карты. Распечатывают получившиеся изображения (приложение 2).

Обобщение и систематизация знаний

Предлагает продемонстрировать результат своей работы.

Презентуют получившиеся карты.

Предлагает оценить работу одноклассников.

Дают оценку работам одноклассников, аргументируя свою точку зрения.

Организует работу по анализу изученного материала.

Сообщают:

- об отраслевой структуре экономики: о специализации промышленности края, о направлениях развития сельского хозяйства, о ярмарках, о воднотранспортных магистралях;

- о концентрации экономических объектов на территории края;

- об уровне развития экономики края по сравнению со всероссийским.

- Найдите на карте территорию нашего района, сделайте вывод об экономике этой территории

- На территории нашего района промышленных объектов и ярмарок не было, занимались сельским хозяйством и лесными промыслами.

Рефлексия

Предлагает ученикам соотнести цель урока с результатами, а полученные результаты с ранее выдвинутыми предположениями.

- Мы определили уровень развития экономики нашего края: в сельском хозяйстве уровень был низким, в промышленности наблюдался небольшой рост. Как мы и предполагали по сравнению с показателями по стране, экономика края была представлена мелким производством, т.е. промышленный переворот еще не затронул территории Вологодского края, поэтому на карте России экономические объекты не обозначены.

Предлагает оценить свою работу на уроке.

Оценивают себя.

Домашнее задание.

Предлагает подготовить сообщение о любой отрасли экономики края.

Источники

Безнин М.А. История Вологодского края XIX- начала XXI века. Учебное пособие для учащихся 8-9 классов - Вологда, 2009 г.;


Приложение 1

Карта «Вологодский край в XVIII- XIX вв.»

Урок по истории Вологодского края, 8 класс по теме «Экономическое развитие Вологодского края в первой половине XIX века»




Приложение 2

Вариант получившейся карты

Урок по истории Вологодского края, 8 класс по теме «Экономическое развитие Вологодского края в первой половине XIX века»

© 2010-2022