Дидактический материал по культуре раннего средневековья

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Раннее средневековье

РАЗВИТИЕ ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

VI- IX века на юге Казахстана и ю-з районах Жетысу была развита городская культура

Китайские летописи свидетельствуют о существовании в начале VII века в Ю. Казахстане города Испиджаб ( по сведениям Кашгари в VI веке носил название Сайрам . ( ныне Сайрам крупный населеный пункт Ю.К области )

Центры оседлой культуры на юге Казахстана - города Отрар , Сауран , Сыгнак..

Жетысу существовали города - Талхир ( Талгар), Алмалы, Койлык.

Города из трех частей: свидетельство о неравноправии между жителями…

Центр- представители знати богатые купцы(дома на возвышенности, огораживались стенами

Во второй части, в предместье - мелкие торговцы, и ремесленники.

Третья часть - окружала вторую - десь жили земледельцы , бедняки.

ТОРГОВЛЯ И ДЕНЕЖНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ТОРГОВЛЯ ВЕЛАСЬ ПО ТРЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ

  1. Международная торговля

  2. Торговля внутри самих городов

  3. Торговые связи горожан и степного населения

Международная торговля важную роль играл ВШП

  • Северная ветвь - через юг Казахстана и Жетысу, по этому пути через Суяб , Тараз и Испиджаб шли торговые пути.

  • Одно из ответвлений ВШП шло из Испиджаба в Фараб, оттуда через Туркестан в ЦК

  • Казахстан связующие звено между З и В .

  • Использовать в своих интересах пытался знаменитый тюркский каган Иштеми, отправлял не раз своих послов для установления связей с Ираном и Византией.

  • В страну поступали шелк, бумага , зеркала и др.вещи.

  • Со Среднего и Ближнего Востока тюрки получали ковры, драгоценные камни , жемчуга и кораллы, стекло и различные камни.

  • Вывозили скот ,продукция животноводства и земледелия

ДЕНЬГИ.

  • Тюгеши в Таразе выпускали монеты,

  • В присардарьинских городах найдены деньги тюркского племенного союза КангуТарбан

  • Монеты отчеканенные в Жетысу, найдены в Согде, Фергане , Западной Сибири.

Архитектура .

  • В результате археологических раскопок средневековых городов Тараз , Кызылозен,Куйрыктобе , Баба-Ата, Костобе обнаружены остатки фундамента жилых домов -ясное представление о достаточно высоком уровне архитектурного строительства

  • Жамбыльская область фундамент Акыртас VII-VIII строившийся но не законченный до конца . из прямоугольных каменных блоков , середина как ясли для корма скота ) из мелких каменей и глины ,местные жители называли Акыртас (Каменная кормушка). Байпаков считает ,что сооружен в эпоху Карлукского каганата 766-893 года,

180-205 м площадь , из 4 частей и множества комнат ,

ширина внешнего ограждения 5м,

внутреннего 3-3,5 м.

легенда джигит по имени Алан - Хазар влюбленный в девушку в знак беспредельной любви решил возвести величественное сооружение .прорыл канал вокруг сооружения , что бы отблагодарить скудную растениями землю от реки Талас, но не завершил строительство по неизвестной причине , но памятник образец смелого архитектурно -строительного решения для своего времени.

  • «САРДОБА» купольное полуподземное сооружение над колодцами, построенное для путников и скотоводов по -персидски « сардоба»

*однокупольная Мырзарабат

*многокупольная Якка построена близ стоянок скотоводов ,для хозяйственных нужд

Они спроектированы наподобие юрты

РЕЛИГИОЗНОЕ ЗОДЧЕСТВО

  • Дын -разновидность зодчества доисламского периода ,напоминает юрту, стены из камня VIII век в период существования Кимакского и Карлукского каганатов. Сохранились памятники в ЦК, Жетысу, Тарбагатае, Мангыстау.

  • Остатки буддийских храмов на месте городов Акбешим (размер храма 76 на 22 м)и Суяб .построены в конце VII- начале VIII

  • В Таразе руины других религиозных храмов. Объясняется различие нахождения разных храмов ВШП

  • Исламские мечети со второй половины IX века. Остатки мечети на кургане Баба- Ата близ одноименного села в Сузакском районе ЮК области на северных склонах Каратау.

*пятикупольное, выложенное кирпичом снаружи, отличается от других, говорит о том это , что на юге Казахстана и в Жетысу развитие религиозных верований привело к формированию характерного стиля исламских сооружений.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

  • Раньше, чем архитектура.

  • Со временем стали наноситься на архитектурные сооружения- дворцовый комплекс города Костобе.

  • Самый распространенный вид архитектурного украшения- художественная отделка способом углубления в толстом слое глиняной штукатурки. Орнамент в виде растений геометрических фигур

  • Орнамент по дереву. При раскопках города Куйроктобе близ Отрара. На досках украшавших арку зала для торжеств, и потолках были изображения богов разных религий.

  • Петроглифы -наскальные изображения древних тюрков . на две группы . Первая- изображения всадников , охота на зверей, перекочевка, поединки. Вторая - изображение диких зверей. Изображение воинов-всадников со знаменем отражает военно-политический характер тюркских каганатов. , символизирует героический дух …

СКУЛЬПТУРА

«балбал»- каменные скульптуры в тюркской письменности

«балбык»- в орхонской письменности

Позднее «кемпиртас»- каменная старуха, «таскелиншек»-каменная молодуха

Балбал в тюркских надписях -каменная скульптура , в ЦК и Жетысу, устанавливали на месте захоронений знатных людей и военачальников

Терракота - производство керамики из обожженной глины

Оссуарий - сосуд из глины , камня для хранения костей умершего

Тюрки в своем искусстве широко использовали достижения оседлой культуры Средней Азии. Они переняли у согдийцев образцы растениевидных орнаментов и развили их дальше

© 2010-2022