Разработка урока-исследования по истории России Дворцовые перевороты

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Урок - исследование.

«Эпоха Дворцовых переворотов». 7 класс.

Цель урока.

Сформировать у учащихся общее представление об особенностях развития России в эпоху дворцовых переворотов.

Задачи:

1.Сформировать личное представление о правителях эпохи дворцовых переворотов на основе изучения деятельности участников дворцовых переворотов;

2.Продолжить развитие умения анализировать исторические источники, сопоставлять фактические данные, устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно делать выводы;

3.Пробудить интерес к самостоятельному исследованию прошлого; показать, что через знание прошлого можно лучше понять настоящее, предвидеть будущее.

Вид урока: Выполнение группового проекта.

Оборудование урока: Ноутбук, презентация, распечатки документов, таблиц, заданий, памятки по оцениванию и работе с документом.

Основные понятия: Дворцовые перевороты, Верховный тайный совет, фаворит, кондиции, гвардия, манифест.

Здесь коротко и строго

Царило много лиц;

Царей не слишком много,

А более цариц…

А. К. Толстой

… престол … отдан на волю случая и стал его игрушкой.

…Когда отсутствует или бездействует закон, политический вопрос обыкновенно решается господствующей силой.

В. О. Ключевский.

Этапы урока:

I. Мотивационный:

Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит рассмотреть события истории нашей страны, которые произошли после смерти Петра I. Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока .

Предлагаю к учащимся высказать свои предположения по содержанию эпиграфа и выявить причинно-следственной связи между предложенными высказываниями.

Выскажите, пожалуйста, свои предположения по содержанию событий, которые будут рассматриваться на уроке;

II этап. Целеполагание: Подвожу учащихся к формулировке цели, основываясь на анализе темы урока в предложенной формулировке.

Цель: выяснить особенности развития России в эпоху дворцовых переворотов.

III этап. Исследовательский. Актуальность темы исследования формулирую сама.

Эпоха дворцовых переворотов является одной из самых интересных страниц истории Российского государства. Борьба сильных личностей, закулисные интриги, высокие и низменные страсти- всё можно найти здесь. Не случайно, именно события XVIII в. стали источником вдохновения для авторов повестей и романов, материалом для множества кинолент. Человеческие характеры, обострённые до предела борьбой за власть, всегда будут волновать читателя, зрителя, исследователя.

Не так недавно Россия переживала период политической нестабильности. нельзя не заметить ряда общих черт, характерных как для событий XVIII в., так и для недалёкого прошлого: слабая личность во главе государства, бескомпромиссная борьба партий, раскол и непонимание между политической элитой и обществом. События августа 1991 г. и осени 1993 г. могут по праву считаться попытками государственного переворота, причём в обоих случаях особая роль принадлежала элитным военным подразделениям, а центром действия стала столица. Эпоха дворцовых переворотов XVIII в., в которых, как в зеркале, отразились события недавнего прошлого. Таким образом, проблема дворцовых переворотов XVIII в. представляется необычайно актуальной и на сегодняшний день.

Исходя из сказанного, нам необходимо в результате исследовательского проекта составить кластер об этой исторической эпохе.

Для этого мы поделимся на 5 рабочих групп. Каждая группа получает конверт с заданием, историческими документами. Каждая группа имеет маркеры и лист А3, где будут оформлять результаты своего исследования.

Задание I группе. Объяснение, что такое дворцовый переворот и выяснить причины эпохи дворцовых переворотов. .

Задание II группе Составить схему претендентов на престол после смерти ПетраI.

Учащиеся работают на листе. Составляют схему, приклеивают портреты и указывают годы правления.

Задание III группе. Проанализировать деятельность участников дворцовых переворотов, данные занести в таблицу, сделать выводы.

А) Екатерина I.

Б).ПётрII

Задание IV группе. Проанализировать деятельность участников дворцовых переворотов, данные занести в таблицу, сделать выводы.

А) Анна Иоанновна.

Б). Иван Антонович.

Задание V группе. Проанализировать деятельность участников дворцовых переворотов, данные занести в таблицу, сделать выводы.

А) Елизавета Петровна.

Б) Пётр III.





IV этап. Заключительный. Отчёт групп. Каждая группа, отчитывается о результатах своего исследования, которые оформлены на листе. В результате составлен кластер - презентация коллективного проекта.







V этап: Закрепление изученного материала с использованием приёма

« Немое кино».

Зачитываю характеристики участников дворцовых переворотов, тот из учащихся кто догадался о ком идёт речь, подходит и молча показывает портрет на кластере.

  1. "Царь похож на своего деда в том отношении, что он стоит на своём, не терпит возражений и делает, что хочет" (Лефорт, саксонский посол).(О ПетреII)

  2. По легенде пришла ночью в гвардейский полк и сказала: «Ребята! Вы знаете, чья я дочь, ступайте за мной». ( О Елизавете Петровне)

  3. "Страшная эгоистка, … с сердцем холодным, расчетливая до скупости, алчная до корысти, при этом суеверная, лишенная всякого образования, даже малограмотная..." (М. Семёновский) ( О ЕкатеринеI)

  4. "Шлиссельбургский узник» ( О Иване Антоновиче)

  5. "Затащили меня в эту проклятую Россию, где я должен считать себя государственным арестантом, тогда как если бы оставили меня на воле, то теперь я сидел бы на престоле цивилизованного народа".( Пётр III)

  6. "Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забились на самые доходные места в управлении" (В.О.Ключевский). ( О Анне Иоанновне)

Рефлексия: Закончи предложение:

- сегодня на уроке меня удивило….

- сегодня на уроке мне понравилось….

- сегодня на уроке мне не понравилось…

Д/з: Составить синквейн о любом из участников дворцовых переворотов.



© 2010-2022